Билет Социально-экономическое и политическое развитие страны в ХVII в. Соборное уложение 1649г.
Смута завершила целую эпоху — хозяйственного и соц. кризиса второй половины XVI в. Далее страна ликвидировала последствия Смуты не одно десятилетие — и в хозяйстве, и во внутр. пол-ке, и во внеш. делах. Н-р, последствия хоз. разорения не были до конца изжиты ещё в 30-е гг. XVII в. Недаром поражением законч. война с Речью Посполитой за Смоленск. Позднее Москва не решалась начать войну за Азов, взятый донскими казаками ("Азовское сидение" 1637-1642). Не хватало сил, возможностей. А требования дворян отметить "урочные лета" в сыске беглых крестьян прав-во сочло возм. удовлетворить только в 1649. Ситуация изм. к сер. XVII в. После восстания Речи Посполитой во главе с Богданом Хмельницким Россия приняла Малороссию в своё подданство. Началась длительная и изнурит. русско-польская война (1654-1667), затем война с Турцией и Крымом (1677-1681) тоже из-за Украины. Одновременно Россия бросила вызов Швеции (1656-1658). Вскоре начались Крымские походы (1687 и 1689), затем Азовские (1695-1696). Это были весьма значит. события в отношениях с Крымским ханством, одним из осколков Золотой Орды, давним врагом Руси, и могущественной Османской империей, армии которой в то время едва не взяли Вену. Втор. половина XVII в. — предреформенное время (если иметь в виду масштабные преобразования Петра I), по сути дела тогда нач. реформы в гос. и военном устройстве, в к-ре. Эпоха выдвинула реформаторов — предшественников Петра Великого. Среди них — его отец царь Алексей Михайлович, брат царь Федор Алексеевич, их соратники А.Л. Ордин-Нащокин, Ф.М. Ртищев, А.С. Матвеев и др. Реформы задумывали и проводили царевна Софья Алексеевна, князь В.В. Голицын и иные, ставшие по воле истории заклятыми врагами Петра. Устранив их, царь Петр продолжил во многом их попытки, назначения.
С воцарением Михаила на престол начинает формироваться сословно-представительная монархия (форма феодального государства, при которой власть монарха сочеталась с органами сословного представительства дворян, духовенства и горожан). Власть Михаила на первых порах серьезно ограничивало боярство. Считалось, что царь правит страной вместе с Боярской думой. В неё входили представители четырёх думных чинов: бояре, окольничие думные дьяки и думные дворяне. Решение думы становилось законом или его разъяснением. Постеп. роль боярской думы уменьшается. Наряду с ней сущ. при царе т.н. “ближняя” или “тайная” дума. В неё царь включал не всех бояр, а лишь некоторых по своему личному усмотрению. Несмотря на уменьшение роли Думы в гос-ве во второй пол. столетия, она по-прежнему вместе с царем руков. страной. Окончат. её падение относ. ко времени правления Петра I. Однако сущ-е в России сословной монархии препят. отсутствие у сословий, кроме боярства, понятия о своих правах и их законод. оформлении. Земские соборы не шли дальше челобитных к царю с требованием укреп. порядок в гос-ве. В частности, собор 1619 просил вернуть хозяевам беглых крестьян. Требования горожан не распр. дальше просьбы справедливо разделять налоговый гнёт. Этому мешал, по их мнению, уход части ремесленников и торговцев в монастырские и боярские слободы, освобожденные от налогов, что увелич. налоговый гнёт в городах. Там они станов. “закладниками”, феод.-завис. людьми бояр и монастырей. Поэтому горожане просили вернуть “закладников” в городское тягло. В их сознании сословные права путались с правами тягловой общины. Земские соборы не могли остан. тенденцию к закрепощению податных сословий, в том числе городских жителей. Всё большую роль на соборах играли боярство и дворянство. Но и они могли лишь временно огранич. царскую власть. Зачатки сословной монархии оказались незначит., прежде всего из-за слабости городов и правосознания населения.
