Олигополия и ее основные модели
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
Олигополия - тип рыночной структуры, при котором на рынке господствует несколько фирм, и каждая из них способна самостоятельно оказывать влияние на рыночную цену. К олигополии относятся такие отрасли, как производство алюминия, меди, стали, автомобильная промышленность, производство холодильников, пылесосов, стиральных ишвейных машин, телефонных аппаратов и т. д., т. е. олигополистический рынок (как и монополистически конкурентный) включает множество реально существующих рынков. Выделяют следующие основные черты олигополии: 1. Небольшое количество фирм, господствующих на рынке; на российском рынке автомобилей - это «ВАЗ», «ЗИЛ», «ГАЗ», «КАМАЗ». 2. Продукция может быть однородной (производство алюминия) или дифференцированной (производство автомобилей). 3. Ограничение доступа на рынок новых фирм. К естественным преградам относятся эффект масштаба, который может сделать неприбыльным сосуществование многих фирм на рынке, так как для этого нужны большие финансовые средства (речь идет о естественной олигополии) и патентование и лицензирование производственных технологий. Вместе с тем фирмами могут быть предприняты и стратегические действия, затрудняющие вступление новых фирм в отрасль. Например, фирмы могут угрожать конкурентам, что переполнят рынок товарами и снизят тем самым цены. Но время от времени приток новых фирм все-таки происходит. 4. Каждая фирма способна оказывать влияние на рыночную цену товара и зависит это от характера взаимодействия фирм. Значительное влияние на цену оказывает тайный сговор фирм. 5. Всеобщая взаимозависимость фирм. Олигополист должен предвидеть реакцию конкурентов на изменение ценовой стратегии фирмы, учитывая при этом, что конкуренты также постараются спрогнозировать ситуацию. Зависимость поведения каждой фирмы от реакции конкурентов называется олигополистической взаимосвязью. Именно всеобщая взаимозависимость - отличительная черта олигополии.
Когда на практике изучают ту или иную структуру рынка, используют такую его характеристику, как концентрация рынка, под которой понимается степень преобладания на рынке одной или нескольких фирм. Простейшим показателем, характеризующим концентрацию рынка, является коэффициент концентрации - процентное соотношение всех продаж, которое высчитывается для определенного числа фирм. Наиболее распространенным считается «доля четырех фирм» (объем продаж четырех фирм делится на объем продаж всей отрасли). Может быть и «доля шести фирм» и «доля восьми фирм» и т. д. Следует отметить, что этот показатель имеет ограничение: он не учитывает разницы между монополиями и олигополиями, так как коэффициент концентрации будет одним и тем же там, где одна фирма доминирует на рынке, и где, например, четыре фирмы делят рынок. Этот недостаток преодолевается с помощью индекса Герфиндаля, рассчитываемого путем возведения в квадрат процентной доли рынка каждой из фирм и суммирования полученных результатов:
Кг = d12+d22+…+dn2 где n - число конкурирующих фирм, dn - доля рынка n-й фирмы в процентах. С увеличением концентрации индекс Герфиндаля увеличивается; максимальна его величина для монополии, где она равна 1002, т. е. 10000. (Теперь мы перейдем к выбору оптимального объема производства и цены при олигополии.) Следует сказать, что общей модели поведения олигополиста при выборе оптимального объема производства, максимизирующего прибыль, не существует. Так как выбор зависит от поведения фирмы в ответ на изменения действий конкурентов, то могут возникать различные ситуации. В связи с этим выделяют следующие основные модели олигополии:
· модель Курно; · олигополия, основанная на тайном сговоре; · олигополия, не основанная на тайном сговоре (дилемма заключенного); · молчаливый сговор: лидерство в ценах. Модель Курно была представлена в 1838 г. французским экономистом Августином Курно. Дуополия - это частный случай олигополии, когда на рынке конкурируют друг с другом только две фирмы. При построении этой модели предполагается, что фирмы производят однородный товар и что известна рыночная кривая спроса. Максимизирующий прибыль объем производства первой фирмы (Q1) изменяется в зависимости от того, как, по мнению ее руководства (топ-менеджеров), будет расти объем производства второй фирмы (Q2). В результате каждая фирма строит свою кривую реакции (рис. 9.8).
