Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Теория государства К. Маркса




Для Карла Маркса и его соратника на протяжении всей жизни Фридриха Энгельса либеральная теория общественного договора образования государства была лишь удобной фикцией, призванной оправдать приход к власти нового капиталистического класса. Чтобы понять марксистскую концепцию государства, мы должны хотя бы в общих чертах рассмотреть учение Маркса об историческом материализме.

Маркс начал с анализа факта резкого обнищания рабочего класса в Англии в начале XIX в. и присовокупил к нему анализ нестабильности индустриального капитализма. Из этих понятий с помощью философских теорий, которые он изучил в юности, Маркс сконструировал полномасштабную теорию о человеке, обществе и истории. Теория объясняла историю прошлого, анализировала положение индустриального капитализма в середине XIX в. и предсказывала будущее экономического, социального и политического развития. Несколько упрощенно можно представить теорию Маркса как состоящую из трех частей: теории человеческой природы, теории общественной организации и теории социального изменения, исторического развития и революции.

Маркс рассматривает людей как существ, участвующих в общественном производстве, которые реализуют себя и обретают свое счастье через свободное, производительное, здоровое осуществление своих естественных способностей в совместном труде с другими людьми. Капитализм мешает этому осуществлению отчуждая людей от продукта труда, от самого труда, от их собственной человеческой природы и друг от друга. В результате происходит обнищание большинства, абсурдное в условиях технической рациональности.

Второй элемент теории Маркса — концепция или модель социальной и экономической организации. На первый взгляд, общество выглядит как неорганизованный улей, в котором происходит разного рода деятельность, не имеющая в своей основе какой-либо системы, схемы или рациональности. Сельское хозяйство, искусство, промышленность, правительство, религия, развлечения, торговля, война, благотворительность, преступления — таково бесконечное разнообразие занятий людей в обществе. Это разнообразие способно запутать любого, кто попытается просто перечислить все возможные виды человеческой деятельности. Но Маркс увидел в этом хаосе порядок. Он доказал, что для того, чтобы придать смысл человеческому обществу, мы должны выделить некоторую группу занятий, которые являются основными для выживания и воспроизводства человечества. Каждый день люди работают, чтобы преобразовать природу в необходимые для жизни предметы — пищу, одежду и жилье. Эти виды экономической деятельности формируют основу, или фундамент, на котором стоит все остальное общество. Для того чтобы отделить производственную экономическую деятельность от философского теоретизирования, для которого так много сделали его немецкие предшественники-идеалисты, Маркс назвал производственные элементы общества материальной базой. Назвав базу «материальной», он имел в виду вовсе не то, что она состоит из физических тел, а не из человеческих мыслей, целей и планов, поскольку даже производственная деятельность является интеллектуальной, целенаправленной деятельностью, включающей в себя «идеальное». Скорее Маркс хотел подчеркнуть фундаментальную роль экономического производства в противоположность философии, религии или искусству.

Материальная база общества состоит из трех элементов. Первый — средства производства — сырье, земля и энергетические ресурсы, с которыми работают люди. Второй — производительные силы, в которые включаются фабрики, машины, технологии, промышленное знание и накопленный опыт тех, кто изменяет средства производства своим трудом. Третий и в конечном счете наиболее важный элемент материальной базы — то, что Маркс назвал общественными отношениями производства. Так как вся теория Маркса зависит от этого последнего элемента, мы должны объяснить его более детально.

Несомненно, люди являются производительными существами. Но, согласно Марксу, они общественно производительные существа. Люди разделяют труд между собой путем дробления производственного процесса на ряд подпроцессов, или специальностей и затем разделяют эти части единого производственного процесса между различными рабочими. Одни люди выращивают хлеб, другие добывают железную руду. Третьи делают хлеб из выращенного зерна или перерабатывают руду в инструменты и орудия. Такое разделение труда требует также и системы обмена, поскольку никто не может жить только продуктами своего труда. Фермеру нужны продукты плотника, плотнику нужны продукты, изготовленные рабочим-металлистом, а рабочему нужно выращенное фермером зерно. Рынок — это система, с помощью которой бесконечная цепь покупок и продаж распределяет продукты труда между членами общества.

