Маркс и Энгельс о прогрессе
Стр 1 из 2Следующая ⇒ МАРКСИЗМ Теория и практика государственного социализма во второй половине XIX—XX вв. были теснейшим образом связаны с идеями немецких философов Карла Маркса (1818—1883) и Фридриха Энгельса (1820—1895). Хотя их взгляды подчас выходили за рамки государственного социализма, можно без преувеличения сказать, что они оказали решающее влияние на становление этого течения в большинстве стран мира. ОТЧУЖДЕНИЕ. Существующее общество не удовлетворяло Маркса потому, что оно не создавало условий для свободного развития каждого человека и человечества в целом. Рыночная экономика функционирует благодаря множеству действий отдельных людей и компаний. Эти действия не согласованы между собой, не подчинены коллективной воле людей. То, что получается в результате (наличие или отсутствие определённой продукции, доступность того или иного изделия для одних и его недоступность для других, кризисы и подъёмы производства), может совершенно не соответствовать желаниям и потребностям конкретных индивидов. Маркс определил это состояние как «отчуждение». Человек отчуждён от общества (не влияет на его развитие), от других людей (он только средство в руках кого-то, кто использует его ради собственной выгоды), от себя самого (работая, он не реализует себя, а лишь изготовляет «товар» — то, что идёт на продажу, — ради получения прибыли). Отчуждение выступает у Маркса как всеобъемлющая несвобода человека в обществе. Маркс считал, что современное общество примитивно, поскольку его жизнь определяется безликими законами (прежде всего экономическими). Оно не осознаёт само себя и не может собой управлять. МАРКС О СВОБОДЕ
Европейская мысль пронесла через тысячелетия идеал древнегреческой цивилизации — калокагатию, представление о гармонично и всесторонне развитом человеке, владеющем собственными чувствами и телом, контролирующем свои поступки. Маркс переносил эту идею на общество. Индивидуальная свобода станет возможна только тогда, когда общество будет действовать не на основе безликих законов рынка, а благодаря прямому сотрудничеству людей и их ассоциаций. Эти ассоциации будут договариваться о том, что, как и для чего необходимо производить. Однако, сделав упор на «коллективные» и «общественные» условия свободы, этот мыслитель в соотношении индивидуальных и коллективных интересов отдал приоритет коллективному началу. Он считал, что человеческая личность является «совокупностью всех общественных отношений», без влияния которых человек подобен «чистому листу». Именно общество, «общественное бытие» формирует «общественное» и личность всякого отдельного человека. МАРКС И ЭНГЕЛЬС О ПРОГРЕССЕ Как и большинство мыслителей XIX в., Маркс и Энгельс были оптимистами, верили в прогресс человечества. Огромное влияние оказали на них идеи немецкого философа Гегеля о развитии истории, в ходе которого раскрываются новые грани и возможности человеческой свободы. Маркс и Энгельс искали в истории логику саморазвития общества и нашли её в накоплении знаний, совершенствовании техники и способностей людей. Всё это они объединили понятием «производительные силы общества». В производительных силах Маркс и Энгельс усматривали основу человеческого существования, предопределявшую мышление людей, формы отношений между ними, способ управления обществом. Маркс представлял историю как непрерывный процесс смены «общественно-экономических формаций» — моделей устройства общест ва. Люди создают орудия труда, «средства производства», в результате возникает потребность в той или иной форме управления ими. А это предполагает существование определённых отношений между людьми по поводу производства и обмена («производственные отношения») и определённого способа принятия общественных решений — власти.
