Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

и во-вторых — неисторичны.




Что такое фрагментарность? Это способ толковать пророков как сборник разрозненных предсказаний. Вместо того чтобы, последовательно читать крупные разделы, стараясь видеть общую картину, мы довольствуемся какой-то броской фразой, сосредоточив все внимание на отдельных словах. Иногда мы поднимаемся до уровня нескольких стихов, и крайне редко христиане рассматривают пророчества в широком контексте. Такой фрагментарный подход не позволяет нам понять истинный смысл пророчеств.

Печально, однако евангельские христиане также не утруждают себя исследованием исторической обстановки служения пророков. Они не задумываются об авторе книги, не учитывают обстоятельства ее написания и потребности первых слушателей. Они воспринимают пророчества как пустые сосуды, которые только и ждут, чтобы читатели наполнили их смыслом. Мы не ищем исходное значение, которым они уже наполнены. Напротив, мы вносим свой собственный смысл, используя события современности. Мы смотрим на происходящее в мире и пытаемся наполнить пустые сосуды пророчеств историческими событиями наших дней.

Однажды я преподавал в восточной Европе, в одной чудесной церкви. Когда наступило время вопросов и ответов, один из братьев в конце зала поднял руку и сказал: «Как вы считаете, чернобыльская катастрофа является знамением последнего времени?» Я удивленно посмотрел на своего переводчика, думая, что неправильно понял вопрос. Переводчик подтвердил: «Да, да, на нашем языке слово Чернобыль означает «полынь», а в 23-й главе Иеремии, полынь относится к последним временам.» Смотрите, как поступил автор вопроса. Он нашел в Библии слово и связал его с известным ему событием. В результате у него получилось знамение последнего времени. Что ж, если читать пророчества фрагментарно, не учитывая исторический контекст, то останется лишь подставлять в толкование Библии собственные идеи.

Христиане часто вносят в пророчества Ветхого Завета свой смысл, потому что читают их тексты фрагментарно и не интересуются историческими обстоятельствами, намерениями автора и нуждами первых читателей. Если мы пренебрегаем первоначальным смыслом, нам ничего не остается, кроме как подставлять в толкование Библии собственные идеи.

Единственный способ исправить популярное толкование пророков — научиться искать первоначальный смысл этих книг. По сути, всё, что нужно сделать — это использовать основные принципы толкования, которые мы обычно применяем к другим книгам Библии. Первоначальный смысл пророчества можно определить, используя историко-грамматический метод толкования. Это тот якорь, который не позволит нам утонуть в море догадок.

Как подсказывает само название метода, чтобы открыть первоначальный смысл, нужно сосредоточиться на двух моментах. Во-первых, обратить внимание на язык пророчества и литературный контекст. Во-вторых, понять исторические обстоятельства, в которых находились автор и его первые читатели. Как мы увидим в этой серии уроков, недостаточно отмечать лишь некоторые слова или фразы, как это делают сторонники фрагментарного подхода. Мы должны научиться работать с объемными текстами — стихами и главами, разделами книг и целыми пророческими книгами.

Например, нас интересует знаменитое пророчество из Исаии 7:14 — «Дева во чреве приимет и родит сына, и нарекут имя Ему: Еммануил.» Обычно христиане довольствуются лишь ключевыми словами: «дева», «сын». Это их вполне устраивает, поскольку они считают, что поняли смысл отрывка. Многих удовлетворяет такой подход. Но если ответственно относиться к отрывку, то нужно оторваться от двух-трех привычных слов и анализировать его в полном контексте. Каков смысл этого стиха в свете всей 7-й главы? Какова его роль в контексте этого раздела книги Исаии? И как он служит общей цели книги и помогает понять ее смысл? Только рассматривая стих в его широком контексте, мы можем быть уверены, что поняли его правильно.

Верный подход к толкованию требует учитывать широкий литературный контекст и рассматривать пророчества в свете их исторического контекста. Мы должны задумываться об авторе и его первых слушателях. Христане читают пророчества так, словно эти книги плавают в некоем безвременном пространстве. Но историко-грамматический метод требует, чтобы мы вернули их на землю. Нужно интересоваться: «Кто написал эти слова?», «Когда они были написаны?», «К кому обращался автор?» и «С какой целью они написаны?» Например, обдумывая стих 14, 7 главы книги Исаий нельзя видеть в нем набор слов, которые витали в небесах и обрели земной смысл только с рождением Иисуса. Нужно связать этот стих с земной реальностью. Нужно вспомнить, что мы читаем разговор Исаии с Ахазом, царем Иудеи. Теперь время спросить: «Почему Исаия сказал Ахазу эти слова?» «В каких обстоятельствах состоялся их разговор?» «В чем цель их беседы?» Только зная историческую обстановку, можно верно понять отрывок.

