Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Внутриполитическое развитие России в 1991 – 2000 гг.





Высшая законодательная власть в России в начале 90-х годов была представлена Съездом народных депутатов и двухпалатным Верховным Советом. Глава исполнительной власти - избранный всенародным голосованием президент Б.Н. Ельцин. Он же - Главнокомандующий Вооруженными силами. Высшая судебная инстанция - Конституционный суд РФ.

Курс на либерализацию экономики, продолжавшийся экономический кризис и отсутствие социальных гарантий вызывали неудовлетворенность и раздражение у значительной части населения. Недовольство результатами реформ выражали многие должностные лица. В декабре 1992 г. под давлением законодательной власти ушло в отставку правительство Е. Т. Гайдара. Новым премьером Совета Министров РФ стал B.C. Черномырдин, в течение многих лет находившийся на руководящей хозяйственной работе. Но это не сняло напряженности в обществе и во взаимоотношениях президента Б.Н. Ельцина и парламента. Отсутствие четкого разделения обязанностей между законодательной и исполнительной ветвями власти вело к обострению конфликта между ними. Многие члены депутатского корпуса выступали за возвращение страны на путь прежнего политического развития и за восстановление СССР. В декабре 1992 г. Б.Н. Ельцин в обращении к народу заявил о превращении парламента в «реакционную силу».

Противостояние властей особенно усилилось осенью 1993 г. К этому времени президентом и его советниками был подготовлен проект новой Конституции РФ. Однако депутаты парламента, стремясь ограничить всевластие президента, откладывали ее принятие. 21 сентября 1993 г Б.Н. Ельцин объявил о роспуске представительных органов власти - Верховного Совета РФ и Съезда народных депутатов. На 12 декабря 1993 г. были назначены выборы нового парламента. Часть депутатов отказались признать законность действий президента, оценив их как государственный переворот, и заявили об отстранении его от власти. Обязанности президента России были возложены на А. В. Руцкого.



В Москве силами оппозиции были организованы демонстрации, в ряде мест возведены баррикады (2-3 октября). Была предпринята неудавшаяся попытка штурма мэрии и Останкинского телецентра. В столице было объявлено чрезвычайное положение, в город введены войска, которые с помощью спецподразделений уже во второй половине дня 4 октября штурмом овладели «Белым домом», арестовав главных организаторов защиты «Белого дома».

Одержав верх, Президент приступил к ликвидации Советов по всей стране. 12 декабря 1993 г. был проведен референдум по новой Конституции РФ, проект которой получил одобрение и вступил в действие. Новая Конституция резко расширяла полномочия президента и выводила правительство из-под парламентского контроля.

Одновременно с референдумом состоялись выборы в новый орган государственной власти - Федеральное собрание Российской Федерации, состоящее из двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы. Правительственный блок «Выбор России» выступал под лозунгами либеральных реформ в экономике и усиления президентской власти. Несмотря на официальную, государственную поддержку, 12 декабря «Выбор России» потерпел поражение - его кандидаты в Государственную Думу получили лишь около 15 % голосов (всего в выборах приняло участие немногим более 50 % российских избирателей). Этот неожиданный результат отразил недовольство избирателей падением уровня жизни и протест против жестких действий властей в октябре 1993 г. Наибольшего успеха по партийным спискам - 23 % - добилась Либерально-демократическая партия России (ЛДПР) во главе с В. В. Жириновским, выступавшая с позиции национал-популизма. Третье место заняла Коммунистическая партия (КПРФ), возглавляемая Г. А. Зюгановым - 12%. Итоги выборов расценивались как поражение реформаторов.

В соответствии с Конституцией Россия объявлялась демократическим, федеративным, правовым государством, с республиканской формой правления. Главой государства является избираемый всенародным голосованием президент. В состав РФ вошли 21 республика и 6 краев, 1 автономная область и 10 автономных округов, 2 города федерального значения (Москва и Санкт-Петербург) и 49 областей. Были определены принципы построения высших органов государственной власти и управления.

Законодательно закреплялась двухпалатная структура Федерального собрания - постоянно действующего законодательного органа РФ. К ведению высших органов власти России отнесены: принятие законов и контроль за их выполнением, управление федеральной государственной собственностью, основы ценовой политики, федеральный бюджет. Им принадлежит решение вопросов внешней политики и международных отношений, объявление войны и заключение мира, руководство внешнеэкономическими связями. Законодательно закреплена политическая многопартийность, право свободы труда и право частной собственности. Конституция создала условия для достижения в обществе политической устойчивости.

Высшие органы власти Российской Федерации (с декабря 1993 г) <

Центральное место в работе Госдумы I созыва заняли вопросы экономической и национальной политики, социального обеспечения и международных отношений. В течение 1993-1995 г.г. депутаты приняли свыше 320 законов, среди которых - Законы о правительстве и конституционной системе, о новых формах собственности, о крестьянском и фермерском хозяйстве, об акционерных обществах, о свободных экономических зонах.

