Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методика изучения содержательной линии «Основы алгоритмизации и програмирования»




Основы алгоритмизации и программирования – одна из самых основных содержательных линий базового курса информатики, ее изучение осущ. на протяжении всего курса с 6-го по 11 класс. Данная линия способствует формирования логико-алгоритмического мышления, что в данном курсе подразумевает следующее: 1) интуитивное понимания сущности алгоритма и его свойств представление возможности автоматизации в той области деятельности человека, где существ. Алгоритм этой деятельности. 2) умение представить алгоритм с помощью определенных средств и методов описания. 3) знание основных типов алгоритмов.Изучение данной темы можно условно разделить на 3 этапа: 1) 6,7,8классы-изучают понятие алгоритмизации, способы записи алгоритмов, типы алгоритмов, среду программирования Pascal abc, структуру программы, типы данных,вводят понятие переменной, рассматривают команду присваивания, арифметические операции и выражения, ввод и вывод данных, используют графические возможности, основные алгоритмические конструкции, реализация алгоритмов с ветвлением, повторением и их комбинация. Учащиеся должны уметь: составлять и реализовывать линейные алгоритмы на языке программирования, использовать графические возможности, использовать алгоритмические конструкции ветвления и повторения при решении задач. 2) 9,10 классы- рассматривают структурированный тип данных массив, понятие символьных и строковых величин, стандартные процедуры и функции для работы с ними. Поле этого учащиеся должны уметь: работать с одномерными числовыми массивами, уметь составлять и реализовывать алгоритмы обработки строк. 3) 11 класс – Решение практических задач на языке программирования с использованием основных алгоритмических конструкций и типов данных. Учащиеся должны уметь решать практические задачи с использованием языка программирования из различных предметных областей.

 

 

№24.Система программирования Pascal ABC.

В Pascal ABC создан ряд модулей: модуль растровой графики Graph ABC; Events – позволяет созд. простейшие события без исп. объектов. События это обычные процедурные переменные; модуль контейнерных классов позволяет работать с осн. структурами данных реализ. в виде классов; модуль вект.графики ABC Object предназначен для быстрого изучения основ объектно-ориент. прогр. Позволяет созд. достаточно слож. игровые и проги для обучения; модуль визуал. компонентов VCL позвол. созд. событийное приложение с главной формой как в Delphi. В Pascal ученик может вып. проверочные задания, обеспеч. постановку задачи со случ. данными. Контроль опер. ввода и вывода. Проверка прав. решения, а также введение протокола реш. задач. Методич. рекомендации: мотивация(беседа о знач. инф. технологий, о престиже профессии программист); познакомить с тем как запустить Pascal ABC;

после запуска файла PascalABC.exe на экр. появл глав. окно проги. Разобрав с учениками изв. элементы, переходим к новым, кот. присущи Pascal ABC. При наборе и редак. исх. текста проги обращаем внимание на приемы редактирования(такие же как и в Word). Структура проги: Program begin end. Можно детям дать алгоритм созд. и запуска проги:1.запускаем сист. прог. Pascal ABC;2.выбир. меню Файлы; 3.далее Новый. 4.набираем текст проги, в конце каждой строки нажимаем Enter. Компилятору языка безразлично какие буквы используются. Все независ. операторы отделяются друг от друга «;»; 5.для запуска нажим. F9, либо через меня, либо кнопку на панели. В окне вывода получ. результат; 6. сохр. файла. Имя должно быть информативным, показ порядок сохр. файла.

 

№26. Методика изучения команды присваивания.

Для того, чтобы запомнить или изменить значение величины в процессе выполнения программы имеется команда присваивания, которая записывается в виде имя <имя переменной >:= <выражение>, где под выражением может пониматься как арифметическое выражение, так и переменная или константа. Типы величин и выражений, стоящие в правой части должны совпадать.

Семантика: (выполнение команды присваивания выполняется в 2 такта: а). Вычисляется значение выражения, стоящего в правой части команды присваивания, б). Полученное значение присваивается величине, имя которой записано в левой части команды присваивания.

Для того, чтобы у учеников не сформировалось ошибочное представление о том, что «=» и «:=» аналогичны, нужно рассмотреть пример команды присваивания, который в правой и левой части содержит число и переменную (х:=1 и х:=х+8).Полезно привести примеры с ошибками, чтобы ученики самостоятельно их исправили.