Несмотря на то, что производственная деятельность является совместной в том смысле, что существует разделение функций и обмен продуктов, это не означает гармоничного, равного или универсального пользования благами. Согласно Марксу, на раннем этапе истории человечества некоторые люди с помощью силы захватили контроль над жизненно важными средствами производства. Они присвоили себе землю, реки, недра и леса и стали препятствовать другим в их использовании. Однажды, успешно отстояв свою собственность на средства производства, они получили выкуп от остальных членов общества. «Отдавай мне половину своего урожая, — сказал землевладелец фермеру, — иначе я не позволю тебе работать на земле». У фермера не было выбора, поскольку, если он не стал бы работать, ему пришлось бы голодать. Так в обществе образовалось два класса: правящий класс, контролирующий средства производства, и подчиненный класс, который для того, чтобы выжить, вынужден отдавать часть продукта своего труда.

Вначале для всех очевидной является голая сила, которая удерживает в подчинении низший класс. По прошествии времени и по мере смены поколений первоначальный обычай закрепляется в законе. Правящий класс передаст контроль на средства производства своим детям, которые растут в уверенности, что это принадлежит им по праву. Свободное время, которым обладают правящие классы — поскольку они едят, пьют и носят то, чего они не производили. — дает им возможность развивать культуру и вести тот образ жизни, который сильно отличается от тех возможностей, которыми обладает трудящееся большинство. Маленькое чудо состоит в том, что даже тс, кто принадлежит подчиненному классу, начинают верить в то, что правящие классы действительно «другие». Возможно, они и не были такими первоначально, но их потомки действительно стали такими! По мере развития образцов работы, обмена, землевладения и личного подчинения правители проводят периодические суды для решения споров, которые могут возникнуть в процессе узаконивания этих схем. Решения этих судов становятся законами данной области. Нет необходимости говорить, что решения редко угрожают интересам правящих, поскольку эти суды проводят они, они являются судьями и их солдаты устанавливают порядок суда. Нет ничего удивительного, что религиозные люди в обществе благославля-ют правящих и их господство. Церкви являются экономически непроизводительными организациями, они могут выжить только в том случае, если будут получать часть продукта, изымаемого правящими у рабочих.

Система отношений, связывающая тех, кто обладает контролем над средствами производства, и тех, кто им не обладает, называется производственными отношениями. Это главное в обществе, и от него зависят второстепенные аспекты общества, такие, как структура законодательства, учение господствующей религии, основные темы искусства и литературы, а также форма и организация государства. Маркс назвал эти подчиненные, или вторичные, черты общества его надстройкой, подчеркнув с помощью этой метафоры, что общество основывается, или построено, на той его части, которая называется «базисом». Выражаясь более современным языком, следует сказать, что средства, силы и обще ственныс отношения производства являются независимыми переменными общества, а закон, политика, искусство, религия и философия — переменными зависимыми.

ПРОЛЕТАРИАТ/БУРЖУАЗИЯ — в трудах Маркса пролетариат — это городское население рабочих, получающих заработную плату. Буржуазия — это средний класс, состоящий из владельцев фабрик, магазинов, я также банкиров, финансистов и их помощников. Термин «пролетариат» происходит от древнего латинского слова, обозначавшего низший класс населения Рима. Термин «буржуазия» происходит от средневекового термина бурж, означавшего обнесенный стенами город. Бюргеры, или буржуа, были жителями этого города, а впоследствии буржуа называли торговцев и хозяев цехов, которые составляют экономическую элиту городов в противоположность аристократам, благосостояние и власть которых основывались на землевладении.

В надстройке государство занимает главное место, поскольку это инструмент правящего класса для сохранения своего господства над остальной частью общества. По мере изменения общественных отношений производства (в отечественной литературе — производственных отношений. — Прим. перев.) изменяется и характер государства. При феодализме, который является системой производства, основанной на земельной собственности, государство контролировалось земельной аристократией, пользующейся им для сохранения контроля над сельскохозяйственными рабочими (или «крепостными») и для регулирования взаимоотношений между крупными землевладельцами (или «лордами») и подчиненными им арендаторами (или «вассалами»). Аналогичная система землевладения формируется также на основе военной организации общества, где соединяется контроль над средствами производства и использование силы для сохранения этого господства. При индустриальной системе производства, когда капитал в производственном процессе приобретает большее значение, чем земля, обладающий капиталом класс («капиталисты») также контролируют государства. Как говорят Маркс и Энгельс в своей знаменитой работе «Манифест Коммунистической партии», «Современная государственная власть — это только комитет, управляющий общими делами всего класса буржуазии».

