Теория происхождения государства
Стр 1 из 5Следующая ⇒ Первым вопрос об образовании Российского государства поставил Нестор. По данным повести временных лет результатом ссоры между славянскими племенными союзами и их вождями стало обращение за помощью к их соседям варягам и их князьям за помощью княжить нами. Приняли приглашение и стали править 862 году Рюрик в Новгороде, Синиус - в Беолозере, Трувор - в Изборске. Так было положено начало династии Рюриковичей, продолжавшейся по 16 век. Нестор заложил основы отечественной и историографической традиции, которой пользовались до конца века. При Пётре I начинается война норманистов и антинорманистов, в основе их спора вопрос о происхождении термина «Русь» и образовании Русского государства. Норманская теория была предложена академиками немцами, работавшими в 18 веке в Петербургской академии наук: Баером, Миллером, Шлецером. Сторонники норманской теории, приписывая создание древнерусского государства варягам, делали вывод о якобы неспособности славян к самостоятельности, их отсталости. Первым антинорманистом в 18 веке выступают Ломоносов и Татищев. Согласно антинорманской или славянской теории государство исконно-русское, а название Русь древнее призвания Варягов, а Рюрик происходит из западных славян. На протяжение 19 века в русской исторической науке шла борьба между норманистами (Карамзин, Богодин, Соловьев и другие) и антинорманистами (Еловайский, Гедеонов, Грушевский, Морошкин, Тредьяковский, Котляровский, Крашевиннков и другие). Первая половина 19 века была периодом решительного перевеса норманской теории, что объясняется уровнем развития исторической науки. Начиная со второй половины 19 века усиливается антинорманское направление. В течение 20 века наблюдаем всплеск норманистов и антинорманистов в связи с приходом Гитлером 1933г. Современные ученые преимущественно отвергают норманскую теорию
центристская. дрг возникло как результат внутреннего общественного развития славян, но при участии варягов. Юрганов, Кацва и совр. историки Выводы Сегодня большинство ученых согласны, что первыми князьями были варяги, в то же время есть мнения, что: 1. Известны более ранние славянские князья: Кий, Граблин и Кустомысл 2. У самих варягов государственность еще не сложилась, они, так же как и славяне, стояли на стадии складывания раннеклассового общества, поэтому они не могли оказать решающего влияния на процесс складывания государства, у славян сама эта форма власти (княжение) уже существовала 3. Запись ПВЛ о призвании Рюрика есть позднейшая вставка в первоначальный текст по велению Владимира Мономаха, тесно связанного со Скандинавией, с целью оправдать законность своего княжения. Согласно первоначальной записи Нестора в ПВЛ государство Русь начало складываться. Еще в 6 веке вокруг Киева. 4. Найдено мало заимствованных скандинавских слов (7 из 1000) Но не смотря на эти сомнения, скорее всего, варяги сыграли роль ускорителя процессов образования ДРГ. Причиной же образования ДРГ связаны не с личностью одного человека, а с объективными процессами внутреннего экономического политического социального развития восточных славян. Речь может идти только о степени влияния выходцев из Скандинавии на процесс образования государства у восточных славян и о характере их роли.
Первые князья Первый князь по летописи, Рюрик, княжил с 862 года в Новгороде, а после смерти Сениуса и Тругора стал править один, его дружинники Аскольд и Дир княжили в Киеве. Является родоначальником династии Рюриковичей. Княжение Олега (879-912гг) После смерти Рюрика в 879 году власть принял его сородич Олег. В 882 году Олег совершает поход на Киев, убивает Аскольда и Дира. Олег объединил Киев и Новгород. Таким образом, в 882 году произошло объединение славян в единое древнерусское государство со столицей в Киеве.