Свойства:=. Пока переменной не присвоили значение, она остаётся неопределённой; Значение, присвоенное переменной, сохраняется в ней до выполнения следующего присваивания этой переменной нового значения; новое значение, присвоенное переменной, заменяет её предыдущие значения.

 

№25. Методика введения понятия величина.

Совр. разв. информ. привело к расширению понятия величина. Важность понятия величина заключ. в том, что кроме созд. целостного представл. об окруж. мире, оно положит. влияет на умств. развитие их способностей к сравнению, обобщ. и абастрагированию. Формир. понятия осущ. поэтапно: 7 класс. Вводим понятие перем., константы, рассм. тока числ. типы данных; на конкр. примерах показ. особенности работы команды присваивания. Под величинами понимаем данные программы. Величины, кот. меняются в процессе проги, назыв. перем., а те, кот не меняются назыв. константами. В 9 классе рассм. новый тип данных массивы. Рассм. только одномер. массивы. В 10 классе рассм. символьные и строковые величины. В 11 классе выполн. практич. задания из различных предметных областей с исп. изученных типов данных для закрепления понятия величины. Рекомендации: учащиеся должны усвоить что всякая величина занимает опред. место в памяти компа. При введении понятия величины можно использовать знания из матры или физики. Величины ваще бывают не только численные, но и тексты, графики, геом. фигуры. Величина это отделюная единица данных. У величины имеются 3 хар-ки:имя, тип, значение(вид величины в школе не рассм.). Имя(индетификатор) должно начин. с лат. буквы, после нее моно еще лат буквы, цифры или подчеркивание, но без пробелов. Нельзя исп. служебное слово в начале. Имя величины это не только ее обознач. в проге, но и место в памяти компа, где хранится значение величины. Тип указывает какие значения может принимать величина. Тип описывается в спец. разделе проги, после слова var. В 7 классе рассм. 2 типа: integer и real. Важно с первого урока объяснить разницу между типами, их правильное написание. Целый тип совпадает с множеством целых чисел, но ресурсы компа ограничены. Действительные это все числа, и в памяти компа они выступают с округлением. С типом величины связано множ. допустимых значений, множество допустимых операций и формы внутр. представления. Базовый набор типа символов: целый, вещ., символьный, логический. Значение это динамическая хар-ка величины, кот. может многократно меняться в ходе работы проги.

 

 

№23

Существует несколько подходов введения понятия алгоритм и исполнитель:

1. В учебниках Ю.А. Быкадорова «Информатика 8-9» даётся понятие алгоритм после понятия исполнителя.

Исполнитель – живое существо или автоматическое устройство, способное к восприятию и выполнению команд.

Исполнители бывают: формальные и неформальные.

В ходе беседы привести детей к выводу о том, что для неформальных исполнителей нельзя чётко определить систему команд исполнителя (СКИ). Далее переходят к изучению команд формальных исполнителей.

Алгоритм – конечная последовательность команд исполнителю.

За неделю до занятий можно дать учащимся подготовить небольшой доклад о происхождения термина алгоритм.

Можно вместе с учащимися на уроке придумать исполнителя с конкретным набором команд, например исполнитель дежурный и его СКИ. А затем несколько алг. с ошибками в написании команд. Спросить учащихся сможет ли исполнитель дежурный выполнить данный алг. После беседы учащиеся приходят к выводу, что команды алг. должны в точности соответсвовать командам из СКИ.

Другой подход предполагает первоначальное введение понятия алгоритм, а затем исполнитель (Пупцев).

Алгоритм – понятная и конечная последовательность точных действий (команд), формальное выполнение которых позволяет получить решение задачи.

Исполнитель – человек или группа людей, или техн. устройство (робот, компьютер), который понимает команды алгоритма и умеет их правильно выполнять.

Команды которые понимает и может выполнить исполнитель образуют СКИ. Подвести учащихся к мысли о том, что компьютер явл. универсальным исполнителем алг.

Алг., который исполняет компьютер наз. программой.

Свойства алгоритма:

1. Дискретность – решение задачи должно быть на элементарных действиях, запись которых реализована в виде упорядоченной последовательности отдельных команд, образующих дискретную структуру алг. Только выполняя одну команду, исполнитель может приступить к выполнению следующей.

2. Понятность – алг. составляется в расчёте на конкретного исполнителя, поэтому необходимо знать какие команды этот исполнитель может понять и выполнить.

3. Точность или определённость – запись алг. должна быть чёткой, понятной, чтобы у исполнителя не возникало потребности в принятии каких-либо самостоятельных решений.

