Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Билет №3. 3. Жанры канцелярского подстиля: тематика, композиция, язык, речевые формулы.




ЯЗЫК ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Специфика ЯХЛ:

1) Принципиальная открытость: для использования всех средств национального языка, если они являются исторически мотивированными

2) Двойственное отношение ЯХЛ к норме:

· Предельная строгость в отношении нормы, т.к. художественные тексты традиционно считаются реализацией образцового словоупотребления

· Допускает любые отступления от нормы, если за ними стоит стилистический прием.

 

Характерные черты ЯХЛ:

1) Личностная форма выражения

2) Максимальная активность образных средств

3) Приобретение образных функций безобразными средствами (пример: в ночной тиши шуршат камыши)

4) Существенное расширение сочетаемости (пример: лети вперед, свободы шайка)

5) Наращение смысла языковыми единицами (пример: железный поток; война и мир)

6) Активизация синонимических ресурсов языка (в том числе перифразы)

7) Неравенство объема информации, заданной адресантом и воспринятой адресатом

8) Множественность интерпретаций. Корректная интерпретация – когда интерпретатор может пояснить большинство языковых знаков в тексте. (пример: горячий камень – Христос)

Билет №2. Официально-деловой стиль: коммуникативные и языковые особенности. Основные подстили. Требования стилистической нормы.

Характеристики:

1) Тематика – юридическая, правовые и административные отношения, дипломатия

2) Сфера употребления – административно-правовая

3) Коммуникация: организация è государство, человек è учреждение, учреждение è учреждение

4) Форма реализации – письменная

5) Функции: социальной регламентации (!), сообщения, предписывающая, констатирующая

6) Объективность («голый факт»)

7) Беспристрастность

8) Логичность

9) Обобщенность

10) Стандартизированность

11) Точность

12) Детальность

13) Строгость выражения мысли

 

Лексические особенности:

1) Стандартная сочетаемость слов = клишированность (привлечь к ответственности, …)

2) Упрощение значения слова, однозначность его использования

3) Использование специальной юридической, экономической терминологии

4) Использование процедурной лексики

5) Ограниченность синонимических замен = повторяемость

6) Недопустимость бранной, сниженной, диалектальной лексики

 

Словообразовательные особенности:

1) Употребление сложных слов

2) Аббревиатуры

 

Морфологические особенности:

1) Именной характер стиля

2) Частотность формы родительного падежа

3) Использование существительных мужского рода для называния лиц женского рода

4) Максимальная активность инфинитива (с глаголами, модальными словами, краткими прилагательными)

5) Большое количество отглагольных имен существительных

6) Субстантивированные причастия (учащийся, …)

7) Настоящее долженствования (Работодатель несет ответственность за…)

8) Активность отыменных предлогов и союзов

 

Синтаксические особенности:

1) Однообразие синтаксических конструкций

2) Доминирует прямой порядок слов

3) Увеличение размера предложений

4) Активность повествовательных предложений

5) Осложнение простых предложений определениями и обстоятельствами

6) Вставные конструкции

7) Частотность СПП (особенно причины, условия, цели, следствия)

8) Уменьшение количества логических операторов (в 3 раза меньше, чем в научном стиле)

 

Различают (согласно разным источникам) по меньшей мере 4 подстиля делового стиля:

1) собственно официально-деловой (канцелярский, как его часто именуют);

2) законодательный (язык законов и указов)

3) дипломатический;

4) канцелярский

 

НАСЧЕТ ПОДСТИЛЕЙ ВОБЩЕ НЕ ТОЧНО, У ВСЕХ НАПИСАНО ПО-РАЗНОМУ

 

Билет №3. 3. Жанры канцелярского подстиля: тематика, композиция, язык, речевые формулы.

· Заявление -официальное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления, администрацию учреждения, должностному лицу. В нём излагается просьба, ходатайство о чём-либо. Пишется обычно от руки в одном экземпляре по установленной форме.

1) Кому? Инициалы, регалии

2) От кого? Инициалы

3) ЗАЯВЛЕНИЕ (большими буквами)

4) Прошу предоставить отпуск на период …./ освободить меня от занятий по семейным обстоятельствам

5) Дата

6) Подпись

· Доверенность -письменное полномочие, выдаваемое одним лицом (доверителем) другому лицу (доверенному, представителю) для представительства интересов доверителя перед третьими лицами, доверенность - это односторонняя сделка, она фиксирует содержание и пределы полномочий доверенного, действия которого на основе доверенности создают права и обязанности непосредственно для доверителя.

Я, (ФИО) ___________________, (должность, подразделение) _________________________, паспорт серия _______ № _________, выданный ______________________________, доверяю, (ФИО) __________________________, (должность, подразделение) __________________________, паспорт серия ______ № _________, выданный ______________________________, получить в кассе ФГБОУ ВПО МГЛУ ____________________________________________.

Срок доверенности: __________________________ «__» ___________ 201_г.