Рано или поздно новая технология, новые орудия труда, новые знания, новый опыт и новые потребности людей вступают в противоречие со старыми формами производственных отношений, организации общества и власти. Тогда происходит взрыв, революция, возникает новая форма организации и управления, соответствующая новым задачам, Именно так будут развиваться события, полагали Маркс и Энгельс, и в рыночном обществе (по их терминологии — капиталистическом). В своей главной экономической работе «Капитал» Маркс замечал: «Капитал становится оковами того способа производства, который вырос при нём и под ним. Концентрация средств производства и обобществление труда достигают такого пункта, когда они становятся несовместимыми с их капиталистической оболочкой». Итак, прогресс есть в первую очередь прогресс экономики. В этом отношении Маркс и Энгельс во многом следовали традиции либеральной мысли, что дало основание современному немецкому исследователю Роберту Курцу назвать их «диссидентами от либерализма». И, подобно классическим либералам, марксисты почти никогда не ставили вопрос о «цене прогресса», о страданиях тех реальных людей, которых прогресс перемолол своими жерновами. Необходимость развития и увеличения производства материальных благ заставляет людей двигаться вперёд, к новым способам производства. На каком-то этапе производительные силы обеспечат такой уровень производства, что людям уже не нужно будет конкурировать между собой за обладание самым необходимым. Тогда и станет возможным «царство свободы», приходящее на смену «царству необходимости», — своего рода золотой век в далёком будущем, завершение и цель истории по Марксу. Но переход к «царству свободы» скорее всего не произойдёт мирно, поскольку найдутся силы, защищающие старые общественные отношения: владельцы средств производства — представители правящего в современном обществе класса буржуазии. Они заинтересованы в сохранении отживших порядков, так как именно на этих порядках основаны их власть и привилегии.
Маркс полагал, что только люди из самых обездоленных и угнетённых социальных слоев — пролетариат — могут обеспечить переход к «царству свободы», иными словами, «социальную революцию». Они, в отличие от буржуазии, владеющей заводами, банками, торговыми предприятиями и предметами роскоши, меньше привязаны к капиталистическому способу производства, к капиталистическим общественным отношениям. «Пролетариату нечего терять, кроме своих цепей, а приобретёт он весь мир», — писал Маркс. Благодаря революции исчезнет и пролетариат (исчезнет его обездоленность), и буржуазия (её собственность перейдёт в общественное пользование). Свободное общество будет бесклассовым. «ОТ КАЖДОГО ПО СПОСОБНОСТЯМ — КАЖДОМУ ПО ЕГО ПОТРЕБНОСТЯМ» Слово «коммунизм» происходит от латинского communis — «обший». Коммунами называли себя средневековые вольные города, освободившиеся от власти феодального сеньора, в знак того, что его жители будут отныне сообша защищать свой город и управлять им. Фраза «от каждого по способностям — каждому по его потребностям» наиболее кратко и ёмко выражает экономический принцип коммунизма: все члены общества занимаются общественно необходимым трудом в соответствии со своими способностями, а общество удовлетворяет потребности всех своих членов. Основные положения этой формулы уходят далеко в глубь истории. О том, что всё разделялось «по потребности каждого», говорилось ещё в тексте «Деяний апостолов», где речь шла об обшинах, созданных первыми христианами. Томас Мюниер, один из руководителей крестьянской войны в Германии в XVI в., писал: «Всё обшее (omnia sunt communia), и каждому должно быть по возможности выделено по его нужде». Ранние христиане, считал первый представитель утопического коммунизма сельский священник Жан Мелье (1664—1 729), «сделали одним из главных пунктов символа своей веры и своей религии общину святых, то есть общность благ, находившихся в распоряжении святых». Только позднее, утверждал Мелье, слово «общность» (communion) было заменено «воображаемым причашением (communion) благ духовных».
