Характеристика вредного воздействия ЗВ
Стр 1 из 2Следующая ⇒ ЭМИССИЯ ЗАГРЯЗНЯЮЩИХ ВЕЩЕСТВ АВИАЦИОННЫМИ ДВИГАТЕЛЯМИ (Тексты лекций)
МАИ, 2008г.
Календарно-тематический план
ВВЕДЕНИЕ
Одним из вредных воздействий воздушных судов гражданской авиации (ВС) на окружающую среду являются выбросы загрязняющих веществ (ЗВ) в атмосферу при работе маршевых газотурбинных двигателей ВС. В целом доля выбросов ЗВ от авиационных перевозок не превосходит 1% от общего объема выбросов транспортных средств. Однако в районе крупных аэропортов объем выбросов ЗВ при эксплуатации ВС может составить 50% и более. Поэтому аэропорт может рассматриваться как источник загрязнения окружающей среды в регионе. Перечень загрязняющих веществ, допустимые нормы выбросов ЗВ и методики их определения регламентированы нормами ИКАО, отечественным ГОСТ и «Авиационными правилами - Часть 34. Охрана окружающей среды. Эмиссия загрязняющих веществ авиационными двигателями. Нормы и испытания. 2002г.”, основные положения которых соответствуют международным нормам.
ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ
1.1. Двигатель - маршевый газотурбинный двигатель тягой больше 26,7 кН, установленный на воздушном судне гражданской авиации. 1.2. Относительная тяга `R=R/R взл – отношение тяги двигателя на данном режиме к взлетной тяге. Величина `R характеризует режим работы двигателя. 1.3. Стандартные атмосферные условия - САУ – атмосферные условия на уровне моря, характеризующиеся следующими значениями давления и температуры p 0=101325Па (760 мм рт ст), Т 0=288К (+15°С). 1.4. Стандартный взлетно-посадочный цикл ИКАО (ВПЦ) - цикл, который включает в себя все операции воздушного судна (ВС) с момента запуска двигателей до набора высоты 915 метров, а также с момента захода на посадку с высоты 915 метров до остановки двигателя после посадки самолета.
1.5 Загрязняющее вещество (ЗВ) – вещество, оказывающее негативное влияние на окружающую среду. 1.6. Валовой выброс ЗВ – масса загрязняющего вещества, поступившая в атмосферу за определенный (отчетный) период времени. 1.7. Индекс эмиссии EI - отношение количества граммов загрязняющего вещества на килограмм сгоревшего топлива (г/кг). Индексы эмиссии ЕIj определяются предприятием-разработчиком в процессе стендовых испытаний и являются характеристикой двигателя. 1.8. Контрольный (нормируемый) параметр эмиссии – уровень эмиссии, определяемый как отношение Мj / R взл, где Мj - масса загрязняющего вещества в граммах, выделившегося за стандартный взлетно-посадочный цикл (ВПЦ), R взл - взлетная тяга двигателя в килоньютонах (кН). 1.9. Число дымности (SN) – нормируемый параметр эмиссии твердых частиц (сажи), определяемый по результатам сравнения отражательной способности загрязненного и чистого фильтров. 1.10. Несгоревшие углеводороды (СН) – смесь содержащихся в пробе газа углеводородных соединений всех классов и молекулярных весов. 1.11. Окислы азота (NOx) – смесь окиси и двуокиси азота, содержащихся в пробе газа. 1.12. Окись углерода (СО) – загрязняющее вещество, образующееся в результате неполного сгорания топлива. 1.13. Двуокись серы (SO2) - загрязняющее вещество, образующееся в результате реакции окисления серы, содержащейся в топливе. ПЕРЕЧЕНЬ ЗАГРЯЗНЯЮЩИХ ВЕЩЕСТВ
2.1. Продукты полного сгорания топлива: - двуокись углерода СО2 - водяные пары Н2О - оксиды серы SOX 2.2. В перечень нормируемых ИКАО загрязняющих атмосферу веществ, характеризующих экологическое совершенство двигателя, входят: - окись углерода СО; - несгоревшие углеводороды СН; - оксиды азота NОх (NO, NO2); - дым (твердые частицы, или сажа). SN 2.3. В Приложении «А» к «Киотскому Протоколу» указана группа «парниковых» газов: - двуокись углерода СО2; - метан СН4; - закись азота N2О; - гидрофторуглероды (ГФУ); - перфторуглероды (ПФУ); - гексафторид серы SF6. Такие соединения как ГФУ, ПФУ, SF6 в выхлопных газах авиационных двигателей отсутствуют. Отсутствует и закись азота N2О ввиду того, что это соединение термически не стабильно, и при рабочих температурах в камере сгорания оно полностью разлагается. Метан СН4, наряду с более сложными углеводородными соединениями, является частью несгоревших углеводородов СН. Таким образом, из всего списка «парниковых» газов остаются только метан СН4 и двуокись углерода СО2, которые содержатся в выхлопных газах авиационных двигателей и масса выбросов которых подлежит определению.