Итак, из-за фрагментарности и неисторичности популярные подходы непригодны для толкования. Вместо этого нужно искать исходный смысл пророчества при помощи историко-грамматического метода. Установив исходное значение, мы получим надежный маяк, который укажет, как применять пророчество сегодня.

Итак, мы рассмотрели два вопроса, в которых необходимо разобраться, чтобы преодолеть путаницу в понимании ветхозаветных пророков: 1) природа божественного вдохновения пророков и важность исходного значения.

Пришло время обратиться к третьей теме, которая требует нашего внимания:

3) Новозаветный подход к пророкам.

(((Новозаветный подход.)))

Новозаветный подход к пророчествам Ветхого Завета — очень обширная тема, которая требует детального рассмотрения. Мы будем возвращаться к ней в последующих уроках, а пока затронем два вопроса. Во-первых, что в Новом Завете говорится об авторитете пророков? И во-вторых — как новозаветные авторы применяют пророчества Ветхого Завета?

Иисус и апостолы Нового Завета не сомневались в авторитете пророков Ветхого Завета. Они относились к пророческим писаниям с полным доверием. Они рассматривали их повествования как достоверную летопись событий. Иисус и апостолы не только утверждали абсолютный авторитет священного Писания, но и безоговорочно повиновались ему. Безусловно, Иисус следовал учению библейского иудаизма Своего времени. И, конечно, вера в авторитетность иудейских Писаний была центральным учением иудаизма тех времен. Именно поэтому Иисус подчеркивает, что Его служение во всем согласуется со священными Писаниями Ветхого Завета.

Например, в евангелии Матфея 5:17 Господь Сам говорит: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков...» Обратите внимание, Иисус не делает разграничения в авторитетности Моисеевых и пророческих Писаний. И все новозаветные авторы разделяют убежденность Христа. Они постоянно ссылаются на пророков как на авторитетные Писания.

Важно знать, что Иисус и Его апостолы с любовью относились к священным Писаниям пророков. Однако необходимо также понимать, что они дорожили исходным замыслом их авторов. Писатели Нового Завета не позволяли себе произвольно толковать пророчества. Они не пытались подставить в толкование свой собственный смысл. Напротив, они искренне стремились определить замысел самих авторов пророческих книг, и строили применение на этом надежном основании.

Среди христиан сегодня популярно мнение, что Бог дал новозаветным авторам право толковать Ветхий Завет как им угодно. Ничто не может быть дальше от истины. На примере двух открывков из Нового Завета мы увидим, насколько серьезно его авторы относились к первоначальному смыслу пророчества.

Глубокую преданность словам пророков выказывает апостол Петр - Деяния глава 2-я, стихи 29-31. Здесь Петр цитирует и объясняет 15-ый Псалом: «Мужи братия! Да будет позволено с дерзновением сказать вам о праотце Давиде, что он и умер и погребен, и гроб его у нас до сего дня. Будучи же пророком и зная, что Бог с клятвою обещал ему от плода чресл его воздвигнуть Христа во плоти и посадить на престоле его, он прежде сказал о воскресении Христа...» Обратите внимание, что Петр не берет на себя смелость подставлять в толкование Псалма свои христианские идеи. Напротив, он разъясняет пророческие слова Давида в свете жизни и намерений самого царя-пророка.

И в писаниях апостола Иоанна проявляется такое же трепетное отношение к изначальному смыслу слов ветхозаветного пророка. В 12-й главе Евангелия, стихи 39-40, Иоанн ссылается на 6-ую главу Исаии: «...как еще сказал Исаия, «Народ сей ослепил глаза свои и окаменил сердце свое, да не видят глазами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их.» Иоанн отнес этот отрывок из Исаии к служению Христа. Но послушайте, как он обосновал свое толкование. В следующем стихе, 12:41, он ссылается на замысел самого пророка: «Сие сказал Исаия, когда видел славу Его и говорил о Нем.» Апостол подчеркивает то, что пережил Исаия, - и смысл, вложенный в эти слова самим пророком. Он не пытается приспособить пророчество к собственным целям, а подчиняет его толкование замыслу вдохновленного Богом пророка.