Маркс, критикуя программу германской социал-демократии, принятую на Готском съезде, выдвинул теорию поэтапного перехода к коммунизму (1875 г.). На «первой фазе коммунистического общества», при сохранении «родимых пятен старого общества», каждый производитель станет получать «такое количество предметов потребления, на которое затрачено столько же труда», сколько сам «он дал обществу». И только «на высшей фазе коммунистического общества», когда производительные силы разовьются до такой степени, что создадут всеобщее материальное изобилие и «источники обшественного богатства польются полным потоком», будет возможен коммунистический способ производства и распределения. Коммунизм подразумевает максимальное развитие способностей и творческого потенциала каждого человека, поэтому каждый станет заниматься тем, к чему у него есть способности. Люди возьмут от общества всё, что им необходимо, и отдадут обществу свои творческие усилия. Именно с коммунистическим принципом неразрывно связано отношение Маркса к свободе: «Свободное развитие каждого является условием свободного развития всех». КАПИТАЛИЗМ И КОММУНИЗМ Для определения существующей в Европе системы общественных отношений и её альтернативы Маркс использовал термины «капитализм» и «коммунизм» соответственно. Эти определения широко применялись уже при жизни Маркса и не менее активно используются сейчас, но мало кто понимает их смысл. Капитализм не есть система, которой управляют несколько респектабельных людей, курящих сигары и пользующихся дорогими автомобилями. Капитализм не есть система, при которой главной целью богатых людей являются роскошная жизнь и удовольствия, получаемые от неё. Это система всеобщего универсального товарного производства, вытеснившего все прочие его формы и стремящегося к непрерывному росту. Товаром принято называть вещь, изготовленную не для самопотребления, а на продажу, в целях извлечения прибыли. В докапиталистическую эпоху подавляющее большинство населения жило в сельских общинах, занятых производством всего необходимого, и не знало, что такое торговля. Меньшинство обитало в небольших (по нынешним меркам) городах, центрах ремёсел и торговли. Товарное производство существовало, но не было господствующей системой общественно-экономических отношений и жёстко контролировалось городскими общинами, определявшими цену и качество продукции.
Капитализм сложился в западноевропейских странах после Средневековья. Купцы накопили огромные суммы денег и усовершенствовали систему банков и кредита. Стало возможно использовать эти средства, вкладывая их в машинное производство товаров (тогда были изобретены первые текстильные станки). Миллионам бедняков (в прошлом общинные крестьяне), согнанных феодалами и абсолютистским государством со своей земли, пришлось смириться с новой системой производственных отношений. Теперь они работали по найму в полях либо мастерских, т. е. продавали свой труд владельцам средств производства, а на полученные деньги приобретали то, что нужно для жизни. С широким распространением наёмного труда товарное производство превратилось в господствующую форму отношений. Однако сама по себе коммерция (простое товарное производство) не могла обеспечить устойчивости общества. Этого достигло только капиталистическое товарное производство. Капитал является системой производственных отношений, которые устанавливают эффективную связь между трудом живым (человеческим) и мёртвым (накопленным предыдущими поколениями в виде станков, фабрик и т. д.). 1Лель и сущность капитала состоят не в простом накоплении потребительских ценностей, а в непрерывном умножении совокупной стоимости, которой владеет общество. Общественный строй, основанный на капитале, Маркс называл капиталистическим. Роль капиталиста, по мнению этого мыслителя, вторична, «капиталист является таковым только в качестве функции капитала», лидера общественного производства, где мёртвый труд развивается живым трудом. Делать вложения, копить и умножать — вот девизы капитала. Капиталистическая система основана на жёстком разделении различных сфер жизни, которые связаны между собой только косвенно — через непрерывный процесс умножения суммарной стоимости общественного производства. Внутри предприятия капитал организует жизнь авторитарным образом: владельцы производства и администрация принимают управленческие решения, которым рядовые работники обязаны подчиняться. На рынке, где предприятия встречаются, капиталистический порядок поддерживается благодаря постоянной