Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Теоретическая часть, первая глава дипломного проекта




Кафедра социологии управления

Методические указания

по подготовке студентами:

Самостоятельных работ

Санкт-Петербург


Составители:

д.с.н., проф. Н.Л. Захаров, д.с.н., проф. В.В. Тумалев, к.с.н. И.В. Савин, к.с.н., доц. М.Б. Перфильева.

Методические указания составлены исходя из типовых требований к работам и проектам студентов, разработанным УМО вузов России по образованию в области данных специальностей.

Методические указания позволяют обеспечить единство требований, предъявляемых к содержанию, качеству и оформлению работ и проектов.

В данных методических указаниях рассмотрены цель и задачи студенческих работ и проектов, сформулированы основные требования, предъявляемые к их содержанию, определен порядок их выполнения и оформления, их отличительные особенности.


ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Самостоятельная работа студента – такими работами считаются:

- контрольные работы,

- рефераты,

- научные эссе

- курсовые работы,

- курсовые проекты, а также

- выпускные квалификационные работы, к числу которых относятся:

- выпускная квалификационная работа на соискания степени бакалавр,

- выпускная квалификационная работа – дипломная работа, на соискания степени специалиста,

- выпускная квалификационная работа – дипломный проект, на соискания степени специалиста,

- выпускная квалификационная работа – диссертация на соискания степени магистр.

Самостоятельная работа студента, призванная отразить теоретические знания студента, его способность самостоятельно излагать свои мысли и делать логически непротиворечивые, обоснованные выводы.

Контрольная работа (К) выполняется в соответствии с определенным заданием по определенному алгоритму. Призвана проверить владение студента алгоритмом выполнения задания (объем от 4 до 10 стр. шрифт 14, 1,5 интервала).

Реферат (Р) – выполняется по определенной теме и призван показать умения студента работать с литературой (объем от 5 до 15 стр. шрифт 14, 1,5 интервала).

Научное эссе (НЭ) – свободное изложение студентом его мнения по самостоятельно выбранной им теме. Призвано проверить навыки студента самостоятельно выбирать тему и обосновывать свои взгляды (объем от 5 до 15 стр. шрифт 14, 1,5 интервала).

Курсовая работа (КР)– предполагает самостоятельный выбор студентом темы по изученной дисциплине (или комплексу дисциплин), самостоятельную оценку актуальности данной темы, самостоятельный подбор материала по теме, самостоятельную организацию материала работы, логичное и непротиворечивое построение материала, определение целей и задач работы, самостоятельная формулировка достоверных выводов по каждому отдельному разделу работы и выводов в заключении, добросовестную работу с научной литературой (объем от 20 до 30 стр. шрифт 14, 1,5 интервала).

Курсовой проект (КП) – имеет дополнительное требование в сравнение с курсовой работой. Он призван не только продемонстрировать свободное владение студентом теоретическим материалом, но и сделать практические рекомендации к внедрению для выбранной студентом организации (предприятия, сообщества, учреждения) (объем от 4 до 10 стр. шрифт 14, 1,5 интервала).

Выпускная квалификационная работа (ВКР) на соискание степени бакалавра (ВКРБ) – предполагает самостоятельный выбор студентом темы по изученной ключевым дисциплинам направления (общепрофессиональным и специальным федерального компонента), самостоятельную оценку актуальности данной темы, самостоятельный подбор материала по теме, самостоятельную организацию материала работы, логичное и непротиворечивое построение материала, определение целей и задач работы, самостоятельная формулировка достоверных выводов по каждому отдельному разделу работы и выводов в заключении, добросовестную работу с научной литературой (объем от 60 до 90 стр. шрифт 14, 1,5 интервала).

ВКР на соискание степени бакалавра (РБ) – представляет собой самостоятельную комплексную, прикладную учебно–исследовательскую работу и предполагает обязательное наличие теоретической и аналитической частей.

