Анализ динамики таможенных правонарушений в экономической сфере и роли таможенных платежей в структуре доходов федерального бюджета
Федеральная таможенная служба, как субъект бюджетного планирования, является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим, в соответствии с законодательством Российской Федерации, свои полномочия и функции в установленной сфере деятельности по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию, контролю и надзору в области таможенного дела, а также функции агента валютного контроля и специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями [2, С. 6]. Криминализация внешнеэкономической деятельности продолжает оставаться негативным фактором, несущим в себе значительную угрозу национальной безопасности государства. Динамика таможенных правонарушений является ярким тому подтверждением. Так, в 2009 году таможенными органами было возбуждено 4988 уголовных дел, что на 10,7% больше, чем в 2008 году (4504 дела), и на 12,7% больше, чем в 2007 году (4423). По итогам 2009 года таможенными службами было возбуждено 83 700 дел об административных правонарушениях, что на 4% больше, чем в 2008 году (80 423 дела), и на 19% больше, чем в 2007 году (70 129). Экспертизы по делам об АП составили 23%, на долю экспертиз по уголовным делам приходится 6% от общего количества экспертиз, выполненных по постановлениям таможенных органов. Доля экспертно-исследовательских работ, выполненных по обращениям правоохранительных и иных государственных органов, в общем объеме работ составила 1,8%. Всего по результатам проведенных экспертиз на стадии таможенного контроля в 2009 году выявлено более 100 000 фактов правонарушений в сфере таможенного законодательства, что в 5 раз больше, чем в 2008 году. По результатам проведенных экспертиз возбуждено более 1 180 дел об АП и более 670 уголовных дел, что на 6% превышает данный показатель 2008 года. Экономический эффект, полученный на основании результатов экспертиз в 2009 году, составил 13,53 млрд. рублей, что на 41% превышает соответствующий показатель 2008 года [6, С. 245].
В 2010 году таможенными органами организованы и успешно проведены мероприятия по пресечению контрабанды валютных ценностей, ювелирных изделий, вооружения, военной техники, продукции и технологий двойного назначения, оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, ядерных материалов, радиоактивных веществ, объектов интеллектуальной собственности, предметов, представляющих культурную и историческую ценность, а также объектов дикой флоры и фауны, находящихся на грани исчезновения. По-прежнему наиболее опасным и самым распространенным преступлением в сфере таможенного дела остается контрабанда. По данным ФТС России, доля уголовных дел, возбужденных по ст. 188 «Контрабанда» УК РФ, в общем числе инициированных таможенными органами уголовных дел, в 2009 году составила 91% (4026 дел), в 2010 - 93,1% (4194), в 2011 году - 93,2% (4647). При этом значительная часть перемещаемого через таможенную границу контрабандного товара приходится на нелегальный оборот наркотиков и психотропных веществ. Так, по факту контрабанды наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ таможенными органами в 2009 году было возбуждено 845 уголовных дел, в 2008 - 750, в 2007 году - 758 дел. Только в 2010 году в ходе таможенного контроля физических лиц, транспортных средств и товаров, следующих через таможенную границу РФ, а также в результате оперативно-розыскных мероприятий российские таможенники изъяли из незаконного оборота 3432 кг наркотических, психотропных и сильнодействующих веществ. Не меньшую угрозу безопасности государства представляет контрабанда оружия и боеприпасов [6, С. 246].
Статистика выявленных таможенными органами в экономической сфере преступлений также свидетельствует о набирающей обороты энергетической угрозе. Так, в 2010 году по фактам незаконного перемещения энергоносителей таможенными службами было возбуждено 27 уголовных дел, в 2011 и 2012 годах - 96 и 98 соответственно. Сегодня только таможня способна полностью проконтролировать движение и возврат валюты в процессе реализации внешнеторговых сделок, поскольку именно она фиксирует ее перемещение через таможенную границу. Доля дел об административных правонарушениях, по которым вынесены постановления о назначении наказания, за исключением дел об административных правонарушениях, производство по которым прекращено в связи с обжалованием или опротестованием, в общем количестве дел об административных правонарушениях (с 82 % в 2012 году до 85 %к 2020 году); доля выявленных оперативно-розыскными подразделениями таможенных органов правонарушений в области таможенного дела в общем количестве правонарушений, выявленных таможенными органами (с 70 %в 2012 году до 81 % к 2020 году) [3, С. 1]. В структуре таможенных пошлин ввозные пошлины занимают порядка 15-20%, а в структуре доходов федерального бюджета всего 5-6% (таблицы, Приложение 2 и 3) [4, С. 1]. Динамика вывозных и ввозных таможенных пошлин приведена в таблице (Приложение 4) [4, С. 1]. Однако даже незначительное снижение ставок ввозных таможенных пошлин будет способствовать уменьшению доходов федерального бюджета в объемах от 200 до 300 млрд руб. в год. Так, до ратификации договора о вступлении в ВТО в первоначальном проекте федерального бюджета на 2012 г. планировалось увеличение поступлений от ввозных таможенных пошлин до 803,8 млрд руб. (или на 15,7% выше, чем в 2011 г.), а в 2013 г. - до 911, 8 млрд руб. (или на 13,4 % выше, чем 2012 г.) за счет роста налогооблагаемых объемов импорта и роста курса доллара США по отношению к рублю.Однако в соответствие с «Основными направлениями бюджетной политики на 2013 г. и плановый период 2014 и 2015 гг.», обнародованными Минфином 18 июля 2012 г., из-за снижения средневзвешенных ставок ввозных таможенных пошлин доходы федерального бюджета в 2013 г. снизятся на 187,8 млрд руб., в 2014 г. - на 256,8 млрд руб., в 2015 г. - на 365,9 млрд руб. Однако в соответствие с «Основными направлениями бюджетной политики на 2013 г. и плановый период 2014 и 2015 гг.», обнародованными Минфином 18 июля 2012 г., из-за снижения средневзвешенных ставок ввозных таможенных пошлин доходы федерального бюджета в 2013 г. снизятся на 187,8 млрд руб., в 2014 г. - на 256,8 млрд руб., в 2015 г. - на 365,9 млрд руб. [4, С. 1].