конкуренции между ними. При этом выживают наиболее эффективные компании, наилучшим образом умножающие капитал. Потребители не контролируют процесс производства напрямую. Они покупают либо не покупают товары, изготовленные на тех или иных предприятиях, но не решают, что эти предприятия будут выпускать. Потребители вынуждены лишь выбирать из того, что им предложено. Наконец, когда кто-то производит товар, он пользуется своим временем, чтобы получать удовольствие только после работы; это удовольствие, как правило, оторвано от природы самого труда. Таким образом, при капитализме существует разрыв между принятием решений о производственном процессе и их исполнением, между работой отдельных предприятий и общим результатом их деятельности, между производством и потреблением, между трудом и свободным временем. Коммунизм не означает простого изъятия власти и средств производства из рук капиталистов. Важно, что он упраздняет саму систему капиталистических отношений, диктующую, как работать и что потреблять. Коммунизм уничтожает предприятие как обособленную единицу, конкурирующую с другими, стирает границы между предприятием и городским кварталом, между производством и потреблением, между исполнением задач производства и управлением производственным процессом, между работой и свободным временем. Он разрушает все условия, создающие капиталистическое товарное производство (включая и государство, необходимое для регулирования общественных отношений при капитализме). Коммунизм формирует цельное человеческое общество, в котором самоуправляющиеся ассоциации индивидов свободно договариваются между собой о том, что, как и для чего необходимо производить, и вместе планируют общественную жизнь. Коммунизм не знает никакой отчуждённой деятельности, никакой работы, противостоящей отдыху. Обязанность выполнять одну и ту же работу в течение жизни, быть физическим или умственным тружеником исчезает. Исследования и работа, размышления и действия, учёба и труд становятся единой деятельностью. КОММУНИЗМ Первоначально управлять обществом и экономикой станет государство, завоёванное пролетариатом. Лишь затем, после долгого переходного периода и в результате дальнейшего развития производства, наступит коммунизм — безгосударственный общественный строй, основу которого составят добровольные самоуправляющиеся союзы и ассоциации людей. «Коммунизм, — утверждал Фридрих Энгельс, — есть учение об условиях освобождения пролетариата. Управление промышленностью и всеми отраслями производства вообще будет изъято из рук отдельных, конкурирующих друг с другом индивидов. Частная собственность должна быть также ликвидирована, а на её место заступят общее пользование всеми орудиями производства и распределение продуктов по общему соглашению, или так называемая общность имущества...». БОЛЬШЕВИЗМ Радикальная форма государственного социализма, вошедшая в историю под названием «большевизм» или «коммунизм», зародилась в России в начале XX столетия. Большевизм вырос из социал-демократии, но, будучи связан с ней идейно, развился в самостоятельную политическую силу и сыграл основную роль в формировании политической и общественной системы Советского Союза, Китайской Народной Республики (КНР), восточноевропейских государств, Монголии, Северной Кореи, Вьетнама, Лаоса, Кубы. Ещё в середине 80-х гг. XX в. красные большевистские флаги развевались над огромными территориями Европы и Азии. Общее число людей, живших в странах победившего большевизма, составляло около 1 млрд 300 млн. До сих пор более чем миллиардом китайцев монопольно правит компартия Китая (КПК). Впрочем, в этой стране с конца 70-х гг. проводятся экономические реформы, коренным образом изменившие её облик. ЛЕНИН И БОЛЬШЕВИЗМ Немалую роль в формировании большевизма сыграли и личные качества Ленина и его сторонников. Большевизм, писал анархист Пётр Ар-шинов, «выдвинул многочисленную группу лиц — цепких, властных, чуждых какой бы то ни было общественной или моральной сентимен-тальшине и не останавливаюшихся ни перед какими средствами в борьбе за своё торжество. И он же выдвинул из своей группы руководителя. Ленин — не только вождь партии, он, что значительно важнее, вождь определённого психологического типа людей». Писатель Максим Горький так отзывался о нравственных качествах Ленина в период, когда последний возглавлял Советское правительство: «Ленин является одной из наиболее ярких и крупных фигур, он обладает всеми свойствами вождя, а также и необходимым для этой роли отсутствием морали и чисто