Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Олигополия и ее основные модели




 

Олигополия - тип рыночной струк­туры, при котором на рынке господ­ствует несколько фирм, и каждая из них способна самостоятельно оказы­вать влияние на рыночную цену. К олигополии относятся такие от­расли, как производство алюминия, меди, стали, автомобильная промышленность, производство холодильников, пылесосов, стиральных ишвейных машин, телефонных аппаратов и т. д., т. е. олигополисти­ческий рынок (как и монополистически конкурентный) включает множество реально существующих рынков.

Выделяют следующие основные черты олигополии:

1. Небольшое количество фирм, господствующих на рынке; на рос­сийском рынке автомобилей - это «ВАЗ», «ЗИЛ», «ГАЗ», «КАМАЗ».

2. Продукция может быть однородной (производство алюминия) или дифференцированной (производство автомобилей).

3. Ограничение доступа на рынок новых фирм. К естественным преградам относятся эффект масштаба, который может сделать не­прибыльным сосуществование многих фирм на рынке, так как для этого нужны большие финансовые средства (речь идет о естествен­ной олигополии) и патентование и лицензирование производствен­ных технологий. Вместе с тем фирмами могут быть предприняты и стратегические действия, затрудняющие вступление новых фирм в отрасль. Например, фирмы могут угрожать конкурентам, что пере­полнят рынок товарами и снизят тем самым цены. Но время от вре­мени приток новых фирм все-таки происходит.

4. Каждая фирма способна оказывать влияние на рыночную цену товара и зависит это от характера взаимодействия фирм. Значитель­ное влияние на цену оказывает тайный сговор фирм.

5. Всеобщая взаимозависимость фирм. Олигополист должен пред­видеть реакцию конкурентов на изменение ценовой стратегии фирмы, учитывая при этом, что конкуренты также постараются спрогнозиро­вать ситуацию. Зависимость поведения каждой фирмы от реакции конкурентов называется олигополистической взаимосвязью. Именно всеобщая взаимозависимость - отличительная черта олигополии.

Когда на практике изучают ту или иную структуру рынка, используют такую его характеристику, как кон­центрация рынка, под которой понимается степень преобладания на рынке одной или нескольких фирм. Простейшим показателем, харак­теризующим концентрацию рынка, является коэффициент концен­трации - процентное соотношение всех продаж, которое высчитыва­ется для определенного числа фирм. Наиболее распространенным считается «доля четырех фирм» (объем продаж четырех фирм делится на объем продаж всей отрасли). Может быть и «доля шести фирм» и «доля восьми фирм» и т. д. Следует отметить, что этот показатель имеет огра­ничение: он не учитывает разницы между монополиями и олигополи­ями, так как коэффициент концентрации будет одним и тем же там, где одна фирма доминирует на рынке, и где, например, четыре фирмы делят рынок. Этот недостаток преодолевается с помощью индекса Гер­финдаля, рассчитываемого путем возведения в квадрат процентной доли рынка каждой из фирм и суммирования полученных результатов:

 

Кг = d12+d22+…+dn2

где n - число конкурирующих фирм, dn - доля рынка n-й фирмы в процентах.

С увеличением концентрации индекс Герфиндаля увеличивается; максимальна его величина для монополии, где она равна 1002, т. е. 10000.

(Теперь мы перейдем к выбору оптимального объема производ­ства и цены при олигополии.) Следует сказать, что общей модели поведе­ния олигополиста при выборе оптимального объема производства, максимизирующего прибыль, не существует. Так как выбор зависит от поведения фирмы в ответ на изменения действий конкурентов, то могут возникать различные ситуации. В связи с этим выделяют сле­дующие основные модели олигополии:

· модель Курно;

· олигополия, основанная на тайном сговоре;

· олигополия, не основанная на тайном сговоре (дилемма заключенного);

· молчаливый сговор: лидерство в ценах.

Модель Курно была представлена в 1838 г. французским экономистом Августином Курно. Дуополия - это частный случай олигополии, когда на рынке конкурируют друг с другом только две фирмы. При построении этой модели предполагается, что фирмы производят однородный товар и что известна рыночная кривая спроса. Максимизирую­щий прибыль объем производ­ства первой фирмы (Q1) изме­няется в зависимости от того, как, по мнению ее руководства (топ-менеджеров), будет расти объем производства второй фирмы (Q2). В результате каждая фирма строит свою кривую реакции (рис. 9.8).

