Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

МО.Ф.4

«ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВЫ НАУКИ И СОВРЕМЕННОГО ЖУРНАЛИЗМА»

 

 

Направление подготовки

Журналистика

 

 

Программа подготовки

Журналистика

 

 

Квалификация (степень) выпускника

Магистр

 

Форма обучения

Очная

 

 

Ростов-на-Дону

 

Цели освоения дисциплины

Учебную дисциплину «Философские основы науки и современного журнализма» изучают в магистратуре дневной формы обучения отделения журналистики в течение первого семестра первого года обучения. Цель ее освоения:

Знать основы философии науки, парадигмы развития современной науки и представлять место журналиста в системе этих парадигм.

Иметь представление об актуальных проблемах современной науки,

Уметь пользоваться этими знаниями в своей профессиональной деятельности.

 

Место дисциплины в структуре ООП магистратуры

Дисциплина «Философские основы науки и современного журнализма» относится к базовой части общенаучного цикла М.1. Изучение ее опирается на прочный фундамент дисциплин по теории журналистики, социологии и психологии массовой коммуникации, методологии и методики исследования масс медиа.

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля)

В соответствии с целями дисциплины и задачами профессиональной деятельности магистрант должен приобрести следующие компетенции:

Общекультурные социально-личностные компетенции (ОК):

- способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и культурный уровень, готовность к постоянному саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства, способность к развитой саморефлексии, анализу своего социального и профессионального опыта (ОК-1);

- осознание важности гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации; готовность принять нравственные обязанности по отношению к окружающей природе, обществу, другим людям и самому себе, готовность руководствоваться ими в своей профессиональной деятельности (ОК-3);

Общенаучные компетенции:

- способность к полному и многократному использованию знаний, полученных в процессе изучения гуманитарных, социально-экономических и естественных дисциплин, в своей профессиональной деятельности в целом и ракурсно в тех областях, которые связаны с областью углубленных научных исследований или со сферой профессионально-функциональной профилизации (ОК-11);

- способность использовать современные достижения в области науки, самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, расширять и углублять свое научное мировоззрение (ОК-12);

- способность порождать новые идеи (ОК-15);

- способность осознать основные проблемы своей предметной области, ориентироваться в постановке задач и определять способ решения проблем (ОК-16).

 

 

4. Структура и содержание дисциплины «Современные теории массовой коммуникации»

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы (108 часов).

 

№ № п/п Раздел Дисциплины Семестр Неделя семестра Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
Модуль 1. Философские основы науки
  Взаимосвязь философии и науки. Предмет философии науки     Л   2 ч.    
  Понятие науки. Структура и развитие научного знания.     Л   2 ч.    
  Современная научная картина мира     Л   2 ч.    
  Наука как социальный институт     Л   2 ч.    
  Этика науки     Л   ч.    
  Наука - основа инновационной системы     Л   2 ч.   Обсуждение проектного задания
  Будущее науки: интеграция естествознания и гуманитарных исследований     Л   2 ч.   Тест рубежного контроля
Модуль 2. Философские основы современного журнализма
  Философские концепции информационного общества   8-9 Л   4 ч.    
  Третья волна: демассификация СМИ по Тофлеру   10-11 Л   4 ч.    
  Интегративная природа коммуникологии     Л   2 ч.    
  Маклюэн: Средство информации есть информация     Л   2 ч.    
  «Горячие»/«Холодные» СМИ   14-15 Л   ч.   Обсуждение рефератов
  Философские концепции информационной эпохи   16-17 Л   4 ч.    
  Философские концепции массового общества и эффекты МК     Л   2 ч.   Тест рубежного контроля
ИТОГО: объем аудиторных занятий 36
Самостоятельная работа студентов
  Изучение теоретического курса (ТО)              
  Написание реферата              
  Выполнение проектных заданий              
  Подготовка к экзамену              
  Итоговая аттестация             Экзамен

 

Образовательные технологии

Рекомендуемые образовательные технологии:

Пассивные: лекции, опросы.

Реализация компетентностного подхода предусматривает широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций, психологические и иные тренинги) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся.

Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, составляет не менее 30 % аудиторных занятий. Занятия лекционного типа для соответствующих групп студентов составляют 70 % аудиторных занятий.

Активные: самостоятельная работа студентов, сообщения, рефераты, курсовые работы.

Интерактивные: беседы, практикумы, участие в семинарских занятиях, творческие, проектные задания, дискуссионные группы, дебаты и обсуждения, тестирование.

 

Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ:

Тема 1.

1. Предмет философии науки.

2. Сущность и основное содержание проблемы взаимоотношения философии и науки.

3. Трансценденталистская концепция соотношения философии и частных наук, ее сущность и основные этапы.

4. Позитивистская концепция соотношения философии и науки, ее гносеологические и социокультурные основания.

5. Антиинтеракционистская концепция соотношения философии и науки, ее сущность и гносеологические основания.

6. Диалектическая концепция взаимосвязи философии и науки. Ее сущность и гносеологические основания.

7. Механизм и формы взаимосвязи философского и конкретно-научного знания.

Тема 2.

1. Диахронное и синхронное разнообразие «науки».

2. Логико-математический, естественно-научный и гуманитарный типы научной рациональности.

3. Методы философского анализа науки.

4. Научная деятельность и ее структура.

5. Научная рациональность, ее основные характеристики.

6. Основные философские парадигмы в исследовании

науки.