Рис. 9.8. Равновесие Курно
Кривая реакции каждой фирмы говорит о том, сколько она будет производить при предполагаемом объеме производства своего конкурента. При равновесии каждая фирма устанавливает объем производства в соответствии со своей кривой реакции, поэтому равновесный уровень объема производства находится на пересечении двух кривых реакции. Это равновесие называется равновесием Курно. При нем каждый дуополист устанавливает объем производства, который максимизирует его прибыль при данном объеме производства конкурента. Тайный сговор — фактическое соглашение между фирмами отрасли с целью установления фиксированных цен и объемов производства. Во многих странах тайный сговор считается незаконным. К факторам, способствующим тайному сговору, относятся: • наличие правовой базы; • высокая концентрация продавцов (олигополистов); • примерно одинаковые средние издержки у фирм в отрасли; • невозможность проникновения новых фирм на рынок. Предполагается, что при тайном сговоре каждая фирма будет выравнивать свои цены и при понижении, и при повышении цен. При этом фирмы производят однородную продукцию и имеют одинаковые средние издержки. Тогда при выборе оптимального объема производства, максимизирующего прибыль, олигополист ведет себя подобно чистому монополисту (см. предыдущие лекции). Если две фирмы сговорились, то они строят кривую контракта (рис. 9.9), показывающую различные сочетания объемов производства двух фирм, которые
Рис. 9.9. Кривая контракта при тайном сговоре
максимизируют прибыль. Мы видим, что тайный сговор значительно выгоднее для фирм, чем не только совершенное равновесие, но и равновесие Курно, так как они будут производить меньше продукции, установив при этом выше цену. Если же тайного сговора нет (а в большинстве стран, таких какСША, Россия, некоторых европейских государствах, он является незаконным. — Прим. авт.), то олигополисты при установлении цены сталкиваются с дилеммой заключенных: двух заключенных обвинили в совместном совершении преступления; они находятся в отдельных тюремных камерах и не могут поддерживать связь друг с другом. Если оба сознаются, срок тюремного заключения каждого составит 5 лет. Если оба не сознаются — дело не будет доведено до конца, и каждый получит по 2 года тюрьмы. Если один сознается, а другой нет — то первый получит 1 год тюрьмы, а другой — 10 лет. Матрицу возможных результатов см. на рис. 9.10.
Рис. 9.10. Дилемма заключенного Рис. 9.11. Дилемма заключенного для олигополии
Перед заключенными стоит дилемма: признаваться или не признаваться в совершении преступления. Если бы они могли договориться, чтобы не признаваться, они бы не признались и получили бы по 2 года тюремного заключения. Но даже если бы такая возможность существовала, они не могут доверять друг другу. Если один не признается, то он рискует, что другой этим воспользуется. Поэтому, чтобы не делал первый, второму всегда выгоднее признаться. Тогда, вероятнее всего, признаются оба и пойдут в тюрьму на 5 лет. Олигополисты часто сталкиваются с дилеммой заключенных. Предположим, что две фирмы — единственные продавцы на рынке. Они сталкиваются с дилеммой, какую цену установить, высокую или низкую? Если договорятся и установят оба высокую цену, то получат по 20 млн руб., если оба установят относительно низкую цену — то получат по 15 млн руб., если одна из фирм установит высокую цену, а другая — низкую, то первая фирма получит 10 млн руб., а вторая — 30 (за счет первой). Матрицу возможных результатов см. на рис. 9.11. Очевидно, что каждой фирме выгодно установить относительно низкую цену, независимо от того, как поступит конкурент, и получить по 15 млн руб. Дилемма заключенных объясняет жесткость цены при олигополии.
Существует еще одна модель поведения в условиях олигополии, основанная на молчаливом тайном соглашении — «лидерство в ценах», когда доминирующая на рынке фирма меняет цену, а все другие ей следуют. Ценовому лидеру с молчаливого согласия остальных отводится ведущая роль в установлении отраслевых цен. Он может объявить об изменении цены, и, если его расчет верен, то остальные фирмы также повысят цены. В результате отраслевая цена изменяется без тайного сговора. Если же фирмы не поддерживают лидера, то он отказывается от увеличения цены, причем при частом повторении подобной ситуации происходит смена лидера на рынке.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|