4. Массовость – применимость алг. к большому количеству задач (желательно, но в отличее от остальных свойств необязательно)

5. Результативность или конечность.

Формы записи алгоритмов:

1. Словесная – применяется редко, т.к. страдает многословностью записей, допускает неоднозначность толкования определённых предписаний строго неформализованна.

2. Графическая – более компактен, нагляден. Каждый отдельный шаг или предписание представляется в виде блочного символа. Все блочные символы должны быть соединены между собой без разрыва линиями перехода.

3. Псевдокод – занимает промежуточное место между естественным и формальным языком. В них не принят строгий синтаксис для правила записи команд, что облегчает запись алг. на стадии проектирования даёт возможность использовать более широкий набор команд рассчитанные на абстрактного исполнителя. В псевдокодах имеются конструкции присущие формальным языкам, что облегчает переход от записи алг. на псевдокодах к записи на нормальном языке. Представитель псевдокодов – Кумир.

4. Программа – алг. предназначен для исполнения на компьютере должен быть формализован. Такой язык наз. языком программирования, а запись алг. на таком языке – программой. В зависимости от степени детализации команд предписания определяют уровень языка прграммирования(чем выше ур. детализации, тем выше ур. языка):

§ Машинные;

§ Машиноориентированные;

§ Машино-независимые или языки высокого уровня(Процедурные - Pascal, Basic, C; Логические – Prolog, Lisp; Объектно-ориентированные – C++,C#, Delphi, Java)

 

 

№27. Методика изучения символьных величин и сопутствующие данной теме задачи. У Кушнеренко изучаются после табличных величин. Авторское понятие: Литерная величина – линейные таблицы, элементами которых являются символы.

У Быкадорова символьные величины рассматриваются до табличных, а определение следующее: Лит. -в. – буквы, слова, предложения.

В учебнике Ершова лит. Величины трактовались как произвольная последовательность символов – букв, цифр, знаков, действий и отношений и т.п., заключённая в кавычки.

Тема строковые и символьные величины изучается в 10ом классе (11тилетняя прога). Отводится 8 часов на изучение.

Цель изучения: Формирование логикоалгоритмического стиля мышления.

Учащиеся должны усвоить операции над этими величинами, стандартные функции для работы с ними, уметь составлять и реализовывать алгоритмы обработки.

На этапе повторения: вспомнить с учениками что такое величины и их характеристики, правила записи, тип и задание величин, семантику.

Мотивация: Кодирование текстовых данных, шифрование. Замена букв и перестановки.

Изучение нового материала: char - тип символьных величин. Значение типа занимает 1 байт и представляет собой символы кодовой таблицы ASCII. Значение символов в проге записывается в кавычках. Далее знакомим с операциями над символьными величинами. Операция сравнения (больше считается тот символ код которого больше). Приводим пример: цифра<русская буква<лат. буква. Рассказываем про стандартные функции: Ord(х) – выводит код символа, Chr(х) – выдаёт символ по его коду. Причём: код: integer, символ: char.

Сопутствующие задачи: Дана маленькая лат. буква, преобразовать её в большую латинскую.

Д.з.: Вывести коды всех лат. букв.

 

№28. Методика изучения строковых величин и сопутствующие данной теме задачи.

Тема строковые и символьные величины изучается в 10ом классе (11тилетняя прога). Отводится 8 часов на изучение.

Цель изучения: Формирование логикоалгоритмического стиля мышления.

Учащиеся должны усвоить операции над этими величинами, стандартные функции для работы с ними, уметь составлять и реализовывать алгоритмы обработки.

На этапе повторения: вспомнить с учениками что такое величины и их характеристики, правила записи, тип и задание величин, семантику.

Мотивация: Кодирование текстовых данных, шифрование. Замена букв и перестановки.

Новый материал: Обозначение строкового типа в проге – string. Скольк символов может содержаться в строке s:string? (255). В памяти под эту строку будет выделено 256, т.к. в нулевом байте хранится длина строки.

S:string[50] – экономия памяти, вместо 222 будет отведено 50.

Строка в паскаль авс записывается в кавычках.

‘пример строки’

Необходимо показать учащимся, что для определения длины строки используется функция lengs. Пробел считается за символ.

Функция delete (удаление символа), insert (сложение строки), pose (поиск позиции символа).

Задачи:

1. Написать прогу, показывающую содержимое данной строки без первого и последнего символов. Предложить различные способы решения. 1:функция copy; 2:функция delete.

