Культура эпохи Возрождения в Европе. Принципы гуманистического мировоззрения
К XIV веку папская католическая церковь представляла собой нечто вроде государства над государствами. Власть пап была не только религиозной, но и светской, они назначали угодных им королей, смещали тех, кто был против их власти, даже императоров. Беззастенчивое корыстолюбие среди высшего духовенства, роскошная жизнь пап и кардиналов вызывали протест у верующих и низшего духовенства. Появились сомнения в истинности и пригодности некоторых догматов и положений схоластической философии, являвшейся идейным двигателем католицизма, и постепенно возник интерес к античной литературе, языческим мифам, которые были строжайше запрещены. Получило распространение возрождение античной философии, литературы, искусства и архитектуры и эта эпоха, имевшая место в XIV – XVI веках получила название эпохи Возрождения. На основе литературных произведений античных греческих и римских авторов возникло новое течение в ораторском искусстве и литературе, называемое гуманизмом: -представление человека как существа разумного, способного не просто плыть по течению, а самостоятельно определять свою судьбу и противостоять тому, что ему мешает -интерес к каждому индивидууму -вера в его духовные и физич возможности человека -свобода суждений -независимость от авторитетов -превознесение разума в качестве главного орудия познания -сначала говорили о человеке, а затем о Боге, оставаясь при этом верующими, однако здесь проявляется мысль о том, что папство и духовенство не должны главенствовать в обществе Эпоха возраждения подарила миру таких величайших людей, как Уильям Шекспир, Франсуа Рабле, Микеланджело, Франческо Петрарка, Рафаэль, Леонардо до Винчи и др.
Достижения науки этой эпохи – гелиоцентрическая система мира Николая Коперника, великие географические открытия, первое кругосветное плавание (Магеллан), благодаря интересу к античности возрождены многие античные тексты, стали изучать классическую латынь и древнегреческий язык, изобретение книгопечатания Философия –ориентированность на изучение человека и его внутреннего мира, впервые появились произведения, посвященные утопическому устройству мира Литература – Франческо Петрарка – первый великий гуманист, в его произведениях указывается на несостоятельность схоластических учений, на то, что недостаточно просто возрмодить античное наследие, нужно его переосмыслить и в чем-то превзойти Архитектура была ориентирована на античные образцы с их летящими колоннами, арками, храмами Искусство – распространение скульптуры, изображающей человека во всей его красе и динамичности, в живописи – особое внимание мимике, жестам, движению, органичности с окружающим миром, более четкая прорисовка пейзажа, определение портрета и пейзажа как самостоятельных жанров. Средневековый город: происхождение, культура, эволюция. Цеховой строй К X-XI столетию – отделение ремесленного хозяйства от сельского. Ремесленники стремятся уйти из под господства феодалов туда, где они смогут организовать самостоятельный более выгодный сбыт продукции. Так возникали города, как центры ремесла и торговли. Они возникали впоследствии и на пересечениях торговых путей. Таким образом они способствовали развитию национальной продукции и торговли, производственного сельского хозяйства. В города стекались крестьяне, приносившие произведенную продукцию на продажу. Города были маленькими, каждый был укреплен стенами, жители несли караул, в каждом городе, как правило, был свой храм. Постепенно города разрастались, стены уже не вмещали всех жителей, за ними появлялись предместья, постепенно обрастающими новыми стенами. В этих городах часто вспыхивали различные эпидемии, т.к. гигиены еще не было, все нечистоты выбрасывались прямо на маленькие улочки. Лишь в 14-15 веках появилась канализация.
В городах обычно представители одного ремесла селились на одной улице, так возникали улицы кузнечные, ткацкие, плотницкие и т.д. Ремесленники постепенно стали объединяться в цеха, в которых впоследствии появлялись определенный регламент, свод правил и т.д. Только вступив в цех и внеся вступительный взнос, человек мог заниматься тем или иным ремеслом. Цеха ограничивали кол-во подмастерий и учеников мастера, предписывали использование определенных материалов при изготовлении продукции и параметры самой продукции, устанавливали рабочий график и запрещали работать по выходным и праздникам, регулировал запасы сырья. На основе вступительных взносов и штрафов цеха помогали семьям заболевших или погибших ремесленников. Цех выступал отдельной боевой единицей в случае ополчения. Города возникали на землях феодалов, заинтересованных в этом, т.к. доля прибыли от торговли уходила им. Сбежавший крестьянин должен был прожить в городе один год и один день и тогда он становился лично свободным, поэтому в средневековье говорили, что «городской воздух делает свободным». Характерная черта города – отсутствие феодальной зависимости ее жителей и их относительное равенство. Но позднее и там появилось расслоение на более и менее зажиточных. Города как правило обязаны были платить определенный налог феодалам, на чьей территории они появлялись, или королю, или монастырю, вокруг которого образовывались. Постепенно они добились относительного самоуправления и принимаемые городские решения не зависели от феодалов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|