Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Требования к уровню подготовки (Результаты обучения)




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КУРСУ

«ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ГЕОГРАФИЯ МИРА»

ДЛЯ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

(Базовый уровень)

 

Пояснительная записка

 

Рабочая программа курса экономической и социальной географии мира составлена на основании:

· Стандарта среднего (полного) общего образования по географии (базовый уровень) 2004 г.,

· Фундаментального ядра содержания общего образования (Стандарты второго поколения. Проект). М., «Просвещение», 2009

· Примерной программы для среднего (полного) общего образования по географии (базовый уровень).Сборник нормативных документов География М., «Дрофа», 2008 г.

· Авторской программы В.П. Максаковского по курсу «Экономическая и социальная география мира» (Программно-методические материалы. География 10-11 классы. Москва. Дрофа. 2008)

Изучение географии на базовом уровне среднего (полного) общего образования преследует следующие цели:

· освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях, географических аспектах глобальных проблем человечества и путях их решения; методах изучения географического пространства, разнообразии его объектов и процессов;

· овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических и геоэкологических процессов и явлений;

· развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;

· воспитание патриотизма, толерантности, уважения к другим народам и культурам; бережного отношения к окружающей среде;

· использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической информации.

· нахождение и применение географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета, для правильной оценки важнейших социально-экономических вопросов международной жизни; геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;

· понимание географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, телекоммуникации, простого общения.

 

Курс географии на базовом уровне ориентируется, прежде всего, на формирование общей культуры и мировоззрения школьников, а также решение воспитательных и развивающих задач общего образования, задач социализации личности.

По содержанию предлагаемый базовый курс географии сочетает в себе элементы общей географии и комплексного географического страноведения. Он завершает формирование у учащихся представлений о географической картине мира, которые опираются на понимание географических взаимосвязей общества и природы, воспроизводства и размещения населения, мирового хозяйства и географического разделения труда, раскрытие географических аспектов глобальных и региональных явлений и процессов, разных территорий.

Содержание курса призвано сформировать у учащихся целостное представление о современном мире, о месте России в этом мире, а также развить у школьников познавательный интерес к другим народам и странам. Изучение географии в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей.

Рабочая программа составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, а именно – следующих его разделов:

· Природа и человеческое общество

Роль географической среды в жизни человека и развитии общества. Адаптация человека к окружающей среде. Природные условия и природные ресурсы. Виды природных ресурсов, их классификации. Рациональное и нерациональное природопользование. Взаимовлияние хозяйственной деятельности человека и природы. Геоэкология. Ландшафтное планирование. Проблема сохранения ландшафтного и культурного разнообразия на Земле. Особо охраняемые природные территории и объекты всемирного природного и культурного наследия. Стратегия устойчивого развития. Ноосфера. Географическая экспертиза и мониторинг.

· Население

Динамика населения Земли, отдельных регионов и стран. Размещение населения. География рас, народов и религий. Миграции населения. Города и сельская местность. Урбанизация. Условия и образ жизни людей в различных типах поселений. География рынка труда и занятости. География качества жизни населения.

· География мирового хозяйства

Географическая модель глобальной экономики, ее отраслевая и территориальная структура. Основные отрасли и регионы. Взаимообусловленность особенностей природы, размещения населения и хозяйства. Географические следствия глобализации.

· Регионы и страны мира

Политическая карта мира, этапы формирования. Типологии современных государств. Геополитика. Комплексная географическая характеристика и различия крупнейших регионов и стран мира, в том числе своей Родины. Россия в мире. Глобальные проблемы человечества. Сущность глобальных проблем, их взаимосвязь и географические аспекты.

 

Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения.

Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации отводит на изучение предмета 70 часов за два года обучения в старшей школе, т. е. в 10-м и 11-м классах. Примерная программа по географии рассчитана на 70 учебных часов. Резервное время, при этом, составляет 10 часов и предусматривает возможность некоторого расширения объема и глубины изучения отдельных разделов или использования разнообразных форм организации учебного процесса, новых педагогических технологий, практических работ в зависимости от конкретных условий обучения.

В данной рабочей программе не изменено содержание и распределение часов по темам, но в соответствии со школьным учебным планом, предмет изучается два года: 34 (+1 час резерв) в 10 классе и 34 (+1 час резерв) в 11 классе. По типу – это блочно-модульная программа двух уровней сложности: базового для всех учащихся и продвинутого для отдельных учащихся, обучающихся в непрофильном классе, но нацеленных на более глубокое изучение курса.