барским, безжалостным отношением к жизни народных масс... Рабочий класс для Ленина то же, что для металлиста руда...». РОЖДЕНИЕ БОЛЬШЕВИЗМА. На II съезде Российской социал-демократической рабочей партии (РСДРП) в 1903 г. социал-демократы разделились на две группы, ведшие полемику об организации партии. Сторонники видного социал-демократа Юлия Мартова защищали мягкую позицию, в соответствии с которой членом партии мог быть любой, сочувствующий её идеям. Сторонники Владимира Ленина, напротив, отстаивали жёсткую позицию: с их точки зрения, членами партии могли быть только люди, активно участвующие в её работе, профессиональные революционеры. Они выступили также за то, чтобы принять устав, предусматривающий безоговорочное подчинение низших органов партии высшим и строгую дисциплину. По последнему вопросу единомышленники Ленина получили большинство и за ними впоследствии закрепилось название «большевики», а за мартовцами — «меньшевики». Постепенно обе фракции стали действовать самостоятельно, сформировав две независимые политические силы. Эти события, затрагивавшие тогда интересы не более чем нескольких сотен человек (большевики и меньшевики вместе взятые), тем не менее положили начало сильному политическому течению, которому суждено было прийти к власти 25 октября 1917 г. и удержать её в своих руках. Между большевиками и меньшевиками не существовало принципиальных расхождений в понимании истории или прогресса. И те и другие ссылались на учение Маркса. Ленин, как и мартовцы, заявлял, что после политической революции и захвата предприятий у капиталистов «всё общество будет одной конторой и одной фабрикой с равенством труда и равенством зарплаты». Коренное отличие большевизма от меньшевизма и от социал-демократии как таковой изначально состояло в организационных принципах. В 1902 г. вождь будущих большевиков Владимир Ленин изложил эти принципы в брошюре «Что делать?», где он утверждал, что партия должна состоять только из профессиональных революционеров, которые и изменят политическую систему России. «Дайте мне партию революционеров, и я переверну Россию!» — писал он. Такая политика предусматривала жёсткую дисциплину внутри партии, безоговорочное подчинение её членов решениям Центрального комитета (ЦК) партии. Ещё одно важное отличие состояло в резко негативном отношении большевиков к парламентским системам, идее свободных выборов, правам человека, к роли добровольных ассоциаций граждан в управлении обществом. Если социал-демократия во многих странах Западной Европы постепенно врастала в либеральный строй, участвовала в парламентских выборах и перенимала либеральные и демократические идеи, то в России для этого просто не было условий. Хотя в результате революции 1905— 1907 гг. в стране начал работать парламент — Государственная дума, — он не обладал реальной властью. Монархический режим, оставаясь хозяином положения, систематически преследовал любую оппозицию. Отсутствовали и гражданские права, и свободы. Поэтому большевикам, чтобы прийти к власти, необходимо было оставаться партией революции. Парламентские же выборы и легальные методы борьбы едва ли принесли им успех. Большевики, подобно социал-демократам, говорили о том, что партия должна «воспитать массы», подготовить их к социализму, но радикализировали данную идею. Они заявляли о себе как о сторонниках «воспитательной диктатуры», призванной создать «нового человека». Яркой иллюстрацией этой идеи служит большевистский лозунг 20-х гг. «Железной рукой загоним человечество к счастью». Он висел на воротах соловецкого концлагеря. БОЛЬШЕВИКИ У ВЛАСТИ: ПОЛИТИЧЕСКИЙ СТРОЙ СССР. Союз Советских Социалистических республик (СССР) возник 30 декабря 1922 г. в соответствии с договором, объединившим Российскую Советскую Федеративную Социалистическую Республику (РСФСР) с Украиной (УССР), Белоруссией (БССР) и Закавказской Федерацией (ЗСФСР). Образование СССР завершило процесс создания большевиками целостного государства на обломках старой Российской империи, развалившейся в результате революционных событий 1917-1921 гг. Формально основой государственной системы СССР являлись Советы — «самоуправляющаяся массовая организация» рабочих и крестьян, не знавшая «разделения законодательной и исполнительной власти». Советы образовывались в соответствии с принципами, закреплёнными нормами представительной демократии, — всеобщим, прямым, равным и тайным избирательным правом. Именно так избирались высшие законодательные органы СССР, союзных и автономных республик — Верховные