7. Особенности науки как социального института.

8. Наука — основа инновационной системы общества.

 

Тема 3

1. Основные уровни научного знания.

2. Сущность и структура эмпирического уровня знания.

3. Сущность и структура теоретического уровня знания.

4. Метатеоретический уровень научного знания и его структура.

5. Философские основания науки и их виды.

6. Проблема соотношения эмпирического и теоретического уровней знания. Критика редукционистских концепций.

7. Интерналистская и экстерналистская модели развития научного знания. Их основания и возможности.

8. Проблема преемственности в развитии научных теорий. Кумулятивизм и парадигмализм.

9. Концепция несоизмеримости в развитии научного знания и ее критический анализ.

10. Научные законы и их классификация.

11. Научная теория и ее структура.

12. Гипотеза как форма развития научного знания.

 

1. Парадигма античной натурфилософии.

2. Гипотетическая физика Декарта и физика принципов Ньютона.

3. Метафизика в физике Ньютона.

4. Механистическая картина мира.

5. Философские основания и принципы теории относительности.

6. Стандартная космологическая модель.

7. Философские основания и мировоззренческое значение квантовой механики.

8. Кручение пространства и изменение его кривизны как фундаментальная основа реальности.

9. Философские основания и принципы нелинейной науки и синергетического мышления.

10. Эволюционная парадигма в современной картине мира.

11. Принципы самоорганизации и бифуркационный характер эволюции открытых нелинейных систем.

12. Онтологические и гносеологические проблемы современной научной картины мира.

 

1. В чем исходное противоречие классической социологии знания?

2. Как различает К. Маннгейм «частичную» и «тотальную» идеологию?

3. В чем особенности экстенсивного пути развития науки и почему он оказался непригодным для науки «мирного времени»?

4. Каковы требования к социологии науки как самостоятельной области социологического исследования?

5. Как выглядел концептуальный каркас мертоновской социологии науки как системы?

6. Представление о цели науки и индивидуальном вкладе каждого участника в мертоновской социологии науки.

7. Как трактуются «императивы научного этоса»?

8. Что понимается в социологии науки под «амбивалентностью ученого»?

9. Основные характеристики научной профессии.

10. Как структурирована совокупность специальных знаний — «культура науки» — в массиве научных публикаций?

11. В чем смысл автономности науки в воспроизводстве научных кадров?

12. В чем смысл регулярной миграции ученых?

13. Каковы основные линии вознаграждения ученого научным сообществом и каково их влияние на мотивацию ученых?

14. Каковы основные типы коммуникации в «невидимом колледже» и основные фазы его развития?

15. Каковы главные изменения в подходе к научной политике на рубеже третьего тысячелетия?

 

1. Что такое природа? Что такое культура? Чем культура качественно отличается от природы?

2. Что такое естествознание? Чем науки о культуре (гуманитарные науки) отличаются от естествознания (наук о природе)?

3. Что такое объяснение как познавательная операция? Чем понимание отличается от объяснения?

4. Что такое кибернетика? Чем синергетика отличается от кибернетики?

5. Что такое герменевтика? Можно ли говорить о герменевтике применительно к явлениям природы?

6. Что такое социобиология? Каково ее значение для становления эволюционной этики?

7. Что такое эволюционная эпистемология? Каково значение идей И. Канта в ее становлении?

8. Каково содержание современного эволюционного натурализма? Каково место биофилософии в системе современного натурализма?

9. В чем суть конфликта между естествознанием и сферой гуманитарного знания?

10. Каковы основные направления преодоления конфликта двух культур (естественно-научной и гуманитарной)?

11. Можно ли говорить о телеологии и аксиологии применительно к явлениям природы?

 

1. Что отличает новые масс-медиа от традиционных?

2. Какие тенденции характерны для современного этапа развития
коммуникаций?

3. Насколько остро стоит проблема «информационной зависимости» аудитории новых медиа?

4. Можно ли справиться с информационной перегрузкой?

5. Как меняется аудитория в условиях мультимедийной среды?

6. Что вносят новые технологии в принцип интерактивности?

7. Какие формы приобретает интерактивность в Интернете?

8. Каковы перспективы традиционных СМИ в новых условиях?

9. Какова специфика работы журналиста в сетевых изданиях?

 

10. Что привносят новые масс-медиа в практику журналистики?

11. Каковы основные черты журналистики «типа Си-эн-эн»?

12. Как воспринимается такой подход к освещению новостей в жур­
налистской среде?

13. Какова реакция аудитории на журналистику «сиюминутности»?

14. Что подразумевает диффузия жанров?

15. Каково будущее традиционных СМИ?

 

 

Критерии оценок

ОТЛИЧНО - минимум 80% вопросов задания имеют полное решение (в решении 20% вопросов могут быть погрешности в представлении теоретического материала, фактические неточности. Содержание ответов свидетельствует об уверенных знаниях магистранта.

ХОРОШО - минимум 70% вопросов задания имеют полное решение, в 30% вопросов начато правильное решение, но не доведено до конца. Содержа­ние ответов свидетельствует о достаточных знаниях магистранта.

УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО - минимум 60% вопроса имеют полное реше­ние, на 40% вопросов начато правильное решение, но не доведено до конца. Содержание ответов свидетельст­вует об удовлетворительных знаниях магистранта.

НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО – 50% вопросов задания не име­ют решения. Содержание ответов свидетельствуют о слабых знаниях магистранта.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...