Как христиане мы призваны во всем следовать новозаветным авторам. Нам надлежит видеть в пророчествах Ветхого Завета авторитетные Писания и стремиться раскрыть их первоначальный смысл.

Иисус и новозаветные авторы ценили изначальный смысл пророчества, но не ограничивались им. Они применяли пророческое слово к ключевым событиям своего времени. Чтобы понять принципы такого толкования, нужно рассмотреть два вопроса. Во-первых, какие ожидания и надежды представлены в пророчествах? И второе — как - согласно Новому Завету - эти надежды исполнились?

В этой серии уроков мы обсудим пророческие надежды и ожидания, Ветхий Завет. Пока мы отметим лишь основные моменты, чтобы в общих чертах определить новозаветный подход к пророчествам. Попросту говоря, пророки знали, что этот мир испорчен грехом. Даже избранный Божий народ стал настолько растленным, что Господь отправил их в изгнание. Но, не смотря на ужасные последствия греха, пророки предвещали день, когда Бог восстановит в мире гармонию.

Этот великий день станет временем окончательного суда для нечестивых, а праведные получат вечное блаженство. Пророки использовали различные названия, описывая грядущую вершину человеческой истории. Например, они говорили о «дне Господнем», или о «последних днях.» Это прекрасное будущее наступит, когда Бог непосредственно воздействует на ход истории и приведет ее к развязке.

У новозаветных авторов особый подход к пророческим ожиданиям Ветхого Завета. Нам нужно осознать, как - в их понимании - все ожидания и надежды исполнились во Христе. Во времена Христа и апостолов многие израильтяне горячо надеялись, что скоро наступит День божественного воздаяния. Они ожидали Мессию, который приведет историю человечества к ее вершине. Соответственно, христиане приняли Иисуса как долгожданного Мессию, и в нем видят осуществление великих пророческих ожиданий. Он стал центром христианского толкования и понимания Ветхозаветных пророчеств.

Сам Иисус фокусировал ветхозаветное откровение на себе и указывал, что толкование пророков должно быть христоцентричным. Беседуя с учениками по дороге в Эммаус, Он подчеркивал важность христоцентричного толкования. Вот его слова, - евангелие от Луки, глава 24-я, стихи 25-26: «О, несмысленные и медлительные сердцем, чтобы веровать всему, что предсказывали пророки! Не так ли надлежало пострадать Христу и войти в славу Свою?» Иисус ожидал, что Его ученики в Нем увидят исполнение ветхозаветных пророчеств. Поэтому следующий стих - Луки 24:27, - гласит: «И, начав от Моисея, из всех пророков изъяснял им сказанное о Нем во всем Писани и.» Обратите внимание на слова Луки: Иисус объяснял всё, что говорилось о Нём в пророческих писаниях. Итак, новозаветные писатели подчеркивают важность исходного смысла пророчеств и связывают пророческие ожидания с личностью и подвигом Христа.

Древние пророки предсказывали грядущий великий суд и великие благословения. Они наметили курс надежды, направление ожиданий. А Новый Завет прослеживает их в будущем, видит их осуществление в земной миссии Христа, в Его Царстве сегодня и в конце времен, когда Он вернется в славе.

Как мы далее увидим в этой серии уроков, новозаветные писатели разъясняют, что Христос исполнил все пророческие ожидания Ветхого Завета в трех перечисленных этапах развития Своего Царства:

((1)) Он совершил великие дела, когда установил Божье Царство, во время Своего земного служения две тысячи лет назад.

((2)) Он продолжает исполнять надежды ветхозаветных пророков, расширяя Свое Царство в ходе всей истории церкви.

((3)) И, наконец, Христос приведет все пророчества к окончательному свершению, когда вернется, и Его царство достигнет полноты.

Эти три этапа труда Христова послужили авторам Нового Завета моделью толкования. При помощи этой структуры они могли применить упования пророков Ветхого Завета к современным нуждам.

Как христиане мы также призваны научиться применять предсказания древних пророков в первому пришествию Христа, продолжению Его Царства и Его возвращению.

