Психическое состояние пророков,
Стр 1 из 2Следующая ⇒ ОН ДАЛ НАМ ПРОРОКОВ Др. Ричард Пратт
Содержание
Урок 1. Основные принципы толкования. 3 Урок 2. Миссия пророка. 10 Урок 3. Народ завета. 15 Урок 4. Развитие заветных отношений. 23 Урок 5. Исторический анализ пророческих книг. 30 Урок 6. Литературный анализ пророческих книг. 38 Урок 7. Цель пророческих предсказаний. 46 Урок 8. Развитие эсхатологических взглядов. 54
Урок 1. Основные принципы толкования
Мой друг как-то спросил меня: «Ричард, хочешь стать пастором большой церкви? Нужно только провести библейскую конференцию по пророчествам и объявить, что Иисус очень скоро вернется». Вы знаете, глядя на современную христианскую литературу и христианское телевидение, я убеждаюсь в том, что он прав. Пророчества вызывают живой интерес у многих людей, потому что они убеждены: древние пророки предсказывают скорое пришествие Христа. Большинство христиан уделяют пророческим книгам Ветхого Завета мало внимания. А когда они туда заглядывают, воображение сразу увлекает их ко второму пришествию Христа и прочим событиям конца света. Проповедники многих деноминаций призывают людей искать эти темы чуть ли не на каждой странице пророческих книг. Интересоваться эсхатологией в общем вполне естественно, но в этой серии уроков мы используем подход более здравый, - мы посмотрим на них глазами самих пророков. И увидим, что пророки Ветхого Завета могут сказать нам многое, - значительно больше, чем мы думаем. Первый урок озаглавлен «Основные принципы толкования», поскольку он посвящен вопросам герменевтики или толкования, которые помогут нам правильно понимать библейские пророчества. Урок делится на четыре части:
Первое — Разногласия в понимании ветхозаветных пророчеств. Прояснить картину нам помогут три темы: Природа божественного вдохновения пророков, Изначальный смысл текста Новозаветный подход к пророчествам Ветхого Завета.
Вы замечали, что одни разделы Библии христиане знают лучше, чем другие? Широко известны истории Пятикнижия из Ветхого Завета. Усердно читающие Библию знают книги Иисуса Навина и Судей. Некоторые даже разбираются в книгах Паралипоменон и Царств. Но что если спросить: «О чем пишет Исаия?» или «Что ты скажешь о пророке Софонии?» или «Правда, книга Аггея очень увлекательная?» Такие вопросы застанут нас врасплох, потому что мы очень мало знаем об этих книгах. Даже пасторы и учителя склонны избегать подробного толкования ветхозаветных пророков, поскольку сами путаются в этой части Библии. Прежде чем изучать пророков Ветхого Завета, посмотрим правде в глаза: христиане плохо понимают пророческие книги. Выделим два основных вопроса: «В чем причины такого непонимания?» и «Каковы его последствия?» Давайте посмотрим, что вызывает трудности в понимании ветхозаветных пророчеств. Есть по меньшей мере две причины, почему христианам трудно понимать эти книги. Во-первых, содержание самих пророческих книг, а во-вторых — путаница во взглядах в церкви. Будем откровенны, пророческие книги – вероятно, самая сложная часть Писаний. Даже имена некоторых пророков произнести непросто, где уж там разобраться в их речах. Их содержание часто ставит нас в тупик. Они кажутся нам бессвязными, один стих оторван от другого... Говорят притчами и загадками. И порой мы просто не в состоянии понять — что же пророки хотели сказать? Но и это еще не всё. Нам мало что известно об исторических обстоятельствах тех библейских времен. Цари, народы, войны и другие события — всё настолько запутано, что просто теряешься. Читаешь ветхозаветных пророков, - и чувство такое, слово оказался в чужой незнакомой стране. Кругом надписи на непонятном языке. Обычаи странные. И мы остаемся в полной растерянности, - так сложно читать пророческие книги.
