Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Особенности волевого поведения




Понятие «воля» определяется в психологии как одно из высших проявлений человеческой активности. Волевое поведение всегда предполагает сознательное регулирование человеком своего поведения, что проявляется при определении цели, составлении плана, выполнении задания, преодолении препятствий. Волевая регуляция осуществляется в течение всей деятельности индивида с помощью волевых усилий, направленных на ее различные ком­поненты.

Действия, совершаемые человеком, обычно имеют своей це­лью изменение или сохранение условий, в которые он поставлен. Ц% принято подразделять на непроизвольные и произвольные. Непроизвольные действия сознательно не регулируются и не кон­тр олируются. Они осуществляются импульсивно и служат непос­редственным ответом на вызывающее их побуждение. Произволь­ные действия связаны с осознанием их цели и необходимых для ее достижения операций. Среди произвольных действий выделя­ются волевые действия.

Проблема воли относится к числу наиболее значимых для по­нимания личности и ее формирования. Благодаря волевым усили­ям человек становится способным изменить свое поведение, ока­зать влияние на окружающее. У него вырабатывается активная жизненная позиция.

Проблема воли умственно отсталых привлекла к себе внима­ние, как только эту категорию стали выделять из всей массы детей с отклонениями в развитии. Зарубежные дефектологи, наблю­дая за жизнью умственно отсталых в специальных больницах и приютах, за их повседневной деятельностью, анализируя много­численные факты, подчеркивали грубую недостаточность воли этих детей и делали вывод о том, что именно эта особенность характе­ризует сущность умственной отсталости. Это мнение отражено в литературных источниках, написанных ведущими психологами, занимавшимися данной проблемой. Так, Э.Сеген писал о резко выраженной слабости волевых процессов умственно отсталых и считал ее важнейшей чертой, обусловливающей их состояние. К.Ле­вин полагал, что именно от недоразвития эмоционально-волевой сферы зависит интеллектуальная неполноценность умственно от­сталых детей.

Вторая, собственно волевая стадия, начинается с появления у них речи. Именно речь позволяет им понять необходимость пред­лагаемого способа действия, в какой-то мере делает для детей понятными и осознанными социальные мотивы.

Й. П. Лаужикас, изучая две функции воли — активную, кото­рая дает начало действию, усиливает его, и тормозящую, ослаб­ляющую или задерживающую действие, — выявил преобладание у детей-олигофренов импульсивных реакций. При усложнении за­даний у этой категории детей проявляется возбуждение, они ста­новятся неуверенными. Их волевые усилия снижаются. Он отмеча­ет также, что в процессе выполнения заданий, требующих воле Особенности воли учащихся с недостатками умственного раз­вития отмечались в начале XX в. и русскими учеными. Педагог, врач и психолог Г.Я.Трошин подчеркивал резкое снижение воле­вой активности у этих детей. В частности, он утверждал, что труд­ности запоминания и припоминания материала, отмечаемые у умственно отсталых учеников, непосредственно связаны с их сла­бой волей.

Позднее Л.С.Выготский заметил, что для умственно отсталых детей свойственно иное, чем в норме, соотношение интеллекта и аффекта, но, к сожалению, не успел развить эту мысль. Л.В.Занков посвятил этой проблеме отдельные параграфы в ряде своих книг, где обобщил имеющиеся материалы наблюдений за детьми. В трудах И. М. Соловьева и его сотрудников показано, как трудно формируется и реализуется у школьников с недостатками умствен­ного развития намерение выполнять определенную учебную дея­тельность, как быстро оно исчерпывается. Возникает явление «на­сыщения», и ученики перестают работать, т.е. авторами конста­тируется кратковременность и слабость волевых усилий у данной категории детей.

Постепенно накапливался сопоставительный материал, харак­теризующий становление волевого поведения у нормально разви­вающихся и умственно отсталых детей. Было показано, что у нор­мально развивающегося маленького ребенка совершенствование воли происходит в ходе ведущей для него деятельности — пред­метно-практической, выполняемой совместно со взрослым, и в процессе игры. Большое значение при этом имеет речевая регуля­ция поведения.

У умственно отсталых детей словесная регуляция производи­мых действий формируется значительно позднее и с существен­ными отклонениями. Ученикам младших и даже средних классов трудно длительное время удерживать цель действий, они не дово­дят начатое дело до конца, им требуется для этого направляющая помощь взрослого.

У учащихся с нормальным интеллектуальным развитием за­метно возрастает способность к волевым усилиям, формируются многие виды произвольных умственных действий, хотя для уче­ников младших классов эти процессы представляют значитель­ную сложность. Для умственно отсталых школьников не только младших, но и средних лет обучения реализовать волевые усилия очень нелегко. Обычно им требуется постоянная, активная под­держка со стороны взрослого.

