Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Неспособность сознания генерировать случайные ряды




Для решения буридановых проблем субъект должен использовать жребий или какой-нибудь другой способ рандомизации. Следовательно, мозг обязательно должен иметь какой-нибудь аналог генератора случайных чи­сел. С физиологической точки зрения это вполне вероятно. Во всяком слу­чае, вычислительные возможности мозга столь велики, что ему бы ничего не стоило породить подобный генератор, а для некоторых мозговых про­цессов он кажется просто необходимым. Но, согласно закону Юма, слу­чайный процесс как таковой не может быть дан сознанию. Отсюда вытекает, что на сознание человека наложен запрет: оно не способно гене­рировать случайные ряды. (Из этого запрета можно вывести достаточно неожиданное предположение: вычислительные возможности, предостав­ляемые мозгом сознанию, должны быть ограничены так, чтобы субъект не мог, как правило, непосредственно в сознании («в уме») совершать ариф­метические операции по построению такого ряда. Может быть, именно поэтому, а не из-за неведомых ограничений вычислительных возможнос­тей мозга, субъект обычно не способен без специальных подручных средств (т.е. без бумаги и карандаша или без калькулятора) выполнять некоторые достаточно простые арифметические операции?).

• Если бы человек умел генерировать случайные ряды, то он дол­жен был бы отличать случайную последовательность от неслу­чайных. В. Вагенаар предъявлял испытуемым серии белых и чёр­ных точек на сером фоне. Испытуемые должны были определить, какая из предъявленных серий кажется наиболее случайной. Се­рии различались числом повторений (когда за чёрной точкой идёт чёрная, а за белой — белая). В объективно случайной серии, обра­зованной двумя равновероятными альтернативами, повторения должны встречаться в 50% случаев. Люди, однако, предпочитают считать случайной не такую серию, а ту, в которой повторения не превышают 30–40%! 1.

П. Бэкен просил студентов представить возможную последовательность орлов и решек в результате 300 подбрасыва­ний монетки. Итог: люди не могут создать такую последователь­ность как серию неслучайных событий — они предполагают бо­лее частое чередование орлов и решек, чем на самом деле может [окончание cтраницы 304]

___________________

1См. Плаус С. Психология оценки и принятия решений. М., 1998, с. 198-199.



 

Исходные допущения

возникнуть. В. Вагенаар показал, что эта тенденция проявляется ещё ярче, когда испытуемых просят составить последовательность из более чем двух возможностей. Правда, А. Нюрингер показал, что после нескольких тысяч проб генерации случайных последо­вательностей с получением обратной связи о результате, испыту­емые способны создавать длинные ряды, подходящие под пара­метры случайных последовательностей 1. Последний результат, на мой взгляд, говорит лишь о хорошей обучаемости людей, кото­рые научились соответствовать заданным параметрам, а не о вы­работанном умении после столь длительного обучения создавать реальные случайные ряды.

Если попросить испытуемых сознательно генерировать случай­ные ряды цифр, то, как показывают различные эксперименты, эта задача оказывается для них практически невыполнимой, «непо­сильной» - они привносят в свой ответ определённую организа­цию 2. Даже у образованных испытуемых, хорошо понимающих смысл задания, можно обнаружить статистически значимые зна­чения коэффициента корреляции между разными частями сгене­рированного ими ряда «случайных чисел».

Естественным подтверждающим экспериментом является запол­нение людьми различных лотерейных карточек. Всем заведомо известно, что выигрышной стратегии в задаче случайного угады­вания не существует. Тем не менее, владельцы лотерейных биле­тов оказались не способны моделировать случайный процесс. Так, в Польше было проведено обследование нескольких тысяч купо­ нов, заполненных в лотерее, требующей угадать (вычеркнуть) пять чисел из 90. Оказалось, что существует стратегия заполнения, принятая большинством населения: избегать крайних чисел на заполняемой карточке; заполнять купон равномерно; избегать последовательностей из рядом стоящих чисел, например, 21, 22, 23, 24 и 25; не зачеркивать чисел в примыкающих друг к другу клетках карточки; выбирать числа так, чтобы фигура, которая получается при соединении выбранных чисел линией, была бы ориентирована горизонтально 3. [окончание cтраницы 305]

________________________

1См. Плаус С. Психология оценки и принятия решений. М., 1998, с. 199-200.

2Аминев Г. А. Вероятностная организация центральных механизмов речи. Казань, 1972, с. 121-135.

3См. Козелецкий Ю. Психологическая теория решений. М., 1979, с. 162-167. На­помню, что кроме стратегии, принятой большинством, существуют ещё и собственные стратегии отдельных игроков.



 

Раздел третий

• Своеобразный аналог доказываемого положения проявляется и в невозможности для испытуемого выполнять полностью хаоти­ческие движения в произвольном темпе. При многократном произ­несении любых звукосочетаний, печатании на машинке наборов бессмысленных знаков и пр. обязательно обнаруживаются рит­мические группировки движений 1.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...