2. Дана строка состоящая из 2ух слов разделённая запятой, написать прогу, кот. позволит добавить пробел после запятой.

№30

Семантика

ДО выполнение тела цикла уст.параметры цикла (N1,N2 шаг), каждый раз перед выполнением телом цикла текущее значение переменной цикла i (счётчик)сравнивая с конечным значением N2, если значение i ≤ N2, то выполняется тело цикла.

После каждого выпол. тела цикла переменная i увеличивается на шаг. Как только i превышает значение N2, то выпол. цикла прекращается и переходит на след. После for- оператор програм.

На языке Pascal ABC – в общем виде оператор for может быть записан так.

For i:=N1 to N2 do <оператор>,down to

Данные конструкции лучше рассматривать по отдельности, т.к. первая форма записи

Последовательно наращивает переменную цикла увеличивая её каждый раз на шаг.

А во второй форме происходит последовательное уменьшение переменной цикла на шаг (на ед.) и поэтому N1≥N2,чтобы выпол. тело цикла.Первая форма записи.

Обращаем внимание учеников что при такой форме записи в теле цикла может быть только один оператор. Если необходимо несколько операторов, то опнраторные скобки(begin… end) Также обратить внимание учащихся на то, что переменная цикла i нач. значение N1 и конечное N2 должны быть одного и того же типа. В школе только integer. Обязательно рассмотреть случаи N1≥N2, N1=N2,N1>N2

После изучения цикла while сравнить while и for. Их сходство и отличие.Какой позволяет решить более широкий круг задач? Когда удобно исп. То ли то? Задание с исп. for не должны ограничиваться только нахождением суммы и произведения конечной последовательности чисел особенно с исп. модуля graph ABC.

 

 

№31 Методика изучения оператора while

6 класс

Вспоминаем с реализац.алгорит.конструкций ветвление и предлагаем вспомнить сказку «Гуси –лебеди!»))

Но для того,чтобы записать цикл алгор. Необходимо сформировать окончание цикла.

Семантика

Поток управления поподает на блок проверки условия. Если условие – истина, то выполняется тело цикла, затем поток управления попадает вновь но… и выполняется пока условие не станет ложным. Как только оно станет ложным поток управления покидает констр. Выполн. И выполняет команды след. за конструкцией. В отличие от ветвления, где выполняется только лишь одна серия конанд и только 1 раз. В констр. Повторение тело цикла с предусловием может не выполнятся ни разу, один или несколько раз или бесконечное число раз. Следовательно зацикливание задание для первичн. Закрепления составить блок- схему сказки колобок, 2 вариант—репка

Алгоритм, содержания команды, котор.повтор. пока выполн. Заданное условие наз. алгоритмом с циклом. Последоват. Повторение команд- тело цикла В нач. условия в алгоритме с циклом можно использовать любое понятное исполнит. Данные алгоритма высказыв., котор. Может быть истинно или ложно.

Необходимо продимонстр. То что в теле цикла с предусловием не проверяется.

Для этого нужно учащимся составить схему для решения задачи. Заполнить 7 литр. Ведро тёплой водой, если имеется кружка =1 и есть холодная война + кипяток Им предл. Выполн. по шагам и убеждаются в том, что условие не проверяется.

Цикл с предусловием –это цикл, в котор. условие провер. Перед выполн. Тела цикла; тело цикла повтор. До тех пор, пока условие истинно.

Свойства:

1 условие провер. Только перед исполн. Тела цикла и не проверяется в процессе его исполн.

2 если условие с начала не выполняется (ложно), то тело цикла не выполн. Ни разу.

3 после завершн. Цикла с предусл. Независимо от количества повторений тела цикла условия не соблюдается.

4 исполнение цикла с предусл. Может не завершится (зацикливание), если условие всегда да!

В языке прогр. Констр. Цикла с предусловием запис. С помощ while с лог выр. Do < оператор>; если мы хотим записать несколько оператор после do,

То нужны скобки begin…end (ctrl + F2,break, завершить) если зацикливание:

While 2> 1 do

Write (2);

Задача.

Дано натур. Число N (ввод. С клав.) вычислить произв. Всех нат. Чисел от 1 до N.

While i>N do

(+ ещё 1 задачу с суммой)

д/з подсчитать сумму всегда

1 +1/2 + 1/3 + 1/n

Даны полож. Числа a и b, a >b. На отрезке длинны a различ. Максим вызложн колич. Отрезков длинны в без наложид не использ. Опер. x и: найти колич. Отрезков распол. В a.