Политические философы заявляют, что не преследуют никакого интереса, а лишь ищут вечную истину, когда пишут свои трактаты, эссе и диалоги, но Маркс подметил любопытный факт, что в любую эпоху самые интеллектуальные и одаренные философы по чистой случайности совершенно точно доказывали, что наилучшая политика и законодательство — те, которые наиболее пригодны для служения правящему классу. Аристотель провозгласил, что человек является разумным животным, и затем пришел к заключению, что поскольку некоторые люди разумнее других, то природа очевидно создала «естественных рабов» и «естественных хозяев». То, что греческое общество в это время было рабовладельческим, видимо, не имело к делу никакого отношения. Св. Фома Аквинский после бесконечных размышлений сделал вывод, что Бог предначертал иерархическую структуру вселенной, удивительно похожую на феодальную систему, процветавшую в Европе того времени. Джон Локк рассмотрел закон природы и вывел из него оправдание договорной свободы и законного равенства, необходимые для развития появляющегося капиталистического класса Англии. В ранней статье, представленной как обзор книги Бруно Бауэра, Маркс взял Декларацию прав человека и гражданина, провозглашенную Французской революцией, и, анализируя се пункт за пунктом, показал, что это было не что иное, как рационализация буржуазного капитализма.

Такой же анализ можно провести и по отношению к философии самого Маркса, как он сам прекрасно понимал. Его теория исторического материализма была оправданием революции рабочего класса, на которую он надеялся, предсказывал и которой ждал. Не следует ожидать того, что интеллектуальная надстройка как отражение экономического или материального базиса может достигнуть надисторической истины. В лучшем случае, она может выразить реальные общественные отношения производства и распределения, в процессе которых люди, работая, день за днем преобразовывают природу в средства человеческой жизни.

Третья часть теории Маркса представляет собой рассмотрение того пути, по которому проходит периодическое изменение в обществе. В каждый данный момент времени мы можем говорить о правящем классе и о классе подчиненном. Но по мере развития новой технологии, по мере углубления разделения труда в материальном базисе происходят постепенные изменения. Капитализм начал развиваться в недрах феодализма. Новые способы производства и обмена дали начало новой системе отношений. Вначале изменения кажутся незначительными по сравнению с огромными достижениями в области экономической деятельности. Но мало-помалу все большее число людей включается в новую систему экономической деятельности. Положение экономически прогрессивной группы, или классов, первое время неблагоприятно, поскольку все законы созданы с расчетом на то, чтобы быть во благо классу господствующему. Но по мере роста реальной экономической силы прогрессивного класса последний начинает требовать предоставления себе места в правящих кругах общества. Ему нужны иные законы, которые способствовали бы, а не мешали его экономическим интересам. Ему требуется доля власти, происходящая из контроля над средствами производства.

Итак, Маркс был оптимистом, если понимать под этим тот факт, что он верил — человечество ждут лучшие времена. Но он не был глупцом. Для него было совершенно очевидно, что всегда, когда подрастающий класс бросал вызов господству правящего класса, это происходило путем насилия. Не было такого способа, который позволил бы капиталистам пойти на компромисс в столкновении с интересами земельной аристократии при старом порядке; один из них должен был уступить другому свое место. Согласно Марксу и Энгельсу, два века гражданской войны и социальных переворотов, начавшихся гражданской войной в Англии, продолжавшиеся Французской и Американской революциями и закончившиеся Гражданской войной в Америке, были просто затянувшейся борьбой между земельной аристократией докапиталистического строя и капиталистическим классом, который контролировал новые промышленные средства производства.

Таким образом, он предсказал появление нового класса индустриальных рабочих, пролетариата, который в один прекрасный день вступит в бой с правящим классом, с капиталистами. В результате этой революционной борьбы появится посткапиталистическое общество, в котором новая система капиталистических отношений производства сменит старую. Никогда больше не будет небольшой кучки людей, контролирующих средства производства, и большой группы, которую будут заставлять работать в условиях несправедливости, эксплуатации и отчуждения. Вместо этого все общество будет коллективно контролировать средства производства и разделение труда, будет служить интересам всех, а не интересам лишь некоторых. В условиях новой системы общества, названной социализмом, не будет господства одного человека над другим. Следовательно, не будет необходимости в государстве, поскольку функция государства во всех предшествующих системах общества заключалась в том, чтобы поддерживать господство правящего класса. Разумеется, будет своего рода централизованное управление экономической деятельностью, поскольку правильная координация деятельности миллионов рабочих совершенно необходима в условиях весьма сложной промышленной экономики. Но это будет лишь «управление», но не «господство».

Что произойдет с государством после этого? Энгельс дал следующий ответ: оно прекратит свое существование, как прекращает существование любой ненужный орган. Оно «отомрет». Вот анализ Энгельса перспектив развития государства после пролетарской революции.