Советы. При этом Верховный Совет СССР соиз двух палат — Совета Союза и Совета Национальностей (в него входили депутаты от республик и автономных образований). Однако в отличие от работавших на профессиональной основе парламентов эти органы не заседали постоянно, а проводили сравнительно короткие по времени сессии. Постоянно действовавшим органом был Президиум, избираемый Верховным Советом. Исполнительные органы Союза и республик, формируемые законодательными и ответственные перед ними, до 1946 г. именовались Советами народных комиссаров (СНК), а затем Советами министров. Они считались высшими органами государственного управления. На местном, районном и областном уровнях органами власти служили соответствующие Советы, их избирали на основе всеобщих, равных и прямых выборов. Такой принцип государственного устройства, закреплённый Конституцией СССР 1936 г., подтвердила и Конституция 1977 г. (В СССР трижды принимались конституции: в 1924, 1936 и 1977 гг.) Но на самом деле выборы были фиктивными, поскольку на них никогда не предлагалось альтернативы утверждённым властью кандидатам. К критике гегелевской философии права Введение [...] Утопической мечтой для Германии является не радикальная революция, не общечеловеческая эмансипация, а, скорее, частичная, только политическая революция, — революция, оставляющая нетронутыми самые устои здания. На чем основана частичная, только политическая революция? На том, что часть гражданского общества эмансипирует себя и достигает всеобщего господства, на том, что определенный класс, исходя из своего особого положения, предпринимает эмансипацию всего общества. Этот класс освобождает все общество, но лишь в том случае, если предположить, что все общество находится в положении этого класса, т.е. обладает, например, деньгами и образованием или может по желанию приобрести их. Ни один класс гражданского общества не может сыграть эту роль, не возбудив на мгновение энтузиазма в себе и в массах. Это тот момент, когда данный класс братается и сливается со всем обществом, когда его смешивают с обществом, воспринимают и признают в качестве его всеобщего представителя; тот момент, когда собственные притязания и права этого класса являются поистине правами и притязаниями самого общества, когда он действительно представляет собой социальный разум и социальное сердце. Лишь во имя всеобщих прав общества отдельный класс может притязать на всеобщее господство. Для завоевания этого положения освободителя, а следовательно, для политического использования всех сфер общества в интересах своей собственной сферы, недостаточно одной революционной энергии и духовного чувства собственного достоинства. Чтобы революция народа и эмансипация отдельного класса гражданского общества совпали друг с другом, чтобы одно сословие считалось сословием всего общества, — для этого, с другой стороны, все недостатки общества должны быть сосредоточены в каком-нибудь другом классе, для этого определенное сословие должно быть олицетворением общих препятствий, воплощением общей для всех преграды; для этого особая социальная сфера должна считаться общепризнанным преступлением в отношении всего общества, так что освобождение от этой сферы выступает в виде всеобщего самоосвобождения. Чтобы одно сословие было par exellence (По преимуществу (лат.) сословием-освободителем, для этого другое сословие должно быть, наоборот, явным сословием-поработителем. Отрицательно-всеобщее значение французского дворянства и французского духовенства обусловило собой положительно-всеобщее значение того класса, который непосредственно граничил с ними и противостоял им, — буржуазии. Но ни у одного особого класса в Германии нет не только последовательности, резкости, смелости, беспощадности, которые наложили бы на него клеймо отрицательного представителя общества. В такой же степени ни у одного сословия нет также той душевной широты, которая отождествляет себя, хотя бы только на миг, с душой народа, того вдохновения, которое материальную силу воодушевляет на политическое насилие, той революционной отваги, которая бросает в лицо противнику дерзкий вызов: я — ничто, но я должен быть всем. Основу немецкой морали и честности, не только отдельных личностей, но и классов, образует, напротив, тот сдержанный эгоизм, который отстаивает свою ограниченность и допускает, чтобы и другие отстаивали в противовес ему свою ограниченность. Отношение между различными сферами немецкого общества поэтому не драматическое, а эпическое. Каждая из них начинает