 

№32

Первоначальное знакомство с алгоритмической конструкцией ветвление осуществляется в 6 классе, когда учащиеся изучают типы алгоритмов.

Разветвляющимся наз. алг. в котором выбирается только один вариант из нескольких возможных вычислительного процесса.

Каждый путь наз. ветвью алгоритма, а структура –ветвлением.

Мотивация: если хотите научиться программировать решение сложных задач, в том числе и по другим предметам, вы должны будете применять конструкцию ветвление, т.е. делать выбор в зависимости от сложившегося условия.

Семантику удобно рассматривать на блок-схемах: поток управления попадает на блок проверки условия. Если условие истина, то выполняется серия команд 1 и поток управления покидает конструкцию ветвления. Если условие ложно, то выполняется серия команд 2 и поток управления покидает конструкцию ветвление

Обратить внимание на то, что выполняется только одна из серий команд и только один раз!

Можно сразу дать сокращённую форму записи конструкции ветвление. Далее переходим к примерам. Для первичного закрепления организуем работу в парах. Каждой паре даем изображение блок-схемы, где зашифрована пословица, дети должны сформулировать текст пословицы (Мороз ленивого за нос хватает, а перед проворным шапку снимает. Без труда не - вытащишь и рыбку из пруда).

д/з: нарисовать блок-схему к пословице «посеешь поступок – пожнешь привычку, посеешь привычку – пожнешь характер, посеешь характер – пожнешь судьбу»

8 класс

Мотивация осуществляется с использованием небольшой проблемной задачи: вычислить значение х у=(3х+20)/х, вводя любое значение х с клавиатуры.

Дети составляют линейный алгоритм, забывая о том, что на 0 делить нельзя, при проверке правильности программы они умышленно избегают нулевого значения х, учитель обращает внимание на то, что по условию задачи – х любое. Как преодолеть данное противоречие?

Очевидно, что после ввода х перед непосредственным вычислением выражения, необходимо поместить блок проверки на допустимое значение х. Вспомните с помощью какой конструкции мы могли выполнить в зависимости от условия ту или иную серию команд.

Таким образом вспоминаем конструкцию ветвления в 6-м классе, рисуем блок-схему и повторяем семантику. Сообщаем, что в языке программирования имеется условный оператор, с помощью которого можно записать данную конструкцию. Записываем его синтаксис:

if <условие> then <опер. 1> else <опер. 2>;

Для реализации сокращенной конструкции ветвления используется неполный оператор if:

if <условие> then <опер. 1>

Предлагаем учащимся самостоятельно проговорить работу данных операторов. Обратить внимание, что после служебного слова then и else записано по одному оператору. Если необходимо записать несколько операторов, то необходимо воспользоваться операторными скобками begin … end

Далее приводим примеры, начиная с решения задачи, которую предлагали на мотивации. После разбора первой задачи на компьютере дети решают подобную задачу: составить программу, определяющую наибольшее число среди двух чисел, введенных с клавиатуры.

Составить программу: кратно ли 7-ми число, введенное с клавиатуры.

д/з: составить программу которая определяет является ли человек, возраст которого задан с клавиатуры, школьником.

 

 

№33.Иетодика изуч графич возм-тей паскаля

Построение линий:

procedure Line(x1,y1,x2,y2: integer);

Рисует отрезок с началом в точке (x1,y1) и концом в точке (x2,y2).

procedure MoveTo(x,y: integer);

Передвигает невидимое перо к точке с координатами (x,y); эта функция работает в паре с функцией LineTo(x,y).

procedure LineTo(x,y: integer);

Рисует отрезок от текущего положения пера до точки (x,y); координаты пера при этом также становятся равными (x,y).

Построение прямоугольников:

procedure Rectangle(x1,y1,x2,y2: integer);

Рисует прямоугольник, заданный координатами противоположных вершин (x1,y1) и (x2,y2).

procedure RoundRect(x1,y1,x2,y2,w,h: integer);

Рисует прямоугольник со скругленными краями; (x1,y1) и (x2,y2) задают пару противоположных вершин, а w и h – ширину и высоту эллипса, используемого для скругления краев.

