Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Общие закономерности нарушений психического развития.




Развитие аномального ребенка подчиняется тем же основным закономер­ностям, которые характеризуют развитие здорового ребенка.

Выделяют общие и специфические закономерности психического развития детей с нарушениями развития. Общие закономерности — это закономерности, характерные как для нормально развивающихся детей, так и для детей с нарушениями развития: - поэтапность развития; - скачкообразность психического развития; - наличие сензитивных периодов; - взаимовлияние биологического и социального. Специфические закономерности характерны только для групп детей с тем или иным нарушением. Среди специфических закономерностей детей с нарушениями развития, в том числе и детей с речевой патологией, наиболее важными являются следующие: • В структуре дефекта проявляются как первичные (ядерные) нарушения, так и вторичные отклонения, системные последствия. • Нарушения психического развития оказывают отрицательное влияние на весь дальнейший процесс психического развития. • Любые нарушения психического развития вызывают, прежде всего, нарушения познавательной деятельности. • Отмечается неравномерность в развитии психических функций. • Имеет место своеобразие в приеме и переработке всех видов информации, уменьшение объема информации, ее искажение. • Наблюдаются особенности формирования личности. • При нарушении психического развития возникают трудности социальной адаптации. • У детей с нарушениями развития всегда имеются потенциальные возможности развития за счет сохранных функций.

Закономерности нарушенного развития: общие закономерности развития – законы развития, свойственны как норме, так и патологии: Специфические особенности:

1. Модально неспецифические - те особенности, которые свойственны всем детям с отклонением в развитии, не зависимо от варианта дизонтогенеза. Это то общее, что есть между ними, и одновременно то, что их всех отличает от нормального развития детей.

2. Модально специфические – характеризуют особенности психического развития, которые свойственны только для какой-то одной формы отклонений и которые отличают эту форму от всех остальных (Например особенности психического развития детей с нарушениями слуха). Иначе говоря – это то, что отличает одну группу от другой.

Особенность формирования характера у детей, заболевающих неврозами.

Эмоциональность. Д., подверженные неврозам, харак-тся как:

эмоци-но чувств-ные, «жалостливые», сострадающие и отзывчивые; нет «сухости», рационализма и практицизма при нормал. для возраста интеллекте;

непосредственность в выраж. чувств, наивностью, цельностью восприятия; «все близко принимают к сердцу». Это создает повыш-ю чувствит. к проблемам эмоц-ных отношений.

Впечатлительность примыкает к эмоцио-сти (разновидность долговрем. эмоционал.памяти: запоминает неприятные событий, фиксирует их(долго помнит обиду, оскорбление, страх) возвращается к переживаниями в прошлое.

Импрессивность — склонность к внутренней переработке чувств и переживаний; одно из проявлений несколько медленного раскрытия потенциала психического развития, когда нужно подождать, чтобы ребенок созрел, сформировался, стал таким, как все.

— встречается при флегматическом, сангвиническом и холерическом темпераменте.

Ребёнок склонен к задержке (отсрочке) эмоцион. реакций (особенно переживаний) накапливая их и потом неожиданно выявляя для окружающих.
О таких детях говорят: «Все держит в себе»; «Не склонен делиться переживаниями с окружающими»; «Выражает радость не бурно, а светится изнутри».

Внутренняя неустойчивость( противоречивость). Предпосылки:

а) со стороны Ц.Н.С. факторы нервной конституции, дизонтогенеза, невропатии и орган. церебрал. недостаточ.; б) трудносовместимое сочетание полярных — холерических и флегматических — черт темперамента родителей; в) наличие импрессивного характера переработки переживаний; г) неуверенность в себе при выраженности чувства «я»;

д) противоречия между компонентами психики-(хочет вести себя по-своему, но сдерживается); е) подчеркнутое чувство «я», собственного достоинства и беззащитность в общении со сверстниками; ж) сущ-ние чувств и переживаний - ребёнок не может с ними справиться: (стремление быть собой и со всеми).
Склонность к беспокойству, волнениям. Обусловлено: а) повышен. эмоцион. чувствит-ю; б) испугами, заостряющими эмоциональность; в) неразрешимостью важной ситуации г) блокированием интересов и влечений; д) неспособностью утвердить себя, найти признание и понимание среди окруж.; е) неуверенность, нерешительность; ж) острое чувство совести, вины, переживанием случившегося.

Эти черты характера не приводят к неврозу, но способствуют ему, в той или иной мере определяя характер переживания детей и их внутренний конфликт в ответ на действие идущих извне стрессовых факторов психологического порядка.

 

9. Типы нарушений психического развития. ( Дизонтогенез)

Классификация по Г. Е. Сухаревой - три вида дизонтогенеза:

1) задержанное; 2) поврежденное; 3) искаженное развитие.

Еще одна класс-ция наруш. псих. развития. (близкая к рассмотренной)

1. Необратимое недоразвитие (связано с олигофренией).

2. Дисгармоническое развитие (связано с психопатией).

3. Регрессирующее развитие (связано с прогрессирующими дегенеративными заболеваниями, злокачественной эпилепсией).

4. Альтернирующее развитие (наблюдается при различных соматических и психических патологиях).

5. Развитие, измененное по качеству и направлению (при шизофреническом процессе).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...