Однако есть еще одна значительная причина такой растерянности. Это церковь. В христианской церкви существует чудесное единство учения по многим вопросам. Но когда дело касается толкования ветхозаветных пророков — тут единства нет и близко, одни лишь разногласия. Всем знакомы такие дебаты: «Вы на какой позиции стоите? Диспенсационалист премилленарист? Вы полагаете, восхищение произойдет до великой скорби или во время скорби? После скорби? А что вы думаете о постмилленаризме или об историческом премилленаризме? Вы поддерживаете пессимистический амилленаризм или оптимистический?» Мы приходим в одну церковь и слышим, что все остальные заблуждаются. Обращаемся в другую, а там утверждают, что правы лишь они. В основных вопросах веры евангельские христиане едины, однако в отношении пророческих книг среди них - полнейшая несогласованность. Церкви настолько расходятся в толкованиях пророков, что трудно обрести хоть какую-то уверенность. Путаница во мнениях и отсутствие единства приводит к печальным последствиям. И по крайней мере два из них это: богословское шарлатанство и апатия. Шарлатаны от богословия появляются повсюду. Так называемые «эксперты по пророчествам»пользуются разногласиями и неразберихой в церкви и обещают навести порядок. Они разъезжают по церквам с конференциями, выдавая своё мнение за непогрешимую истину. Примеров такого богословского шарлатанства вспоминается сразу несколько. В конце 20-го века бесчисленные толкователи и писатели заявляли, что основание государства Израиль в 1948-м году знаменует последнее поколение перед пришествием Христа. Стало очень популярным учение о том, что Христос вернется в ходе 40-летнего периода после 1948 года. «Не прейдёт и одно поколение после возвращения Израиля на свою землю; Библия учит, что через сорок лет Христос придет за Церковью!» Что ж, сорок лет прошло, и ничего не случилось. Можно было бы надеяться, что после 1988-го года выдумки прекратятся, но нет. С течением времени эксперты по пророчествам избрали себе новую цель — они заявиди, что 2000-й год станет вехой конца света. Страсти снова накалились, даже бульварная пресса вещала, что Апокалипсис бризится. Все признаки конца света налицо. Эксперты заявляли, что любое событие, война, землетрясение, экономический кризис — все указывает на то, что древние пророчества о втором пришествии Христа вот-вот исполнятся. Ну и, конечно, практическое применение таких конференций по пророчествам такое: «Покупайте мои книги. Жертвуйте деньги на мое служение.» Печально, что христиане легко становятся жертвами таких экспертов-шарлатанов. Тысячи верующих бросаются от одного толкования к другому, просто потому что не знают, как понять пророческие книги самостоятельно.
Богословское шарлатанство — лишь одно из последствий разногласий в отношении ветхозаветных пророков. Можно заметить еще один печальный результат. Часто, после безуспешных попыток понять эту часть Писания, наступает апатия. Похоже, есть определённые этапы исследования пророческих книг. Сначала верующие с воодушевлением приступают к делу. Им попалось какое-то новое толкование, и в них проснулся огромный интерес к конференциям и книгам о пророках. Но проходит время, и в их мировоззрении наступает кризис, поскольку их учителя говорили им ложь. И в итоге именно такие христиане нередко впадают в апатию. Они оставляют всякие попытки понять эти книги. Так произошло и со мной, когда я заканчивал среднюю школу. Я был тогда новообращенным, а все мои учителя говорили: «Ричард, Иисус очень скоро вернется на землю!» Поэтому я стал думать, что нет смысла поступать в колледж... Но к счастью, я скоро обнаружил, что они заблуждаются. Я выбрал свой жизненный путь и стал учиться дальше. Однако... к ветхозаветным пророчествам я долго относился с безразличием. Я думал: «Всё равно эту часть Писаний я понять не в силах. Придется просто изучать то, что я понять могу.» И должен вам сказать, бывая в разных церквах, я повсюду встречаю христиан, которые равнодушно относятся к пророчествам Ветхого Завета.
Боюсь, что многим среди сегодняшних христиан безразличны пророческие книги. Они устали от неудачных попыток понять эту часть Библии и не хотят снова стать жертвами шарлатанов от богословия. Вы не представляете, сколько пасторов говорят прихожанам: «О пророческих книгах не беспокойтесь. Их всё равно понять невозможно.» В итоге христиане просто забывают об этой части Писаний. Но пришла пора изменить ситуацию. Нужно учиться понимать пророков, чтобы нас не увлекало «всяким ветром учения.» Разобраться в пророчествах необходимо и затем, чтобы избежать апатии. Бог включил эти книги в Библию не для того, чтобы мы пренебрегали ими. Он дал нам Писания пророков для того, чтобы мы получали от них пользу во многих отношениях. Итак, довольствоваться неведением или путаницей во взглядах на книги пророков нельзя. Думаю, сложность ветхозаветных пророческих книг признают все, но вот вопрос: как избежать разногласий и научиться их понимать? Чтобы противостоять богословскому шарлатанству и апатии, нужно исследовать по меньшей мере три крупные темы:
Это настолько значительные темы, что мы будем постоянно возвращаться к ним в этой серии уроков. На этом этапе мы лишь выделим основные моменты.