 

Рис. 9.8. Равновесие Курно

 

Кривая реакции каждой фирмы говорит о том, сколько она будет производить при предполагаемом объеме производства своего конку­рента. При равновесии каждая фирма устанавливает объем производ­ства в соответствии со своей кривой реакции, поэтому равновесный уровень объема производства находится на пересечении двух кривых реакции. Это равновесие называется равновесием Курно. При нем каж­дый дуополист устанавливает объем производства, который максими­зирует его прибыль при данном объеме производства конкурента.

Тайный сговор — фактическое соглашение между фирмами отрасли с целью установления фиксированных цен и объемов производства. Во многих странах тайный сго­вор считается незаконным. К факторам, спо­собствующим тайному сговору, относятся:

• наличие правовой базы;

• высокая концентрация продавцов (олигополистов);

• примерно одинаковые средние издержки у фирм в отрасли;

• невозможность проникновения новых фирм на рынок.

Предполагается, что при тайном сговоре каждая фирма будет вы­равнивать свои цены и при понижении, и при повышении цен. При этом фирмы производят однород­ную продукцию и имеют одинако­вые средние издержки. Тогда при выборе оптимального объема про­изводства, максимизирующего прибыль, олигополист ведет себя подобно чистому монополисту (см. предыдущие лекции). Если две фирмы сговорились, то они строят кривую контракта (рис. 9.9), по­казывающую различные сочетания объемов производства двух фирм, которые

 

Рис. 9.9. Кривая контракта при тайном сговоре

 

максимизируют прибыль. Мы видим, что тайный сговор зна­чительно выгоднее для фирм, чем не только совершенное равнове­сие, но и равновесие Курно, так как они будут производить меньше продукции, установив при этом выше цену.

Если же тайного сговора нет (а в большинстве стран, таких какСША, Россия, некоторых европейских государствах, он являет­ся незаконным. — Прим. авт.), то олигополисты при установлении цены сталкиваются с дилеммой заключенных: двух заключенных обвинили в совместном совер­шении преступления; они находятся в отдельных тюремных камерах и не могут поддерживать связь друг с другом. Если оба сознаются, срок тюремного заключения каждого составит 5 лет. Если оба не сознают­ся — дело не будет доведено до конца, и каждый получит по 2 года тюрь­мы. Если один сознается, а другой нет — то первый получит 1 год тюрь­мы, а другой — 10 лет. Матрицу возможных результатов см. на рис. 9.10.

 

 

Рис. 9.10. Дилемма заключенного Рис. 9.11. Дилемма заключенного

для олигополии

 

Перед заключенными стоит дилемма: признаваться или не при­знаваться в совершении преступления. Если бы они могли догово­риться, чтобы не признаваться, они бы не признались и получили бы по 2 года тюремного заключения. Но даже если бы такая возможность существовала, они не могут доверять друг другу. Если один не при­знается, то он рискует, что другой этим воспользуется. Поэтому, что­бы не делал первый, второму всегда выгоднее признаться. Тогда, ве­роятнее всего, признаются оба и пойдут в тюрьму на 5 лет.

Олигополисты часто сталкиваются с дилеммой заключенных. Пред­положим, что две фирмы — единственные продавцы на рынке. Они стал­киваются с дилеммой, какую цену установить, высокую или низкую? Если договорятся и установят оба высокую цену, то получат по 20 млн руб., если оба установят относительно низкую цену — то получат по 15 млн руб., если одна из фирм установит высокую цену, а другая — низ­кую, то первая фирма получит 10 млн руб., а вторая — 30 (за счет пер­вой). Матрицу возможных результатов см. на рис. 9.11. Очевидно, что каждой фирме выгодно установить относительно низкую цену, незави­симо от того, как поступит конкурент, и получить по 15 млн руб. Дилем­ма заключенных объясняет жесткость цены при олигополии.

Существует еще одна модель поведения в условиях олигополии, основанная на молчаливом тайном соглашении — «лидерство в ценах», когда доминирующая на рынке фирма меняет цену, а все другие ей следуют. Ценовому лидеру с молчаливого согласия остальных отводится ведущая роль в уста­новлении отраслевых цен. Он может объявить об изменении цены, и, если его расчет верен, то остальные фирмы также повысят цены. В ре­зультате отраслевая цена изменяется без тайного сговора. Если же фирмы не поддерживают лидера, то он отказывается от увеличения цены, причем при частом повторении подобной ситуации происхо­дит смена лидера на рынке.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...