Монополистическая конкуренция и деятельность монополистически конкурентной фирмы
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Тема 11. Монополистическая конкуренция и олигополия (4 часа). Введение: Как известно, помимо чистой монополии существует еще два типа рыночных структур, относящихся к несовершенной конкуренции – это олигополия и монополистическая конкуренция. В данной лекции мы рассмотрим основные черты этих моделей рынка, определение оптимального объема производства, максимизирующего прибыль, в краткосрочном и долгосрочном периодах, показатели измерения концентрации рынка, а также основные модели олигополии. Кроме того, будет уделено внимание вопросам антимонопольного регулирования в России. Монополистическая конкуренция и деятельность монополистически конкурентной фирмы. Олигополия и ее основные модели. Антимонопольное регулирование в Российской Федерации. Монополистическая конкуренция и деятельность монополистически конкурентной фирмы Монополисмическая конкуренция - тип рыночной структуры, при котором множество фирм производят дифференцированные товары. Продукция этих фирм является близкой, но не полностью взаимозаменяемой, т. е. каждая из множества мелких фирм выпускает продукт, несколько отличающийся от продукции конкурентов. Количество фирм на рынке может достигать 25, 40, 60 и т. д. К монополистической конкуренции относятся рестораны, пекарни, станции техобслуживания, производство зубной пасты, мыла, дезодорантов, стирального порошка, рынок лекарств, лыж, велосипедов и т. д. Теория монополистической конкуренции была впервые описана Эдвардом Чемберлином в труде «Теория монополистической конкуренции» (1933 г.) и независимо от него Джоан Робинсон в работе «Экономическая теория несовершенной конкуренции». Каковы же основные черты монополистической конкуренции?
1. Как и в условиях чистой монополии, монополистически конкурентная фирма имеет убывающую кривую спроса, т. е. является «искателем цены», а ее предельный доход (MR) меньше цены (рис. 9.1). 2. Как и в условиях совершенной конкуренции, доступ других фирм на рынок свободен, а потенциальная возможность получить прибыль привлекает новые фирмы с конкурирующими марками товаров, снижая экономические прибыли до нуля. 3. Отсутствие взаимной зависимости фирм и не возможность тайного сговора. 4. Экономическое соперничество влечет за собой как ценовую, так и неценовую (товарную) конкуренцию. Р Q Рис. 9.1. Цена и предельный доход при монополистической конкуренции
Если монополистический конкурент снизит цену, то спрос на его продукцию возрастет, поскольку часть покупателей начнут приобретать товар его фирмы, а не других. Но не все покупатели переключатся на продукцию фирмы с более низкой ценой на товар, так как многие из них являются приверженцами продукции определенной марки, предпочитают своего парикмахера и массажиста. Таким образом, продукт дифференцируется по качеству, услугам, размещению, вместе с тем могут быть и мнимые различия, созданные посредством рекламы за счет более удачного дизайна, упаковки, использования торговой марки. Спрос в условиях монополистической конкуренции является эластичным по цене, но лишь до определенных пределов. Степень ценовой эластичности спроса в условиях монополистической конкуренции зависит от количества конкурентов и степени дифференциации продукта. Чем больше конкурентов, тем эластичность спроса по цене будет выше (при увеличении цены можно быстро потерять покупателей). Чем меньше дифференциация продукта, тем эластичность спроса также будет выше (чем незначительнее будут отличия продукции одной фирмы от продукции другой фирмы, тем быстрее покупатели переключатся на продукцию с более низкой ценой).
В краткосрочном периоде в отрасли имеется фиксированное число фирм. Кривая спроса (D), мы знаем, является убывающей, а кривая предельного дохода (MR) расположена ниже кривой спроса (рис. 9.2). Исходя из правила максимизации прибыли, фирма будет максимизировать свою прибыль, производя такой объем продукции, при котором предельный доход (MR) будет равен предельным издержкам (МС). Цену (Р0), соответствующую оптимальному объему выпускаемой продукции (Q0), покажет кривая спроса D. На этом завершается первый этап определения оптимального объема производства, максимизирующего прибыль (если фирма собирается что-либо производить). На втором этапе монополистический конкурент, так же как совершенный конкурент и монополист, решает, а стоит ли производить вообще? Если цена больше средних издержек (РО > АС0), то фирма получает экономическую прибыль (рис. 9.3) (площадь заштрихованного прямоугольника), равную (РО – АС0) * Q0, где РО - цена товара, АС0 - средние издержки, Q0 - оптимальный объем выпуска. В этом случае ей обязательно нужно производить на уровне оптимального объема производства.
Рис. 9.2. Выбор оптимального объема производства, Рис. 93. Выбор оптимального объема производства когда монополистический конкурент монополистическим конкурентом, когда собирается что-либо производить цена (РО) больше средних издержек (АСо)
Если же цена меньше средних издержек (РО < АС0), то это означает, что перед фирмой стоит задача не максимизации прибыли, а минимизации убытков. В этом случае при принятии решения производить или нет фирма должна сравнивать цену продукции со средними переменными издержками 1. Если цена больше средних переменных издержек (РО > АVC0), то производить следует, так как цена покрывает не только средние переменные издержки, но и часть постоянных, которые в краткосрочном периоде монополистический конкурент несет даже в том случае, если ничего не производит (рис. 9.4, а). Если бы фирма не работала, то ее убытки были бы равны сумме постоянных издержек (АС0 – АVC0) * Q0 (площадь большого заштрихованного прямоугольника). В случае если она работает, т. е. выпускает Q0 единиц продукции, ее убытки сокращаются до величины (АСО – Р0) * Q0 (площадь верхнего заштрихованного прямоугольника).
