Модели представления знаний
⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4 Существуют десятки моделей представления знаний для различных предметных областей. Большинство из них может быть сведено к следующим классам: • продукционные модели; • семантические сети; • фреймы; • формальные логические модели. Продукционная модель, или модель, основанная на правилах, позволяет представить знания в виде предложений типа «Если (условие), то (гипотеза)». В условиях записываются значения фактов, которые могут быть выражены в словесной форме. Например, ЕСЛИ ФАКТ = температура тела человека больше 37,4° градуса, ТО ГИПОТЕЗА = человек болен. При составлении правил могут использоваться эвристические методы. Эвристика - это эмпирическое правило (основанное на опыте), упрощающее или ограничивающее поиск решения в предметной области. Вывод новых знаний в продукционных моделях основывается на прямых или обратных логических рассуждениях. Прямой порядок вывода применяется для случая, когда по известным фактам необходимо определить гипотезу. Например, известны результаты анализов больного (факты) и требуется поставить диагноз (найти гипотезу). Обратный порядок вывода применяется для случая, когда известна гипотеза и требуется определить факты, которые могут служить обоснованием гипотезы. Например, больному поставлен предварительный диагноз (гипотеза) и необходимо определить, какие анализы (факты) соответствуют этому диагнозу. Продукционная модель чаще всего применяется в диагностических экспертных системах. Семантическая сеть - это ориентированный граф, вершины которого являются понятиями, а дуги представляют собой отношения между ними. В качестве понятий обычно выступают абстрактные или конкретные объекты, а отношения - это связи типа: «это», «имеет частью», «принадлежит». Характерной особенностью семантических сетей является обязательное наличие трех типов отношений:
• класс — элемент класса (цветок — роза); • свойство - значение (цвет - желтый); • пример элемента класса (роза — чайная). Основным преимуществом модели является то, что она соответствует современным представлениям об организации долговременной памяти человека. Недостатком этой модели является сложность организации процедуры поиска вывода решений. Фрейм - это абстрактный образ для представления некоего стереотипа восприятия. В психологии и философии известно понятие абстрактного образа. Например, произнесение вслух слова «комната» порождает у слушающих образ комнаты: «жилое помещение с четырьмя стенами, полом, потолком, окнами и дверью, площадью 6-20 м2». Из этого описания ничего нельзя убрать (например, убрав окна, мы получим уже чулан, а не комнату), но в нем есть «дырки» или «слоты» — это незаполненные значения некоторых атрибутов, например, количество окон, цвет стен, высота потолка, покрытие пола и др. В теории фреймов такой образ комнаты называется фреймом комнаты. Фреймом также называется и формализованная модель для отображения образа.
Различают фреймы-образцы, или прототипы, хранящиеся в базе знаний, и фреймы-экземпляры, которые создаются для отображения реальных фактических ситуаций на основе поступающих данных. Модель фрейма является достаточно универсальной, поскольку позволяет отобразить все многообразие знаний о мире. Традиционно структура фрейма может быть представлена как список свойств. Важнейшим свойством теории фреймов является наследование свойств. Например, в сети фреймов понятие «ученик» наследует свойства фреймов «ребенок» и «человек», которые находятся на более высоком уровне иерархии. Наследование свойств может быть частичным, так как возраст для учеников не наследуется из фрейма «ребенок», поскольку указан явно в своем собственном фрейме.