Подпись ________________

Настоящая доверенность написана (ФИО доверителя) __________________ в поем присутствии, заверяю: _____________

 

· Автобиография -документ, нацеленный на описание жизненного пути составителя текста. Пишется от 1 лица в хронологическом порядке.

 

Жанр документа

ФИО автора

Дата и место рождения

Образование (место и период учебы, присвоенная квалификация, специальность)

Вид трудовой деятельности

Последнее место работы, должность

Награды, грамоты

Семейное положение

Сведения о родителях и ближайших родственниках (ФИО, дата рождения, место работы/учебы, адрес проживания)

Дата составления автобиографии

Подпись

 

· Резюме – краткое представление биографических, образовательных, профессиональных и личных характеристик человека, претендующего на вакантную должность.

 

Основные сведения: личные данные (ФИО, дата, семейное положение, адреса, телефоны)

Образование

Название должности, место работы, …

 

· Приказ – правовой документ, издаваемый руководителем предприятия для оптимизации деятельности этого предприятия.

 

Логотип

Наименование организации

Вид документа (Приказ)

Дата

Номер

Место составления

Заголовок (о/об + отглагольное существительное)

Текст (констатирующая часть – вводит в суть повода издания документа; распорядительная часть – «приказываю…»)

Подпись

Отметка о согласовании (если надо)

 

Требования: конкретность, четкость, однозначность

 

 

Билет №4. Жанры коммерческого подстиля: тематика, композиция, язык, речевые формулы.

· Деловое письмо – официальное служебное послание, преследующее различные коммуникативные цели: просьба, сообщение, сопровождение, подтверждение, приглашение, благодарность è различная типология деловых писем.

Печатают с абзацами через 1,5 – 2 интервала без переносов, помарок, с нумерацией страниц.

 

Адрес организации адресанта

Дата (месяц, год – словами)

Организация-адресат, фамилия и адрес

Обращение («Уважаемый господин …»)

Если письмо не первое, упоминают предыдущее

Завершение – благодарность за сотрудничество и надежда на его развитие

В конце – «Искренне Ваш….»

Подпись, фамилия

 

· Протокол - документ, в котором фиксируют ход обсуждения вопросов и принятия решений на собраниях, совещаниях, заседаниях, конференциях. Протокол оформляется секретарем на основе записей, которые он вел на заседании. Оформляется на общем бланке.

Заголовок (Протокол (чего?) заседания педагогического совета, …)

Дата заседания Номер протокола

Вводная часть: ФИО председателя и секретаря заседания

«Присутствовали» в алфавитном порядке: ФИО должностных лиц

«Приглашенные» лица из других организаций: ФИО, должность, название организации

Повестка дня: состоит из перечисления вопросов, которые обсуждаются на заседании, и закрепляет последовательность их обсуждения и фамилии выступающих (докладчиков). («Об утверждении учебных программ»; «О подведении итогов учебного года»)

Основная часть протокола — столько разделов, сколько пунктов в повестке дня

Каждый раздел состоит из трех частей: «СЛУШАЛИ», «ВЫСТУПИЛИ», «ПОСТАНОВИЛИ»

В части «СЛУШАЛИ» излагается текст выступления. В начале текста с новой строки в именительном падеже указывают фамилию выступающего. Допускается вместо записи выступления после фамилии указать «Запись выступления прилагается».

В части «ВЫСТУПИЛИ» с новой строки в именительном падеже указывают фамилию выступающего и после тире, текст выступления или вопрос (если в ходе выступления он был задан докладчику).

В части «ПОСТАНОВИЛИ» отражают принятое решение по обсуждаемому вопросу.

Текст всего протокола печатают через 1,5 межстрочных интервала.

Подписи секретаря и председателя отделяют от текста 3 межстрочными интервалами.

 

· Контракт (договор) -документ, закрепляющий правовые отношения юридических лиц или физического лица с юридическим лицом. Характер сделки, условия, сроки, права и обязанности сторон непременно отражаются в соответствующих пунктах договора. С точки зрения текстовой организации, эти пункты представляют собой модули - текстовые фрагменты с типовыми заголовками, представленные набором стандартных фраз.

ДОГОВОР № __

Город Дата

Вступление: ____________________ заключили настоящий договор о нижеследующем:

I. ПРЕДМЕТ ДОГОВОРА И ДРУГИЕ ОБЩИЕ УСЛОВИЯ.

1.1. ________________

II. ОБЯЗАТЕЛЬСТВА СТОРОН

2.1. Заказчик обязуется: ____________________________

III. СУММА ДОГОВОРА И ПОРЯДОК ОПЛАТЫ

3.1. Общая сумма по настоящему договору составляет _______ (числом и словами)
3.2. Оплата производится _______________________

IV. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН

4.1. При несвоевременной оплате ________________

V. СРОК ДЕЙСТВИЯ ДОГОВОРА

Настоящий договор вступает в силу _____________________

VI. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ И ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Все остальные условия, не предусмотренные договором, регулируются действующим законодательством.
6.1. __________________
6.2. Юридические адреса и платежные реквизиты сторон: __________________

Подписи обеих сторон (С ФИО)

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...