Основные подходы регулятивных органов к безопасности банковского бизнеса
Правовое регулирование банковской безопасности осуществляется по трем направлениям: ) финансово-правовое; ) административно-правовое; ) информационно-правовое (информационная безопасность»). . Основу финансовой устойчивости кредитных организаций составляют: экономические стандарты (показатели) деятельности кредитных организаций, обязательные экономические нормативы, резервные требования. Экономические (финансовые) стандарты деятельности кредитной организации - первая составляющая финансовой устойчивости кредитных организаций. Выделяются две группы таких стандартов: обязательные и факультативные. К числу обязательных стандартов относятся минимальный размер уставного капитала - 300 млн. руб. и собственных средств (капитала) кредитной организации. Определенное значение для оценки экономического положения банков имеют так же: финансовое состояние его учредителей (участников), т.к. именно внесенные учредителями (участниками) средства «закладываются» в финансовую основу кредитной организации, за счет которой в дальнейшем будет осуществляться ее деятельность и расчеты с кредиторами; экономическое положение банков. Оценка экономического положения банков осуществляется по результатам оценок: капитала, активов, доходности, ликвидности, обязательных экономических нормативов, качества управления и прозрачности структуры собственности банков. К факультативным экономическим стандартам деятельности относятся экономические показатели, соблюдение которых позволяет кредитным организациям либо проводить какие-либо дополнительные (особые) операции, либо осуществлять взаимодействовать с особыми субъектами, а именно:
требования к банкам - участникам системы страхования вкладов граждан, установленные ст. 44 ФЗ от 23.12.2003 г. №177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках РФ». Основные требования: соблюдение обязательных экономических нормативов, достаточность финансовой устойчивости, достоверность учета и отчетности, а также отсутствие применения к банку (а также оснований для применения) мер, предусмотренных: ст. 74 ФЗ от 10.07.2002 г. №86-ФЗ «О Центральном банке РФ (Банке России)»: в случаях нарушения кредитной организацией федеральных законов, непредставления информации, представления неполной или недостоверной информации Банк России имеет право требовать от кредитной организации устранения выявленных нарушений, взыскивать штраф в размере до 0,1% минимального размера уставного капитала либо ограничивать проведение кредитной организацией отдельных операций на срок до шести месяцев. В случае неисполнения в установленный Банком России срок предписаний Банка России об устранении нарушений, выявленных в деятельности кредитной организации, а также в случае, если эти нарушения или совершаемые кредитной организацией банковские операции или сделки создали реальную угрозу интересам ее кредиторов (вкладчиков), Банк России вправе: ) взыскать с кредитной организации штраф в размере до 1% размера оплаченного уставного капитала, но не более 1% минимального размера уставного капитала; ) потребовать от кредитной организации: осуществления мероприятий по финансовому оздоровлению кредитной организации, в том числе изменения структуры ее активов; замены руководителей кредитной организации; осуществления реорганизации кредитной организации; ) изменить на срок до шести месяцев установленные для кредитной организации обязательные нормативы; ) ввести запрет на осуществление кредитной организацией отдельных банковских операций, предусмотренных выданной ей лицензией на осуществление банковских операций, на срок до одного года, а также на открытие ею филиалов на срок до одного года;
) назначить временную администрацию по управлению кредитной организацией на срок до шести месяцев. Порядок назначения и деятельности временной администрации устанавливается федеральными законами и издаваемыми в соответствии с ними нормативными актами Банка России; ) ввести запрет на осуществление реорганизации кредитной организации, если в результате ее проведения возникнут основания для применения мер по предупреждению банкротства кредитной организации, предусмотренные Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций»; ) предложить учредителям (участникам) кредитной организации, которые самостоятельно или в силу существующего между ними соглашения, либо участия в капитале друг друга, либо иных способов прямого или косвенного взаимодействия имеют возможность оказывать влияние на решения, принимаемые органами управления кредитной организации, предпринять действия, направленные на увеличение собственных средств (капитала) кредитной организации до размера, обеспечивающего соблюдение ею обязательных нормативов. Банк России вправе отозвать у кредитной организации лицензию на осуществление банковских операций: ст. 20 ФЗ от 02.12.1990 г. №395-1 «О банках и банковской деятельности»: Банк России обязан отозвать лицензию на осуществление банковских операций в случаях: ) если достаточность капитала кредитной организации становится ниже 2 процентов; ) если размер собственных средств (капитала) кредитной организации ниже минимального значения уставного капитала, установленного на дату государственной регистрации кредитной организации и др.; ст. 3 ФЗ от 25.02.1999 г. №40-ФЗ (ред. от 06.12.2011 г.) «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций», которая регламентирует меры по предупреждению банкротства кредитных организаций; б) экономические требования, предъявляемые к банкам, гарантии которых принимаются в обеспечение исполнения обязательств хозяйствующих субъектов, вытекающих из закона, перед государственными органами, например:
наличие зарегистрированного уставного капитала банка в размере не менее 500 млн. руб. и наличие собственных средств (капитала) банка в размере не менее 1 млрд. руб. - для гарантий возврата НДС (согласно ст. 176.1 НК РФ, ч. 2); наличие зарегистрированного уставного капитала банка в размере не менее 200 млн. руб. и наличие собственных средств (капитала) банка в размере не менее 1 млрд. руб. - для гарантий уплаты таможенных платежей (п. 2 ст. 343 ТК РФ) и др. По аналогии с требованиями, предъявляемыми к банкам-участникам системы страхования вкладов, в рассматриваемом случае таможенным и налоговым законодательством к банками предъявляются дополнительные требования. Другой составляющей финансовой устойчивости кредитных организаций являются обязательные экономические нормативы. В России установление экономических нормативов деятельности кредитных организаций, позволяющих обеспечить их стабильность и надежное функционирование в интересах государства, кредиторов и вкладчиков является «основным элементом пруденциального банковского регулирования и осуществляется с учетом «тех нормативов и стандартов, которые были разработаны в рамках международного и европейского сотрудничества. Прежде всего, об этом говорит законодательно закрепленная надзорная функция Центрального банка РФ, который в соответствии с п. 9 ст. 4 ФЗ от 10.07.2002 г. №86-ФЗ «О Центральном банке РФ (Банке России)» осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп». К числу основных экономических нормативов относятся: достаточность собственных средств (капитала) банка (минимально допустимое числовое значение норматива H1 устанавливается в зависимости от размера собственных средств (капитала) банка: для банков с размером собственных средств (капитала) не менее 300 млн. руб. - 10%; для банков с размером собственных средств (капитала) менее 300 млн. руб. - 11%), ликвидности банков (минимально допустимое числовое значение норматива Н2 устанавливается в размере 15%; минимально допустимое числовое значение норматива Н3 устанавливается в размере 50%; максимально допустимое числовое значение норматива Н4 устанавливается в размере 120%), максимального размера риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков (максимально допустимое числовое значение норматива Н6 устанавливается в размере 25%), максимального размера крупных кредитных рисков (максимально допустимое числовое значение норматива Н7 устанавливается в размере 800%), максимального размера кредитов, банковских гарантий и поручительств, предоставленных банком своим акционерам (максимально допустимое числовое значение норматива Н9.1 устанавливается в размере 50%), а также предельный размер имущественных (неденежных) вкладов в уставный капитал кредитной организации, а также перечень видов имущества в неденежной форме, которое может быть внесено в оплату уставного капитала, минимальный размер резервов, создаваемых под риски, размеры валютного и процентного рисков, обязательные нормативы для банковских групп и небанковских кредитных организаций.
Третьей составляющей финансовой устойчивости банковской системы являются резервы (фонды) кредитных организаций. Под резервируемыми обязательствами понимаются обязательства кредитной организации в валюте РФ и в иностранной валюте, состав которых определен в главе 2 Положения Банка России от 7 августа 2009 г. №342-П «Об обязательных резервах кредитных организаций». Обязанность кредитной организации по выполнению резервных требований возникает со дня получения лицензии на осуществление банковских операций и прекращается с отзывом (аннулированием) у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций. Выполнение кредитной организацией резервных требований является необходимым условием осуществления банковских операций. Обязанность по созданию резервов (фондов), а также порядок их формирования и использования отражен в статье 24 ФЗ от 02.12.1990 г. №395-1 «О банках и банковской деятельности» и детализируется в нормативных актах Банка России. . Административно-правовая составляющая банковской безопасности связана с осуществлением посредством правовых регуляторов эффективного управления банковской системой. Функции, которым наделен Банк России, свидетельствуют об их административно-правовом характере, в их числе: принятие решения о государственной регистрации кредитных организаций; выдача кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций, приостановление их действия и отзыв их; регистрация эмиссии ценных бумаг кредитными организациями; осуществление надзора за деятельностью кредитных организаций и банковских групп.
