Глава 3 (9) Особенности средневековой философии
1) Идея откровения была закреплена в догматах: отныне истиной не нужно было овладевать, средневековый мир мысли пребывал в уверенности об откровенности истины в Библии. Полагалось, что человек рожден в истине, ею был Бог, воплощением которого на земле являлся Христос в единстве Божественной и человеческой природ. Разум становится «причащенным», а функции философии заключаются в том, чтобы обнаружить правильные пути для осуществления причастия. 2) Характерен теоцентризм, провиденциализм, креационизм и традиционализм, а так же идеологическая нетерпимость к ересям. 3) Слово было наивысшей реальностью и существовало в двух модусах: воплощении (Божественное Слово) и развоплощении (направленность Слова от человека к Богу). Любая вещь, при этом, являлась «субъект-субстанцией»: была субъектной и личностной, слыша слово, начинала ведать о себе. 4) Логос освобождается от спиритуалистического характера. Явление богов в человеческом облике, известное у греков, не означало их становления человеком, а включало в себя жертву, принимаемую распятым Сыном человеческим, т. е. предполагало внутренние таинственные богочеловеческие отношения, теологическим истолкованием которых служит учение о Троице. Воплощение Слова, приобретение духом своей окончательной действительности означает, что Единственность и неповторимость акта искупления привели к включению исторического в сферу европейской мысли. 5) Ориентация на авторитет, не было авторов в принятом смысле слова. Истинным автором как мира, так и слова о мире считался Бог, авторитетами - отцы церкви. Принцип креационизма, лежащий в основании христианского отношения к миру, предполагал, выражение мира в понятиях человека было лишь одним из вербально-интеллектуальных способов осмысления этого мира. Следовательно, возникшая в античности логика, рассчитанная на выявление истинного и ложного суждения, перестает быть равноправной с логикой диспута. Роль всеобще-необходимого знания начинала исполнять этика (поиск регулятивов для реализации идеи спасения, самопознания). Самопознание понимается как богопознание, но совершаемое определенным образом: при самопознании мысленно расставляются основания мышления и основания веры. Потому исповедь есть не только процедура причащения Богу, но есть философствование.
6) Познавательные акты суждения нагружены актами нравственного суждения, а механизмы познавательных актов оказываются механизмами нравственных актов спасения. 7) Медитативная диалектика: всякое знание (помимо этического) приобретает модальный, или правдоподобный, характер (приоритетным было диалектическое знание, а не формально-логическое, а способом мышления - тропы, поскольку любое точнейшее рассуждение перед непостижимым - всего лишь вероятное рассуждение). Формой представления знаний стали трактат или диалог. 8) Средневековое мышление и речевой диалог требовали такой диалектики, понятия которой одновременно направлялись на сакральное (комментарии к библейским текстам) и мирское (доказательство, основанное на примерах). Т. е. речевой встречи смыслов Божественного откровения и человеческого постижения. Идея двуосмысленности становится одной из важнейших философских идей. Само философствование осуществляется в момент чтения авторитетного текста или в момент его комментирования. 9) Вопрос о свободе воли: в силу акта творения человека по образу и подобию Бога, а также в силу дарованной человеку способности разумного причащения Богу человек впервые рассматривается как личность, деятельность которой основана на свободе воли. При этом смысл свободы воли связывался не с подчинением необходимости, а с определением поступков совестью и свободным выбором.
В условиях заданности истины основными философскими методами были герменевтический и дидактический, тесно связанные с логико-грамматическим и лингвистико-семантическим анализом слова. Поскольку Слово лежало в основании творения и соответственно было общим для всего сотворенного, то оно предопределило рождение проблемы существования универсалий. С попытками решения проблемы универсалий связаны три философских течения: 1. концептуализм (существование общего вне и внутри конкретной вещи) - рассматривался как сочетание умеренного реализма с умеренным номинализмом; 2. реализм (существование общего вне и до вещи) - считался единственно правильным подходом к решению проблемы универсалий; 3. номинализм (существование общего после и вне вещи) - свидетельствовал о распаде средневекового мышления. Попытки разрешения проблемы универсалий открывали возможности обнаружить процедуры сопричастности земного и горнего миров. В контексте теологически ориентированной культуры логика, бывшая вместе и инструментом философии и самой философией, представляла собой особые способы созерцания Бога, позволявшие строить между Ним и человеком субъект - субъектные отношения. По существу, такая логика непременно становилась теологикой.
(10)Виды философии: Воспринималась как искусство и делилась на спекулятивную, практическую (или моральную) и рациональную (или логику).
Спекулятивное на: теологическое, математическое и естественное (физическое). Естественное знание неотвлеченное, оно рассматривает вещи в движении, исследуя формы тел вместе с материей; математическое, также неотвлеченное, исследует вещи без движения, а формы без материи; теологическое - знание отвлеченное и лишенное движения, поскольку Божественная субстанция лишена как материи, так и движения.
В практическую философию входила только и исключительно этика.
Рациональная, или логика, заместила риторику и поэтику.
(11) Смыслы философии: Теология – «первая философия». Двуосмысленность Т.: она, с одной стороны, опирается на сверхразумное откровение Бога, а с другой - на рациональный анализ откровения с помощью выработанных мыслительных приемов, преобразивших систему античных категорий. Вера есть свертывание разума в душе. Бог - обладатель полноты знания. Потому верифицирующая процедура спекулятивной философии 1) всегда обращена в прошлое, поскольку оно свершено, неизменно и подтверждено свидетельствами, 2) оформлена как ссылка на текст Откровения.
Доникейский и посленикейский периоды проходят в спорах о предопределении, в которых вырабатываются ортодоксальные и еретические позиции. В IV - VII вв. сложилась развитая система догматики.
Теологическая позиция Псевдо-Дионисия Ареопагита (VI в. ). Основная мысль его " Таинственного богословия" - странность Бога миру, предполагающая парадоксальные высказывания о Нем. Он - Мышление и Жизнь, безымянен и достоин любого имени, даже такого, которое передает представление о Боге через телесность.
В XI в. теология занята объяснением догматов. Влияние еврейских и исламских теологов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|