Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Пример оценки значимости сильных и слабых сторон организации, баллы




№ п/п Факторы внутренней среды Вес фактора Оценка Взвешенная оценка
1. Силы
1. Логистика      
  Большие производственные мощности 0,30   1,2
2. Структура      
  Гибкая структура управления 0,40    
3. Персонал      
  Высокий профессионализм работников 0,50   2,5
4. Технология      
  Высокий уровень внедрения инноваций 0,60    
2. Слабости
5. Логистика      
  Износ оборудования 0,25   1,25
6. Структура      
  Неэффективная структура управления 0,50   2,5
7. Персонал      
  Низкий уровень квалификации сбытового персонала 0,20   0,8
8. Технология      
  Слабые возможности контроля качества продукции 0,25   1,25
  Результат     14,5

 

Практическое занятие 3

 

МЕТОД «ДЕРЕВА ЦЕЛЕЙ» В ИССЛЕДОВАНИИ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ

Метод "дерева целей" — метод, основанный на принципе раз­деления общей цели системы управления на подцели, которые, в свою очередь, делятся на цели нижележащих уровней. Дан­ный метод играет важное значение при исследовании систем управления, так как деятельность организации сводится к дос­тижению сформулированных целей. Необходимость использо­вания данного метода обусловлена тем фактом, что "дерево це­лей" помогает получить устойчивую структуру целей, которая будет относительно стабильна на каком-то промежутке време­ни при происходящих изменениях.

Цели, которые ставит перед собой организация, можно класси­фицировать по следующим признакам:

• источникам возникновения:

• определенные потребностями окружающей среды, в кото­рой функционирует данная организация;

• возникающие в результате необходимости удовлетворения потребностей участников организации;

• с точки зрения комплексности:

• простые;

• сложные, которые декомпозируются на подцели;

• степени важности:

• стратегические, которые ставятся для решения перспектив­ных масштабных проблем;

• тактические, которые разрабатываются для достижения стратегических целей;

• времени, необходимому для их реализации:

• долгосрочные (свыше 5 лет);

• среднесрочные (от года до 5 лет);

• краткосрочные (до одного года);

• содержанию:

• технологические, которые ставятся для компьютеризации организации и обеспечения ее новыми технологиями;

• экономические, необходимые для достижения финансовой устойчивости;

• маркетинговые, которые разрабатываются для формирова­ния нового продукта и выхода на новый рынок, и др.;

• с точки зрения приоритетности:

• необходимые, которые обеспечивают функционирование ор­ганизации;

• желательные, достижение которых благоприятно скажется на организации;

• возможные, которые никак не скажутся на существовании и развитии организации в настоящее время;

• направленности:

• на конечный результат, например выпуск товара или пре­доставление той или иной услуги;

• осуществление той или иной деятельности, например улуч­шение рабочих условий на производстве;

• достижение определенного состояния объекта управления, например повышение квалификации или приобретение ра­ботником новой профессии;

• форме выражения:

• выраженные в количественных показателях;

• описанные качественными характеристиками;

• с точки зрения особенностей взаимодействия:

• индифферентные — цели, безразличные по отношению друг к другу;

• конкурирующие;

• комплиментарные — цели, которые дополняют друг друга;

• антагонистические — цели, которые исключают друг друга;

• идентичные, т. е. совпадающие;

• уровню возникновения:

• миссия (служит базисом для всех дальнейших целей орга­низации. Она включает в себя философию организации, ее ценности, описание оказываемых организацией услуг или выпускаемых товаров, характеристику своего рынка, внеш­ний образ компании (имидж). Коротко и правильно сфор­мулированная миссия организации будет создавать понимание и поддержку действий организации со стороны ее окруже­ния, помогать работникам сосредоточиться на выбранных направлениях деятельности и объединять их действия);

• общие, которые разрабатываются на длительную перспек­тиву и отражают основные направления деятельности орга­низации. Например, разработка новых направлений дея­тельности организации, обеспечение оптимальной рента­бельности;

• специфические, которые разрабатываются на основе общих целей в каждом подразделении. Например, определение рентабельности по каждому отдельному подразделению.

 

"Дерево целей" строится при помощи осуществления 2 операций:

декомпозицииэто операция выделения компонентов;

структуризацииэто операция выделения связей между ком­понентами.

Процесс построения "дерева целей" разбит на следующие этапы:

• разработка сценария;

• формулировка цели;

• генерация подцелей;

• уточнение формулировок подцелей (проверка независимости подцели);

• оценка существенности подцелей;

• проверка целей на осуществимость;

• проверка элементарности подцелей;

• построение дерева целей.

В качестве общего примера "дерево целей" представлено на рис. 3. где:

• I—V — уровни системы;

• 1—39 — элементы системы.

Цель высшего порядка является вершиной дерева, нижестоящие цели — локальные цели. Достижение локальных целей является обязательным условием для достижения вышестоящих целей.

Рис. 3. Общий вид "дерева целей"

 

4. При построении "дерева целей" необходимо руководствоваться сле­дующими правилами:

• каждая сформулированная цель должна иметь средства и ре­сурсы для ее обеспечения;

• при декомпозиции целей должно соблюдаться условие пол­ноты редукции, т. е. количество подцелей каждой цели должно быть достаточным для ее достижения;

• декомпозиция каждой цели на подцели осуществляется по одному выбранному классификационному признаку;

• развитие отдельных ветвей дерева может заканчиваться на разных уровнях системы;

• вершины вышележащего уровня системы представляют собой цели для вершин нижележащих уровней;

• развитие "дерева целей" продолжается до тех пор, пока лицо, решающее проблему, не будет иметь в распоряжении все сред­ства для достижения вышестоящей цели.