Кроме того, Банк России: устанавливает правила: осуществления расчетов в РФ, проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы РФ; определяет порядок осуществления расчетов с международными организациями, иностранными государствами, а также с юридическими и физическими лицами; устанавливает и публикует официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю; организует и осуществляет валютное регулирование и валютные контроль в соответствии с законодательством РФ; устанавливает порядок и условия осуществления валютными биржами деятельности по организации проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты, осуществляет выдачу, приостановление и отзыв разрешений валютным биржам на организацию проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты. Учитывая, что административно-правовые нормы регулируют общественные отношения в сфере исполнительной власти (государственного управления), вышеупомянутые функции Банка России обладают ярко выраженным административно-правовым характером, несмотря на то, что проблема правового статуса Банка России как государственного органа либо юридического лица по-прежнему носит дискуссионный характер. . Третьим элементом банковской безопасности является информационно-правовая составляющая.Ее с пецифика состоит в способе воздействии на банковскую деятельность: целенаправленное систематическое применение совокупности мер правового, организационного, технического характера, направленных на повышение защищенности интересов участников банковской системы, а также их клиентов при осуществлении ими банковских операций и сделок, т.е. обеспечение безопасного проведения самих операций, соблюдения режима банковской тайны, защиты информации при использовании различных форм дистанционного банковского обслуживания и т.д. Использование информационных технологий в банковском секторе экономики «распространяется на большинство банковских операций и управленческих функций, повышая их оперативность и качество. Внедрение в банковскую практику информационных технологий и, в частности, пластиковых карт как носителя информации, обеспечивает конкурентоспособность кредитных учреждений и их продуктов, что отражает современные требования экономического развития коммерческих банков». Правовой режим банковской информации регламентируется законодательством довольно подробно. Основу такой регламентации составляют общие и специальные федеральные законы, а именно: ФЗ от 02.12.1990 г. №395-1 «О банках и банковской деятельности», ФЗ от 10.07.2002 г. №86-ФЗ «О Центральном банке РФ (Банке России)»; ФЗ от 27.07.2006 г. №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», ФЗ от 10.01.2002 г. №1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи», ФЗ от 27.12.2009 г. №152-ФЗ «О персональных данных» и др. Значительную группу составляют правовые акты Банка России, посвященные: ) правовому регулированию функционирования электронных систем, например: «Положение об Электронной информационной системе Банка России» (утв. ЦБ РФ 04.08.2005 г. №274-П); ) Стандартам Банка России, в первую очередь - Стандарт Банка России «Обеспечение информационной безопасности организаций банковской системы РФ. Общие положения» СТО БР ИББС-1.0-2010». Правовая защита персонала банков, материальных и экономических интересов банков и их клиентов от преступных посягательств обеспечивается на основе норм Уголовного и Уголовно-процессуального кодексов, законов РФ о прокуратуре, о федеральной службе безопасности, о милиции, об оперативно-розыскной деятельности, о частной детективной и охранной деятельности, об оружии и др. Защиту имущественных и иных материальных интересов и деловой репутации коммерческих банков призваны обеспечивать также гражданское, гражданско - процессуальное и арбитражное и арбитражно-процессуальное законодательство. Правовую основу безопасности кредитных отношений банков с клиентами составляют законодательные акты, регулирующие возможность применения различных способов обеспечения исполнения обязательств. Гражданский кодекс РФ позволяет применять удержание, залог, поручительство и банковскую гарантию. Наиболее надежным способом обеспечения выполнения кредитных обязательств является залог. Правовое регулирование залоговых отношений осуществляется при помощи ряда законодательных актов и норм, их которых наиболее важными являются ГК РФ (ст. 334-358), Закон РФ «О залоге» от 29.05.92 г. №2872-1, Гражданский процессуальный кодекс РФ (ст. 399-405), ФЗ от 16.07.1998 г. №102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)». Существующие правовые условия обеспечения банковской безопасности в основном позволяют государственным и иным правоохранительным и охранным структурам организовывать противостояние противоправным посягательствам на банковскую безопасность в различных ее аспектах. Успешное и эффективное решение задач обеспечения безопасности конкретного банка достигается формированием системы внутренних нормативных актов, инструкций, положений, правил, регламентов и функциональных обязанностей сотрудников линейных подразделений и служб, в том числе и службы безопасности. Требования по правовому обеспечению безопасности предусматриваются во всех структурно-функциональных правовых документах, начиная с Устава коммерческого банка и кончая функциональными обязанностями каждого сотрудника. Необходимым условием обеспечения безопасности банка является совокупность правил входа (выхода) лиц в помещения банка, вноса (выноса) документов, денежных средств и материальных ценностей.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|