В этом вводном уроке мы затронули четыре темы, которых послужат нам руководством в дальнейшем изучении Ветхозаветных пророческих книг. Нужно преодолеть разногласия в их толковании, и в этом нам помогут три ключевых принципа толкования. Мы рассмотрим природу божественного вдохновения пророков. Мы подчеркнем важность изначального смысла пророчеств. И научимся толковать пророков, следуя новозаветным авторам.

В последующих уроках мы полнее рассмотрим три ключевых принципа толкования. Сначала мы подробнее поговорим о миссии и опыте пророков, затем - о важности исходного значения пророчеств. И, наконец, детальнее исследуем новозаветный подход к их толкованию. Этот материал откроет вам новое видение пророческих книг, что послужит к назиданию церкви и к славе нашего Господа.

 

 

Урок 2. Миссия пророка

 

При первом знакомстве принято сначала представиться, назвать имя и фамилию. А затем люди обычно спрашивают друг друга: «Кто вы по профессии?» Или, иными словами: «Чем вы занимаетесь»? Именно этот вопрос мы и зададим сегодня пророкам Ветхого Завета. Мы хотим узнать, какую же миссию или работу они выполняли?

Этот урок мы назвали «Миссия пророка». Чтобы узнать, в чем заключалась миссия пророков, мы рассмотрим три вопроса: во-первых, как называлась должность пророка, во-вторых — как менялось их служение, и, наконец, — какую миссию возложил на них Бог, или же - должностные обязанности пророков.

Давайте рассмотрим вначале самó название должности пророка. В повседневной жизни мы обращаемся к людям по имени или используем название должности. Но по сути, даже одного человека именуют по-разному. Например, пастором, отцом, мужем. Почему? Потому что в жизни мы исполняем различные роли, выступаем в разном качестве. Так вот, это справедливо и в отношении пророков Ветхого Завета - их именовали по-разному.

Изучая библейские названия миссии пророка в Ветхом Завете, мы рассмотрим две основные категории названий. Во-первых, главное название миссии пророка. И во-вторых, целый ряд второстепенных ее названий.

Итак, начнем с главного слова — пророк. Многие христиане, услышав слово "пророк", сразу же вспоминают предсказателя будущего - нечто вроде гадалки, или провидца. Ветхозаветные пророки действительно предсказывали будущее, но их обязанности были значительно обширнее. Фактически, само слово "пророк" и глагол " прорекать " означают более чем просто предсказание будущего. Слово "пророк" взято изгреческого перевода Ветхого Завета - Септуагинты. Мы этого часто не сознаем, но греческое слово профетес имеет более широкое значение, чем то, к которому мы привыкли. Это слово состоит из двух элементов. Корень фетес, как и в русском "прорекать", соотносится с понятием «речь». Конечно, пророки часто говорили речи и писали. С корнем всё ясно, но вот приставку "про-" можно перевести двояко. С одной стороны, она может означать "заранее", и подразумевать предсказание будущего. А с другой стороны, приставка «про» может играть ту же роль, что и в слове "про-возглашать", которое к предсказанию никак не относится. Итак, судя по самому слову, пророк — это человек, который нечто предсказывает или провозглашает. Пророки Ветхого Завета занимались и тем, и другим. Они возвещали будущее и смело говорили на злобу дня. Основное название миссии "пророка" указывает, что она была многогранной.

Обратившись к тексту Ветхого Завета на иврите, мы заметим, что слово "пророк" имеет еще более широкое значение. В Септуагинте греческим словом профетес переведено древнееврейское слово нави. Сравнивая его с другими древними языками Ближнего Востока, мы увидим, что нави означает "призванный". Это многозначное слово указывает, что пророк - особенный человек, призванный Богом. Пророки не были обычными людьми. Бог возлагал на них особые служения.

Кроме главного имени нави, в Ветхом Завете миссию пророка характеризуют еще несколько слов. Мы рассмотрим некоторые из этих дополнительных определений. Во-первых, пророка нередко именовали эвед, или "раб, слуга". Слово "слуга" в Ветхом Завете относится к разным людям, однако в любом случае подразумевает смирение и послушание. Оно хорошо поясняет роль пророков, т.к. словом «слуга» нередко обозначали официальное должностное лицо, в особенности при дворе. Даже цари Израильские иногда звались рабами Бога, поскольку служили небесному Владыке — Богу, и подчинялись Ему.