5. На рис. 4 представлен пример построения «дерева целей» органи­зации:

 

 

Рис. 4. Пример построения "дерева целей" организации

 

Практическое занятие 4

Метод «дерева» целей

СУЩНОСТЬ МЕТОДА

Результаты взаимодействия всех элементов в СУ прямо связаны с поставленными целями. Именно в системе целей многие ученые видят условия успешной деятельности все системы.

Академик В. М. Бехтерев считал: «Чем слабее сплоченность и организованность коллектива, тем меньше коллектив имеет воз­можность достичь тех целей, ради которых он возник». При этом им отмечалось, что «общее неблагополучие объединяет людей силь­нее, чем общее благополучие». Однако в этом случае коллектив, т.е. персонал, должен быть объединен единой целью.

Цели исследования тесно связаны с целеполаганием, т.е. с их ус­тановлением. Целеполагание — одна из важнейших, первостепен­ных и ответственных функций исследования СУ.

При этом следует иметь в виду, что основные функции целеполагания обусловливают необходимость:

• определять и формулировать цели, что позволяет представить желаемые конечные результаты исследования;

• концентрировать усилия по поиску путей проведения иссле­довательских работ;

• определять критерии оценки достижения целей;

• обеспечивать возможность оценки достижения целей и слу­жить базой для сравнения желаемых результатов с достигнутыми.

Выполнение этих функций во многом зависит не только от опыта и знаний исследователей и заказчиков, но и от инструмента, с помощью которого осуществляется установление целей.

Эффективным инструментом установления целей СУ, как пока­зывает опыт, выступает метод структуризации, более известный как метод «дерева». В процессе развития системного анализа этот метод получил название метод «дерева» целей. Он позволяет выявить ко­личественные и качественные взаимосвязи и отношения между це­лями, увязать их разные уровни с конкретными средствами и сро­ками достижения.

«Дерево» состоит из целей нескольких уровней: генеральная цель, цели 1-го уровня (главные цели), цели 2-го уровня, цели 3-го уровня и так до необходимого уровня декомпозиции. Достижение генеральной цели предполагает реализацию главных целей, а реали­зация каждой из главных целей — достижение соответственно сво­их конкретных целей 2-го уровня и т.д.

Вместе с тем этот метод может использоваться при решении ря­де других задач в области управления (например, при структуриза­ции и проектировании СУ и процессов, проходящих в них), а также в других областях, в том числе при прогнозировании в науке и тех­нике, разработке сложных программ создания крупных сложных проектов и т.п.

Понятие «дерева» целей имеет ряд определений:

• граф, схема, показывающая деление общих (генеральных) це­лей плана или программы на подцели, последний — на подцели следующего уровня и т.д.;

• граф, т.е. схема, выражающая соподчинение и взаимосвязи элементов;

• графы, показывающие, как генеральная цель проекта разбива­ется на подцели следующего уровня и т.д. («дерево» — это связный граф, выражающий соподчинение и взаимосвязь, элементов — це­лей и подцелей);

• «дерево», выражающее отношение между вершинами — эта­пами или проблемами достижения некоторой цели;

• интерпретация целей в виде «дерева» задач, т.е. связного не­замкнутого графа, не имеющего циклов;

• специальный вид «дерева», в котором одна или несколько вершин соответствуют целям, а остальные вершины — подцелям этих целей, а дуги показывают, как декомпозируются цели в подцели;

• схема, выражающая соподчинение и внутренние взаимосвязи целей;

• упорядочение, взаимная согласованность и распределение це­лей и подцелей по степени важности.

Мы будем рассматривать «дерево» целей исследования СУ как структурированную по иерархическому принципу совокупность глав­ной цели и ее подчиненных подцелей системы 1-го, 2-го и после­дующих уровней («вершины» цели), соединенных между собой свя­зями (ребрами, ветвями «дерева» целей). В таком случае «дерево» целей позволяет описать количественные и качественные парамет­ры, сроки достижения определенных результатов и провести анализ иерархически распределенных взаимосвязанных и взаимообуслов­ленных целей СУ.

Структурированные цели системы чаще представляют графиче­ски в виде «дерева» целей, отображающего связи между ними и средства их достижения. Построенное на основе дедуктивной логи­ки с использованием эвристических процедур «дерева» состоит из целей нескольких уровней: генеральная цель — главная цель нуле­вого уровня, цели 1-го уровня, подцели 2-го уровня, субподцели 3-го уровня и так до требуемого уровня. При этом в понятие целей на различных уровнях «дерева» вкладывается различное содержание.

Для достижения генеральной цели необходимо реализовать главные цели (эти цели выступают по отношению вышележащей цели как средства); для достижения каждой из главных целей необ­ходимо реализовать более конкретные цели 2-го уровня и т.д. Обычно для построения «дерева» целей используют процедуры классификации, декомпозиции и ранжирования.

Подцели и связи между ними характеризуются количественно — коэффициентом относительной важности (КОВ) и коэффициентом взаимной полезности (КВП). Каждый уровень целей (подцелей) сле­дует формировать по определенному признаку декомпозиции про­цесса их достижения, а любую цель (подцель) желательно относить к организационно обособленному подразделению или исполнителю.

По своему виду «деревья» могут быть простыми и циклическими. В последних ветви взаимно переплетаются и сращиваются.

По существу, данный метод представляет собой инструмент ор­ганизации работы исполнителей исследования.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...