Реальным путем усиления власти гос-ва было развитие местной администрации. В XVI в. воеводы сущ. лишь в некот. пограничных городах. В 1614 они правили уже в 103 города, в 1616 — в 138, в 1625 — в 146. Полномочия воевод были шире полномочий наместников-кормленщиков до их упразднения Иваном Грозным, поэтому поток жалоб на их злоупотребления не прекращ. В Москве даже был учрежден особый приказ, принимавший жалобы населения. Воеводы все чаще вмеш. в дела местных органов самоупр-я. Но население было неспособно бороться за отстаивание своих прав на Земских соборах, не понимало необх-ти создания системы сословных прав. Единств. авторитетом для народа был царь. Алексей Михайлович Тишайший (1645-1676гг.) Социальные движения середины 17 века. К середине 17 века произошла целая серия городских восстаний: Ø Соляной бунт в 1648 году, Ø Хлебный бунт в 1650 году, Ø Медный бунт в 1662 году, Ø Чумной бунт в 1671 году, Ø Стрелецкие восстания 1682, 1689 и 1698 годов. Мощные движения под предводительством Степана Разина 1667, 1671 годов выдвинуло лозунг крестьянского самоуправления как основу государства, за великого царя против дворян - изменщиков. Протест был подавлен, Степан Разин был казнен. Реформы Алексей Михайлович с целью ликвидации социальной напряженности и упорядочивания управления государством предпринимают реформу законодательства. В 1649 году обнародовали Соборное уложение, новый законодательный кодекс, закрепивший статус, обязанности и привилегии основных сословий, усилившее вес и роль служивших слоев. Белые слободы церкви и бояр были ликвидированы, но крестьяне прикреплялись к земле, Урочные лета были отменены, помещики получили право сыска беглых крестьян и возврата их без срока давности. Билет 12(дополнение). Народные движения середины и второй половины ХVII в. Раскол в Русской Православной Церкви.Восстание Степана Разина XVII столетие вошло в историю как «бунташное время», период резкого обострения классовой борьбы. Причины роста народных выступлений. Усиление крепостного гнёта, рост повинностей. Введение бессрочного сыска беглых крестьян. Рост налогов на нужды армии из-за многочисленных войн. Злоупотребления власти, алчность чиновников.
Конфликт «белых» и «чёрных» слобод. В городах существовали «чёрные» слободы, жители которых несли государственное тягло, и «белые» слободы, принадлежавшие местным феодалам, не несшие государственного тягла. Многие тяглецы из «чёрных слобод» уходили в «белые» слободы, а их доля налогов распределялась среди оставшихся. «Белые» слободы были ликвидированы Соборным Уложением 1649 г. Всё население стало тяглым. «Соляной бунт» 1648 г. Глава правительства боярин Б.И. Морозов решил пополнить пустующую государственную казну заменой прямых налогов (очень разорительных) косвенными. В 1646 г. правительство обложило дополнительной пошлиной соль, увеличив её цену в 7 раз. В 1648 г. в Москве вспыхнул бунт. Народ пытался подать царю Алексею Михайловичу челобитную, но стрельцы разогнали толпу. Народ растерзал наиболее ненавистных чиновников – главу Земского приказа Л. Плещеева, главу Пушкарского приказа П. Траханиотова, автора соляного налога дьяка Н. Чистóго и купца В. Шорина. Восставшие потребовали выдать на расправу Б. Морозова, но царь «отмолил» своего воспитателя и отправил его в ссылку в Кирилло-Белозерский монастырь. Бунт привёл к экстренному созыву Земского собора. «Хлебные бунты» вспыхнули в 1650 г. в г. Устюге Великом, Пскове, Новгороде, Курске из-за резкого подорожания хлеба. Причина: русские хлебные запасы были вывезены в Швецию в счёт уплаты долгов. «Медный бунт» 1662 г. В XVII в. выросли налоги на нужды армии из-за войн со Швецией и с Польшей. Стремясь выйти из финансового кризиса, правительство с 1654 г.увеличило выпуск медных денег. Доверием медные деньги не пользовались, их часто подделывали. Серебряные деньги исчезли, а государство налоги принимало только ими. Началась инфляция, медные деньги обесценились. В 1662г. вспыхнул «Медный бунт». Вызванные царём стрельцы погнали толпу к реке. Свыше 100 человек утонули, многие были изрублены. Мятежников, виновных в «заговоре и скопе», четвертовали и повесили. В отличие от Соляного, Медный бунт был жестоко подавлен, так как правительству удалось использовать стрельцов против народа. Чеканку медных денег прекратили.
