Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Билет №5. Научный стиль: коммуникативные и языковые особенности. Основные подстили. Требования стилистической нормы.




Научный стиль речи является средством общения в области науки и учебно-научной деятельности.

Характеристики:

1) Научная, исследовательская тематика текстов.

2) Обобщенность, отвлеченность, абстрактность изложения. Отвлеченно-обобщенный характер речи проявляется в отборе лексического материала (существительные преобладают над глаголами, используются общенаучные термины и слова, глаголы употребляются в определенных временных и личных формах) и особых синтаксических конструкций (неопределенно личные, пассивные конструкции)

3) Адресат – ограниченный возрастным, образовательным, культурным статусом

4) Адресант – индивидуальный/коллективный при индивидуальной ответственности

5) Специфическая функция – доказательная

6) Форма представления – преимущественно письменная

7) Вид изложения – доминирует монологический

 

 

Основные черты НС:

1) Терминологическая точность (Достигается использованием однозначных выражений, терминов, слов с ясной лексико-семантической сочетаемостью)

2) Подчеркнутая логичность (Между частями высказывания имеется упорядоченная система связей, изложение непротиворечиво и последовательно; это достигается использованием особых синтаксических конструкций и типичных средств межфразовой связи)

3) Объективность изложения (Проявляется в изложении, анализе разных точек зрения на проблему, в сосредоточенности на предмете, в безличности языкового выражения.)

4) Относительная индивидуализация

5) Прогнозируемая композиция

6) Вариативные повторы темы

7) Актуализация рассуждения, определения, описания

8) Активность экстралингвистических средств – подчеркивания, шрифтовые выделения, графики

9) Обращение к авторитетным источникам для обеспечения достоверности

 

Тексты НС:

1) Первичные (статья, монография, диссертация, доклад)

2) Вторичные (аннотация, конспект, тезисы, реферат,…)

 

Лексические особенности:

1) однородность лексического состава

2) обилие терминов +терминологизация словосочетаний (парниковый эффект, …)

Термин - это слово или словосочетание, обозначающее понятие специальной области знания или деятельности и являющееся элементом определенной системы терминов. Внутри данной системы термин стремится к однозначности, не выражает экспрессии и является стилистически нейтральным.

3) активизация абстрактной лексики (-ени-, -ость,…) Примеры: установление, зависимость, закономерность, происхождение..

4) Научный стиль имеет и свою фразеологию, включающую составные термины: солнечное сплетение, прямой угол, наклонная плоскость, глухие согласные, деепричастный оборот, сложносочиненное предложение, а также различного рода клише: заключается в …, представляет собой …, состоит из …, применяется для … и пр.

5) высокая частотность иноязычных слов

6) распространенность семантически недостаточных слов (оказать, находить,…)

7) сокращение количества синонимов = повторы слов

8) замена эмоционально-оценочной лексики индивидуально-оценочной (перспективный, актуальный, интересный,..)

9) возможность относительной метафоризации изложения (в ср.точных и гуманитарных науках)

10) латинские фразы (alter ego, nota bene)

 

Морфологические особенности:

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

1) Ослабление категории числа: употребление формы ед.ч. со значением обобщения и частая замена форм ед.ч/мн.ч в пределах одного абзаца.

2) Приоритет родительного падежа

3) Повышение употребительности слов среднего рода

4) Активизация отглагольных существительных

 

ГЛАГОЛ

1) Преобладают формы несовершенного вида (до 80%)

2) Доминируют формы настоящего времени в отвлеченном невременном значении (Углерод составляет самую важную часть растения.)

3) Превалируют формы изъявительного наклонения (нет императива)

4) Активно употребляются возвратные глаголы

5) Большое количество причастий/деепричастий

ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

1) Доминирование относительных прилагательных

2) Обозначение краткими прилагательными постоянного признака (фрукты бедны витамином А)

3) Активизация сложных форм степеней сравнения

 

МЕСТОИМЕНИЕ

1) Ослабление позиции местоимения в целом

2) Использование формы 1 лица множественного числа как «мы скромности»

Большое количество имен числительных и союзов.

 

Синтаксические особенности:

1) Прямой порядок слов

2) Простые предложения осложнены вводными словами, однородными членами, распространенными определениями и обстоятельствами

3) Используются вставные конструкции

4) Среди простых предложений частотны безличные и неопределенно-личные (Под нормой понимают…, Считается…)

5) Активность пассивных конструкций (проблема исследуется давно)

6) Преобладают сложные предложения с союзной связью. Наиболее частотны придаточные изъяснительные, определительные, причины и условия.

 

Подстили НС: собственно-научный, научно-учебный, научно-популярный, научно-технический, научно-справочный(?)

 

1) Собственно научный подстиль - предполагает обращение специалиста к специалисту, то есть адресату, владеющему и специальными научными сведениями, и языком той или иной науки. Основными отличительными признаками данного подстиля являются академическая точность передаваемой информации, максимальная строгость и логическая последовательность научного изложения. Материалом для изложения являются точные научные сведения, описание опытов, экспериментов и полученных результатов и доказательство их истинности.

 

2) Научно-учебный подстиль предполагает обращение специалиста к неспециалисту. На первый план выступает обучающая функция. Изложение в научно-учебных текстах «проводится по принципу «от незнания – к знанию: термины вводятся с опорой на уже известные, большое внимание уделяется объяснительной части. Наряду со строгими, академическими средствами собственно научного подстиля здесь большое количество примеров, иллюстраций, таблиц, схем, сравнений, пояснений, толкований и т.п.

 

 

3) Научно-популярный подстиль адресован неспециалисту с целью ознакомление с научными сведениями в доступной или занимательной форме. Автору научно-популярного изложения приходится на время отрешиться от точки зрения специалиста, посмотреть на свою науку со стороны, рассказать о ней, не упрощая ее и в то же время не перегружая изложение труднодоступным материалом. Ему не нужно стремиться к особой краткости, лаконизму изложения, к экономии языковых средств, так как при этом есть опасность уменьшить понимание читателем излагаемого материала. В основе научно-популярной литературы лежат научные факты, изложенные просто, без внешних признаков “учености”.

 

4) Научно-технический подстиль - адресатом являются специалисты технико-технологического профиля, целью — применение достижений фундаментальной науки в практике

 

 

Научная этика – негласные правила, регулирующие коммуникацию в научном сообществе.

1) Четкое соблюдение авторского права

2) Отсутствие плагиата

3) Предполагаемая открытость результатов исследований и свобода их обсуждений

4) Достоверность результатов, представляемых публично

5) Максимальная логизация текста и его тематическая корректность как элемент культуры научной коммуникации

6) Объективность критики

7) Научные доказательства: аргументация – доказательство с помощью других утверждений, указанных ранее

Тезис + подтверждение

Аргументы по качеству:

· Исчерпывающие

· Главные – напрямую связаны с тезисом. Употребляются при любом удобном случае в порядке: аргументы средней силы, слабой, самые сильные

· Спорные – и за тезис, и против него

· Производные – сами требуют от нас подтверждения

 

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...