Снижение средних ставок вывозных таможенных пошлин на экспортные товары сократит доходы федерального бюджета в 2013 г. на 21,8 млрд руб., в 2014 г. - на 33,5 млрд руб., в 2015 г. - на 47,3 млрд руб. Свой вклад в сокращение доходной базы федерального бюджета внесет и снижение фиксированной ставки таможенных сборов за таможенные операции при вывозе товаров. В результате в 2015 г. прогнозируемые потери составят 9,3 млрд руб., в 2014 г. - 10 млрд руб., в 2015 г. - 10,9 млрд руб. Снижение доходов федерального бюджета от взимания вывозных таможенных пошлин в планируемом бюджетном периоде обусловлено следующими факторами: [5, С. 12]. · уменьшением средневзвешенных ставок вывозных таможенных пошлин на нефть сырую (с 385,49 до 361,75 долларов США за тонну), на нефть сырую с прочих месторождений Восточной Сибири (с 182,48 до 167,23 долларов США за тонну), с месторождений Северного Каспия (с 189,16 до 167,19 долларов США за тонну) - на 138 327,3 млн рублей; · снижением предельного коэффициента при расчете ставки на нефть сырую с 65% до 60% - 119 493,5 млн рублей; · уменьшением средневзвешенных ставок вывозных таможенных пошлин на товары, выработанные из нефти, в результате изменения среднегодовой цены на нефть марки «Юралс» со 108 до 100 долларов США за баррель - 74 764,0 млн рублей; · снижением облагаемых объемов экспорта товаров, выработанных из нефти, - на 47 688,1 млн рублей. Постоянное колебание цен на нефть и значительный удельный вес доходов от экспорта сырья в структуре доходов федерального бюджета обусловливают необходимость пересмотра методологии формирования доходной части бюджета в двух направлениях. Во-первых, осуществленный несколько лет назад переход к трехлетнему периоду бюджетного планирования позволяет в границах одного года манипулировать бюджетными показателями (в том числе и в зависимости от изменения цен на нефть) и, таким образом, бюджет рассматривается даже не в текущем, а в оперативном режиме, что существенно искажает его стратегическую направленность. Во-вторых, видится целесообразным при формировании доходной части бюджета использование средней сложившейся за последние годы цены на нефть в целях недопущения значительных колебаний в показателях доходов, а соответственно, и необходимости корректировки расходных показателей бюджета. В тоже время при разработке возможных сценариев в рамках долгосрочного бюджетного планирования и тестирования бюджетной стабильности в условиях зависимости от сырьевого сектора должны учитываться не только изменения цен на нефть, но и такая долгосрочная тенденция, как стагнация объемов добычи нефти [5, С. 13].
С позиции эффективности бюджетной политики необходимо решение проблемы обеспечения долгосрочной бюджетной устойчивости и снижения зависимости доходов бюджета от внешнеэкономической конъюнктуры. В перспективе следует перейти к практике ограничения объема используемых нефтегазовых доходов путем установления «цены отсечения», то есть цены на нефть, при превышении которой доходы нельзя использовать на расходы, а нужно сберегать. Такой подход будет способствовать более быстрому осуществлению бюджетной консолидации и достижению сбалансированного, устойчивого бюджета [5, С. 14]. Проведенный анализ позволяет сделать вывод, что в условиях значительного колебания показателей доходности бюджета в зависимости от результатов внешнеэкономической деятельности, приоритетным направлением финансовой политики государства является не только решение проблем бюджетно-налогового регулирования, но и повышение эффективности таможенной политики. Дополнительные возможности увеличения доходной части федерального бюджета позволят успешно решать задачи макроэкономической стабильности и интеграции российской экономики в международное экономическое пространство.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|