Для умственно отсталых младших школьников характерными можно считать такие проявления, как безынициативность, неса­мостоятельность, слабость внутренних побуждений, внушаемость, слабая мотивация. Эти черты личности проявляются и в учебной, и в трудовой деятельности. Учащиеся с недостатками умственного развития даже не пытаются преодолеть неудачи и препятствия, если они возникают. Нередко они действуют в соответствии с вне­запно возникающими желаниями, не имея силы воли, чтобы про­тивостоять им. Этим ученикам особенно важны постоянное руко­водство и своевременная помощь со стороны взрослого. Учащиеся не в состоянии завершить начатую работу, если к этому их не побуждают внешние дополнительные стимулы.


Самостоятельное выполнение учебных заданий для умственно отсталых школьников представляет трудность, так как оказыва­ются слабыми мотивы, побуждающие их к деятельности. Намере­ние выполнить задание быстро исчерпывается. Появляется «пре­сыщение», и дети переключаются на другую деятельность.

Недостатки воли у умственно отсталых учеников отмечают все, кто работал с ними, однако специальных экспериментальных ис­следований в этом направлении имеется немного. Среди них следует назвать работы И.М.Соловьева, Й.П.Лаужикаса, В.И.Лубовского, М. Г. Царцидзе.

Й. П. Лаужикас, анализируя волевое поведение глубоко умствен­но отсталых детей, выделяет в развитии их воли две стадии. Пер­вая из них формируется до того, как они овладели речью. В этот период дети, побуждаемые узколичными мотивами, могут выпол­нять лишь отдельные произвольные движения.

 

вых усилий, наиболее ярко раскрываются индивидуальные осо­бенности детей.

Ценность этого исследования обусловлена тем, что автор пред­лагает систему принципов воспитания воли у глубоко умственно отсталых детей. За основу он берет выполнение детьми под руко­водством взрослого различного рода целенаправленной деятель­ности. Большое значение Й. П. Лаужикас придает правильной орга­низации бытовой сферы жизни глубоко умственно отсталых де­тей.

Существенный вклад в изучение воли умственно отсталых школьников внес В.И.Лубовский, который экспериментально показал, что в их деятельности речь не в полной мере выполняет регулирующую функцию. В проведенном им исследовании учащим­ся I — III классов предлагалась несложная инструкция, которая, однако, включала в себя элемент конфликтности. Испытуемому предлагалось нажать два раза рычажок прибора в ответ на три вспышки света, а на две вспышки — нажать три раза. Анализ по­лученных материалов показывает, что каждая отдельная часть за­дания выполняется успешно умственно отсталыми учениками, а при попытках использовать инструкцию в целом волевая регуля­ция активности нарушается. Реакции детей становятся хаотичны­ми и не соответствуют заданию. Это результат низкого уровня раз­вития внутреннего торможения, которое представляет собой одно из важнейших проявлений волевой активности.

Развитие воли у умственно отсталых школьников, как и других психических функций, — процесс длительный и протекающий замедленно. Однако можно заметить, что у учащихся с интеллек­туальной недостаточностью при специальной организации обуче­ния и воспитания постепенно происходят сдвиги в развитии пред­намеренных психических процессов — повышается устойчивость и улучшается распределение внимания, увеличивается продуктив­ность мнемической деятельности, от класса к классу наблюдают­ся небольшие положительные сдвиги.

Заметим, что развитие волевой активности у детей способству­ет их умственному и речевому развитию, и обратно: успехи в ов­ладении мышлением и речью положительно сказываются на фор­мировании волевой сферы.


В одном из проведенных исследований прослеживается разви­тие волевой регуляции поведения у умственно отсталых учащихся с I по VIII класс (М.Г. Царцидзе).

Установлено, что в VIII классе половина учащихся, выполняя волевые действия, может сдерживать ситуационно обусловленные реакции, что было совершенно невозможно для первоклассников.

Выявлено также, что волевые процессы развиваются у умствен­но отсталых учеников неравномерно. Отчетливо выраженные про­движения наблюдаются у школьников III, V и VIII классов. Однако у учащихся с нормальным интеллектуальным развитием за­метно возрастает способность к волевым усилиям, формируются многие виды произвольных умственных действий, хотя для уче­ников младших классов эти процессы представляют значитель­ную сложность. Для умственно отсталых школьников не только младших, но и средних лет обучения реализовать волевые усилия очень нелегко. Обычно им требуется постоянная, активная под­держка со стороны взрослого.

Для умственно отсталых младших школьников характерными можно считать такие проявления, как безынициативность, неса­мостоятельность, слабость внутренних побуждений, внушаемость, слабая мотивация. Эти черты личности проявляются и в учебной, и в трудовой деятельности. Учащиеся с недостатками умственного развития даже не пытаются преодолеть неудачи и препятствия, если они возникают. Нередко они действуют в соответствии с вне­запно возникающими желаниями, не имея силы воли, чтобы про­тивостоять им. Этим ученикам особенно важны постоянное руко­водство и своевременная помощь со стороны взрослого. Учащиеся не в состоянии завершить начатую работу, если к этому их не побуждают внешние дополнительные стимулы.