Построение окружностей и дуг:

procedure Circle(x,y,r: integer);

Рисует окружность с центром в точке (x,y) и радиусом r.

procedure Ellipse(x1,y1,x2,y2: integer);

Рисует эллипс, заданный своим описанным прямоугольником с координатами противоположных вершин (x1,y1) и (x2,y2)

procedure Arc(x,y,r,a1,a2: integer);

Рисует дугу окружности с центром в точке (x,y) и радиусом r, заключенной между двумя лучами, образующими углы a1 и a2 с осью OX (a1 и a2 – вещественные, задаются в градусах и отсчитываются против часовой стрелки).

procedure Pie(x,y,r,a1,a2: integer);

Рисует сектор окружности, ограниченный дугой (параметры процедуры имеют тот же смысл, что и в процедуре Arc).

procedure Chord(x,y,r,a1,a2: integer);

Рисует фигуру, ограниченную дугой окружности и отрезком, соединяющим ее концы (параметры процедуры имеют тот же смысл, что и в процедуре Arc).

Работа с цветом, стилями линий и кистей:

Цвета в модуле GraphABC могут задаваться символическими именами:

clBlack – черный,clWhite – белый, clGreen – зеленый
clBrown – коричневый clBlue – синий и т.д.

procedure SetPixel(x,y,color: integer);

Закрашивает один пиксел с координатами (x,y) цветом color.

procedure SetPenColor(color: integer);

Устанавливает цвет пера, задаваемый параметром color.

procedure FloodFill(x,y,color: integer);

Заливает область одного цвета цветом color, начиная с точки (x,y).

procedure SetPenWidth(w: integer);

Устанавливает ширину пера, равную w пикселам.

procedure SetPenStyle(ps: integer);

Устанавливает стиль пера, задаваемый параметром ps

Стили пера задаются след.именами:

psSolid – сплошная линия;

psClear - штриховая линия;

psDash – штриховая линия;

psDot – пунктирная линия;

psDashDot – штрихпунктирная линия;

psDashDotDot – двойной пунктир;

procedure SetBrushColor(color: integer);

Устанавливает цвет кисти, задаваемый параметром color.

procedure SetBrushStyle(bs: integer);

Устанавливает стиль кисти, задаваемый параметром bs.

Действия со шрифтом:

procedure TextOut(x,y: integer; s: string);

Выводит строку s в позицию (x,y) (точка (x,y) задает верхний левый угол прямоугольника,

который будет содержать текст из строки s).

procedure SetFontName(name: string);

Устанавливает наименование шрифта.

 

Задачи:

1.Написать прогр. Рисующую прямоуг. С диагоналями. Нарисовать две

Ширина линий для прямоуг.-5 пикс., для диагоналей-2 пикс.

uses GraphABC;

begin

SetPenWidth(5);

Rectangle(50,50,200,150);

SetPenWidth(2);

Line(50,50,200,150);

Line(50,150,200,50);

end.

 

2.Нарисовать две пересек. Окружности.

uses GraphABC;

begin

SetBrushStyle(bsСlear);

Circle(100,100,50);

Circle(150,100,50);

end.

 

 

№34.Методика изучения массивов. Окончательное формирование представлений о величинах может быть осуществлено только после рассмотрения структурированных величин – массивов. Уч-ся усвоили, что значения величин не только числа, но и др объекты. Они должны знать, что многие объекты представляются организованной совокупностью величин.Напр.,паспортные данные-организованная совок-ть величин, НО это не массив! Им нужно показать, что существуют однородные совокупности величин. МАССИВ-структура для представления однородной инф-ии в прогр-ии. В учебнике Ершова и Кушнеренко массивы изучались подробно,не только линейные но и треугольные. В учебнике Быкадорова табл величины рассматривались мало, осовоение работы с ними проводилось в углубленном курсе инф-ки. По программе 12-тилетней школы массивы не изучались вообще. По новой программе 11-тилетней школы массивы изучаются в 9 классе. Рассматривается работа с одномерными числовыми массивами, описание, ввод/вывод/поиск элем, арифметич операции.МОТИВАЦИЯ-объём инф-ии, хранимой в памяти ЭВМ, в процессе вып-ия алг-ма был до сих пор невелик-1,2,3…числа. А если нужно работать с сотней,тысячей чисел? Для записи алг-ов, работающих с большими объёмами инф-ии, есть спец табличные величины. Массив-совок-ть величин. И для него как и для величины характерно наличие имени, типа, значения, и дополнительная хар-ка – размерность. Массив-составной тип данных, состоящий из фиксир-го числа элем одного типа. Доступ к величине массива обеспечивается заданием имении соотв-го значения индекса, кот определяет положение величины в данном массиве. Описание массива: var M:array[1..5]of integer; также const M:array[1..5]of integer; random(b-a+1)+a. Индекс элем массива может задаваться выражением, кот принимает целое значение в заданных границах: i=1; M[i+1]=M[2]; Размерность массива=макс инд-мин инд+1.

