Пример оценки значимости сильных и слабых сторон организации, баллы
Практическое занятие 3
МЕТОД «ДЕРЕВА ЦЕЛЕЙ» В ИССЛЕДОВАНИИ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ Метод "дерева целей" — метод, основанный на принципе разделения общей цели системы управления на подцели, которые, в свою очередь, делятся на цели нижележащих уровней. Данный метод играет важное значение при исследовании систем управления, так как деятельность организации сводится к достижению сформулированных целей. Необходимость использования данного метода обусловлена тем фактом, что "дерево целей" помогает получить устойчивую структуру целей, которая будет относительно стабильна на каком-то промежутке времени при происходящих изменениях. Цели, которые ставит перед собой организация, можно классифицировать по следующим признакам: • источникам возникновения: • определенные потребностями окружающей среды, в которой функционирует данная организация;
• возникающие в результате необходимости удовлетворения потребностей участников организации; • с точки зрения комплексности: • простые; • сложные, которые декомпозируются на подцели; • степени важности: • стратегические, которые ставятся для решения перспективных масштабных проблем; • тактические, которые разрабатываются для достижения стратегических целей; • времени, необходимому для их реализации: • долгосрочные (свыше 5 лет); • среднесрочные (от года до 5 лет); • краткосрочные (до одного года); • содержанию: • технологические, которые ставятся для компьютеризации организации и обеспечения ее новыми технологиями; • экономические, необходимые для достижения финансовой устойчивости; • маркетинговые, которые разрабатываются для формирования нового продукта и выхода на новый рынок, и др.; • с точки зрения приоритетности: • необходимые, которые обеспечивают функционирование организации; • желательные, достижение которых благоприятно скажется на организации; • возможные, которые никак не скажутся на существовании и развитии организации в настоящее время; • направленности: • на конечный результат, например выпуск товара или предоставление той или иной услуги; • осуществление той или иной деятельности, например улучшение рабочих условий на производстве; • достижение определенного состояния объекта управления, например повышение квалификации или приобретение работником новой профессии; • форме выражения: • выраженные в количественных показателях; • описанные качественными характеристиками; • с точки зрения особенностей взаимодействия: • индифферентные — цели, безразличные по отношению друг к другу; • конкурирующие; • комплиментарные — цели, которые дополняют друг друга; • антагонистические — цели, которые исключают друг друга;
• идентичные, т. е. совпадающие; • уровню возникновения: • миссия (служит базисом для всех дальнейших целей организации. Она включает в себя философию организации, ее ценности, описание оказываемых организацией услуг или выпускаемых товаров, характеристику своего рынка, внешний образ компании (имидж). Коротко и правильно сформулированная миссия организации будет создавать понимание и поддержку действий организации со стороны ее окружения, помогать работникам сосредоточиться на выбранных направлениях деятельности и объединять их действия); • общие, которые разрабатываются на длительную перспективу и отражают основные направления деятельности организации. Например, разработка новых направлений деятельности организации, обеспечение оптимальной рентабельности; • специфические, которые разрабатываются на основе общих целей в каждом подразделении. Например, определение рентабельности по каждому отдельному подразделению.
"Дерево целей" строится при помощи осуществления 2 операций: • декомпозиции — это операция выделения компонентов; • структуризации — это операция выделения связей между компонентами. Процесс построения "дерева целей" разбит на следующие этапы: • разработка сценария; • формулировка цели; • генерация подцелей; • уточнение формулировок подцелей (проверка независимости подцели); • оценка существенности подцелей; • проверка целей на осуществимость; • проверка элементарности подцелей; • построение дерева целей. В качестве общего примера "дерево целей" представлено на рис. 3. где: • I—V — уровни системы; • 1—39 — элементы системы. Цель высшего порядка является вершиной дерева, нижестоящие цели — локальные цели. Достижение локальных целей является обязательным условием для достижения вышестоящих целей. Рис. 3. Общий вид "дерева целей"
4. При построении "дерева целей" необходимо руководствоваться следующими правилами: • каждая сформулированная цель должна иметь средства и ресурсы для ее обеспечения; • при декомпозиции целей должно соблюдаться условие полноты редукции, т. е. количество подцелей каждой цели должно быть достаточным для ее достижения;
• декомпозиция каждой цели на подцели осуществляется по одному выбранному классификационному признаку; • развитие отдельных ветвей дерева может заканчиваться на разных уровнях системы; • вершины вышележащего уровня системы представляют собой цели для вершин нижележащих уровней; • развитие "дерева целей" продолжается до тех пор, пока лицо, решающее проблему, не будет иметь в распоряжении все средства для достижения вышестоящей цели. 5. На рис. 4 представлен пример построения «дерева целей» организации:
Рис. 4. Пример построения "дерева целей" организации
Практическое занятие 4 Метод «дерева» целей СУЩНОСТЬ МЕТОДА Результаты взаимодействия всех элементов в СУ прямо связаны с поставленными целями. Именно в системе целей многие ученые видят условия успешной деятельности все системы. Академик В. М. Бехтерев считал: «Чем слабее сплоченность и организованность коллектива, тем меньше коллектив имеет возможность достичь тех целей, ради которых он возник». При этом им отмечалось, что «общее неблагополучие объединяет людей сильнее, чем общее благополучие». Однако в этом случае коллектив, т.е. персонал, должен быть объединен единой целью. Цели исследования тесно связаны с целеполаганием, т.е. с их установлением. Целеполагание — одна из важнейших, первостепенных и ответственных функций исследования СУ. При этом следует иметь в виду, что основные функции целеполагания обусловливают необходимость: • определять и формулировать цели, что позволяет представить желаемые конечные результаты исследования; • концентрировать усилия по поиску путей проведения исследовательских работ; • определять критерии оценки достижения целей; • обеспечивать возможность оценки достижения целей и служить базой для сравнения желаемых результатов с достигнутыми. Выполнение этих функций во многом зависит не только от опыта и знаний исследователей и заказчиков, но и от инструмента, с помощью которого осуществляется установление целей.
