Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные формы чувственного и рационального познания в их взаимосвязи.




Три формы чувственного и три формы рационального познания считаются основными. Ощущения, восприятия и чувственные представления позволяют познавать мир и себя на уровне явления, а понятия, суждения и умозаключения – на уровне понимания сущности явлений. И так, к чувственно-эмпирическому уровню познания не относятся суждения, умозаключения, понятия, а только ощущения, восприятия и представления. К рациональной форме познания не относятся ощущение, интуиция, предвосхищение, озарение и т.д, но только: понятия, суждения и умозаключения. Сущность всегда проявляется, но многие ее проявления искажают сущность, а в чистом виде, напрямую где суть – надо искать с помощью рационального познания. Однако наши мыслью полученные знания надо проверить в практике хотя бы наблюдения или чувственного эксперимента, чтобы можно было ощущать (увидеть, услышать, обонять, осязать, лизнуть).

Ощущения мы получаем как от внутренних, так и от внешних органов чувств. Ощущения сытости и мышечной радости или усталости, голода, боли, страха, тревоги говорят нам о необходимости восстановить работу органов и систем организма опять до такого состояния, чтобы вмешательство было излишним и они сами регулировали свою жизнедеятельность таким образом, чтобы не отвлекать нас от анализа данных, получаемых от внешних органов чувств: зрения, слуха, обоняния, вкусовых рецепторов и осязания. Естественный отбор лишил большинство из людей большего числа внешних источников ощущений и ограничил диапазоны каждого. Не всегда так было, но важнейшим органом стало зрение, получающее до 90% информации у большинства людей. Мы не видим в ультрафиолетовом и инфракрасном диапазонах, а если бы видели как пчелы или змеи, то плохо бы ориентировались днем и гибли. Глаз человека видит хуже глаза орла, зато видит больше. Такая же картина и с диапазонами других органов. Если какой - то орган не работает, то обостряется деятельность других. В современном мире можно обходиться с помощью приборов даже одним осязанием, как показал естественный эксперимент А.Н.Леонтьева с Ольгой Скороходовой, закончившей факультет журналистики МГУ и написавшей книгу «Как я воспринимаю мир». Ощущения - это объективно воспринимаемые и, в принципе, измеряемые чувственные реакции.

Ощущения возникают благодаря раздражителям. Различия раздражителей воспринимаются через сравнения. Например: крупнее — мельче, светлее — темнее, быстрее — медленнее и т.д. Каждую секунду нами воспринимается минимум 10 миллионов бит (80% — визуально, как зрительное восприятие цветов и форм) информации. Из этого количества неосознаваемых ощущений лишь от 20 до 30 становятся осознаваемыми, то есть примерно одна трехсоттысячная (0,00003). Поскольку ощущения всегда воспринимаются в неосознаваемых сравнениях, они производят сравнительные суждения. Многочисленные повторения приводят к неосознаваемым переживаниям-гештальтам. («гештальт» означает структуру, например, — мелодии.) Большинство гештальтов остаются неосознаваемыми (например, психосоматические телесные ощущения), но лишь до тех пор, пока не становятся болезненными. Неосознаваема большая часть шумов, например, бой часов, в отличие от телефонного звонка. И напротив: быстро осознаваемым становится гештальт определенной мелодии, конкретного лица, позы нужного человека. Гештальты способствуют образованию восприятий.

Восприятие – это целостный голографический образ предметов в мозге человека на основе синтеза множества ощущений от одного или нескольких органов чувств. Люди живут в мире, состоящем из множества отдельных предметов, их свойств и связей. Но лягушки, например, тоже живут в этом же мире, тоже имеют нервную систему. Однако сегментарное зрение лягушки не позволяет перейти от зрительных ощущений к целостному образу предмета, лягушка реагирует на факторы среды, на летящие мелкие предметы, поэтому может ловить и заглатывать галечки и умереть с голоду среди ползающих, но не взлетающих жирных мух. У человека же в восприятии участвует уже и интеллект, и опыт, что позволяет одному воспринимать больше другого, хотя ощущали оба одно и тоже.

Чувственное представление требует привлечь еще память и воображение, хотя строится в первую очередь на основе анализа и синтеза восприятий. Представить можно и весь предмет, видя только его часть, и предмет даже при отсутствии непосредственных ощущений и восприятий. Никто не видел русалок, домовых и леших, но представить их могут даже дети. Чем лучше воображение и память, тем ярче наши представления, они могут быть даже сильнее действительно воспринимаемых образов предметов. В представлении роль мышления еще значительнее, позволяя выделять самые существенные, характерные, отличительные признаки предмета.

Понятия – это форма мышления, обозначающая предмет и отражающая общий и существенный признак предмета, раскрывающая его не данные нам в ощущениях свойства и признаки. У понятий автор коллективный, их не создает отдельный человек подобно чувственным представлениям. Любое понятие это продукт индивидуальной деятельности множества не знавших друг друга людей по проникновению сквозь чувственные образы в сверхчувственную сущность вещей и событий, итог обобщения чувственных представлений и абстрагирования от них, создания идеальной модели предмета. Понятийное мышление человека позволяет открыть закономерности и предвидеть будущее, что не доступно ни одному органу чувств, ни всем вместе. Важной характеристикой рационального логического мышления является его последовательность.

Суждения – это связь понятий, подобная связи самих обозначенных понятиями предметов, но позволяющая проверить высказывание на истинность. Не любое высказывание будет суждением, к ним не относятся эмоциональные выплески, да и не всякие рациональные предложения. Только повествовательные осмысленные предложения да риторические вопросы могут считаться материализацией суждений. Суждения позволяют в идеальном виде выделять признаки предметов и выявлять новые их свойства, затем проверяя их наличие с помощью органов чувств непосредственно или с помощью технических приборов: телескопа, микроскопа, гальванометров и т.д.

Умозаключение – это такая логическая связь суждений, которая позволяет в выводе открыть неизвестные предметы мира и их закономерные связи. Полученная посредством умозаключений информация позволяет без дорогостоящих экспериментов, подчас на листочке бумаги совершить открытия в фундаментальных науках. Но все-таки потом надо чувственно убедиться хотя бы на компьютерной модели, что в реальности, а не только смелой фантазии есть открытое. Таким образом, чувственное и рациональное познание представляют собой неразрывное единство: взаимополагают и взаимопроникают друг в друга, взаимодополняют друг друга. Работая вместе, чувства и разум помогают человеку и человечеству познавать и преобразовывать мир, удовлетворяя потребности людей.

Таким образом, завершился двухвековой спор между сенсуалистами и рационалистами, гностиками и агностиками, скептиками и догматиками. Но сторонников всех этих устаревших концепций предостаточно и в 21 веке, и это не только студенты-недоучки, поэтому надо разобраться в том, что более глубоко рассмотрено в разделе о философии 17-19 веков. Основная посылка сенсуализма состоит в том, что единственно достоверным источником наших знаний являются ощущения. Аналогично рационалисты преувеличивали возможности разума, недооценивая важность проверки с его помощью полученных знаний чувственным экспериментом. Сторонников позиции, согласно которой человек может и чувствами, и разумом познать только явления, но не сущность вещей, называют агностиками. В античной еще философии возникло течение скептицизма, оно выражало сомнение в достоверности любого знания, но не впадало в крайности агностицизма. Жизнь вернула нас к здоровому скептицизму.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...