Пророки исполняли особую миссию при небесном престоле Бога. Они были Его представителями на земле, служили Его официальными посланниками, и говорили от Его имени. Вот почему пренебрежение Израиля к пророкам Даниил исповедует как великий грех. Он говорит в главе 9-ой, стих 6-й: «И не слушали рабов Твоих, пророков, которые Твоим именем говорили …» Пророки не были обыкновенными людьми. Они служили при царском дворе Бога, представляли Его небесный престол на земле.

Еще одну грань служения пророка высвечивают два родственных слова в оригинальном тексте Ветхого Завета. Еврейское слово роэх - "провидец", - тесно связано со словом хозэх, которое означает "прозорливец", или "блюститель". Согласно 1-й книги Царств 9:9 до возникновения монархии в Израиле пророков называли прозорливцами: «Прежде у Израиля… тот, кого называют ныне пророком,... назывался прозорливцем». И 2-я книга Царств, глава 24-я, стих 11, гласит, что Гад, который был пророком во дни Давида, назывался также хозэх, то есть "прозорливец." «... было слово Господа к Гаду пророку, прозорливцу Давида.»

Что эти два слова говорят нам о миссии пророков? Они подчеркивают важный опыт, посредством которого пророки получали слово Божье. Пророки называются прозорливцами, потому что им были открыты небесные сферы. Вторая книга Паралипоменон, глава 18-я, рассказывает, что пророчество Михея, сына Иемвлая, подвергли сомнению. И чтобы подтверждить свое слово, Михей описывает небесное видение, которое ему открылось. Вот как рисует пророк увиденное на небесах - стих 18-ый: «Я видел Господа, сидящего на престоле Своем, и все воинство небесное стояло по правую и по левую руку Его. И сказал Господь: «кто увлек бы Ахава, царя израильского, чтобы он пошел и пал в Рамофе Галаадском?» И один говорил так, другой говорил иначе». Это удивительный отрывок, который не оставляет сомнений в том, почему пророки назывались прозорливцами. Им дано было заглянуть в небесные сферы. Они слышали речь Самого Бога. Они видели, что происходит на небесах. Они беседовали с Богом. Изучая пророков, нужно помнить, что опыт присутствия в небесных сферах играл ведущую роль в их служении.

Еще одно название изредка применяется к пророкам — древнееврейское слово шомер, что означает "страж" или "дозорный." Тем самым служение пророков сравнивается с работой дозорных в древнем Израиле. В те времена каждый город имел стражей, которые наблюдали: не идут ли незваные или званые гости. Так и пророки предвещали Израилю нашествие врага, или приближение Бога с благословением или судом. Например, в книге Иезекииля глава 3-я, стих 17й, Господь говорит пророку: «Сын человеческий! Я поставил тебя стражем дому Израилеву, и ты будешь слушать слово из уст Моих и будешь вразумлять их от Меня». В библейские времена страж призван был предупредить город о приближении друга или врага. Этим сравнением Господь показывает, что Его пророки заранее видят угрозу суда, или грядущее благословение, и предупреждают людей, чтобы те могли приготовиться. Пророки стояли в дозоре, и Бог открывал им будущее в снах или в видениях, а они объявляли народу, что видно на духовном горизонте.

Иногда пророков также называли древнееврейским словом малак, что означает "вестник" или посланник. В древнем мире не было ни телефонов, ни телевидения, ни электронной почты. Передать сообщение на дальние расстояния можно было только через посыльных. Царь или полководец посылал вестника, и тот передавал его послание адресату. Когда весть была срочной, роль посланника или вестника становилась особенно важной. В Ветхом Завете пророки называются вестниками, потому что послание от Бога они несли Его народу. Например, когда из вавилонского плена иудеи вернулись в Иерусалим, их постигло страшное разочарование. Поэтому Господь призвал пророка Аггея и направил его к народу с посланием. И вот что сказано в 1-й главе книги Аггея, стих 13: «Тогда Аггей, вестник Господень, посланный от Господа, сказал к народу: Я с вами! говорит Господь». Слово вестник указывает на то, что пророки несли народу не свои собственные мысли. Они служили посланниками Яхве и говорили только от Его имени.