Основополагающей идеей в рабочей программе является идея модуля. Модуль – это целевой функциональный узел, в который объединены учебное содержание и технология овладения им. Сущность модульного обучения заключается в том, что ученик самостоятельно (или с помощью учителя) достигает конкретных целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы с модулем.

Программа имеет соответствующее блочно-модульной технологии тематическое планирование, которое позволяет следовать в преподавании таким дидактическим принципам, как отбор и генерализация учебного материала, рациональное сочетание индуктивного и дедуктивного подходов, общих и специальных (географических) умений и навыков самостоятельного труда учащихся; оно оптимизирует учебный процесс, как в плане его вариативности, так и в плане гуманизации.

Сущность данного планирования – это разделение всего программного материала на крупные блоки-темы, в пределах которых выделяются модули трех типов: модули содержания, модули обучения и модули контроля.

В частности, в каждом блоке присутствуют элементы содержания базового уровня, соответствующие данной теме. Как отдельный модуль выступают элементы содержания продвинутого уровня. В качестве самостоятельного модуля содержания в плане каждого занятия выделен также категориальный аппарат урока, который объединяет элементы иерархии научных знаний курса разного порядка: научные законы, закономерности, теории, парадигмы, концепции, гипотезы, общие и единичные научные понятия.

Представленные в планировании модули обучения – это такие формы уроков, как лекции, семинары, уроки-практикумы, повторительно-обобщающие уроки в форме зачетов, конференций, дискуссий; уроки совместного изучения – диалоги, беседы, комбинированные уроки и т.п. Одним из важнейших модулей обучения в данной системе являются самостоятельные работы учащихся. Они предполагают самостоятельное добывание учащимися знаний по теме из доступных источников информации.

Особое место в планировании занимают модули контроля. Выборочный контроль – это добровольное выполнение заданий по выбору, как правило, носящее опережающий характер. Персональный контроль – это форма опроса, когда учитель индивидуально опрашивает желающих учащихся, а в это время другие выполняют самостоятельную или практическую работу. Фронтальный контроль – это разновидность фронтального опроса, письменного или устного. Обычно это работа с терминами, фактами, СМИ или географический диктант. Тематический контроль – это выступление ученика на семинаре, конференции, когда он получает оценку не за знание всего блока, а по одному вопросу.

Данная рабочая программа предназначена для работы по учебнику В.П.Максаковского «Экономическая и социальная география мира». Этот учебник, увеличивая долю фундаментальных знаний, не нацеливает на усложнение курса, на дополнительную нагрузку для учащихся.

Какие преимущества имеет данная рабочая программа блочно-модульного обучения? Во-первых, изучая материал блоками, ученик имеет возможность спланировать и распределить свое урочное и внеурочное время для знакомства с материалом учебника, выполнения практических работ, подготовки к зачету и т.д. Во-вторых, выбирая форму отчета, он находится в более комфортных психологических условиях. В-третьих, каждый старшеклассник может выбрать для себя тот уровень усвоения материала, который соответствует его запросам и дальнейшим жизненным планам. В-четвертых, на уроках между учителем и учениками создается спокойная обстановка делового сотрудничества, где каждый имеет возможность проявить себя с лучшей стороны. А в-четвертых, такая система вплотную приближает школу к ВУЗу, где от студента требуется умение работать самостоятельно, системно, осознанно, где на него возлагается полная ответственность перед государством за качество приобретенных знаний, умений и навыков и где результат засчитывается по факту выполнения, а не по затраченному времени.

 

Требования к уровню подготовки (Результаты обучения)

В результате изучения географии на базовом уровне учебник должен:

· знать/понимать

1. Основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований;

2. Особенности размещения основных видов природных ресурсов, из главные местонахождения и территориальные сочетания; численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации;

3. Географические аспекты отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей; географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально-экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда; географические аспекты глобальных проблем человечества;

4. Особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда;

· уметь

1. Определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;

2. Оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;

3. Применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;

4. Составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;

5. Сопоставлять географические карты различной тематики;

· Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

1. Выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий;

2. Нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета;

3. Правильной оценки важнейших социально-экономических событий международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;

4. Понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях глобализации, стремительного развития международного туризма и отдуха, деловых и образовательных программ, различных видов человеческого общения.

 

 

Используемый УМК

1) Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира. Учебник для 10 класса М., «Просвещение», 2010 г.

2) Максаковский В.П. Новое в мире. Цифры и факты. Дополнение глав к учебнику для 10 класса М., «Дрофа», 2009 г.

3) Максаковский В.П. Методическое пособие по экономической социальной географии мира 10 класс. М., «Просвещение», 2009 г.

4) Атлас «Экономическая и социальная география мира» 10 класс с комплектом контурных карт, М. 2011

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...