2. Если же цена меньше средних переменных издержек (РО <АVC0), т. е. не покрывает даже их, то это означает, что фирме нужно временно свернуть производство. В этом случае убытки будут минимальными (рис. 9.4, 6). Если бы фирма работала, то ее убытки были бы равны (АС0 – Р0) * Q0 (площадь большого заштрихованного прямоугольника), в случае же если фирма работать не будет, то ее убытки будут равны только сумме постоянных издержек (АС0 – АVC0) * Q0 (площадь верхнего заштрихованного прямоугольника).
Рис. 9.4. Минимизация убытков, когда цена: а — больше средних переменных издержек; б — меньше средних переменных издержек
В долгосрочном периоде оптимальный объем производства достигается при равенстве долгосрочных предельных издержек и долгосрочного предельного дохода (при условии, что фирма собирается что- либо производить). Долгосрочная равновесная цена будет определяться долгосрочной кривой спроса. На этом завершается первый этап выбора оптимального объема производства. На втором этапе перед фирмой-монополистическим конкурентом также встает вопрос: а стоит ли вообще начинать производство? Здесь следует отметить, что в условиях долгосрочного равновесия фирма должна функционировать хотя бы безубыточно, т. е. цена на ее продукцию должна быть не ниже долгосрочных средних издержек (рис. 9.5). Площадь заштрихованного прямоугольника (Р0 – LAC0) * Q0 - это получаемая экономическая прибыль. В противном случае (Р0 < LAC0) монополистическому конкуренту следует уйти с рынка. Ситуации минимизации убытков здесь быть не может.
Рис. 9.5. Получение экономической прибыли монополистическим конкурентом в долгосрочном периоде
Как же определяется долгосрочное равновесие фирмы - монополистического конкурента? На долговременном этапе получение экономической прибыли будет стимулировать другие фирмы к вступлению на рынок. Это приведет к следующему:
·спрос на продукцию функционирующих на рынке фирм уменьшится, так как увеличится количество товаров-заменителей; ·приспосабливаясь к новым условиям конкуренции, существующие на рынке фирмы увеличат расходы на рекламу, улучшат технологические и конструктивные свойства товаров и пр., в результате чего увеличатся и средние издержки. Этот двоякий процесс будет продолжаться до тех пор, пока не останется экономических прибылей, привлекающих новые фирмы. Цена будет равняться средним издержкам и фирма - монополистический конкурент получит нулевую экономическую прибыль. Приток новых фирм в отрасль прекратится (рис. 9.6). Кривая долгосрочных средних издержек (LAC) в условиях долгосрочного равновесия является касательной к кривой спроса (DL).
Рис. 9.6. Установление долгосрочного равновесия при монополистической конкуренции
Фирма, получающая экономическую прибыль в краткосрочном периоде, постарается помешать установлению на практике долгосрочного равновесия путем, во-первых, совершенствования своего товара и увеличения разнообразия (дифференциации) продуктов, а, во-вторых, путем увеличения объема рекламы и улучшения ее качества. Считается, что если совершенствование товара адаптирует продукт к потребительскому спросу, то реклама, наоборот, приспосабливает потребительский спрос к продукту. Цель рекламы - увеличить долю фирмы на рынке и усилить желание потребителей покупать именно этот товар. Как видно из рис. 9.7, при оптимальном объеме продукции (Q1), выпускаемой фирмой-монополистическим конкурентом, цена (P1) все же превышает· предельные издержки (LMC0), т. е. фирма еще будет обладать монопольной властью (например, ее фирменная марка является уникальной), что приводит к чистым убыткам общества (площадь заштрихованного прямоугольника). Но, подобно монополисту, монополистически конкурентная фирма не снизит цену, чтобы повысить объем предложения за пределы той точки, в которой предельный доход равняется предельным издержкам. Кроме того, при монополистической конкуренции фактический объем производства фирмы меньше того, который минимизирует средние издержки, т. е. цена больше минимальных средних издержек. Это означает, что фирмы имеют резервные производственные мощности, которые являются неэффективными. Если бы в отрасли было меньше фирм и каждая производила бы большее количество продукции, то такое же количество товаров можно было бы про извести при более низких средних издержках. Исходя из этих предположений, некоторые экономисты утверждают, что монополистическая конкуренция выражается в слишком большом количестве заправочных станций, супермаркетов, ресторанов и т. д., функционирующих вполсилы и устанавливающих необоснованно завышенные цены. Но, несмотря на высокие цены, каждый получает лишь минимальную прибыль, необходимую для продолжения бизнеса.
Возникает вопрос: является ли монополистическая конкуренция социально нежелательным явлением? Есть 2 причины, которые компенсируют указанные издержки монополистической конкуренции. Во-первых, на большинстве рынков монополистической конкуренции монопольная власть невелика. Высокоэластичный характер спроса говорит о том, что цена и объем производства не слишком отличаются от тех, которые имели бы место быть при совершенной конкуренции. Во-вторых, нельзя игнорировать ценность разнообразия продуктов, свойственного монополистической конкуренции. Ведь чем больше разнообразие товаров, тем больше вероятность того, что будут полностью удовлетворены вкусы различных групп потребителей. В развитом обществе потребители согласны платить больше за разнообразие ассортимента. Как показывает действительность, польза от разнообразия товаров легко перевешивает издержки от нерентабельности и неэффективности монополистической конкуренции.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|