Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов
Стр 1 из 3Следующая ⇒ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ МО.Ф.4 «ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВЫ НАУКИ И СОВРЕМЕННОГО ЖУРНАЛИЗМА»
Направление подготовки Журналистика
Программа подготовки Журналистика
Квалификация (степень) выпускника Магистр
Форма обучения Очная
Ростов-на-Дону
Цели освоения дисциплины Учебную дисциплину «Философские основы науки и современного журнализма» изучают в магистратуре дневной формы обучения отделения журналистики в течение первого семестра первого года обучения. Цель ее освоения: Знать основы философии науки, парадигмы развития современной науки и представлять место журналиста в системе этих парадигм. Иметь представление об актуальных проблемах современной науки, Уметь пользоваться этими знаниями в своей профессиональной деятельности.
Место дисциплины в структуре ООП магистратуры Дисциплина «Философские основы науки и современного журнализма» относится к базовой части общенаучного цикла М.1. Изучение ее опирается на прочный фундамент дисциплин по теории журналистики, социологии и психологии массовой коммуникации, методологии и методики исследования масс медиа. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля) В соответствии с целями дисциплины и задачами профессиональной деятельности магистрант должен приобрести следующие компетенции: Общекультурные социально-личностные компетенции (ОК): - способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и культурный уровень, готовность к постоянному саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства, способность к развитой саморефлексии, анализу своего социального и профессионального опыта (ОК-1);
- осознание важности гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации; готовность принять нравственные обязанности по отношению к окружающей природе, обществу, другим людям и самому себе, готовность руководствоваться ими в своей профессиональной деятельности (ОК-3); Общенаучные компетенции: - способность к полному и многократному использованию знаний, полученных в процессе изучения гуманитарных, социально-экономических и естественных дисциплин, в своей профессиональной деятельности в целом и ракурсно в тех областях, которые связаны с областью углубленных научных исследований или со сферой профессионально-функциональной профилизации (ОК-11); - способность использовать современные достижения в области науки, самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, расширять и углублять свое научное мировоззрение (ОК-12); - способность порождать новые идеи (ОК-15); - способность осознать основные проблемы своей предметной области, ориентироваться в постановке задач и определять способ решения проблем (ОК-16).
4. Структура и содержание дисциплины «Современные теории массовой коммуникации» Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы (108 часов).
Образовательные технологии Рекомендуемые образовательные технологии: Пассивные: лекции, опросы. Реализация компетентностного подхода предусматривает широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций, психологические и иные тренинги) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, составляет не менее 30 % аудиторных занятий. Занятия лекционного типа для соответствующих групп студентов составляют 70 % аудиторных занятий. Активные: самостоятельная работа студентов, сообщения, рефераты, курсовые работы.
Интерактивные: беседы, практикумы, участие в семинарских занятиях, творческие, проектные задания, дискуссионные группы, дебаты и обсуждения, тестирование.
Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ: Тема 1. 1. Предмет философии науки. 2. Сущность и основное содержание проблемы взаимоотношения философии и науки. 3. Трансценденталистская концепция соотношения философии и частных наук, ее сущность и основные этапы. 4. Позитивистская концепция соотношения философии и науки, ее гносеологические и социокультурные основания. 5. Антиинтеракционистская концепция соотношения философии и науки, ее сущность и гносеологические основания. 6. Диалектическая концепция взаимосвязи философии и науки. Ее сущность и гносеологические основания. 7. Механизм и формы взаимосвязи философского и конкретно-научного знания. Тема 2. 1. Диахронное и синхронное разнообразие «науки». 2. Логико-математический, естественно-научный и гуманитарный типы научной рациональности. 3. Методы философского анализа науки. 4. Научная деятельность и ее структура. 5. Научная рациональность, ее основные характеристики. 6. Основные философские парадигмы в исследовании науки. 7. Особенности науки как социального института. 8. Наука — основа инновационной системы общества.
Тема 3 1. Основные уровни научного знания. 2. Сущность и структура эмпирического уровня знания. 3. Сущность и структура теоретического уровня знания. 4. Метатеоретический уровень научного знания и его структура. 5. Философские основания науки и их виды. 6. Проблема соотношения эмпирического и теоретического уровней знания. Критика редукционистских концепций. 7. Интерналистская и экстерналистская модели развития научного знания. Их основания и возможности. 8. Проблема преемственности в развитии научных теорий. Кумулятивизм и парадигмализм.
9. Концепция несоизмеримости в развитии научного знания и ее критический анализ. 10. Научные законы и их классификация. 11. Научная теория и ее структура. 12. Гипотеза как форма развития научного знания.