Самостоятельное выполнение учебных заданий для умственно отсталых школьников представляет трудность, так как оказыва­ются слабыми мотивы, побуждающие их к деятельности. Намере­ние выполнить задание быстро исчерпывается. Появляется «пре­сыщение», и дети переключаются на другую деятельность.

Недостатки воли у умственно отсталых учеников отмечают все, кто работал с ними, однако специальных экспериментальных ис­следований в этом направлении имеется немного. Среди них следует назвать работы И.М.Соловьева, Й.П.Лаужикаса, В.И.Лубовского, М. Г. Царцидзе.

Й. П. Лаужикас, анализируя волевое поведение глубоко умствен­но отсталых детей, выделяет в развитии их воли две стадии. Пер­вая из них формируется до того, как они овладели речью. В этот период дети, побуждаемые узколичными мотивами, могут выпол­нять лишь отдельные произвольные движения.

Вторая, собственно волевая стадия, начинается с появления у них речи. Именно речь позволяет им понять необходимость пред­лагаемого способа действия, в какой-то мере делает для детей понятными и осознанными социальные мотивы.

Й. П. Лаужикас, изучая две функции воли — активную, кото­рая дает начало действию, усиливает его, и тормозящую, ослаб­ляющую или задерживающую действие, — выявил преобладание у детей-олигофренов импульсивных реакций. При усложнении за­даний у этой категории детей проявляется возбуждение, они ста­новятся неуверенными. Их волевые усилия снижаются. Он отмеча­ет также, что в процессе выполнения заданий, требующих воле вых усилий, наиболее ярко раскрываются индивидуальные осо­бенности детей.

Ценность этого исследования обусловлена тем, что автор пред­лагает систему принципов воспитания воли у глубоко умственно отсталых детей. За основу он берет выполнение детьми под руко­водством взрослого различного рода целенаправленной деятель­ности. Большое значение Й. П. Лаужикас придает правильной орга­низации бытовой сферы жизни глубоко умственно отсталых де­тей.

 


Существенный вклад в изучение воли умственно отсталых школьников внес В.И.Лубовский, который экспериментально показал, что в их деятельности речь не в полной мере выполняет регулирующую функцию. В проведенном им исследовании учащим­ся I —III классов предлагалась несложная инструкция, которая, однако, включала в себя элемент конфликтности. Испытуемому предлагалось нажать два раза рычажок прибора в ответ на три вспышки света, а на две вспышки — нажать три раза. Анализ по­лученных материалов показывает, что каждая отдельная часть за­дания выполняется успешно умственно отсталыми учениками, а при попытках использовать инструкцию в целом волевая регуля­ция активности нарушается. Реакции детей становятся хаотичны­ми и не соответствуют заданию. Это результат низкого уровня раз­вития внутреннего торможения, которое представляет собой одно из важнейших проявлений волевой активности.

Развитие воли у умственно отсталых школьников, как и других психических функций, — процесс длительный и протекающий замедленно. Однако можно заметить, что у учащихся с интеллек­туальной недостаточностью при специальной организации обуче­ния и воспитания постепенно происходят сдвиги в развитии пред­намеренных психических процессов — повышается устойчивость и улучшается распределение внимания, увеличивается продуктив­ность мнемической деятельности, от класса к классу наблюдают­ся небольшие положительные сдвиги.

Заметим, что развитие волевой активности у детей способству­ет их умственному и речевому развитию, и обратно: успехи в ов­ладении мышлением и речью положительно сказываются на фор­мировании волевой сферы.

В одном из проведенных исследований прослеживается разви­тие волевой регуляции поведения у умственно отсталых учащихся с I по VIII класс (М.Г. Царцидзе).

Установлено, что в VIII классе половина учащихся, выполняя волевые действия, может сдерживать ситуационно обусловленные реакции, что было совершенно невозможно для первоклассников.

Выявлено также, что волевые процессы развиваются у умствен­но отсталых учеников неравномерно. Отчетливо выраженные про­движения наблюдаются у школьников III, V и VIII классов. Однако следует заметить, что эти выводы до сих пор не подтверждены никакими другими авторами, поскольку данная проблема никем больше не исследовалась.

Известно, что наличие волевого поведения — условие успеш­ной социально-трудовой адаптации выпускников коррекционных школ VIII вида. В связи с этим вопрос о формировании у них волевых качеств личности стоит очень остро и ждет своего даль­нейшего решения. К сожалению, до настоящего времени он не стал предметом специальных психологических исследований. Су­ществуют лишь отдельные, в ряде случаев очень ценные наблюде­ния, которые, однако, не приведены в систему и не дают полной картины становления и развития волевого поведения у умственно отсталых учащихся.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...