Предварительное ознакомление с книгой
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Далеко не каждую книгу следует читать полностью, в ряде случаев могут быть нужны лишь отдельные ее части. Поэтому для экономии времени и с тем, чтобы определить цели и подходы к чтению книги, рекомендуется начать с предварительного ознакомления с ней в целях общего представления о произведении и его структуре, организации справочно-библиографического аппарата. При этом необходимо принять во внимание все те элементы книги, которые дают возможность оценить ее должным образом. Делать это правильнее всего в следующей последовательности: Заглавие Автор Издательство (или учреждение, выпустившее книгу) Время издания Аннотация Оглавление Предисловие Справочно-библиографический аппарат (указатели, приложения) Предварительное ознакомление призвано дать четкий ответ на вопрос о целесообразности дальнейшего чтения книги, в каких отношениях она представляет интерес и какими должны быть способы ее проработки, включая наиболее целесообразную для данного случая форму записей. Чтение книги. Существует два подхода к чтению научного произведения: беглый просмотр его содержания и тщательная проработка произведения в целом или отдельных его частей. Беглый просмотр научной книги начинается со знакомства с ее автором, ибо его фамилия говорит о многом, особенно если это известный ученый. Авторами предисловий и вступительных статей, как правило, выступают известные ученые. Это помогает составить предварительное мнение о книге, так как говорит о ее научной ценности. Указание на повторность издания свидетельствует о высоких качествах книги, обеспечивающих устойчивый спрос на нее со стороны заинтересованных ученых. Сообщение о повторном издании свидетельствует о наличии в данной книге новых научных фактов или новой их интерпретации.
Название издательства помогает во многих случаях определить тематику книги. Год выпуска указывает новизну и актуальность тематики книги. Надзаголовочные данные (название организации, от имени которой выпущена научная книга) также помогают составить первое впечатление о такой книге. Если, например, в подзаголовочных данных сообщается название какого-либо института АН РФ (Академии наук), то можно не сомневаться, что это послужит хорошей рекомендацией, так как указывает на издание, подготовленное наиболее квалифицированными специалистами. Существенную помощь в первоначальном ознакомлении с содержанием научной книги могут оказать некоторые элементы ее справочно-сопроводительного аппарата, предваряющие основной текст. В прикнижной аннотации приводятся краткие сведения о содержании и читательском назначении, раскрывается основная идея, показывается научное и практическое значение издания. Из аннотации можно уточнить его основную тему, задачи, поставленные автором. Предисловие к научной книге может даваться в различных вариантах (собственно предисловие, «от автора», «от редактора», «от переводчика», «от редакции»). В предисловии чаще всего объясняются мотивы написания книги, особенности ее содержания и построения, степень полноты освещения тех или иных проблем. Во введении к большинству научных работ дается общая характеристика предмета исследования и краткая история его разработки в научной литературе (т.е. историографическая справка), обосновывается актуальность темы, формулируются цель и задачи описанного исследования. Существенно снижает трудоемкость работы с научной литературой умение пользоваться техникой быстрого чтения. Это поможет вам, если вашей целью является получение общего представления о предмете. Если же вы нуждаетесь в более подробной информации, то быстрое чтение будет полезно лишь на этапе поиска тех частей текста, которые следует изучить более обстоятельно.
Ускорить процесс чтения научной литературы можно, если работать сосредоточенно и по определенной системе. Нет и не может быть стандарта для такой системы. Она отрабатывается каждым исследователем индивидуально. Прежде всего, читать научные тексты следует творчески. Чтение подряд может увести в сторону. В процессе чтения резюмируйте прочитанный текст, тем самым вы определите, что в нем важно, а что нет. Стремитесь постепенно все больше работать со своим резюме. На перечитывание резюме требуется гораздо меньше времени, чем на просмотр нескольких страниц текста оригинального материала.
Записи при чтении Чтение научной и специальной литературы, как правило, должно сопровождаться ведением записей. Это непременное условие, а не вопрос вкуса или привычки. Ведение записей способствует лучшему усвоению прочитанного, дает возможность сохранить нужные материалы в удобном для использования виде, помогает закрепить их в памяти, позволяет сократить время на поиск при повторном обращении к данному источнику. Надежность усвоения прочитанного материала многократно возрастает, если процесс чтения сопровождается фиксацией избранных мест. Применяя его, исполнитель более прочно усваивает прочитанный материал, поскольку использует для этого не только зрительную и звуковую, но и двигательную память. Предварительные записи прочитанного в значительной степени облегчают последующее написание работы. Во многих случаях автору остается лишь определенным образом скомпоновать их, произвести окончательную литературную обработку – и основной текст готов. Записи должны быть предельно полными. Это, как правило, занимает гораздо меньше времени, чем повторное обращение к книге. Важным требованием является также наглядность и обозримость записей. Сделать это возможно с помощью системы заголовков, подзаголовков и ключевых слов, подчеркиваний и т.д. Практическая рекомендация – вести записи только на одной стороне листа.
Выписки – небольшие фрагменты текста (неполные и полные предложения, отдельные абзацы, а также дословные и близкие к дословным записи об излагаемых в нем фактах), содержащие в себе суть прочитанного. Выписки позволяют в концентрированной форме и с максимальной точностью воспроизвести в произвольном (чаще последовательном) порядке наиболее важные мысли автора.
Выписки также позволяют сэкономить время при последующем просмотре и отборе материала. Выписки одновременно способствуют более глубокому усвоению и запоминанию прочитанного. Тезисы – сжатое изложение содержания изученного материала в утвердительной форме. Отличие тезисов от обычных выписок состоит в следующем: - тезисам присуща значительно более высокая степень концентрации материала; - в тезисах отмечается преобладание выводов над общими рассуждениями; - чаще всего тезисы записываются близко к оригинальному тексту, то есть без использования прямого цитирования. Преимущество тезисов в том, что они незаменимы для подготовки выступлений на защите, докладов и пр.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|