Тема: «Личность в системно-деятельностном историко-эволюционном подходе ».
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
2. Форма организации учебного процесса: семинарское занятие. Методы обучения: частично-поисковый (эвристический), исследовательский.
3.Значение темы: формирование представлений о личности в системно-деятельностном историко-эволюционном подходе, закрепление базовых предметных категорий, позволяющее включаться в профессиональное сообщество, формирование профессиональной ментальности, становление профессиональной позиции. 4. Цели обучения: - общая: обучающийся должен обладать способностью и готовностью к пониманию современных концепций картины мира на основе сформированного мировоззрения, овладения достижениями естественных и общественных наук, культурологии (ОК-2); способностью и готовностью к владению культурой научного мышления, обобщением, анализом и синтезом фактов и теоретических положений (ОК - 3); способностью и готовностью к совершенствованию и развитию свого интеллектуального и общекультурного уровня, нравственного и физического совершенствования своей личности (ОК - 7); готовностью инициировать психологические исследования: определение области прикладной психологии, предоставляющей возможности для развития исследований, проверка и оценка существующих методов, техник и моделей, выявление возможности для развития фундаментальной и прикладной психологии (ПК - 2); умением разрабатывать дизайн психологического исследования: формулирование проблемы и гипотезы, генерирование теоретического контекста конкретных исследований, определением параметров и ресурсов для психологических исследований, описание методологии психологических исследований, планирование и проведение исследования (ПК - 3); владением приемами анализа, оценки и интерпретации результатов психологического исследования, проверки и оценки соотношения теории и эмпирических данных, подготовки отчетной документации и обобщения полученных данных в виде докладов (ПК - 4); владением навыками консультирования медицинского персонала (или сотрудников других учреждений) по вопросам взаимодействия с пациентами (клиентами), создания необходимой психологической атмосферы и терапевтической среды, навыками психологического консультирования населения в целях психопрофилактики и развития (ПК - 13); готовностью к проведению психологических исследований на основе применения общепрофессиональных знаний и умений (ПК - 27).
- учебная: знать разнообразные подходы, направления, школы, учения, сложившиеся в психологии личности; критериальную базу различных подходов к определению психологии личности; приемы личностного развития и саморазвития человека; основные личностные характеристики человека, проявляющиеся в сферах воспитания, обучения, производства, организации и регуляции человеческих взаимоотношений; основные теорети-ческие системы и методологические основы психологии личности в сочетании с адекватными им методами психологического исследования; схемы анализа и интерпретации эмпирических данных; основы консультирования по личностному взаимодействию; требования к организации и проведению исследования. уметь ориентироваться в многообразии формулировок понятий личности; дифференцировать и анализировать различные взгляды на личность; разрабатывать программу личностного развития человека на основе эмпирических данных, в том числе, программу саморазвития; провести сбор эмпирических данных и анализ личностных характеристик человека; составлять развернутое структурированное психологическое заключение и психокоррекцион-ные рекомендации; применять данные эмпирических исследований для разработки рекомендаций по оптимизации личностного взаимодействия; организовать и реализовать исследование личности, личностных характеристик.
владеть предметной областью психологии личности; культурой обобщения и анализа различных точек зрения на личность; техниками самосовершенствования и саморазвития; навыкамиприменения полученных им теоретических знаний для решения диагностических задач; исследовательскими и этическими принципами реализации исследования; обработки полученных данных, подготовки отчетной документации и обобщения полученных данных в виде докладов; первичными навыками консультирования по вопросам личностного взаимодействия; навыками сбора и обработки полученных данных, их обобщения. 5. План изучения темы: Контроль исходного уровня знаний. Фронтальный опрос. 1.Какова схема детерминации развития личности в системно-деятельностном историко- эволюционном подходе? 2.Основные источники развития личности в системно-деятельностном историко- эволюционном подходе. 3. Соотношение понятий “индивид”, “личность” и “индивидуальность”.
Основные понятия и положения темы. В рамках системно-деятельностного и историко-эволюционного подходов разрабатывается принципиально иная схема детерминации развития личности. В этой схеме свойства индивида рассматриваются как “безличные” предпосылки развития личности, которые в процессе жизненного пути могут стать продуктом этого развития. Социальная среда также представляет собой источник развития личности, а не “фактор”, непосредственно определяющий ее поведение. Будучи условием осуществления деятельности человека, социальная среда — это общественные нормы, ценности, роли, церемонии, орудия, системы знаков, с которыми сталкивается индивид. Подлинными основаниями и движущей силой развития личности выступают совместная деятельность и общение, посредством которых осуществляется приобщение личности к культуре. В преобразовании своих поступков, отношений с другими людьми и самого себя осуществляется реализация индивидуальности и обогащение жизни общества. Соотношение понятий “индивид” (продукт антропогенеза), “личность” (индивид, усвоивший общественно-исторический опыт) и “индивидуальность” (индивид, преобразующий мир) может быть передано формулой: “Индивидом рождаются. Личностью становятся. Индивидуальность отстаивают”.