РБ может представлять собой: 1) логическое развитие курсовых работ и проектов студента или 2) не быть связан с курсовыми проектами и работами. Поскольку разработать РБ на высоком уровне в течение нескольких месяцев не представляется возможным, поэтому наиболее предпочтительным является первый из указанных вариантов. Предшествующие курсовые работы (проекты) следует также использовать при написании РБ (особенно в теоретической части), если они соответствуют проблематике дипломного проекта.

РБ обеспечивает закрепление знаний по различным дисциплинам, полученных за годы обучения, а также формирование и развитие навыков аналитической работы.

РБ должна быть написан студентом самостоятельно на основании глубокого изучения научной литературы по проблемам управления и анализа практического материала. Учебно-исследовательская работа также должна продемонстрировать свободное владение студентом различных источников информации и умение работать со специальной литературой, а также умение выявлять, анализировать и решать реальные проблемы. РБ предполагает самостоятельный выбор студентом темы по изученной ключевым дисциплинам направления (общепрофессиональным и специальным федерального компонента), самостоятельную оценку актуальности данной темы, самостоятельный подбор материала по теме, самостоятельную организацию материала работы, логичное и непротиворечивое построение материала, определение целей и задач работы, самостоятельная формулировка достоверных выводов по каждому отдельному разделу работы и выводов в заключении, добросовестную работу с научной литературой (объем от 60 до 90 стр. шрифт 14, 1,5 интервала).

ВКР – дипломная работа, на соискание степени специалиста (ДР) – в дополнении к требованиям РБ, ДР имеет отличительные особенности – ДР демонстрирует владение студента специальностью, поэтому и выбор темы опирается на специальные дисциплины и дисциплины специализации, а также студент должен продемонстрировать в своей ДР новое использования существующих методов (объем от 60 до 90 стр. шрифт 14, 1,5 интервала).

ВКР – дипломный проект, на соискание степени специалиста (ДП) – в дополнении к требованиям ДР, ДП отличает то, что он отражает практическое применение теоретических и методических знаний студента. И с необходимостью должен включать и проектный раздел. Дипломный проект обеспечивает закрепление знаний по различным дисциплинам (но главным образом специальным и дисциплинам специализации), полученных за годы обучения, а также формирование и развитие навыков аналитической и проектной работы.

Главной отличительной особенностью ДП является предложения по внедрению перспективных методов (объем от 60 до 90 стр. шрифт 14, 1,5 интервала).

ВКР – диссертация на соискание степени магистр (ДМ) – отличительной особенностью ДМ в дополнении к требованиям к ДП в том, что соискатель предлагает к внедрению разработанные лично им перспективные методы (объем от 60 до 90 стр. шрифт 14, 1,5 интервала).

Содержание и защита дипломного проекта должны показать:

· уровень умений студента к самостоятельной исследовательской и практической работе по данной теме;

· умение адекватно применять полученные знания в практической работе;

· уровень развития навыков студента собирать, систематизировать, анализировать теоретический и практический материал;

· способность применять методологию системного анализа и проектирования, экономико-математического моделирования, уметь логично и научно обоснованно формулировать теоретические и практические рекомендации, результаты анализа, проектные решения и мероприятия по их внедрению, соблюдать логическую последовательность изложения материала;

· Текст работы должен сопровождаться схемами, графиками, диаграммами, таблицами и другим иллюстративным материалом, который придаст тексту ясность, наглядность. Количество иллюстраций определяется содержанием работы.


Таблица 1

Типовая структура самостоятельной работы

Наименование структурных компонентов самостоятельной работы К Р НЭ КР КП РБ ДР ДП ДМ
Количество страниц и характеристика структурного компонента
Титульный лист                  
Задание .   -  
Оглавление  
Введение включает:   1-2 1-3
· актуальность выбранной темы; - до 0,5 0,5-1,5
· степень разработанности темы; - до 0,5 0,5-1,5
· объект и предмет исследования; - 2-4 строки
· цель и задачи; - 0,3-0,5
· эмпирическая база исследования, - 0,3-0,5 - 0,3-0,5
· краткое описание структуры ВКР. - 2-4 строки
1. Теоретическая часть (должна иметь определенное название) · формулировка цели и задач данного раздела · постановка и сущность изучаемой проблемы; · понятийный аппарат данного научно-практического исследования, анализ литературы по проблеме исследования; · теоретические и практические пути (методы) решения данной проблемы, т.е. могут быть использованы как теоретические конструкты, так и обобщенный практический опыт; · вывод (обобщение) по материалу главы. - 3-5 5-7 12-20

 

Продолжение Таблицы 1.