осознавать себя и располагаться, со всеми своими особыми притязаниями, рядом с другими не тогда, когда ее угнетают, а тогда, когда современные отношения создают — без всякого содействия с ее стороны — такую стоящую ниже ее общественную сферу, которую она в свою очередь может угнетать. Даже моральное чувство собственного достоинства немецкой буржуазии основано лишь на сознании того, что она — общий представитель филистерской посредственности всех других классов. Поэтому не только немецкие короли вступают на престол mala propos (Некстати), каждая сфера гражданского общества переживает свое поражение прежде, чем успевает отпраздновать свою победу, она устанавливает свои собственные преграды прежде, чем успевает преодолеть поставленную ей преграду, проявляет свою бездушную сущность прежде, чем ей удается проявить свою великодушную сущность, — так что даже возможность сыграть большую роль всегда оказывается уже позади прежде, чем эта возможность успела обнаружиться, и каждый класс, как только он начинает борьбу с классом, выше его стоящим, уже оказывается вовлеченным в борьбу с классом, стоящим ниже его. Поэтому княжеская власть находится в борьбе с королевской, бюрократ — в борьбе с дворянством, буржуа — в борьбе с ними со всеми вместе, а в это время пролетарий уже начинает борьбу против буржуа. Буржуазия не дерзает еще сформулировать со своей точки зрения мысль об эмансипации, когда развитие социальных условий, а также и прогресс политической теории объявляют уже самую эту точку зрения устаревшей или, по крайней мере, проблематичной. Во Франции достаточно быть чем-нибудь, чтобы желать быть всем. В Германии надо быть ничем, если не хочешь отказаться от всего. Во Франции частичная эмансипации есть основа всеобщей. В Германии всеобщая эмансипация есть conditio sine qua nоn (Необходимое условие) всякой частичной. Во Франции свобода во всей ее полноте должна быть порождена действительным процессом постепенного освобождения, в Германии — невозможностью такого постепенного процесса. Во Франции каждый класс народа — политический идеалист и чувствует себя прежде всего не особым классом, а представителем социальных потребностей вообще. Поэтому роль освободителя последовательно переходит — в полном драматизма движении — к различным классам французского народа, пока, наконец, не дойдет очередь до такого класса, который осуществит социальную свободу, уже не ограничивая ее определенными условиями, лежащими вне человека и все же созданными человеческим обществом, а, наоборот, организует все условия человеческого существования, исходя из социальной свободы как необходимой предпосылки. В Германии, напротив, где практическая жизнь так же лишена духовного содержания, как духовная жизнь лишена связи с практикой, ни один класс гражданского общества до тех пор не чувствует ни потребности во всеобщей эмансипации, ни способности к ней, пока его к тому не принудят его непосредственное положение, материальная необходимость, его собственные цепи. В чем же, следовательно, заключается положительная возможность немецкой эмансипации? Ответ: в образовании класса, скованного радикальными цепями, такого класса гражданского общества, который не есть класс гражданского общества; такого сословия, которое являет собой разложение всех сословий; такой сферы, которая имеет универсальный характер вследствие ее универсальных страданий и не притязает ни на какое особое право, ибо над ней тяготеет не особое бесправие, а бесправие вообще, которая уже не может ссылаться на историческое право, а только лишь на человеческое право, которая находится не в одностороннем противоречии с последствиями, вытекающими из немецкого государственного строя, а во всестороннем противоречии с его предпосылками; такой сферы, наконец, которая не может себя эмансипировать, не эмансипируя себя от всех других сфер общества и не эмансипируя, вместе с этим, все другие сферы общества, — одним словом, такой сферы, которая представляет собой полную утрату человека и, следовательно, может возродить себя лишь путем полного возрождения человека. Этот результат разложения общества, как особое сословие, есть пролетариат. Пролетариат зарождается в Германии в результате начинающегося прокладывать себе путь промышленного развития; ибо не стихийно сложившаяся, а искусственно созданная бедность, не механически согнувшаяся под тяжестью общества людская масса, а масса, возникающая из стремительного процесса его разложения, главным образом из разложения среднего сословия, — вот что