Пролетариат берет государственную власть и превращает средства производства прежде всего в государственную собственность. Но тем самым он уничтожает самого себя как пролетариат, тем самым он уничтожает все классовые различия и классовые противоположности, а вместе с тем и государство. Существовавшему и существующему до сих пор обществу, которое движется в классовых противоположностях, было необходимо государство, т.е. организация эксплуататорского класса для поддержания его внешних условий производства, значит, в особенности для насильственного удержания эксплуатируемого класса в определенных данным способом производства условиях подавления (рабство, крепостничество или феодальная зависимость, наемный труд) Государство было официальным представителем всего общества, его сосредоточением в видимой корпорации, но оно было таковым лишь постольку, поскольку оно было государством того класса, который для своей эпохи один представлял все общество: в древности оно было государством рабовладельцев — граждан государства, в средние века — феодального дворянства, в наше время — буржуазии. Когда государство наконец-то становится действительно представителем всего общества, тогда оно само себя делает излишним. С того времени, когда не будет ни одного общественного класса, который надо бы было держать в подавлении, с того времени, когда исчезнут вместе с классовым господством, вместе с борьбой за отдельное существование, порождаемой теперешней анархией в производстве, те столкновения и эксцессы, которые проистекают из этой борьбы, — с этого времени нечего будет подавлять, не будет и надобности в особой силе для подавления в государстве. Первый акт, в котором государство выступает действительно как представитель всего общества — взятие во владение средств производства от имени общества, — является в то же время последним самостоятельным актом его как государства. Вмешательство государственной власти в общественные отношения становится тогда в одной области за другой излишними и само собой засыпает. На место управления лицами становится управление вещами и руководство производственными процессами. Государство не «отменяется», «оно отмирает». На основании этого следует оценивать фразу про «свободное народное государство», фразу, имевшую до известной поры право на существование в качестве агитационного средства, но в конечном счете научно несостоятельную. На основании этого следует оценивать также требование так называемых анархистов, чтобы государство было отменено с сегодня на завтра.

ФРИДРИХ ЭНГЕЛЬС. «Анти-Дюринг» [Маркс К., Энгельс Ф. Т. 20. С. 291-292]

Энгельс написал это более века назад (в 1878 г.). После этого то, что называло себя «пролетарской революцией», произошло в десятке стран, две из которых были величайшими в мире. Были ли правы Маркс и Энгельс? Отмерло ли государство?


 

   
  Л и б е р а л и з м - идейно - политическое движение,
  объединяющее сторонников буржуазно - парламентского
  строя, выступающих против любых форм контроля за его
  экономической и духовной деятельностью со стороны
  светской и церковной власти.
  Ведущие идеологи классического либерализма:
  Д. Локк (1632 - 1704 гг.), А. Смитт (1723 -1790 гг.),
  Ш. Л. Монтескье (1689-1755 гг.), И. Кант (1724-1804 гг.),
  А. де Токвиль (1805-1859 гг.), Г. Джефферсон (1743-1826 гг.)
   
  О С Н О В Н Ы Е К О М П О Н Е Н Т Ы:
   
   
  Абсолютная ценность человеческой личности и изначаль-
  ное (от рождения) равенство всех людей.  
   
  Признание определенных неотчуждаемых прав человека
  (право на жизнь, свободу, собственность).
   
   
  Теория и практика правового государства.
  Главные условия процветания государства:
  - господство частной собственности;
  - невмешательство государства в экономику;
  - простор для личной инициативы.
   
   
   
  Идея гражданского общества, как общества экономического
  основанного на частной собственности и рынке, и
  независимого от государства и политических институтов
   
   
   
  Концепция социального прогресса
   
   
  Идея “естественного неравенства людей”.
  Неравенство - естественный биологический, социальный и
  исторический факт, обусловленный неравенством способностей, талантов, трудолюбия.

 

 


 

   
    НЕОЛИБЕРАЛИЗМ - СОВРЕМЕННАЯ
  ФОРМА ЛИБЕРАЛИЗМА.
   
   
   
   
  Целью общества провозглашается прогресс человечества
  на основе конституционного закона и порядка.
   
   
   
   
  Признание допустимости и необходимости
  вмешательства государства в экономическую сферу.
   
   
   
   
  Расширение деятельности государства в
  социальной сфере..
   
   
   
   
  Особое внимание уделяется правам и свободам
  человека, а в государственном устройстве - принципу
  разделения властей.
   
   
   
  Поддерживается многообразие интересов и плюрализм
  мнений, реализуемых через многопартийность. В то же
  время равенство и участие рассматриваются не как
  императив, а только как возможность, реализуемая при
  наличии благоприятных условий, в целом же приоритет
  отдается компетентости.
   
