Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие «социализация» и её сущность




 

В гуманитарные науки термин «социализация» пришёл из политэкономии, где его первоначальным значением было «обобществление» земли или средств производства.

Автором термина применительно к человеку, очевидно, является американский социолог Ф.Г. Гиддингс, который в 1887г. в книге «Теория социализации» употребил его в таком значении: « развитие социальной природы или характера индивида, подготовка человеческого материала к социальной жизни»

К середине ΧΧ в. социализация превратилась в самостоятельную междисциплинарную область исследований.

Анализ многочисленных концепций социализации показывает, что все они так или иначе тяготеют к одному из двух подходов, расходящихся между собой в понимании роли самого человека в процессе социализации [16., С 26].

Первый подход предполагает пассивную позицию человека в процессе социализации, а саму социализацию рассматривает как процесс адаптации человека к обществу, которое формирует каждого своего члена в соответствии с присущей ему культурой. Этот подход может быть определён как субъект - объектный (общество – субъект воздействия, а человек его объект).

Сторонники второго подхода исходят из того, что человек активно участвует в процессе социализации и не только адаптируется к обществу, но и влияет на свои жизненные обстоятельства и на себя. Этот подход определить как субъект - субъектный.

Основываясь на субъект - субъектном подходе социализацию можно трактовать как « развитие и самоизменение человека в процессе усвоения и воспроизводства культуры, что происходит во взаимодействии человека со стихийными, относительно направляемыми и целенаправленно создаваемыми условиями жизни на всех возрастных этапах» [15].

Американский социолог Нейл Смелзер определяет социализацию как « процесс формирования умений и социальных установок индивидов, соответствующих их социальным ролям» [26]. Польский социолог академик Ян Щепанский определил социализацию как « влияния среды в целом, которые приобщают индивида к участию в общественной жизни, учат его пониманию культуры, поведению в коллективах, утверждению себя и выполнению различных социальных ролей» [40, С. 25].

В различных словарях социализация определяется как:

1) «процесс усвоения индивидом на протяжении его жизни социальных норм и культурных ценностей того общества, к которому он принадлежит» [8].

2) «как процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом социально-культурного опыта» [27].

3) «процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических механизмов, социальных норм и ценностей, необходимых для успешного функционирования индивида в данном обществе» [27].

На основе этого усвоения в ходе социализации происходит формирование социальных качеств, свойств, деяний и умений, благодаря которым человек становится дееспособным участником социального взаимодействия. Социализация – это процесс становления социального «Я».

Сущность социализации состоит в сочетания приспособления и обособления человека в условиях конкретного общества.

Приспособление (социальная адаптация) – процесс и результат встречной активности субъекта и социальной среды. Адаптация предполагает согласование требований и ожиданий социальной среды по отношению к человеку. Таким образом, адаптация – это процесс и результат становления индивида социальным существом.

Обособление – процесс автономизации человека в обществе. Результат этого процесса – потребность человека иметь собственные взгляды и наличие таковых, потребность иметь собственные привязанности, потребность самостоятельно решать лично его касающиеся вопросы, способность противостоять тем жизненным ситуациям, которые мешают его самоизменению, самоопределению. Таким образом, обособление – это процесс и результат становления человеческой индивидуальности.

В рамках субъект – объектного подхода сущность социализации трактуется только как адаптация человека в обществе, как процесс и результат становления индивида социальным существом [16].

 

Содержание процесса социализации

В социологии выделяются два уровня социализации: первичный и вторичный. На каждом из этих уровней действуют различные агенты и институты социализации. Агенты социализации – это конкретные люди, ответственные за передачу культурного опыта. Институты социализации – это учреждения, которые влияют на процесс социализации и направляют его.[26, С 115.]Первичная социализация происходит в сфере межличностных отношений в малых группах. В качестве первичных агентов социализации выступает ближайшее окружение индивида: родители, близкие и дальние родственники, друзья семьи, сверстники, врачи, тренеры, няни, руководители внеклассных кружков и т.д. Эти люди, общаясь с индивидом, оказывают влияние на формирование его личности.Вторичная социализация происходит на уровне больших социальных групп и институтов. Вторичные агенты – это формальные организации, официальные учреждения: представители администрации школы, милиции, армии, государства, а также сотрудники средств массовой информации и т.д.Каждый агент социализации дает для личности то, чему в ее становлении может научить и воспитатель. Агенты первичной социализации взаимозаменяемы и универсальны. Агенты вторичной социализации действуют узко специализированно ибо каждый институт нацелен на решение своих задач в соответствии со своими функциями.[37.,С 45].

К числу агентов социализации относятся и средства массовой информации - телевидение, радио, печать, кино, видеозапись. Дети и взрослые в разных странах проводят перед экраном телевизора значительную часть своего времени. Дети знакомятся с тем, как выполняются социальные роли людьми, занятыми в той или иной профессии, обладающими определенным социальным статусом. Не только дети, но и взрослые воспринимают современный мир в значительной степени сквозь призму телевизионного изображения. По данным западных исследователей, в случае, если освещение событий газетой и телевидением различается, телевизионной версии верят вдвое больше людей, чем газетной. Имеется множество свидетельств, показывающих, что средства массовой информации оказывают глубокое воздействие на социальные установки и поведение детей и взрослых [24].

Социализация протекает во взаимодействии детей, подростков, юношей с огромным количеством разнообразных условий, в разной степени влияющих на их развитие. Эти действующие на человека условия принято называть факторами. О тех факторах, которые исследовались, знания весьма неравномерны. Более или менее изученные условия или факторы социализации условно можно объединить в четыре группы:

Мегафакторы – космос, планета, мир, которые в той или иной мере через другие группы факторов влияют на социализацию всех жителей Земли.

Макрофакторы – страна, этнос, общество, государство, которые влияют на социализацию всех живущих в определённых странах.

Мезофакторы - условия социализации больших групп людей, выделяемых: по местности и типу поселения, в которых они живут (регион, село, город, посёлок); по принадлежности к аудитории тех или иных сетей массовой коммуникации (радио, телевидения и др.); по принадлежности к тем или иным субкультурам. Мезофакторы влияют на социализацию как прямо, так и опосредованно через микрофакторы.

Микрофакторы – семья и домашний очаг, соседство, группы сверстников, воспитательные организации, различные общественные, религиозные и частные организации, микросоциум [15.,С 10-11].

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...