образует пролетариат, хотя постепенно, как это само собой понятно, ряды пролетариата пополняются и стихийно возникающей беднотой, и христианско-германским крепостным сословием. Возвещая разложение существующего миропорядка, пролетариат раскрывает лишь тайну своего собственного бытия, ибо он и есть фактическое разложение этого миропорядка. Требуя отрицания частной собственности, пролетариат лишь возводит в принцип общества то, что общество возвело в его принцип, что воплощено уже в нем, в пролетариате, помимо его содействия, как отрицательный результат общества. Пролетарий обладает по отношению к возникающему миру таким же правом, каким немецкий король обладает по отношению к уже возникшему миру, когда он называет народ своим народом, подобно тому как лошадь он называет своей лошадью. Объявляя народ своей частной собственностью, король выражает лишь тот факт, что частный собственник есть король. Подобно тому как философия находит в пролетариате свое материальное оружие, так и пролетариат находит в философии свое духовное оружие, и как только молния мысли основательно ударит в эту нетронутую народную почву, совершится эмансипация немца в человека. Из всего этого вытекает: Единственно практически возможное освобождение Германии есть освобождение с позиций той теории, которая объявляет высшей сущностью человека самого человека. В Германии эмансипация от средневековья возможна лишь как эмансипация вместе с тем и от ичных побед над средневековьем. В Германии никакое рабство не может быть уничтожено без того, чтобы не было уничтожено всякое рабство. Основательная Германия не может совершить революцию, не начав революции с самого основания. Эмансипация немца есть эмансипация человека. Голова этой эмансипации — философия; ее сердце — пролетариат. Философия не может быть воплощена в действительность без упразднения пролетариата, пролетариат не может упразднить себя, не воплотив философию в действительность. К КРИТИКЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЭКОНОМИИ Предисловие [...] В общественном производстве своей жизни люди вступают в определенные, необходимые, от их воли не зависящие отношения — производственные отношения, которые соответствуют определенной ступени развития их материальных производительных сил. Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определенные формы общественного сознания. Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще. Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание. На известной ступени своего развития материальные производительные силы общества приходят в противоречие с существующими производственными отношениями, или — что является только юридическим выражением последних — с отношениями собственности, внутри которых они до сих пор развивались. Из форм развития производительных сил эти отношения превращаются в их оковы. Тогда наступает эпоха социальной революции. С изменением экономической основы более или менее быстро происходит переворот во всей громадной надстройке. При рассмотрении таких переворотов необходимо всегда отличать материальный, с естественнонаучной точностью констатируемый переворот в экономических условиях производства от юридических, политических, религиозных, художественных или философских, короче — от идеологических форм, в которых люди осознают этот конфликт и борются за его разрешение. Как об отдельном человеке нельзя судить на основании того, что сам он о себе думает, точно так же нельзя судить о подобной эпохе переворота по ее сознанию. Наоборот, это сознание надо объяснить из противоречий материальной жизни, из существующего конфликта между общественными производительными силами и производственными отношениями. КРИТИКА ГОТСКОЙ ПРОГРАММЫ Замечания к программе германской рабочей партии Свободное государство — что это такое? Сделать государство «свободным» — это отнюдь не является целью рабочих, избавившихся от ограниченного верноподданнического образа мыслей. В Германской империи «государство» почти столь же «свободно», как в России. Свобода состоит в том, чтобы превратить государство из органа, стоящего над обществом, в орган, этому обществу всецело подчиненный; да и в наше время большая или меньшая свобода государственных форм определяется тем, в какой мере они ограничивают «свободу государства». Германская рабочая партия — по крайней мере, если она принимает эту программу, — обнаруживает, как неглубоко прониклась она социалистическими идеями; вместо того
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|