Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Монополистическая конкуренция и деятельность монополистически конкурентной фирмы




Тема 11. Монополистическая конкуренция и олигополия (4 часа).

Введение:

Как известно, помимо чистой монополии существует еще два типа рыночных структур, относящихся к несовершенной конкуренции – это олигополия и монополистическая конкуренция. В данной лекции мы рассмотрим основные черты этих моделей рынка, определение оптимального объема производства, максимизирующего прибыль, в краткосрочном и долгосрочном периодах, показатели измерения концентрации рынка, а также основные модели олигополии. Кроме того, будет уделено внимание вопросам антимонопольного регулирования в России.

Монополистическая конкуренция и деятельность монополистически конкурентной фирмы.

Олигополия и ее основные модели.

Антимонопольное регулирование в Российской Федерации.

Монополистическая конкуренция и деятельность монополистически конкурентной фирмы

Монополисмическая конку­ренция - тип рыночной струк­туры, при котором множество фирм производят дифферен­цированные товары. Продукция этих фирм является близкой, но не полностью взаимозаменяе­мой, т. е. каждая из множества мелких фирм выпускает продукт, несколько отличающийся от продукции конкурентов. Количество фирм на рынке может достигать 25, 40, 60 и т. д. К монополистической кон­куренции относятся рестораны, пекарни, станции техобслуживания, производство зубной пасты, мыла, дезодорантов, стирального порошка, рынок лекарств, лыж, велосипедов и т. д.

Теория монополистической конкуренции была впервые описана Эдвардом Чемберлином в труде «Теория монополистической конку­ренции» (1933 г.) и независимо от него Джоан Робинсон в работе «Экономическая теория несовершенной конкуренции». Каковы же основные черты монополистической конкуренции?

1. Как и в условиях чистой монополии, монополистически конку­рентная фирма имеет убывающую кривую спроса, т. е. является «ис­кателем цены», а ее предельный доход (MR) меньше цены (рис. 9.1).

2. Как и в условиях совершенной конкуренции, доступ других фирм на рынок свободен, а потенциальная возможность получить прибыль привлекает новые фирмы с конкурирующими марками то­варов, снижая экономические прибыли до нуля.

3. Отсутствие взаимной зависимости фирм и не возможность тай­ного сговора.

4. Экономическое соперничество влечет за собой как ценовую, так и неценовую (товарную) конкуренцию.

Р

Q

Рис. 9.1. Цена и предель­ный доход при монополис­тической конкуренции

 

Если монополистический конкурент снизит цену, то спрос на его продукцию возрастет, поскольку часть покупателей начнут приоб­ретать товар его фирмы, а не других. Но не все покупатели переключатся на продукцию фирмы с более низкой ценой на товар, так как многие из них являются приверженца­ми продукции определенной марки, предпо­читают своего парикмахера и массажиста. Таким образом, продукт дифферен­цируется по качеству, услугам, размещению, вместе с тем могут быть и мнимые различия, созданные посредством рекламы за счет более удач­ного дизайна, упаковки, использования торговой марки.

Спрос в условиях монополис­тической конкуренции явля­ется эластичным по цене, но лишь до определенных преде­лов. Степень ценовой эластичности спроса в условиях монополистической кон­куренции зависит от количества конкурентов и степени диффе­ренциации продукта. Чем больше конкурентов, тем эластичность спроса по цене будет выше (при увеличении цены можно быстро потерять покупателей). Чем меньше дифференциация продукта, тем эластичность спроса также будет выше (чем незначительнее будут отличия продукции одной фирмы от продукции другой фир­мы, тем быстрее покупатели переключатся на продукцию с более низкой ценой).