При субъектном системно-деятельностном подходе личность рассматривается как относительно устойчивая совокупность психических свойств, как результат включения индивида в пространство межиндивидуальных связей, где взаимоотношения в группе могут трактоваться как носители личности ее участников; «идеальная представительность» индивида в жизнедеятельности других людей. Индивид в своем развитии испытывает социально обусловленную потребность быть личностью и обнаруживает способность стать личностью, реализуемые в социально значимой деятельности. Этим определяется развитие человека как личности, как субъекта деятельности. Формирующиеся в ходе развития способности и регуляторные психологические функции воспроизводят в личности, исторически сформировавшиеся субъектные качества. Личность, как отмечал В.Э.Ильенков, возникает только тогда, когда индивид начинает самостоятельно, как субъект осуществлять деятельность по нормам и эталонам, заданным ему извне - тем социокультурным пространством, в лоно которого он проникается к человеческой жизни, к человеческой деятельности. «Именно всестороннее, гармоничное (а не уродливо однобокое) развитие каждого человека отмечает далее автор, и является главным условием рождения личности, умеющей самостоятельно определять пути своей жизни, своё место в ней, своё дело, интересное и важное для всех, в том числе и для него самого». При этом особо заметим, что психика человека, его личностные или субъектные качества и особенности закреплены в продуктах материальной и духовной культуры общества (социокультурного пространства), которые при определенных условиях усвоения становятся собственной психической деятельностью субъекта. В одном из экспериментальных исследований Л.М.Попова, изучавшего механизмы саморазвития личности в аспекте интеллектуальнодеятельностного развития студентов в процессе профессионального становления, было установлено, что таким механизмом является последовательное прохождение четырех «зон ближайшего личностного и профессионального развития», с «взаимопереходами» внешнеи внутреннеплановых действий.
А.Н.Леонтьев, занимаясь изучением особенностей психического развития школьников, подростков и юношей, отмечал, что в младшем школьном возрасте ведущим мотивом является мотивация учебной деятельности, от динамики которой зависит усвоение детьми новых знаний и умений. Характер меняющихся отношений подростков и старшеклассников (15-17 лет) к обучению отечественный психолог связывал со степенью развития их познавательных интересов, с изменением их направленности, глубины, общего уровня. Говоря об организации воспитательной работы со студентами, он сформулировал ряд положений, касавшихся механизмов развития субъектности личности. В частности, исследователь отмечал, что: человек личностью не рождается; качественные изменения личности наблюдаются как у подростков, так и за пределами школьного возраста - в период психической зрелости человека; переломные моменты в психическом развитии личности человека связаны, прежде всего, с существенными перестройками его мотивационносмысловой сферы, в которой накапливаются внутренние противоречия. Именно эти положения конкретизируют общее понимание процессов развития субъектности. А.Н.Леонтьев отмечал, что удовлетворение предметно-вещественных потребностей и мотивов человека ведет к тому, что они низводятся лишь до уровня условий его жизни. «Поэтому личность, - писал А.Н.Леонтьев, - не может развиваться в рамках потребления, ее развитие необходимо предполагает смещение потребностей на созидание, которое одно не знает границ». 5.3. Самостоятельная работа по теме: Ситуационные задачи 1. Проанализируйте текст и определите о каком подходе идет речь. Данный подход направлен на развитие каждого ученика, на формирование его индивидуальных способностей, а также позволяет значительно упрочнить знания и увеличить темп изучения материала без перегрузки обучающихся. При этом создаются благоприятные условия для их разноуровневой подготовки, реализации принципа моделирования. Одновременно он является саморегулирующимся механизмом разноуровневого обучения, обеспечивая возможность выбора каждому ребенку индивидуальной образовательной траектории; при условии гарантированного достижения им социально безопасного минимума. Данная технология – это разработанная последовательность деятельностных шагов.
2. Проанализируйте текст и определите о каком подходе идет речь. Согласно положениям этого подхода в психологии личности, существуют две взаимосвязанные тенденции в социально-историческом образе жизни человека: передача и сохранение социотипического поведения личности, выражающего тенденцию к устойчивости, и неадаптивное, изменчивое поведение как основа для потенциальных изменений в непредсказуемо меняющихся условиях и ситуациях развития. 5.4. Итоговый контроль знаний: 1. ЧТО ЯВЛЯЕТСЯ СИСТЕМНООБРАЗУЮЩИМ ОСНОВАНИЕМ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИМ ПРИОБЩЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА К МИРУ КУЛЬТУРЫ И ЕГО САМОРАЗВИТИЯ 1) игра 2) совместная предметная деятельность 3) творчество 4) эмоциональное общение
2. УСЛОВИЕ НЕОБХОДИМОЕ ДЛЯ ИСТОРИЧЕСКОЙ ИЗМЕНЯЕМОСТИ СИСТЕМ В ЦЕЛОМ 1) изменяемость популяций 2) эволюция индивида 3) индивидуальная изменчивость элементов 4) универсальные закономерности индивидов
3. БОРЬБА ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ ЛИЧНОСТИ ЗА ВНЕСЕНИЕ СВОИХ «ВКЛАДОВ» В РОДОВУЮ ПРОГРАММУ ОБЩНОСТИ ПРИВОДИТ 1) к дальнейшему развитию данной культуры 2) к дальнейшему упадку культуры 3) к деградации личности 4) к развитию личности
4. КРЕДО ИСТОРИКО-ЭВОЛЮЦИОННОГО ПОДХОДА К ПОНИМАНИЮ ЧЕЛОВЕКА ПЕРЕДАЁТСЯ ЧЕРЕЗ МЕТАФОРУ: 1) человек как индивидуальность самореализуется через поступки 2) человек – носитель социальных ролей 3) индивидом становятся, личностью рождаются 4) индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность отстаивают 5. ПОНЯТИЕ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА БЫЛО ВВЕДЕНО 1) в 1985г. 2) в 1960г. 3) в 1990г. 4) в 1924г.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|