Эффективным инструментом установления целей СУ, как показывает опыт, выступает метод структуризации, более известный как метод «дерева». В процессе развития системного анализа этот метод получил название метод «дерева» целей. Он позволяет выявить количественные и качественные взаимосвязи и отношения между целями, увязать их разные уровни с конкретными средствами и сроками достижения. «Дерево» состоит из целей нескольких уровней: генеральная цель, цели 1-го уровня (главные цели), цели 2-го уровня, цели 3-го уровня и так до необходимого уровня декомпозиции. Достижение генеральной цели предполагает реализацию главных целей, а реализация каждой из главных целей — достижение соответственно своих конкретных целей 2-го уровня и т.д. Вместе с тем этот метод может использоваться при решении ряде других задач в области управления (например, при структуризации и проектировании СУ и процессов, проходящих в них), а также в других областях, в том числе при прогнозировании в науке и технике, разработке сложных программ создания крупных сложных проектов и т.п. Понятие «дерева» целей имеет ряд определений: • граф, схема, показывающая деление общих (генеральных) целей плана или программы на подцели, последний — на подцели следующего уровня и т.д.; • граф, т.е. схема, выражающая соподчинение и взаимосвязи элементов; • графы, показывающие, как генеральная цель проекта разбивается на подцели следующего уровня и т.д. («дерево» — это связный граф, выражающий соподчинение и взаимосвязь, элементов — целей и подцелей); • «дерево», выражающее отношение между вершинами — этапами или проблемами достижения некоторой цели; • интерпретация целей в виде «дерева» задач, т.е. связного незамкнутого графа, не имеющего циклов; • специальный вид «дерева», в котором одна или несколько вершин соответствуют целям, а остальные вершины — подцелям этих целей, а дуги показывают, как декомпозируются цели в подцели; • схема, выражающая соподчинение и внутренние взаимосвязи целей; • упорядочение, взаимная согласованность и распределение целей и подцелей по степени важности. Мы будем рассматривать «дерево» целей исследования СУ как структурированную по иерархическому принципу совокупность главной цели и ее подчиненных подцелей системы 1-го, 2-го и последующих уровней («вершины» цели), соединенных между собой связями (ребрами, ветвями «дерева» целей). В таком случае «дерево» целей позволяет описать количественные и качественные параметры, сроки достижения определенных результатов и провести анализ иерархически распределенных взаимосвязанных и взаимообусловленных целей СУ.
Структурированные цели системы чаще представляют графически в виде «дерева» целей, отображающего связи между ними и средства их достижения. Построенное на основе дедуктивной логики с использованием эвристических процедур «дерева» состоит из целей нескольких уровней: генеральная цель — главная цель нулевого уровня, цели 1-го уровня, подцели 2-го уровня, субподцели 3-го уровня и так до требуемого уровня. При этом в понятие целей на различных уровнях «дерева» вкладывается различное содержание. Для достижения генеральной цели необходимо реализовать главные цели (эти цели выступают по отношению вышележащей цели как средства); для достижения каждой из главных целей необходимо реализовать более конкретные цели 2-го уровня и т.д. Обычно для построения «дерева» целей используют процедуры классификации, декомпозиции и ранжирования. Подцели и связи между ними характеризуются количественно — коэффициентом относительной важности (КОВ) и коэффициентом взаимной полезности (КВП). Каждый уровень целей (подцелей) следует формировать по определенному признаку декомпозиции процесса их достижения, а любую цель (подцель) желательно относить к организационно обособленному подразделению или исполнителю. По своему виду «деревья» могут быть простыми и циклическими. В последних ветви взаимно переплетаются и сращиваются. По существу, данный метод представляет собой инструмент организации работы исполнителей исследования.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|