Природа божественного вдохновения пророка Итак, сначала рассмотрим природу божественного вдохновения пророков. Чтобы более ответственно подходить к толкованию ветхозаветным пророков, нужно внимательно разобраться в природе их вдохновения. Что именно происходило с вестниками Бога? Что они ощущали, когда проповедовали Божье Слово? Во взглядах людей на природу пророческого вдоховения проявляются три распространенных заблуждения. Многие христиане неверно представляют себе психическое состояние пророков. Мы также недопонимаем, каким образом Бог вдохновлял пророков. И мы часто неверно представляем себе, насколько сами пророки осознавали, насколько они понимали то, о чем говорят. Во-первых, многие христиане считают, что пророки были практически не в своем уме, когда получали пророчество. Их настолько переполнял Божий Дух, что просто теряли сознание. Они приходили в исступление, подобно хананейским пророкам Ваала и других древних и современных религий. Несмотря на популярность такого представления о Божьих пророках, оно не согласуется со свидетельством Библии. Можно с уверенностью сказать, что пророки, вероятно, не раз изумлялись тому, что им показывал и говорил Бог.
Можно лишь догадываться, что чувствовал Иезекииль, когда Дух Божий поднял его за волосы и перенес за сотни километров из Вавилона в Иерусалим. Но даже при этом Иезекииль не был в состоянии транса. И не утратил способности мыслить. Напротив, читая 8-ю главу книги Иезекииля, мы видим, что пророк осознанно беседовал с Богом. Когда Бог открывал им Своё слово, даже в самых необычных обстоятельствах пророки Ветхого Завета сохраняли ясность ума. Второе заблуждение относится к способу вдохновения. К сожалению, многие христиане читают ветхозаветных пророков так, словно божественное вдохновение - процесс механический. Как будто пророки служили печатной машинкой в руках Бога. И когда Исаия говорил, он просто позволял Богу двигать его губами. Когда Амос проповедовал, Бог выговаривал каждое его слово. Другие части Библии мы так не воспринимаем. Но когда дело касается ветхозаветных пророков, мы воспринимаем их как пассивные орудия откровения, своего рода микрофоны в руках Бога. В противовес стереотипному взгляда на божественное вдохновение, в этой серии уроков мы действуем с позиции, которая называется «естественное вдохновение» Мы верим, что Святой Дух вдохновил пророков таким образом, что в их книгах нет ошибок. Но в то же время мы знаем, что Бог воздействовал на них естественным образом. Он использовал личностные свойства, образ мыслей и взгляды писавших Библию людей. О справедливости этой позиции свидетельствует Новый Завет. Послания Павла явно отражают его характер и образование, его прошлое. Мы также признаем, что различия между четырьмя евангелиями — это, главным образом, следствие разных целей и намерений авторов. Соответственно, Бог использовал и пророков такими, какими они были: с их характерами, прошлым опытом и намерениями. Чтобы понимать пророчества, надо отбросить механический подход к вдохновению и постараться понять Господь воздействовал на пророков естественным образом, используя их как полноценные, мыслящие личности. Есть еще одно заблуждение касательно сущности пророческого вдохновения. Многие христиане смутно представляют себе, насколько пророки понимали то, о чем говорили. Немало верующих считают, что пророки были неспособны понимать свои слова. Например, если бы Амоса спросили: «Что означает твое пророчество?», многие думают, что Амос ответил бы: «Откуда мне знать? Я просто говорю то, что мне велит Бог.» Это позиция небиблейская. В противовес ей Писание свидетельствует, что пророки понимали, о чем говорили. Они произносили пророчество осознанно. Например, Даниил в 8-м стихе главы 12-й, признает: «Я слышал это, но не понял.» Однако, стоит разобраться, что имел ввиду пророк. Его следующие слова проясняют картину. Пророк обращается к Богу: «Господин Мой! Что же после этого будет?» Видите, Даниил понимал, что он услышал и записал. Он знал язык, понимал грамматику — ведь это были его собственные слова. Но он понимал не всё. Он признавал, что не знает, как именно исполнится пророчество. В первом послании Петра 1:11 говорится именно об этом — пророки Ветхого Завета понимали, о чем говорят, но не полностью. Петр объясняет, что древние пророки старались исследовать, «на которое и на какое время указывал сущий в них Дух Христов» (1 Петра 1:11). Иными словами, пророки не ведали подробностей о времени и обстоятельствах; но ни в коей мере апостол не считает, что они вообще не понимали своих слов. Напротив, мы увидим, что пророкам были прекрасно известны пути Божьи. Никак нельзя сказать, что они говорили неосознанно; наоборот — они хорошо знали, как действует Бог. Существует немало заблуждений относительно того, как пророки получали божественное откровение. Мы затронули только три: психическое состояние пророков,
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|