Церковная реформа 1653 г. Раскол Русской Православной Церкви. 1. Причины реформы: 1. В богослужебных книгах за века накопились разночтения. Требовалась их унификация (единообразие). 2. Разногласия в церковных обрядах также требовали унификации. 3. Низкий уровень грамотности и не слишком высоконравственное поведение церковнослужителей, что стало предметом сатиры XVII в. Соборное Уложение 1649 г. ограничило рост церковного землевладения и урезало иммунитетные права монастырей. В 40-е гг. XVII в. в Москве сложился «Кружок ревнителей древнего благочестия» во главе с царским духовником Стефаном Вонифáтьевым. Члены кружка Никон, Иван Неронов, Фёдор Ртищев, Аввакýм Петров и др. стремились поднять нравственность священников, противодействовать проникновению светских начал в духовную жизнь. Их поддержал царь Алексей Михайлович. Однако разногласия возникли при выборе образцов, по которым надлежало производить исправления церковных книг. Аввакум считал, что за основу нужно взять древнерусские книги. Никон был за греческие (византийские) оригиналы, что соответствовало концепции «Москва – третий Рим». Никон (в миру мордвин Никита Ми́нов) (1605–1681) прославился аскетизмом и подвижничеством, жил в скиту на Белом море. Никон, обладая непреклонным характером, имел большое влияние на царя Алексея Михайловича, который называл его своим «собинным (особенным) другом». Став в 1652 г. патриархом, Никон с 1653 г. приступил к реформе. Против «никониан» выступили Аввакум Петров (1621/1622–1682 гг.), Иван Неронов (1591–1670 гг.), боярыня Феодосия Морозова и её сестра княгиня Евдокия Урусова. Они были сосланы и умерли в земляной тюрьме в г. Боровске. На церковных соборах 1654, 1656, 1658 гг. противники реформы были обвинены в расколе, отлучены от церкви и преданы проклятию. Церковный собор 1666–1667 гг. обязал сжигать «раскольников». И. Неронов на этом соборе раскаялся и был прощён. Лидер раскола протопóп Аввакýм Петров (Петрович), бывший старший священник г. Юрьевец-Повольский (ныне в Ивановской обл.), талантливый публицист и проповедник, 15 лет провёл в ссылке в земляной тюрьме в г. Пустозёрске, где создал своё знаменитое «Житие». Аввакум в 1682 г. написал резкое письмо царю Фёдору Алексеевичу и был сожжён Обряды никониан и старообрядцев
Соловецкое восстание («сидение») 1668–1676 гг. В Соловецком монастыре отбывали ссылку более 100 противников никоновской реформы, а также сподвижники Степана Разина, крестьяне, посадские люди. Они захватили власть в монастыре. Карательное войско (1 тыс. чел.) во главе со стрелецким сотником Чадуевым осадило монастырь. Оборону монастыря возглавил Фадейка-сапожник. Движение приняло не только религиозную, но и социальную окраску. Защищая старую веру, народ выражал протест и против социальной эксплуатации. После 8 лет осады монах-перебежчик Феоктист указал стрельцам тайный проход в стене. Монастырь был взят, его защитники перебиты. Из 500 человек в живых осталось 60.
Конфликт церкви и светской власти. Падение Никона. Патриарх Никон подчёркивал превосходство духовной власти над светской: «священство выше царства», поскольку патриарх представляет Бога, а светская власть – от Бога. Это привело к конфликту. В 1658 г. царь потребовал, чтобы Никон не именовался впредь великим государем. Никон заявил, что не желает быть патриархом в Москве, и уехал в Новоиерусалимский монастырь. Он рассчитывал, что царь уступит, но ошибся. Церковный собор 1666–1667 г. поддержал царя и лишил Никона патриаршего сана. Никона сослали вначале в Ферапонтов, а затем – в Кирилло-Белозерский монастырь. Церковная власть подчинилась царю. Восстание Степана Разина (1670 – 1671 гг.). Причины: -закрепощение крестьян по Соборному Уложению 1649 г.; -избыток на Дону беглых крестьян; - недовольство народов Поволжья государственным гнётом. Крымское ханство перегородило р. Дон цепями, донские казаки лишились выхода в Азовское море, «походы за зипунами» в этом направлении прекратились. В 1666 г. казачий атаман Василий Ус с отрядом направился на Москву, грабя вотчины и поместья. Ус дошёл до Тулы, но отступил на Дон перед царской армией. Казачий атаман, уроженец станицы Зимовейской Степан Разин (ок. 1630–1671) в 1667–1669гг. совершил дерзкий поход «за зипунами» в Персию, опустошил побережье Каспийского моря, разбил персидские армию и флот. Затем Разин захватил Яицкий городок, разграбил караван судов царя, патриарха и купца В. Шорина. Весной 1670 г. Разин напал на русские земли. К нему примкнул Василий Ус. Разин рассылал «прелестные письма» (агитационные послания) с призывом к походу на бояр и дворян. Для привлечения народа Разин распустил ложный слух о том, что в его войске находятся