Почему Олег сделал столицей Киев, а не Новгород Полнота власти различна: в Новгороде княжеская власть ограничена военной и судебной функциями, т.е. все решало вече, в Киеве князь - полновластный монарх. 2. Оба города богаты, но залогом будущей власти князя является его авторитет, как гарант охраны Киева от набегов степных народов. 3. Киев проводник по порокам Днепра, а значит центр экономического обогащения на пути «Из варяг в греки». В 907 и 911 годах Олег совершил походы на Византию и заключил с ней договоры. Он подчинил северных древлян, северян и радимичей. Онупрочил внешнеполитическое положение. В 907 военный поход на Константинополь-итог: два мирные договора, выгодные для руси Княжение Игоря (912-945гг) Наследник Олега - Игорь Рюрикович. Отразил набеги кочевников-печенегов. Он совершил походы на Византию в 941 и 944 годах. В ходе последнего заключил с Византией договор, в котором впервые упоминается название "Русская земля", он подчинил уличей и теверцев, воевал с древлянами, при сборе дани с которых погиб. Княжение Ольги (945-960гг) Вдова Игоря - княгиня Ольга. Она обложила древлян высокой данью, установила уроки, т.е. фиксированный размер дани и погосты. Таким образом, дань - полюдье стала фиксированным налогом. Поход княгини Ольги на древлян означал начало ликвидации автономии союза племен, входивших в состав древнерусского государства и образовании единой корпорации древнерусской служебной знати, возглавляемой великим киевским князем. Княжение Святослава (945/960-972) Сын Игоря и Ольги - Святослав. В 965 году Святослав разгромили хазарский каганат, прекративший после этого свое существование, он подчинил своей власти вятичей. Убит печенегами в 972 во время возвращения из Болгарии на днепровских порогах После гибели Святослава, в начавшейся междоусобной войне между Ярополком, Олегом и Владимиром, победу одержал младший сын Владимир и в 980 году захватил власть в Киеве. Старшие братья нашли смерть в борьбе за власть.
Русь в правлении Владимира I (980-1015) Во времена Владимира I на Руси окончательно оформляется государственность. Владимир воевал с вятичами и радимичами, ходил походами на литовцев и дунайских болгар, а в 981 году подчинил Восточную Галицию. В 988 году происходит принятие христианской религии в качестве государственной. владимир 1. святой. -первая междоусобная война за власть между сыновьями Святослава-Владимиром и Ярополком(972-980). Победа владимира и утверждение его на киевском престоле -980г. Языческая реформа Владимира. Создание пантеона языческих богов во главе с Перуном(попытка приспособить язычество у потр. дрг и общества завершилась неудачей) -988гпринятие христианства -Успешные походы против поляков, печенегов, основание новых городов-крепостей(Переяславль, Белгород) Причины принятия христианства: 1) Язычество или политеизм, в основе которого лежит культ природных сил перестало соответствовать интересам государства. Племенные боги не выражали концепцию "единое государство - один великий князь". 2) Европа уже перешла монополистические религии к христианству, а Русь - языческая окраина. 3) Принятие христианства открывало путь к династическим бракам, что было важно в условиях средневековья для поддержания международных политических связей. Причины принятия христианства в виде православия: 1) Выбор христианства по византийскому образцу был обусловлен интенсивными военными, политическими, торгово экономическими, культурными отношениями Руси и Византии. 2) Православие принято в славянской Болгарии, приняли крещение дружинники Владимира и княгиня Ольга. 3) В системе Византийской государственности духовная власть занимала подчиненное положение от императора, не создавая угрозы светской политической власти Владимира, в отличие от католического запада, где "духовный меч" был выше меча светского, т.е. власть главы католической церкви папы римского была выше светской власти короля. 4) православие не связывало себя языковыми канонами, в отличие от католицизма, где богослужение проходило на латинском языке. Тексты библии и другие богослужебные книги тоже на латыни, чтение их было доступно только священным служителям.
Крещение Руси Носило во многом насильственный характер и это объяснимо, так как происходила смена духовных и нравственных ориентиров. Религия это не просто вера в богов и система обрядности, это образ жизни, система идей, нравственные нормы, система семейно-брачных отношений и даже питания. Однако это наше внутреннее дело и не был зверств, в отличие, например от крещения языческих племен Прибалтики крестоносцами или аборигенов Америки испанцами. Русь крестилась достаточно быстро. Сами методы проведения реформы и устойчивость элементов языческого сознания привели к двоеверию, т.е. переплетению языческих и христианских элементов в создании и культуре, церковь вынуждена была смириться с этим, что выразилось во включении любимых языческих праздников в число христианских, с позволением носить одновременно языческие и христианские имена. Языческие праздники земледельческие праздники остались только для них были найдены их христианские покровители. Значение крещения Руси 1. Крещение способствовало консолидации русского общества на новой социокультурной основе. 2. Привело к смягчению нравов распространению христианской морали. 3. были переняты достижения Византии в области архитектуры, живописи, прикладного искусства 4. С принятием христианства связано появление славянской письменности, кириллицы и глаголицы. 5. В монастырях развивается летописание и книжное дело, открываются школы. 6. Через Византийскую христианскую традицию Русь познакомилась с наследием античности. Вместе с тем по мере разобщения и роста враждебности между православными и католиками происходит некоторая изоляция Руси от запада
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|