Билет №5. Научный стиль: коммуникативные и языковые особенности. Основные подстили. Требования стилистической нормы.
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Научный стиль речи является средством общения в области науки и учебно-научной деятельности. Характеристики: 1) Научная, исследовательская тематика текстов. 2) Обобщенность, отвлеченность, абстрактность изложения. Отвлеченно-обобщенный характер речи проявляется в отборе лексического материала (существительные преобладают над глаголами, используются общенаучные термины и слова, глаголы употребляются в определенных временных и личных формах) и особых синтаксических конструкций (неопределенно личные, пассивные конструкции) 3) Адресат – ограниченный возрастным, образовательным, культурным статусом 4) Адресант – индивидуальный/коллективный при индивидуальной ответственности 5) Специфическая функция – доказательная 6) Форма представления – преимущественно письменная 7) Вид изложения – доминирует монологический
Основные черты НС: 1) Терминологическая точность (Достигается использованием однозначных выражений, терминов, слов с ясной лексико-семантической сочетаемостью) 2) Подчеркнутая логичность (Между частями высказывания имеется упорядоченная система связей, изложение непротиворечиво и последовательно; это достигается использованием особых синтаксических конструкций и типичных средств межфразовой связи) 3) Объективность изложения (Проявляется в изложении, анализе разных точек зрения на проблему, в сосредоточенности на предмете, в безличности языкового выражения.) 4) Относительная индивидуализация 5) Прогнозируемая композиция 6) Вариативные повторы темы 7) Актуализация рассуждения, определения, описания 8) Активность экстралингвистических средств – подчеркивания, шрифтовые выделения, графики
9) Обращение к авторитетным источникам для обеспечения достоверности
Тексты НС: 1) Первичные (статья, монография, диссертация, доклад) 2) Вторичные (аннотация, конспект, тезисы, реферат,…)
Лексические особенности: 1) однородность лексического состава 2) обилие терминов +терминологизация словосочетаний (парниковый эффект, …) Термин - это слово или словосочетание, обозначающее понятие специальной области знания или деятельности и являющееся элементом определенной системы терминов. Внутри данной системы термин стремится к однозначности, не выражает экспрессии и является стилистически нейтральным. 3) активизация абстрактной лексики (-ени-, -ость,…) Примеры: установление, зависимость, закономерность, происхождение.. 4) Научный стиль имеет и свою фразеологию, включающую составные термины: солнечное сплетение, прямой угол, наклонная плоскость, глухие согласные, деепричастный оборот, сложносочиненное предложение, а также различного рода клише: заключается в …, представляет собой …, состоит из …, применяется для … и пр. 5) высокая частотность иноязычных слов 6) распространенность семантически недостаточных слов (оказать, находить,…) 7) сокращение количества синонимов = повторы слов 8) замена эмоционально-оценочной лексики индивидуально-оценочной (перспективный, актуальный, интересный,..) 9) возможность относительной метафоризации изложения (в ср.точных и гуманитарных науках) 10) латинские фразы (alter ego, nota bene)
Морфологические особенности: ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ 1) Ослабление категории числа: употребление формы ед.ч. со значением обобщения и частая замена форм ед.ч/мн.ч в пределах одного абзаца. 2) Приоритет родительного падежа 3) Повышение употребительности слов среднего рода 4) Активизация отглагольных существительных
ГЛАГОЛ 1) Преобладают формы несовершенного вида (до 80%)
2) Доминируют формы настоящего времени в отвлеченном невременном значении (Углерод составляет самую важную часть растения.) 3) Превалируют формы изъявительного наклонения (нет императива) 4) Активно употребляются возвратные глаголы 5) Большое количество причастий/деепричастий ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ 1) Доминирование относительных прилагательных 2) Обозначение краткими прилагательными постоянного признака (фрукты бедны витамином А) 3) Активизация сложных форм степеней сравнения
МЕСТОИМЕНИЕ 1) Ослабление позиции местоимения в целом 2) Использование формы 1 лица множественного числа как «мы скромности» Большое количество имен числительных и союзов.
Синтаксические особенности: 1) Прямой порядок слов 2) Простые предложения осложнены вводными словами, однородными членами, распространенными определениями и обстоятельствами 3) Используются вставные конструкции 4) Среди простых предложений частотны безличные и неопределенно-личные (Под нормой понимают…, Считается…) 5) Активность пассивных конструкций (проблема исследуется давно) 6) Преобладают сложные предложения с союзной связью. Наиболее частотны придаточные изъяснительные, определительные, причины и условия.
Подстили НС: собственно-научный, научно-учебный, научно-популярный, научно-технический, научно-справочный(?)
1) Собственно научный подстиль - предполагает обращение специалиста к специалисту, то есть адресату, владеющему и специальными научными сведениями, и языком той или иной науки. Основными отличительными признаками данного подстиля являются академическая точность передаваемой информации, максимальная строгость и логическая последовательность научного изложения. Материалом для изложения являются точные научные сведения, описание опытов, экспериментов и полученных результатов и доказательство их истинности.
2) Научно-учебный подстиль предполагает обращение специалиста к неспециалисту. На первый план выступает обучающая функция. Изложение в научно-учебных текстах «проводится по принципу «от незнания – к знанию: термины вводятся с опорой на уже известные, большое внимание уделяется объяснительной части. Наряду со строгими, академическими средствами собственно научного подстиля здесь большое количество примеров, иллюстраций, таблиц, схем, сравнений, пояснений, толкований и т.п.
3) Научно-популярный подстиль адресован неспециалисту с целью ознакомление с научными сведениями в доступной или занимательной форме. Автору научно-популярного изложения приходится на время отрешиться от точки зрения специалиста, посмотреть на свою науку со стороны, рассказать о ней, не упрощая ее и в то же время не перегружая изложение труднодоступным материалом. Ему не нужно стремиться к особой краткости, лаконизму изложения, к экономии языковых средств, так как при этом есть опасность уменьшить понимание читателем излагаемого материала. В основе научно-популярной литературы лежат научные факты, изложенные просто, без внешних признаков “учености”.
4) Научно-технический подстиль - адресатом являются специалисты технико-технологического профиля, целью — применение достижений фундаментальной науки в практике
Научная этика – негласные правила, регулирующие коммуникацию в научном сообществе. 1) Четкое соблюдение авторского права 2) Отсутствие плагиата 3) Предполагаемая открытость результатов исследований и свобода их обсуждений 4) Достоверность результатов, представляемых публично 5) Максимальная логизация текста и его тематическая корректность как элемент культуры научной коммуникации 6) Объективность критики 7) Научные доказательства: аргументация – доказательство с помощью других утверждений, указанных ранее Тезис + подтверждение Аргументы по качеству: · Исчерпывающие · Главные – напрямую связаны с тезисом. Употребляются при любом удобном случае в порядке: аргументы средней силы, слабой, самые сильные · Спорные – и за тезис, и против него · Производные – сами требуют от нас подтверждения
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|