ХАРАКТЕРИСТИКА ВРЕДНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ ЗВ
К токсичным продуктам горения керосина относятся, в основном, вещества, образующиеся при неполном окислении углеводородного топлива. Это - оксид углерода, алифатические и ароматические углеводороды (метан, этан, этилен, бензол и др.), альдегиды (формальдегид, акролеин, ацетальдегид), сажа, исходное топливо. Большое значение имеют также неуглеродные ингредиенты: окислы азота и серы (NO, NO2, SO2), образующиеся при окислении молекулярного азота и серы, присутствующей в топливе.
Характер вредного воздействия токсичных выбросов авиационных двигателей. Оксид углерода, СО, угарный газ. Газ без цвета и запаха. Сильно токсичен: кровяной яд, блокирует гемоглобин, препятствует переносу кислорода в организме (головокружение, одышка, судороги). ПДК м.р.* = 5 мг/м3, ПЛКс.с.** = 3 мг/м3, класс опасности IV.
Оксид азота, NO. Бесцветный газ. Токсичен, оказывает общетоксическое действие (слабость, головокружение, онемение конечностей). ПДК м.р. = 0,4 мг/м3, ПДКс.с. = 0,06 мг/м3. Класс опасности III.
Диоксид азота NO2 Бурый газ с характерным резким запахом. Сильно токсичен: оказывает общетоксическое, раздражающее и аллергенное действие (головокружение, бронхопневмония, судороги, раздражение слизистых оболочек, астма). ПДКм.р. = 0,2 мг/м3, ПДКс.с. = 0,04 мг/м3. Класс опасности II.
Диоксид серы, SO2 (сернистый ангидрид, сернистый газ). Бесцветный газ с резким запахом. Токсичен: общетоксическое, раздражающее, эмбриотоксическое. Раздражает глаза, дыхательные пути, вызывает слезотечение, головную боль, подавляет функцию кроветворных органов; вредно действует на растения, металлы, краску и др.
ПДКм.р. = 0,5 мг/м3, ПДКс.с. = 0,05 мг/м3. Класс опасности III.
Углеводороды, СnHm. Вступают в фотохимические реакции с окислами азота, образуя широкий спектр токсичных, коррозионно-активных, “смогообразующих” соединений. В атмосферном воздухе нормируются углеводороды алифатические С12 - С19. ПДКм.р. = 1,0 мг/м3, ПДКс.с. не регламентирована. Класс опасности IV. Керосин, пары, аэрозоль. Раздражающее действие на слизистые оболочки и кожу. ПДКм.р. = 1,2 мг/м3.
Дым (сажа). Высокодисперсные частицы, 30 - 40 мкм. Воздействие на слизистые оболочки глаз, верхних дыхательных путей (конъюктивиты, бронхиты). ПДКм.р. = 0,15 мг/м3, ПДКс.с. = 0,05 мг/м3. Класс опасности III. Примечание: * - допустимая максимальная разовая концентрация; ** - допустимая среднесуточная концентрация.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|