Управление здравоохранением
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Необходимость в управлении появилась одновременно с формированием человеческого общества, как только люди стали объединяться в группы для совместного труда. Само по себе управление — это деятельность, направляющая и регулирующая работу учреждений, органов власти, общественных организаций, конкретных коллективов, групп людей для достижения наиболее эффективного, целесообразного выполнения поставленных задач. Оно обеспечивает согласованность индивидуальных действий и базируется на подчинении всех участников совместной деятельности единой воле. В последние десятилетия в отечественной литературе, в практической деятельности наряду с привычным названием «управление» часто употребляется «менеджмент». Слово «менеджер» произошло от англ. manager — управляющий. Менеджер — руководитель, работающий в хозяйственной, прежде всего производственно-рыночной сфере. Менеджмент охватывает всю систему управления в этой сфере, со всем многообразием ее задач. Это умение добиваться поставленной цели, используя труд, интеллект, мотивы поведения людей.
Уже в 30-е годы XX в. стало очевидным, что деятельность по управлению превратилась в профессию, область знаний — в самостоятельную дисциплину, а социальный слой управленцев — в весьма влиятельную общественную силу. Сейчас, когда говорят «менеджер», то имеют в виду профессионального управляющего, осознающего, что он представитель особой профессии, а не просто инженер или экономист, занимающийся управлением. К тому же менеджер — это человек, прошедший специальную подготовку. В мире в настоящее время достаточно велик интерес к менеджменту. В значительной степени он связан со становлением и развитием школ бизнеса или школ менеджмента. Они широко распространены в США. Сегодня это страна с наиболее развитой в мире управленческой инфраструктурой. Большое значение в подготовке менеджеров, как на уровне государства, так и на уровне компаний, придается во многих государствах Западной Европы, в Японии и др.
В Республике Беларусь в ряде вузов имеются факультеты по подготовке менеджеров, открыта Академия управления при Президенте Республики Беларусь. В БелГИУВ открыт факультет по подготовке руководителей медицинских учреждений. Для студентов медицинских институтов читается курс лекций. Современный менеджмент содержит в себе тысячи возможных вариантов и нюансов управленческих решений. Многовариантность ходов менеджмента, гибкость и неординарность комбинаций, неповторимость тех или иных способов действий в конкретной ситуации составляют основу делового управления. Поэтому в деятельности менеджеров чаще делается упор не на стандартные приемы, хотя их тоже надо знать, а на способность быстро и правильно оценить реальную хозяйственную ситуацию и найти оптимальное решение. Менеджмент не дает унифицированных рецептов. Он учит тому, как, зная приемы, способы и пути решения тех или иных управленческих задач, добиться успеха для конкретного учреждения, предприятия, будь оно государственным, коллективным, акционерным обществом и пр. Отличительные черты управления в здравоохранении: • особая ответственность за принимаемые решения; • трудность предсказания последствий, проявляющихся нередко не сразу и часто не поддающихся количественно-качественной оценке; • трудность, иногда невозможность исправления ошибочных решений. О. А. Дейнеко (1975) указывает, что «управление есть развернутый во времени логико-мыслительный, эмоционально-психологический и правовой акт, выполняемый руководителем в пределах своих полномочий единолично или с привлечением других лиц».
Процесс управления (управленческий цикл) схематично может быть представлен в виде трех составных частей: • подготовительной; • исполнительной; • контрольной. Полноценность управления обеспечивается четкостью постановки цели, наличием необходимой информации. Информация должна соответствовать определенным требованиям. Это, в частности, целенаправленность, достоверность, адекватность, своевременность. В целом же информация в управлении имеет несколько назначений: для разработки решений; для оценки настоящего состояния и разработки перспектив развития; для контроля. Анализом и оценкой информации, необходимой для разработки управленческого решения, в основном заканчивается подготовительная часть процесса управления. Вторая часть — исполнительная. В здравоохранении она может быть представлена в виде следующих основных видов управленческих решений: 1) медицинские (организация, технология, качество, совершенствование лечебно-профилактического процесса); 2) социальные (кадры, их использование, подготовка, условия жизни, труда, отдыха и др.); 3) административные (регламентация и документальное оформление деятельности медицинского персонала, положение об учреждении, должностные инструкции); 4) ресурсные (финансы, сеть, обеспечение лекарствами, обеспечение медицинской техникой); 5) хозяйственные (развитие материальной базы, строительство, ремонт, использование транспортных средств, организация питания и др.); В зависимости от формы управляющего воздействия решения бывают трех степеней: 1) приказ — отражает самую строгую императивную форму распорядительного воздействия. Приказ фиксирует что, где, когда, кем должно быть сделано. Приказ — это прямое обязательное предписание; 2) распоряжение — ограничено менее жесткими рамками принуждения; 3) рекомендация — наименее обязательная форма. Допускаются уточнение, конкретизация.
Требования к управленческому решению: • целенаправленность; • эффективность; • экономичность; • своевременность; • надежность; • гибкость; • жизнестойкость. Третья, заключительная, часть процесса управления представляет собой контроль за реализацией решений и оценку результатов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|