Основным преимуществом фреймов как модели представления знаний является то, что она отражает концептуальную основу организации памяти человека, а также ее гибкость и наглядность. Примеры вопросов 1. Знания представляются в виде моделей: • эвристических; • концептуальных; • реляционных; • бинарных отношений; • семантических сетей; • фреймов; • продукционных моделей? 2. В основе технологии представления знаний в интеллектуальных • бинарные отношения; • факты и их описания; • правила и факты; • данные и мегаданные? 3. В теории искусственного интеллекта логический вывод может • вербальным и целочисленным; • структурным и параметрическим; • активным и пассивным; • прямым и обратным? 4. При решении задач, относящихся к классу интеллектуальных,
• вызов подпрограмм; • механизм логического вывода; • циклические вычисления; • конструкции условия (if-then-else)? 5. В основе методов искусственного интеллекта лежит: • доказательство теорем; • математическая логика; • эвристические приемы; • реляционная алгебра? 6. К эвристическим алгоритмам относятся: • алгоритмы «разделяй и властвуй»; • сортировка слиянием; • реализующие методы статистической обработки; • алгоритмы, использующие опыт экспертов? 7. Отличительной чертой интеллектуальных систем является: • наличие распределенной базы данных; • использование моделирования знаний для решения задачи из • полный перебор возможных решений задач; • использование статистической обработки данных? Экспертные системы Экспертная система (ЭС) - это интеллектуальная вычислительная система, в которую включены знания экспертов (опытных специалистов) о некоторой предметной области. ЭС могут предназначаться для решения различных задач: интерпретации и анализа данных, диагностики, мониторинга, проектирования, прогнозирования, планирования и управления, обучения и поддержки принятия решений.
В общем случае все системы, основанные на знаниях, можно подразделить на системы, решающие задачи анализа, и на системы, решающие задачи синтеза. Основное отличие задач анализа от задач синтеза заключается в том, что если в задачах анализа множество решений может быть перечислено и включено в систему, то в задачах синтеза множество решений потенциально не ограничено. Задачами анализа являются: интерпретация данных, диагностика, поддержка принятия решения. К задачам синтеза относятся проектирование, планирование и управление. С помощью редактора базы знаний эксперт совместно с инженером по знаниям заполняют базу знаний. Этот процесс
называется извлечением знаний. Он является наиболее трудоемким и трудно формализуемым. Базы знаний могут включать до десятков тысяч правил. Инженер по знаниям — специалист в области искусственного интеллекта, выступающий в роли посредника между экспертом и базой знаний. Синонимами специальности инженера по знаниям являются: когнитолог, инженер-интерпретатор, аналитик. С помощью интерфейса пользователя происходит общение пользователя с ЭС. Пользователь — специалист предметной области с недостаточно высокой квалификацией, нуждающийся в поддержке своей деятельности со стороны ЭС. База знаний (БЗ) - ядро ЭС, совокупность знаний предметной области, записанная на машинный носитель в форме, понятной эксперту и пользователю (обычно на некотором языке, приближенном к естественному). Решатель — программа, моделирующая ход рассуждений эксперта на основе знаний, имеющихся в БЗ. Синонимами решателя являются: дедуктивная машина, машина вывода, блок логического вывода. Подсистема объяснений — программа, позволяющая пользователю получить ответы на вопросы: «Как была получена та или иная рекомендация?» и «Почему систему приняла такое решение?» Примеры вопросов 1. Программные комплексы, аккумулирующие знания специалистов
• экспертными системами; • аналитическими моделями; • операционными системами; • системами управления базами данных? 2. Имеется сходство в информационных технологиях поддержки • экспертных систем; • мультимедиа; • автоматизированного офиса; • обработки текстовой информации? 3. Создание представления о проблемной области осуществляется • сознание эксперта — М, модель инженера по знаниям — Т, ин
• модель инженера по знаниям — Т, действительность — О, со • действительность — О, сознание эксперта — М, модель инженера • действительность - О, модель инженера по знаниям - Т, ин 4. Гораздо труднее создать модель проблемной информации: • разработчику системы искусственного интеллекта; • инженеру по знаниям; • программисту; • эксперту в заданной проблемной области? 5. Как называется процедура взаимодействия эксперта с источником • исследованием знаний; • структурированием знаний; • описанием знаний; «извлечением знаний? 6. К методам решения плохо формализованных задач нельзя • генетические алгоритмы; • методы нечеткой логики; • методы разработки экспертных систем; • методы реализации трудоемких расчетов по известным форму
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|