И, наконец, нужно отметить, что иногда пророк именовался иш-Элохим - "человек Божий." Буквально это означает «человек от Бога». Это звание подчеркивает особую, священную миссию пророков. Они избраны Богом и несут Его весть. Как служители Божьи, пророки пользовались особой защитой и имели особые полномочия. В 4-й книге Царств, глава 2-я, стих 12-й, значимость этого звания видна в словах пророка Илии. Он говорит: «Если я человек Божий, то пусть сойдет огонь с неба и попалит тебя и твой пятидесяток. И сошел огонь Божий с неба, и попалил его и пятидесяток его.» Пророческие полномочия Илии подтвердил карающий огонь, сошедший на тех, кто ему противостоял. Илия был не обычный человек. Он был посланцем Бога. И Бог его защищал.

Итак, в Ветхом Завете миссию пророка характеризуют разные имена и звания. Мы рассмотрели только некоторых из них. Но главное должно быть нам ясно — миссия пророка значительно обширнее, чем люди привыкли думать. Пророки не были гадателями или предсказателями будущего. В Библии им даны различные звания, потому что их служение было многогранным. И если мы хотим понять пророческие книги Ветхого Завета, нам нужно расширить свое представление о том, кто такой пророк.

Мы рассмотрели разные звания ветхозаветного пророки. Настала пора обратиться ко второй теме: как изменялось пророческое служение? За свою жизнь я сменил немало занятий, но всем профессиям без исключения свойственно одно. На любой должности характер работы со временем меняется. Казалось бы, только начал привыкать к своим обязанностям, а они уже изменяются. Нечто похожее происходило и с пророками. Пророческое служение включало определенный круг обязанностей, но в ходе библейской историй характер их служения менялся.

Чтобы понять, как изменялось пророческое служение, полезно будет разделить историю ветхозаветных пророков на четыре периода: период до установления монархии в Израиле; период монархии; период плена или изгнания с земли обетованной; и период после пленения, когда народ вернулся в свою землю.

Сначала обратимся к пророкам, которые жили до установления монархии. Легко заметить некоторые закономерности пророческой деятельности в Израиле, когда там еще не было царя. Во-первых, пророков в то время было немного. В книгах от Бытия до Судей слово нави встречается редко. Точнее, оно встречается в этих книгах менее двадцати раз, причем в некоторых случаях речь идет о пророках будущих. Так что, до рождения монархии пророков в Израиле было совсем мало.

Кроме того, в тот ранний период, до установления монархии, пророки исполняли разного рода неофициальные миссии. Бóльшая часть их носила, вероятно, характер временный, была связана с конкретными ситуациями и нуждами. Итак, в до-монархический период термин нави применялся к различным категориям людей, выполнявшим разнообразные миссии.

Оставляя подзади ранний этап библейской истории и обращаясь к периоду царей, мы находим в пророческом служении значительные перемены. С установлением монархии, многое изменилось в Израиле, в том числе — и миссия пророка. Во-первых, отличие от раннего периода истории, в годы монархии пророков стало много. Читая книги Царств и Паралипоменон, мы снова и снова встречаем рассказы о том или ином пророке. Фактически, в этот период библейской истории пророков было больше, чем когда-либо.

Пророков не только стало значительно больше, их служение во времена царей стало и более официальным. С установлением монархии, Бог возложил на пророков обязанность наблюдать за действиями царей и следить, чтобы они повиновались закону Моисея. Бог позволил возвести на престол Израилев человека, однако Он знал, что царь - грешник станет серьезной угрозой для страны. Грешные люди просто не способны правильно пользоваться большой властью. Обычно власть развращает их, и они жестоко обращаются со своими подданными. Для Израиля это было особенно опасно, потому что нечестие царей навлекало суд Божий на весь народ. Поэтому Бог через Моисея установил в законе ограничения царской власти. В 17-й главе Второзакония, стихи 14-20, Моисей перечисляет правила, которые ограничивали власть Израильских монархов. Царем в Израиле может стать лишь тот, кого изберет Господь. Царь должен быть «из среды братьев твоих», то есть израильтянин. Царю не следует приобретать себе огромное число коней. Он не должен возвращаться в Египет. Царь не должен брать себе много жен, - Моисей, вероятно, подразумевал - жен чужеземных. Ему не должно собирать чрезмерное количество серебра и золота. Царю надлежит переписать для себя закон Моисеев. И читать закон во все дни жизни своей. Он призван тщательно следовать всем словам закона, и не должен считать себя лучше братьев своих.