Наименование структурных компонентов самостоятельной работы К Р НЭ КР КП РБ ДР ДП ДМ
Количество страниц и характеристика структурного компонента  
2. Аналитическая часть (должна иметь определенное название) · анализ фактического материала; · определение значения исследуемой проблемы; · вывод по материалу главы.   - 7-10 20-25  
3. Проектная часть (должна иметь определенное название и выступает обычно как отдельная глава, в отдельных случаях это может быть параграф второй главы ) · разработка комплекса взаимосвязанных проектных мероприятий, направленных на устранение выявленных проблем; · расчет социально-экономической эффективности проекта; · комплекс мероприятий по внедрению проекта; · правовую оценку разработанных мероприятий; · описание информационно-технического сопровождения, необходимого для решения проектного задания; вывод по материалу главы. - 5-10 - 10-25    
                             

Продолжение Таблицы 1.

Наименование структурных компонентов самостоятельной работы К Р НЭ КР КП РБ ДР ДП ДМ
Количество страниц и характеристика структурного компонента  
В Заключении необходимо: · обобщить выводы по главам (и/или параграфам); · показать, как были решены задачи исследования; · обосновать достижение цели и сделать вывод; · обозначить дальнейшие направления исследования по данной проблематике.   1-3  
Список использованной литературы Не менее 3 источников Не менее 20 источников Не менее 60 источников  
                         

 

Подробное содержание основных разделов дипломного проекта.

Титульный лист и оглавление

Титульный лист и оглавление выполняются на двух первых листах работы по определенной форме (см. Приложение 1). Оглавление должно быть развернутым, состоящим из нескольких глав (2-3 главы), которые, в свою очередь, включают ряд параграфов (не менее двух в главе). Против названий глав и параграфов проставляются номера страниц по тексту. Название главы не должно полностью совпадать с названием дипломного проекта (в противном случае наличие нескольких глав становится излишним), а название параграфа – дублировать название главы.

Введение

Во введении обосновывается актуальность и значимость выбранной темы, степень разработанности ее в профессиональной литературе. Здесь определяется объект и предмет исследования, формулируются цели и задачи дипломного проекта, обосновывается структура проекта.

Актуальность темы исследования – это степень ее важности в данный момент времени, по сути это описание проблемы исследования. Освещение актуальности не должно быть многословным, оно может занимать до 0,5 стр. печатного текста. Актуальность можно раскрывать в одном из трех направлений: 1) полное отсутствие каких-либо исследований (отечественных и зарубежных) в данном направлении. В данном случае выполняемый студентом работа будет выступать как определяющий новое, ранее не исследованное направление, 2) недостаточная проработанность данной проблематики. В этом случае работа направлена на преодоление этой недоработанности; 3) возможность решения практических вопросов на основе полученных в ходе учебно-исследовательской деятельности данных.

Например, актуальность Дипломного проекта на тему: «Пути повышения эффективности управления трудовым поведением персонала» раскрыта следующим образом:

Актуальность темы. Управленческие отношения весьма многогранны, поэтому и проблема эффективности менеджмента является сложной и комплексной. Она подразумевает, прежде всего, выбор критериев, их измерение, выявление взаимозависимости и взаимообусловленности показателей для формирования моделей оценки эффективности, анализ результатов, комплекс мер по развитию менеджмента.

Эффективное управление предполагает максимально полное использование того широкого набора ресурсов, который имеется в распоряжении организации. Сегодня уже никому не надо доказывать, что из всех ресурсов главный ресурс - это люди. Но от людей можно получить высокую отдачу лишь при определенных условиях. Интерес российских менеджеров к совершенствованию работы с персоналом заметно возрос за последние три года. Сегодня очевидно, что совершенствование работы с персоналом – наиболее важный ресурс любой организации.