В краткосрочном периоде в отрасли имеется фиксированное чис­ло фирм. Кривая спроса (D), мы знаем, является убывающей, а кри­вая предельного дохода (MR) расположена ниже кривой спроса (рис. 9.2). Исходя из правила максимизации прибыли, фир­ма будет максимизировать свою прибыль, производя такой объем про­дукции, при котором предельный доход (MR) будет равен предель­ным издержкам (МС). Цену 0), соответствующую оптимальному объему выпускаемой продукции (Q0), покажет кривая спроса D. На этом завершается первый этап определения оптимального объема производства, максимизирующего прибыль (если фирма собирается что-либо производить).

На втором этапе монополистический конкурент, так же как со­вершенный конкурент и монополист, решает, а стоит ли производить вообще? Если цена больше средних издержек О > АС0), то фирма получает экономическую прибыль (рис. 9.3) (площадь заштрихован­ного прямоугольника), равную ОАС0) * Q0, где РО - цена товара, АС0 - средние издержки, Q0 - оптимальный объем выпуска. В этом случае ей обязательно нужно производить на уровне оптимального объема производства.

 

Рис. 9.2. Выбор оптимального объема производства, Рис. 93. Выбор оптимального объема производства

когда монополистичес­кий конкурент монополисти­ческим конкурентом, когда

собирается что-либо производить цена О) больше средних издержек (АСо)

 

Если же цена меньше средних издержек О < АС0), то это означа­ет, что перед фирмой стоит задача не максимизации прибыли, а ми­нимизации убытков. В этом случае при принятии решения произво­дить или нет фирма должна сравнивать цену продукции со средними переменными издержками

1. Если цена больше средних переменных издержек О > АVC0), то производить следует, так как цена покрывает не только средние переменные издержки, но и часть постоянных, которые в краткосроч­ном периоде монополистический конкурент несет даже в том случае, если ничего не производит (рис. 9.4, а). Если бы фирма не работала, то ее убытки были бы равны сумме постоянных издержек (АС0АVC0) * Q0 (площадь большого заштрихованного прямоугольника). В слу­чае если она работает, т. е. выпускает Q0 единиц продукции, ее убыт­ки сокращаются до величины (АСОР0) * Q0 (площадь верхнего заш­трихованного прямоугольника).

2. Если же цена меньше средних переменных издержек О <АVC0), т. е. не покрывает даже их, то это означает, что фирме нужно времен­но свернуть производство. В этом случае убытки будут минималь­ными (рис. 9.4, 6). Если бы фирма работала, то ее убытки были бы равны (АС0Р0) * Q0 (площадь большого заштрихованного прямо­угольника), в случае же если фирма работать не будет, то ее убытки будут равны только сумме постоянных издержек (АС0АVC0) * Q0 (площадь верхнего заштрихованного прямоугольника).

 

 

 

 

Рис. 9.4. Минимизация убытков, когда цена:

а — больше средних переменных издержек;

б — меньше средних переменных издержек

 

В долгосрочном пе­риоде оптимальный объем производства достигается при равенстве долгосрочных предельных издержек и долгосрочного предельного дохода (при ус­ловии, что фирма собирается что- либо производить). Долгосрочная рав­новесная цена будет определяться долгосрочной кривой спроса. На этом завершается первый этап выбора оптимального объема производства.

На втором этапе перед фирмой-монополистическим конкурентом также встает вопрос: а стоит ли вообще начинать производство? Здесь следует отметить, что в условиях долгосрочного равновесия фирма дол­жна функционировать хотя бы безубыточно, т. е. цена на ее продукцию должна быть не ниже долгосрочных средних издержек (рис. 9.5). Пло­щадь заштрихованного прямоугольника 0LAC0) * Q0 - это полу­чаемая экономическая прибыль. В противном случае 0 < LAC0) мо­нополистическому конкуренту следует уйти с рынка. Ситуации ми­нимизации убытков здесь быть не может.

 

 

Рис. 9.5. Получение экономической прибыли монополистическим конкурен­том в долгосрочном периоде

 

Как же определяется долгосрочное рав­новесие фирмы - монополистического конкурента?