Вскоре после выборов лидер «Выбора России» Е. Т. Гайдар и либеральные министры подали в отставку с правительственных постов. В окружении президента Б.Н. Ельцина и в правительстве РФ усилилось влияние консервативных деятелей, представляющих новые структуры и военно-промышленный комплекс. Для стабилизации политического положения в апреле 1994 г администрацией президента был подготовлен Договор об общественном согласии, подписанный рядом политических и общественных организаций, но не оказавший реального воздействия на улучшение обстановки в стране.

17 декабря 1995г., в обстановке падения популярности президента и правительства состоялись очередные парламентские выборы. На выборы в Государственную Думу общественные объединения и партии шли с четкими требованиями в экономической и политической областях. Центральное место в предвыборной платформе КПРФ (председатель ЦК КПРФ – Г. А. Зюганов) занимали требования восстановления в России мирным путем советского строя, прекращения процесса разгосударствления средств производства. КПРФ выступала за расторжение внешнеполитических договоров, которые «ущемляли» интересы страны.

Сформировавшееся накануне выборов движение «Наш дом - Россия» объединило представителей исполнительных структур власти, хозяйственных и предпринимательских слоев. Главную экономическую задачу участники движения видели в формировании смешанной экономической системы на принципах, присущих рыночной экономике. Роль государства должна была заключаться в создании благоприятных условий для развития мелкого и среднего предпринимательства, деловой активности населения.

В состав Госдумы II созыва было избрано 450 депутатов. Подавляющую их часть составляли работники законодательных и исполнительных органов власти, многие из них являлись членами предыдущего депутатского корпуса. 36 % общего числа мест в Думе получила КПРФ, 12% - «Наш дом - Россия», 11 % - ЛДПР.

Состав новой Думы предопределил острый характер межпартийной борьбы по всем рассматриваемым в ней вопросам. Основная борьба развернулась между сторонниками реформ и оппозицией, в рядах которой находились фракции КПРФ, ЛДПР и блок Г.А. Явлинского. В январе 1996 г. начала свою работу VI Государственная Дума. Спикером Думы был избран коммунист Г. Н. Селезнев. Выборы в Совете Федерации (верхней палате парламента) принесли успех губернатору Орловской области и бывшему члену Политбюро Е. Строеву. Сразу после выборов Б. Н. Ельцин произвел перестановки в правительстве Эти попытки были расценены как примирительные жесты в отношении оппозиции перед президентскими выборами.
Особую остроту и драматичность событиям придавала нестабильность внутриполитической жизни, вызываемая, в частности, напряженностью в межнациональных отношениях. Один из очагов межнациональных конфликтов находился на Северном Кавказе. Лишь при помощи российской армии осенью 1992 г. удалось прекратить возникшие из-за территориальных споров вооруженные столкновения между ингушами и осетинами.

Осенью 1991 г. к власти в Чечне пришел Д. Дудаев. В 1992 г. произошло разделение Чечено-Ингушетии на две самостоятельные республики. Развитие сепаратистского движения в Чечне привело к расколу в руководстве республики и вооруженным конфликтам сепаратистов с официальной властью. В соответствии с Указом Президента РФ от 30 ноября 1994 г. для восстановления конституционной законности и порядка в Чечню были введены федеральные войска. Вместо обещанного быстрого разгрома незаконных вооруженных бандформирований начались затяжные кровопролитные боевые действия, которые завершились лишь в конце 1996 г. Подписанное между российским и чеченским руководством соглашение о мире предусматривало вывод федеральных вооруженных сил из Чечни и проведение в республике президентских выборов, которые состоялись в начале 1997 г. Однако эта меры не способствовали стабилизации обстановки в регионе.

В августе 1999 г. вооруженные отряды международных террористов с территории Чечни совершили нападение на Дагестан. Для борьбы с терроризмом были задействованы значительные силы федеральных войск и боевой техники. После разгрома крупных террористических вооруженных формирований были определены численность и сроки вывода войсковой группировки из Чечни и Дагестана. Как отметил в ежегодном послании в апреле 2001 г. Федеральному Собранию новый Президент РФ В.В. Путин, этот результат был достигнут дорогой ценой. В настоящее время на Северном Кавказе проводится контртеррористическая операция по выявлению и ликвидации террористов и бандитов.

Значительным шагом в укреплении государственности явилось решение Президента РФ В. В. Путина о создании федеральных округов. Деятельность полномочных представителей заметно приблизила федеральную власть к регионам, В течение 2000 г. одной из основных задач полпредов было приведение регионального законодательства в соответствие с федеральным. Из трех тысяч нормативных актов субъектов федерации, не соответствовавших Конституции РФ, 4/5 из них приведены в соответствие.





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015- 2020 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.