Встает проблема обеспечения эффективного функционирования системы управления персоналом, т.е. как определения критериев, так и поиска путей повышения эффективности управления персоналом и его трудовым поведением в частности, ведь реализация стратегических целей любой организации предполагает выполнение ее персоналом определенных действий, называемых трудовым поведением, включающим в себя не только технические, но и поведенческие навыки.

Степень разработанности проблемы. Здесь студент должен привести краткий аналитический обзор литературы по теме работы, продемонстрировать знание основной литературы по данной проблеме. Необходимо перечислить отечественных и зарубежных исследователей, ученых, практиков, которые внесли наиболее значимый вклад в решение обозначенных проблем, как в теоретико-методологическом, так и в практическом аспектах, и предложивших свои подходы к решению данной проблемы.

Например, степень разработанности проблемы в Дипломном проекте«Оптимизация организационной структуры и системы должностных взаимосвязей предприятия»

Состояние научной разработанности проблемы. Исследование систем управления организации происходит в русле следующих научных направлений: во-первых, в фундаментальных теориях системного анализа, теории организации, организационного проектирования; во-вторых, в теоретических подходах, нацеленных на решение прикладных проблем построения системы управления, проектирования организационной структуры компании и должностных взаимосвязей.

Первое направление – это фундаментальная теоретическая база, включающая методологические разработки и подходы к изучению процессов функционирования, построения и развития организаций. К первой группе данного направления могут быть отнесены работы, посвященные теории системного анализа как прошлых лет (начало и середина ХХ в.)[1], так и современные (последняя треть ХХ в.)[2]. Вторая группа работ этого направления – теоретическое исследование функционирования и построения организации.

Второе направление – выработка прикладных рекомендаций и программ, способных оказать позитивное влияние на деятельность.

Объект исследования – это процесс или явление, избранные для изучения. Обычно объект и предмет исследования соотносятся между собой как целое и часть, общее и частное. В этом случае предмет исследования это то, что находится в границах объекта и представляет определенный аспект рассмотрения объекта; именно предмет и определяет тему исследования.

Пример 1: Объект исследования в работе «Пути повышения эффективности управления трудовым поведением персонала» – трудовое поведение персонала. Предмет исследования: эффективность управления трудовым поведением персонала.

Пример 2: Объект исследования в работе «Анализ системы управления предприятием на примере ООО «Торговый дом»: система управления предприятием. Предмет исследования: оценка системы управления предприятием на примере ООО «Торговый дом».

Цель работы – главный, основной результат исследования. Цель исследования вытекает из формулировки темы работы и предмета исследования. Формулировка цели должна начинаться с глагола в неопределенной форме: разработать, создать, выявить, сформировать, определить и т.д. Точность постановки цели во многом определяет практическую значимость проведенного исследования.

Задачи исследования представляют собой определенный алгоритм действий (пути достижения цели), необходимых для достижения поставленной в проекте цели. В работе задачи перечисляются именно в том порядке, в котором будут совершаться действия. Описанный алгоритм действий по достижению цели исследования позволяет увидеть логику работы, и значительно облегчает самостоятельную работу студентов. Задачи работы соответствуют главам (или параграфам).

Пример. Тема Дипломного проекта: «Анализ системы управления предприятием на примере ООО ”Торговый дом”», тогда:

Цель работы – проанализировать систему управления на примере конкретного предприятия.

Исходя из цели исследования, необходимо определить следующие задачи:

· раскрыть понятие и сущность системы управления предприятием;

· изучить приёмы и методы, которые могут быть использованы при анализе системы управления конкретного предприятия.

· изучить основные компоненты аналитического инструментария системы управления предприятием;

· выработать критерии оценки системы управления с учетом специфических особенностей конкретного предприятия;

· проанализировать текущее состояние системы управления;

· провести диагностику системы управления предприятием с позиции интенсивных факторов и резервов производства;

· определить факторы, способствующие росту эффективности организации за счёт совершенствования системы управления..