царевич «Алексей Алексеевич» (сын царя, уже умерший в 1670 г.) и опальный патриарх Никон. Главной целью похода была Москва, маршрутом – Волга. Повстанцы взяли Царицын, Астрахань, Саратов, Самару, осадили Симбирск. Уничтожая бояр и дворян, они вводили казацкое самоуправление. Для подавления восстания царь направил 60-тысячное войско воевод Ю. Долгорукого и Ю. Барятинского. Они сурово карали восставших, повсюду стояли виселицы с повешенными. В октябре 1670 г. под Симбирском разинцы потерпели поражение. Раненый атаман бежал на Дон, в Кагальницкий городок. Однако домовитые казаки во главе с атаманом Корнилой Яковлевым, опасаясь царского гнева, выдали Разина. После жестоких пыток летом 1671 г. его четвертовали в Москве. Фрол Разин, увидев муки брата, в ужасе выкрикнул «Слово и дело государево!». Его увели из-под топора палача, пытали, выясняя, где спрятаны награбленные сокровища, и казнили пять лет спустя в 1676 г. Причины поражения Степана Разина: -царистский характер восстания. Крестьяне верили в возможность улучшения жизни при новом «добром царе» (наивный монархизм);-стихийность, разрозненность и локальность движения; -слабое вооружение и плохая организованность повстанцев. Таким образом, народные движения XVII в., с одной стороны, играли роль ограничителя эксплуатации феодалов. Но, с другой стороны, подавление этих восстаний приводило к укреплению государственного аппарата, ужесточению законодательства.Поэтому за победой восставших неизбежно последовала бы новая социальная дифференциация. Победа Степана Разина неизбежно привела бы к большим жертвам и нанесла бы значительный урон русской культуре и развитию государства Билет.Культура XVII века XVII в. характеризовался заметным ростом грамотности среди различных слоев населения. Широкое распространение получают учебные пособия. Особой популярностью пользовался «Букварь» Василия Бурцева (1633 г.). Появлялись средние школы, где изучали иностранные языки и другие предметы. В 1687 г. Славяно-греко-латинское училище приобрела статус академии и стала первым в России высшим учебным заведением. При царском дворе распространялась рукописная газета «Куранты». Произведения общественной мысли начала века создавались под свежим впечатлением Смутного времени, бурные события которого рассматривались в них с различных точек зрения. Дьяк Иван Тимофеев во «Временнике» (1620-е гг.) осуждал Грозного и Годунова, истреблявших боярство и тем, по его мнению, ослаблявших царскую власть. В середине и второй половине XVII в. появляются сочинения Симеона,«Политика» Юрия Крижанича, в которых обосновывается полезность самодержавия для развития страны. Симеон Полоцкий стал воспитателем старших детей Алексея Михайловича. Среди произведений, содержащих резкую критику государственной власти и официальной церкви, выделяется «Житие протопопа Аввакума» – своего рода автобиография, написанная духовным вождем Раскола. Особенно ярко процесс обмирщения в литературе проявляется в росте популярности произведений таких жанров как бытовая повесть и сатира. Бытовые повести посвящались темам столкновения младшего и старшего поколений, нравственного выбора героев, их личным переживаниям. Основные персонажи – купцы и небогатые дворяне, как правило, люди авантюрного склада, легко отвергающие патриархальные устои и нравственные нормы прошлого. Социальные конфликты XVII в. породили еще один жанр – сатиру, которая пародировала жития («Слово о бражнике»), судопроизводство («Шемякин суд», «Повесть о Ерше Ершовиче»), высмеивали быт монахов («Калязинская челобитная»). Господствующим стилем церковной архитектуре окончательно становится шатровый стиль. Однако уже во второй половине XVII в. он постепенно теряет свои позиции. Церкви середины XVII в., как правило, нарушали крестово-купольные образцы, отличались асимметрией и чрезвычайно богатым декоративным украшением фасадов (московские церкви Рождества Богородицы в Путинках). Этот стиль в архитектуре получил название «нарышкинское» (или московское, или северное) барокко. Из гражданских построек самыми замечательными были Теремной дворец Московского Кремля. Контроль за деятельностью живописцев осуществляла Оружейная палата Кремля. В иконописи первой половины XVII в. продолжала господствовать «Строгановская школа», мастера которой (Прокопий Чирин) все свое искусство посвящали тщательному и технически совершенному исполнению канонов. Во второй половины XVII в. заметным явлением становится живопись Симона Ушакова, в которой уже проявляются реалистические тенденции: он пишет иконы с учетом анатомического строения лица, используя светотень и перспективу.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|