Конечно, читая историю Израильских царей, сразу замечаешь, что они не соблюдали записанных Моисеем правил. И поэтому Бог посылал пророков обличать непослушание царей и народа, который следовал их путями. Держать под контролем власть царей было официальной миссией пророков. Подобные отношения между пророками и царями прослеживаются на многих страницах Библии. Пророк Нафан обличал Давида. Авдий порицал Ахаза. Илия осуждал Ахава. Конечно, далеко не каждого пророка официально принимали при дворе. Многих истинных пророков цари отвергали. Но и в царском дворце и на улицах города пророки времен монархии требовали от царей и правителей исполнять закон Божий. Они служили Господу, обличая царей и других правителей в нарушении Божьих заповедей. Итак, во времена монархии пророков было много; а их миссия стала более официальной, ибо они служили Господу при царском дворе.

Зная, как изменилась миссия пророков с возникновением монархии, обратимся к периоду изнания. Как в этот период развивалось пророческое служение? В 722-м году до Рождества Христова ассирийцы завоевали Самарию - столицу северного Израиля. А в 586-м году под ударами Вавилона пал Иерусалим. Народ Божий был большей частью уведен в плен и переселен в другие страны. Пророческое служение этого периода характеризуют две черты. Во-первых, число пророков снова уменьшилось. В те дни немного было значительных пророков, речи которых удостоились места в Писании. Иезекииль и Даниил - самые известные из немногочисленных пророков того времени.

Безусловно, в период изгнания институт монархии в Израиле пришел в упадок. Поэтому служение пророков снова стало неофициальным и более разнородным. Истинные Божьи пророки большей частью разъясняли народу причины изгнания и указывали им пути возвращения в свою землю. Итак, в период изгнания пророков было немного, и деятельность их значительно меньше связана с царями Израиля.

Теперь мы обратимся к тем немногим поколениям израильтян, которые были свидетелями пророческой деятельности по окончание плена. Зоровавель, ставший в ранние годы после изгнания правителем Иудеи, начал восстановление страны. Появилась возможность возродить монархию. Соответственно, в пророческой деятельности того времени выделяются две черты. Их по-прежнему было немного, но они исполняли очень важную миссию. К этому периоду относятся такие имена как Аггей, Захария и Малахия. Деятельность этих пророков стала снова приобретать довольно официальный характер. Правителем Иудеи был Зоровавель, в котором надеялись увидеть следующего царя. Поэтому Аггей и Захария призывали начальников Израильских отстроить храм. А Малахия обличал и правителей и сообщество переселенцев в том, что они так и не раскаялись перед Богом. На протяжении всего периода восстановления пророки стояли на страже духовного состояния общины и ее правителей, призывая их хранить верность Господу.

Таким образом, то, насколько активно и официально действовали пророки, зависело от статуса Израильской монархии, - развивается она или приходит в упадок. Исследуя писания конкретного пророка, всегда нужно учитывать, в какой период он проповедовал — до установления монархии, во времена монархии, в период изгнания, или после возвращения из плена. Изменения, происходившие в деятельности пророков, послужат нам ориентиром для понимания их слов.

Итак, нам известны названия пророческой миссии, и перемены, которые происходили в ней с течением времени. А теперь поговорим об обязанностях пророков. Какую работу поручил им Бог? Рассмотрим две стороны этого вопроса: во-первых, распространенные мнения о миссии пророка. И во-вторых, отношения завета, которые сама Библия представляет как мерило обязанностей пророка.

Сначала рассмотрим популярные представления о том, чего ожидал Бог от своих пророков. В ходе истории иудейского и христианского толкования представление о роли пророков изменялось. Некоторые из прежних понятий о ней несут в себе истину. Однако они не дают всеобъемлющей картины той миссии, которую Бог возложил на Своих пророков. Многие толкователи сравнивают ветхозаветных пророков с медиумами. Говорят, что пророки имели доступ к Богу и получали от Него ответы на личные вопросы и молитвы, подобно дельфийскому оракулу и гадателям древнего Востока. Думаю, надо признать, что библейские пророки иногда выполняли эту роль. Но, как мы увидим, такое видение не охватывает их служения во всей полноте.