 

Эмпирическая база исследования – краткое описание материалов, отчетов, документов, использованных для анализа в дипломном проекте. Например:

Эмпирическую базу исследования составили материалы прикладных исследований систем управления, в которых автор выступал в качестве «полевого» руководителя группы и непосредственного участника:

1. «Исследование организационной структуры и должностных взаимосвязей специалистов и менеджеров высшего и среднего звена управления» кондитерского объединения ЗАО «Любимый край» (июль-ноябрь 2003г.). ЛК-03.

 

Структура дипломного проекта – указывает основные разделы, содержащиеся в работе, например:

Структура дипломного проекта определена целью и основными задачами исследования. Дипломный проект состоит из введения, двух глав, включающих шесть параграфов, заключения, списка литературы и приложения.

 

Введение должно быть кратким и четким. Его не следует перегружать общими фразами.

Также введение должно содержать перечень ожидаемых практических результатов.

Основная часть

Основная часть должна обязательно включать две-три главы. Основная частьвключает теоретическую, практическую часть, состоящую из аналитического и проектного блока (последний характерен для проектов и диссертаций).

Соотношение теоретической части, аналитического и проектного блока соотносятся по объему в работе – 20-40 / 30-40 / 20-30 %.При этом дипломный (курсовой) проект, состоящий из двух глав, предполагает, что теоретическая часть будет рассмотрена в первой главе, аналитический и проектный блоки – во второй. Дипломный (курсовой) проект, состоящий из трех глав строится так, что в первой главе – теоретическая часть, во второй – аналитический и в третьей – проектный блоки.

Обязательным элементом теоретической части (первая глава) работы является обобщение отечественного и зарубежного опыта, причем как положительного, так и негативного. Следует определить все ключевые процессы (напр., управленческие, экономические, социальные и др.), составляющие основу изучаемой проблемы. Далее обосновывается собственная точка зрения автора по исследуемой проблеме. В аналитическом блоке во второй главе работы проводится анализ фактического материала, полученного автором во время прохождения практики. В проектном (присутствующим в проектах) блоке – третьей главе или в заключительных параграфах второй главы, – определяются пути решения проблемы исследования, оценивается их целесообразность, проводится расчет экономической и/или социальной эффективности.

Каждая глава предваряется формулировкой цели главы (вытекающей из соответствующей задачи работы) и задач, направленных на решение этой цели. Соответственно и каждый параграф начинается с формулировки цели параграфа, соответствующей определенной задаче главы. Каждый параграф заканчивается выводами, демонстрирующими решение цели, поставленной в начале параграфа и обоснование необходимости этих выводов для перехода к следующему параграфу. Аналогично в конце главы делается обобщенный вывод (объединяющий выводы в параграфах) по результатам достижения цели главы и обосновывается переход к следующей главе. Заключение, в целом, представляет собой агрегированные выводы исследования.

Теоретическая часть, первая глава дипломного проекта

В первой главе характеризуется выбранный объект исследования, ставится проблема, анализируется степень её теоретической разработанности, а также уровень её реализации в практике управления организацией. Раскрываются ключевые понятия исследования, т.е. даются определения, приводятся основные аксиомы, закономерности и др., являющиеся общепринятыми в рамках доминирующих концепций. Здесь необходимо провести критический анализ существующих позиций и на этой основе определить свой подход к решению данной проблемы, обосновывать собственную точку зрения по исследуемой проблеме. Эта глава служит теоретической базой для последующего исследования фактических данных и разработки практических рекомендаций. Завершается глава краткими выводами, позволяющими перейти к последующему изложению материала.

Рекомендуется увязывать рассмотрение основных теоретических положений с конкретными примерами из реальной практики, ситуациями из периодической печати. Так, в ходе анализа конкретного фактического материала могут содержаться ссылки на передовой опыт отечественных и зарубежных организаций, позволяющий выявить негативные моменты в деятельности анализируемого объекта.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...