1. Парадигма античной натурфилософии. 2. Гипотетическая физика Декарта и физика принципов Ньютона. 3. Метафизика в физике Ньютона. 4. Механистическая картина мира. 5. Философские основания и принципы теории относительности. 6. Стандартная космологическая модель. 7. Философские основания и мировоззренческое значение квантовой механики. 8. Кручение пространства и изменение его кривизны как фундаментальная основа реальности. 9. Философские основания и принципы нелинейной науки и синергетического мышления. 10. Эволюционная парадигма в современной картине мира. 11. Принципы самоорганизации и бифуркационный характер эволюции открытых нелинейных систем. 12. Онтологические и гносеологические проблемы современной научной картины мира.
1. В чем исходное противоречие классической социологии знания? 2. Как различает К. Маннгейм «частичную» и «тотальную» идеологию? 3. В чем особенности экстенсивного пути развития науки и почему он оказался непригодным для науки «мирного времени»? 4. Каковы требования к социологии науки как самостоятельной области социологического исследования? 5. Как выглядел концептуальный каркас мертоновской социологии науки как системы? 6. Представление о цели науки и индивидуальном вкладе каждого участника в мертоновской социологии науки. 7. Как трактуются «императивы научного этоса»? 8. Что понимается в социологии науки под «амбивалентностью ученого»? 9. Основные характеристики научной профессии. 10. Как структурирована совокупность специальных знаний — «культура науки» — в массиве научных публикаций? 11. В чем смысл автономности науки в воспроизводстве научных кадров? 12. В чем смысл регулярной миграции ученых? 13. Каковы основные линии вознаграждения ученого научным сообществом и каково их влияние на мотивацию ученых? 14. Каковы основные типы коммуникации в «невидимом колледже» и основные фазы его развития? 15. Каковы главные изменения в подходе к научной политике на рубеже третьего тысячелетия?
1. Что такое природа? Что такое культура? Чем культура качественно отличается от природы? 2. Что такое естествознание? Чем науки о культуре (гуманитарные науки) отличаются от естествознания (наук о природе)? 3. Что такое объяснение как познавательная операция? Чем понимание отличается от объяснения? 4. Что такое кибернетика? Чем синергетика отличается от кибернетики?
5. Что такое герменевтика? Можно ли говорить о герменевтике применительно к явлениям природы? 6. Что такое социобиология? Каково ее значение для становления эволюционной этики? 7. Что такое эволюционная эпистемология? Каково значение идей И. Канта в ее становлении? 8. Каково содержание современного эволюционного натурализма? Каково место биофилософии в системе современного натурализма? 9. В чем суть конфликта между естествознанием и сферой гуманитарного знания? 10. Каковы основные направления преодоления конфликта двух культур (естественно-научной и гуманитарной)? 11. Можно ли говорить о телеологии и аксиологии применительно к явлениям природы?
1. Что отличает новые масс-медиа от традиционных? 2. Какие тенденции характерны для современного этапа развития 3. Насколько остро стоит проблема «информационной зависимости» аудитории новых медиа? 4. Можно ли справиться с информационной перегрузкой? 5. Как меняется аудитория в условиях мультимедийной среды? 6. Что вносят новые технологии в принцип интерактивности? 7. Какие формы приобретает интерактивность в Интернете? 8. Каковы перспективы традиционных СМИ в новых условиях? 9. Какова специфика работы журналиста в сетевых изданиях?
10. Что привносят новые масс-медиа в практику журналистики? 11. Каковы основные черты журналистики «типа Си-эн-эн»? 12. Как воспринимается такой подход к освещению новостей в жур 13. Какова реакция аудитории на журналистику «сиюминутности»? 14. Что подразумевает диффузия жанров? 15. Каково будущее традиционных СМИ?
Критерии оценок ОТЛИЧНО - минимум 80% вопросов задания имеют полное решение (в решении 20% вопросов могут быть погрешности в представлении теоретического материала, фактические неточности. Содержание ответов свидетельствует об уверенных знаниях магистранта. ХОРОШО - минимум 70% вопросов задания имеют полное решение, в 30% вопросов начато правильное решение, но не доведено до конца. Содержание ответов свидетельствует о достаточных знаниях магистранта. УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО - минимум 60% вопроса имеют полное решение, на 40% вопросов начато правильное решение, но не доведено до конца. Содержание ответов свидетельствует об удовлетворительных знаниях магистранта. НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО – 50% вопросов задания не имеют решения. Содержание ответов свидетельствуют о слабых знаниях магистранта.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|