Согласно еще одному популярному мнению, ветхозаветные пророки главным образом предсказывали будущее, или судьбу. Если кто-то хотел узнать, что будет — они шли к пророку и узнавали. Опять-таки, здесь есть доля истины, поскольку пророки иногда действительно предсказывали будущее. Бог открывал им, что должно произойти, и они возвещали это людям. Однако, нельзя считать предсказание будущего сутью пророческого служения. Перед ними стояли задачи гораздо более масштабные и значительные.

Обычные представления о пророках в какой-то мере дополняют картину пророческого служения, и в то же время скрывают от нас главную миссию, которую возложил на них Бог. Наиболее полная структура, которая дает всеобъемлющее представление о миссии пророка — это завет. Изучая миссию пророков в рамках завета, нужно помнить, что на протяжении многих веков иудеи и христиане считают завет ключевым понятием в Библии. Однако со временем наше виденье библейского завета стало шире. Поэтому сначала сравним прежние представления о завете с современными.

Богословы и прежде имели определенное понимание завета, но им немногое было известно об исторической обстановке, в которой возникло это библейское понятие. До недавнего времени мы не знали исторических условий древнего Ближнего Востока, где устанавливались ветхозаветные заветы. Поэтому богословам оставалось лишь строить догадки о смысле Библейских заветов. Обычно они рассматривали их с точки зрения римского права, или современных юридических соглашений. Например, завет часто представляют как договор между двумя или более лицами. Подобную формулировку нельзя назвать неверной, однако она довольно размытая и не дает четкого представления о завете.

В прошлом богословы воспринимали завет в таких общих категориях, потому что не знали альтернатив. Но современное понимание завета гораздо полнее. Археологические открытия последних десятилетий высветили новые грани понятия «завет» в древнем Библейском мире. Они помогли нам понять, каким образом заветные отношения определяли обязанности пророков.

Находки археологов на Ближнем Востоке свидетельствуют, что Ветхий Завет часто уподобляет отношения Бога с Израилем политическим договорам древности. Международные соглашения между странами не были редкостью в древние времена. Их различные формы подчинялись определенным стандартам, и поэтому жители региона знали, как такие договоры действуют. Именно поэтому Бог устанавливал с Израилем заветы, которые во многих отношениях напоминают древние ближневосточные соглашения.

Равноправные государства в библейские времена нередко заключали между собой договоры; сегодня мы называем их паритетными. Например, в определенные исторические периоды договор равных могли заключить между собой Египетская и Ассирийская империи. Но чаще всего древние договоры регулировали отношения между великим владыкой и правителем небольшого города или государства. Например, цари хананейских городов-государств не раз заключали договоры с великой Египетской империей. Такие соглашения называют сюзерено-вассальными. Слово сюзерен означает просто верховный правитель или император, а вассал — это его слуга или подчиненный. Сюзерен — т.е. более могущественный правитель — устанавливал условия договора и обеспечивал вассалу защиту от врагов. За это вассальные или зависимые государства обещали хранить верность верховному владыке, платить налоги и участвовать в его военных походах.

Важным элементом таких сюзерено-вассальных договоров была особая миссия, которую император возлагал на своих посланников или представителей. Сюзерен часто направлял к вассальным народам послов, которые напоминали народу об условия договора. Они следили за исполнением этих условий. Они старались убедить зависимое государство придерживаться условий завета, но те часто их нарушали. Обычно императоры проявляли долготерпение, однако, если зависимый народ упорно пренебрегал словами посла, могущественный владыка приводил армию и наказывал мятежников.

Миссия посланников послужила прототипом служения ветхозаветных пророков. Пророки действовали как представители Божьего завета, и следили за его исполнением. У престола Божественного Владыки они получали его послания, через них Небесный Царь обращался к Своим вассалам. Иногда пророки хвалили Израиль за послушание завету, но большей частью они предупреждали народ о том, что упорное неповиновение навлечет на них Божий гнев и суд.

Трудно переоценить такое видение ветхозаветных пророчеств. Пророки были Божьими послами. Они представляли великого Властителя перед Его вассальным народом — Израилем. Только в свете заветной модели отношений мы сможем понять миссию пророка перед Богом.

Известная история из 6-й главы Исаии доказывает важность посланнической роли пророков. Хотя завет не упоминается здесь открыто, однако представление о том, что пророки служат хранителями завета, посланцами Велико

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...