На долговременном этапе получе­ние экономической прибыли будет стимулировать другие фирмы к вступлению на рынок. Это приведет к следующему:

·спрос на продукцию функционирующих на рынке фирм умень­шится, так как увеличится количество товаров-заменителей;

·приспосабливаясь к новым условиям конкуренции, существу­ющие на рынке фирмы увеличат расходы на рекламу, улучшат технологические и конструктивные свойства товаров и пр., в результате чего увеличатся и средние издержки.

Этот двоякий процесс будет продолжаться до тех пор, пока не ос­танется экономических прибылей, привлекающих новые фирмы. Цена будет равняться средним издержкам и фирма - монополистический конкурент получит нулевую экономическую прибыль. Приток новых фирм в отрасль прекратится (рис. 9.6). Кривая долгосрочных сред­них издержек (LAC) в условиях долгосрочного равновесия является касательной к кривой спроса (DL).

 

 

Рис. 9.6. Установление долгосрочного равновесия при монополистической конкуренции

 

Фирма, получающая экономическую прибыль в крат­косрочном периоде, постарается помешать установлению на практике долгосрочного равновесия путем, во-первых, совершенствования своего товара и увеличения разнооб­разия (дифференциации) продуктов, а, во-вторых, путем увеличения объема рекламы и улучшения ее качества.

Считается, что если совершенствование товара адаптирует про­дукт к потребительскому спросу, то реклама, наоборот, приспосаб­ливает потребительский спрос к продукту. Цель рекламы - увели­чить долю фирмы на рынке и усилить желание потребителей поку­пать именно этот товар.

Как видно из рис. 9.7, при оптимальном объеме про­дукции (Q1), выпускаемой фирмой-монополис­тическим конкурентом, цена (P1) все же превышает· предельные из­держки (LMC0), т. е. фирма еще будет обладать монопольной властью (например, ее фирменная марка является уникальной), что приво­дит к чистым убыткам общества (площадь заштрихованного прямо­угольника). Но, подобно монополисту, монополистически конкурен­тная фирма не снизит цену, чтобы повысить объем предложения за пределы той точки, в которой предельный доход равняется предель­ным издержкам. Кроме того, при монополистической конкуренции фактический объем производства фирмы меньше того, который ми­нимизирует средние издержки, т. е. цена больше минимальных сред­них издержек. Это означает, что фирмы имеют резервные производ­ственные мощности, которые являются неэффективными. Если бы в отрасли было меньше фирм и каждая производила бы большее коли­чество продукции, то такое же количество товаров можно было бы про извести при более низких средних издержках.

Исходя из этих предположений, некоторые экономисты утверж­дают, что монополистическая конкуренция выражается в слишком большом количестве запра­вочных станций, супермар­кетов, ресторанов и т. д., функционирующих впол­силы и устанавливающих необоснованно завышенные цены. Но, несмотря на высо­кие цены, каждый получает лишь минимальную при­быль, необходимую для про­должения бизнеса.

Возникает вопрос: является ли монополистичес­кая конкуренция социально нежелательным явлением? Есть 2 причины, которые компенсируют указанные издержки монополистической конкурен­ции. Во-первых, на большинстве рынков монополистической конку­ренции монопольная власть невелика. Высокоэластичный характер спроса говорит о том, что цена и объем производства не слишком от­личаются от тех, которые имели бы место быть при совершенной кон­куренции. Во-вторых, нельзя игнорировать ценность разнообразия продуктов, свойственного монополистической конкуренции. Ведь чем больше разнообразие товаров, тем больше вероятность того, что бу­дут полностью удовлетворены вкусы различных групп потребителей. В развитом обществе потребители согласны платить больше за разнообразие ассортимента. Как показывает действитель­ность, польза от разнообразия товаров легко перевешивает издерж­ки от нерентабельности и неэффективности монополистической конкуренции.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...