 

 


 

№1. Методика преподавания информатики в системе педагогических знаний.

Цель МПИ: исследование основных компонентов в системе обучения информатике в школе и связей между ними. Методическая система обучения информатике, как и любому другому предмету, представляет собой совокупность пяти иерархически взаимосвязанных компонентов: целей, содержания, методов, средств и организационных форм обучения. Задачи: 1)Определение целей(конкретно по классам, темам уроков); 2)Отбор содержания в соответствии с целями и познавательными возможностями учащихся 3)Разработка более рациональных методов и организационных форм, направленных на достижение целей; 4)Выбор необходимых средств обучения и разработка методики их использования. Принципы дидактики: 1) научность, т.е. учет новейших достижений в информатике (понятие исполнителя, синтаксические диаграммы), также подразумевает современность методов обучения.2) наглядность - использование графической информации, блок-схем, таблиц исполнения алгоритмов, записи текстов с отступами.3) последовательность - логическая стройность излагаемого материа­ла, отсутствие пропусков в изложении, цикличность изучения сложных понятий(напр. команду цикла нельзя выучить в один присест в одном месте).4) доступность- выделение уровней обучения и работы за компьютером, представление информации в графическом виде.5) связь с практикой - прикладные задачи, ориентация содержания на требования жизни в компьютерном обществе. А также:6)активность учащегося- является необходимым условием успешности обучения.7)эффективность учебной деятельности- оптимизация усилий педагога и ученика для обеспечения наибольшего результата (блок-схемы удобны для малых задач) 8)индивидуальность и коллективность обучения дополняют др. др. особенно в информатике.

 

№2.Реализация методов обучения информатике.

Метод – способ совместной деят-ти уч-ся и учителя в процессе обучения, с пом. кот. достиг. выполнение поставл. цели. В обучении инф-ки наряду с общими методами примен. специфич., связан. с использ. ср-в ИКТ: 1.Словесные методы (рассказ, беседа, лекция, работа с учебником, объяснение). 2. Наглядные (демонстрация, презентация, наблюдение, иллюстрация).3.Практические (устные и письм. упражнения., практич. работа за компьютером): 1)анализ (целью анализа может быть выяснение причин ошибки в алгоритме.) 2)синтез (решение задачи с использованием имеющихся средств, создание мысленной идеальной модели, сборка алгоритма из отдельных блоков.) 3)сравнение используется для ввода и освоение смысла понятия. 4)классификация связана с освоением большого объема материала и упорядочением знаний. индукция используется при умозаключении. О правильности алгоритма на основании конечного числа тестов. 5)дедуктивной является задача поиска ошибки в алгоритме.4.Проблемное обучение, 5.Метод проектов (его суть заключается в решении конкретной значимой задачи и предполагает достижение значимого результата)6.Ролевой метод.Методы обучения зависят от содерж. предмета и уровня мыслит. деят-ти уч-ся.Назначение метода сост. не в простой передаче знаний, а в том, чтобы пробудить познав. потребность шк-ка, его интерес к реш. той или иной задачи.

 

№3 Конкретные организационные формы обучения

Одной из составляющих методич.с-мы обуч. Информатике, как и любому другому предмету, явл формы обучения. Форма – 1) наружный вид, внешнее очертание, опред-но установленный порядок. 2) внутренняя организация содержания. Формы обучения оказывают заметное влияние на учебный процесс в целом.Различают формы обучения: 1)как собственно формы обучения. 2)как организационного обучения: внешние и внутренние. Как формы обучения на уроке инф-ки исп-ся: коллективная; фронтальная; групповая; парная; индивидуальная. Как форма организации: 1)Внешние: урок; лекция; семинар; экскурсия; практикум; факультатив; экзамен. 2)Внутренние: вводное занятие; занятие по углублению знаний; занятие контроля знаний; обобщение и систематизация.

 

№13. Методика изучения команды присваивания.

Для того, чтобы запомнить или изменить значение величины в процессе выполнения программы имеется команда присваивания, которая записывается в виде имя <имя переменной >:= <выражение>, где под выражением может пониматься как арифметическое выражение, так и переменная или константа. Типы величин и выражений, стоящие в правой части должны совпадать.