   

   
  К о н с е р в а т и з м - политическая идеология, выступаю-
  щая за сохранение традиций и устоев государственного и
  общественного устройства.
  Основоположники: Э. Берк (1729-1797 гг.), Ж. де Меестр
  (1754- 1821 гг.), Л. де Бональд (1754-1840 гг.)
   
   
  П Р И Н Ц И П Ы и У С Т А Н О В К И:
   
   
   
  Преклонение перед традициями и историческим прошлым.
   
   
   
  Сдержанное отношение к социальным изменениям, позитив-
  ное отношение только к тем изменениям, которые согла-
  суются с существующим порядком и развиваются подконт-
  рольно, а не стихийно.
   
   
  Критическое отношение к потенциальным возможностям
  совершенствования человека и общества с помощью поли-
  тических средств и методов: только религиозная вера может
  сделать человека лучше, политические законы лишь не
  позволяют ему поступать плохо.
   
   
   
  Государство и правящая элита должны не только управлять
  обществом, но и воплощать мудрость нации.
   
   
   
  Оправдание решительных мер в защиту консервативных
  ценностей.
   
   

 


 

 

   
  Н е о к о н с е р в а т и з м - это политическое течение, в
  основе которого лежат идеи консерватизма, приспособление к
  новым условиям общественного развития.
  Видные идеологи неоконсерватизма: Дж. Белл (США), Р. Ге-
  лен, Э. Юнгер (ФРГ), Р. Арон, А. де Бенуа (Франция) и др.
   
   
   
  В мировоззренческом плане:
  - приоритетность принципа свободы над принципом равенства.
  Равенство возможно только как равенство возможностей, но не
  как равенство условий и результатов;
  - защищая идею свободы и прав человека, акцентирует внима-
  ние и на обязанностях человека перед самим собой и перед обществом.
   
   
   
  В экономической области:
  - ограничение вмешательства государства в рыночную экономику;
  - содействие частной инициативе с помощью предоставления
  налоговых льгот, стимулирования частных инвестиций и
  предложения на рынке.
   
   
   
  В политической сфере:
  - функционирование политических институтов представитель-
  ной демократии;
  - демократия должна быть вертикальной, элитарной;
  - политическая деятельность - профессия, доступная каждому,
  но лишь при наличии у него соответствующих способностей,
  призвания и специального образования;
   
   
   
  Суть социальной политики - создание условий, позволяю-
  щих рабочим делать сбережения, приобретать собственность, обретать финансовую самостоятельность и независимость от
  государственного “социального попечительства”.
   

 

   
   
  С о ц и а л - д е м о к р а т и ч е с к а я и д е о л о г и я -
  доктрина постепенного реформирования буржуазного
  общества путем утверждения демократии во всех сферах
  жизни - политической, экономической, социальной и
  международной.
   
   
  ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТИИ
  (Стокгольмская Декларация Социнтерна, 1989)
   
   
   
   
  Свобода. Каждый человек имеет право быть свободным
  от политического принуждения, действовать в силу
  своих личных целей и индивидуальных возможностей.
   
   
   
   
  Равенство. Оно предполагает равную ценность всех
  людей и служит условием свободного развития личности
  и социального прогресса.
   
   
   
   
  Солидарность. Она носит всеобъемлющий и глобальный
  характер. Это выражение общности человечества и чув-
  ства сострадания к жертвам несправедливости, моральная
  и материальная поддержка.
   
   
   
   

 
  ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ СОЦИАЛИЗМ.
   
О с н о в н ы е п о л о ж е н и я.
   
   
 
  Политическая демократия:
  - наличие свободных выборов;
  - предоставление гражданам действительного выбора
  между различными политическими альтернативами;
- возможность смены правительства мирными средствами;
  - гарантия прав личности и меньшинства;
  - существование независимой судебной системы, основан-
  ной на верховенстве закона.
   
 
  Экономическая демократия
  - “плюралистическая экономика, основанная на началах
  самоуправления, предполагающая элементы планирования
  и сохранение рынка, как регулятора производства”;
- государство регулирует рынок в интересах людей;
  - развитие “соучастия” представителей трудящихся в уп-
  равлении капиталистическими фирмами, а также развитие
  “самоуправления”.
   
 
  Социальная демократия
  Борьба за социальную демократию - это борьба за более
  высокое качество жизни, которое характеризует степень
социальной свободы человека, условия и содержание его
  труда, доступность системы образования и духовных цен-
  ностей, состояние окружающей среды.
   
 
   
Международная демократия
  Мир и сотрудничество государств.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...