Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 3.5 (7) Неоплатонизм. Глава 3.51 (8) Периодизация средневековой философии




Глава 3. 5 (7) Неоплатонизм

В первые века новой эры происходит объединение под знаменами Римской империи многих земель, грандиозный культурный синтез между востоком и западом. Как следствие, в духовной жизни античного мира произошли существенные изменения: мифы, верования и тайные учения, пришедшие из Азии, находили почитателей среди римлян, древние религиозные традиции эллинского мира получали вторую жизнь. Все более значимым фактором духовной жизни в Римской империи становилось христианство. В противоборстве с новой религией родилось последнее значительное течение античной философии – неоплатонизм, систематизировавший языческое элейское мировоззрение.

Для философии основателя неоплатонизма Плотина и его последователей Ямвлиха и Прокла было характерно единство теории и практики, что хорошо заметно на примере его проекта " Города философов" - своеобразного языческого монастыря по образцу платоновского государства, создать который он предложил римскому императору Галлиену. Так же, по суждению Плотина этапы, которые проходит мир в своем становлении, одновременно представляют собой стадии духовного самоусовершенствования человека. В центре учения Плотина находится представление о Едином, т. е. изначальном состоянии мира, еще не расщепленного на идею и материю. Единое недоступно для человеческого понимания, оно " невыразимо". Оно нерасчленимо на части - и в то же время порождает все многообразие вещей и явлений, растворено в них - и вместе с тем глубоко от них отлично. Единое порождает наш мир, «изливаясь» и тем самым превращается в него - в то, чем оно с самого начала не было. Это излияние (или эманация), формирующее материю в соответствии с платоновской традицией ее трактовки, подразделяется на три этапа:

1)          Возникновение ума, как образа Единого, так как именно посредством мышления человек постигает его. Однако, ум не так совершенен, как Единое, потому что теряет его первоначальную целостность (мышление предполагает наличие как объекта, так и самого мыслящего субъекта).

2)          Возникновение души (как принадлежащей отдельным живым существам, так и мировой души). Оба вида души подразделяются на высшую (сверхчувственное начало) и низшую (создает природу) душу. Высшая душа существует до рождения человека и продолжает существовать после его смерти, а ее конечная судьба определяется нравственными качествами человека.

3)          Возникновение " несуществующего" – материи. Как и его предшественники, Плотин характеризует ее чисто отрицательно: как непроглядную тьму, из которой стремится вырваться душа человека.

Именно на достижение этой цели и направлена практика неоплатонизма. Покинув мир, душа хочет вернуться к Единому, пройдя стадии излияния в обратном порядке. Это возможно лишь для той души, которая способна отрешиться от всего чувственного и испытывать наслаждение от созерцания идеи. В таком случае она может возвыситься до уровня Ума и даже выше: безоглядное восхищение Единым дает душе возможность выйти за свои собственные пределы - к полному слиянию с ним.

Философия неоплатонизма сыграла роль теоретической основы, использованной для синтеза всех языческих культов. Попытки создать языческое богословие не могли, разумеется, повлиять на исход спора между античной религиозностью и христианством. Античная философия, становление которой когда-то началось с переосмысления мифологической традиции, снова вернулась к мифу.

 

 

Глава 3. 51 (8) Периодизация средневековой философии

Средневековая философия составляла с теологией единый идейный комплекс, развивалась не только в светских школах или в университетах, но прежде всего в монастырях, религиозных орденах (напр., францисканцы и доминиканцы). Ее можно условно разделить на следующие периоды, в каждом из которых выделяют линию мистически ориентированного разума и линию рационально организованной мистики (до XIII в. они были нераздельны):

1) введение или патристика (II - VI вв. );

2) анализ возможностей слова, связанный с христианской идеей творения мира по Слову и Его воплощения в мире (VII - X вв. );

3) схоластика (XI - XIV вв. ).

Патристика, в свою очередь, подразделяется на:

• Раннюю - доникейскую (II - IV вв. );

• Посленикейскую (IV - VI вв. ) - греко-византийскую (Дионисий Ареопагит, Максим Исповедник и др. ), отводящую решающее место непосредственному созерцанию Бога в – мистицизму, и латинскую (Августин, Боэций и др. ), в которой линий мистицизма и рационализма пересекались.

Философствование, выявляющее возможности слова, - это фактически все средневековое философствование, его можно выделить в отдельный период весьма условно, подразумевая христианизацию новых ареалов - территорий будущей Западной Европы. Важнейшие его представители - папа Григорий Великий, Исидор Севильский, Бэда Достопочтенный, Скот Эриугена и др..

Период, связанный со схоластическим методом исследования, можно разделить надвое:

• ранний (XI - XII вв. ) - Иоанн Росцелин, Ансельм

Кентерберийский, Петр Абеляр, Бернард Клервоский и другие;

• поздний (XIII - XIV вв. ) - Раймонд Луллий, Фома Аквинский, Скот, Уильям Оккам, Роберт Гроссетест, Роджер Бэкон и др. Позднесхоластический период характерен влиянием арабской философии, физических и метафизических идей Аристотеля (идея двух истин: разума и веры).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...