Семантика: (выполнение команды присваивания выполняется в 2 такта: а). Вычисляется значение выражения, стоящего в правой части команды присваивания, б). Полученное значение присваивается величине, имя которой записано в левой части команды присваивания.

Для того, чтобы у учеников не сформировалось ошибочное представление о том, что «=» и «:=» аналогичны, нужно рассмотреть пример команды присваивания, который в правой и левой части содержит число и переменную (х:=1 и х:=х+8).Полезно привести примеры с ошибками, чтобы ученики самостоятельно их исправили.

Свойства:=. Пока переменной не присвоили значение, она остаётся неопределённой; Значение, присвоенное переменной, сохраняется в ней до выполнения следующего присваивания этой переменной нового значения; новое значение, присвоенное переменной, заменяет её предыдущие значения.

№4 Урок как основная форма обучения. В дидактике выделяют типы уроков: 1.комбинированный урок; 2.урок объяснения нов. Материала; 3. урок закрепления,изучение материала; 4.урок повторения, систематизации,обучения изученного; 5.урок проверки и оценки ЗУН уч-ся; 6. Нестандартные уроки:*уроки-семинары, *конференции, *соревнования, *сказки и т.д.
Наиболее распространенным типом урока в совр. школе явл комбинированный урок. Его этапы: 1.Орг. моменты; 2.Повторения; 3.Изуч. нового материала; 4. Закрепление; 5.Зад. на дом; 6.Подведение итогов

1) Данный этап необходим для создания соотв. настроения на предстоящую работ. 
2) Невозможно прочно усвоить новые знания, не усвоив предыдущие
 Надо стремиться к тому, чтобы на уроке каждый ученик в той или иной мере подвергся проверке знаний. Способы:*Тесты,*диктанты,*бланковые тесты,*вопросы и ответы.
3) Процесс изучения нов.материала должен строится в соответсвии с дидактическими принципами:*Научность; *Наглядность; *Последовательность; *Доступность; *Связь с практикой. Овладение новым материалом должно предусматривать двукратную работу. 5) Процесс организации тренировочных упражнений проходит после того, как ученики усвоили теорию и вкл в себя этапы: показ учителем образцов по применению знаний; послед-я тренировка по выработке УиН; дальнейшие упр по закреплению УиН.

5)Усвоение знаний на уроке носит концентрированный характер, следовательно необходимо давать задание на дом. Это может быть: решение задач в тетради с обязательной проверкой; изучение материала по учебнику и по доп лит-ре; подготовка рефератов, докладов.

6) на этапе подведения итогов необходимо опросит уч-ся по новой теме, выявить какие положения недостаточно хорошо усвоены. Выставить отметки за урок и дать оценку деятельности к-го уч-ся. На этом этапе можно провести рефлексию.

 

№5. Кабинет. Оборудование. Санитарно-гигиенические нормы. Назначение кабинета:проведение занятий по информатике, предусмотренных учебной программой; проведение факультативов и кружков; организация производительного труда школьников, связанного с ВТ;проведение занятий по другим дисциплинам. Расстановка рабочих мест учащихся в КИВТ должна обеспечить свободный доступ учащихся и подход педагога во время урока к каждому рабочему месту учащихся. Для проведения практических занятий с компьютерами классы делятся на две подгруппы. Число рабочих мест для учащихся может быть 9, 12, в зависимости от наполняемости классов. На одно место должно приходиться 6м2 площади. На рабочем месте предусматривается работа одного. Кабинет не должен располагаться на 1ом или последнем этаже, южной стороне. Необх. наличие жалюзей. Солнечный свет не должен попадать на экран мониторов или в поле зрения. Стены окрашивают в холодные цвета. Экран должен находиться на уровне глаз. Расстояние от глаз до экрана – 60-70 см. Батареи изолируют диалектиками, компы располагают тыльной стороной к стене. После каждого часа занятий необходимо сквозное проветривание. Ежедневно проводиться влажная уборка. Разрешаемое время непрерывной работы учащихся за ВТ зависит от их возраста. Должен проводиться комплекс упражнений для глаз, а после каждого урока на переменах - физические упражнения для профилактики общего утомления.Обязательно наличие лаборанта, охранной сигнализации, пожарных огнетушителей, в радиусе 30 м - телефона

 

№8.Десятибалльная система оценки учебных достижений уч-ся по инф-ке.

Оценка результатов учебной деятельности учащихс

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...