32 Школа классического немецкого идеализма
Иоахим Фихте (1762 — 1814). " Опыт критики всякого откровения" (1792), вдохновленный " Критикой чистого разума", заслужил одобрительный отклик самого Канта. Убежденность Фихте в том, что ему открылся подлинный смысл кантовской философии, который следовало бы донести до самого автора этой философии, привела в конечном счете к публичному отказу Канта от своего ученика. Основную философская концепция — " Наукоучение". Хотел обойти кантовский запрет на метафизику и возродить ее в обновленном виде. Исходил из нравственного учения Канта, а учение о чистом разуме подверг основательной критике и переработке. Вещь в себе отвергается Фихте с обезоруживающей простотой. Трансцендентальный субъект Канта остается, таким образом, в одиночестве, он есть единственно сущее; все остальное - продукт (и только потому и предмет) его деятельности. " Я" Фихте - деятельное абсолютное начало, само полагающее свое " не-Я", в преодолении которого способно бесконечно развертывать собственное содержание. Личному темпераменту Фихте всецело отвечает установка на деятельность как на смысл самого существования, назначение жизни и ее долг. Отныне природа становится всего лишь средством реализации человеческой свободы. Схема самосознания и схема действия совпадают, что дает основание для Фихте рассматривать свою философию в целом как наукоучение, с одной стороны, и как отображение нарастающего, но не способного достичь состояния совпадения (или тождества) противоположностей " Я" и " не-Я", божественного и человеческого, бесконечного и конечного, с другой. Диалектика Фихте не знает завершающего тождества противоположностей и именно этот момент его философии вызвал критику Шеллинга и Гегеля.
Фридрих Шеллинг (1775 — 1854). " Система трансцендентального идеализма" (1800). Шеллинг прямо исходит из принципа тождества духа и природы, понимаемых всего лишь как разные проявления единой деятельной сущности - Абсолютного или Бога. В его философии оживают пантеистические системы Дж. Бруно и Спинозы, переосмысленные в свете возможностей, рожденных идеей трансцендентализма Канта и ее развитием в философии Фихте. Абсолютное тождество Шеллинга есть первоначальная, а не производная сущность. Сила, изливающаяся в природе, по существу тождественна с той силою, которая обнаруживается в духовном мире, с той лишь разницей, что в первом случае она должна бороться с перевесом реального, а во втором случае - с перевесом идеального. Весь мир есть живое произведение искусства. По словам Шеллинга, объективный мир есть лишь первоначальная бессознательная поэзия духа. Поэтому искусству Шеллинг отводит исключительно высокое место в своей философии. Чрезвычайная близость сферы природы и сферы искусства, натурфилософия и философия искусства в глазах ряда его современников расценивалась как смешение задач поэзии и науки. Существенно иным способом стремится реализовать принцип тождества идеального и реального Вильгельм Георг Фридрих Гегель.
Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770 — 1831). В Йенском университете защищает диссертацию " Об орбитах планет" и подготавливает свою первую печатную работу " Различие между системами философии Фихте и Шеллинга". " Феноменология духа" (1807). В этой работе он формулирует основные принципы своей философии. Главный труд — " Наука логики" (1816). " Энциклопедия философских наук", " Философия права".
Гегель предпочитает видеть в качестве модели творчества Абсолютного науку, а само творчество истолковать как логический процесс. " Истинной формой, в которой существует истина, может быть лишь научная система ее. Моим намерением было - способствовать приближению философии к форме науки - к той цели, достигнув которой она могла бы отказаться от своего имени любви к знанию и быть действительным знанием". Сущее в основе своей есть мысль, что все действительное разумно, а все разумное действительно. Идея есть истина, и все истинное есть идея.
Процесс развития, обусловленный противоречием, принимает у Гегеля форму трехтактного движения, хорошо освоенного уже Фихте. Первой ступенью здесь является тезис, затем, его противоположность - антитезис, и, наконец, третья ступень - синтез. В конечном пункте противоположные моменты сохраняются в своем единстве как внутренние моменты синтетического целого. Господство так называемой триады позволяет также обозреть гегелевскую философскую систему в целом.
Философская система Гегеля: 1. " Логика", в которой прослежен весь путь развития абсолютной идеи, начиная с самых простейших ее логических форм (" бытие вообще" и " ничто" ) и кончая абсолютной идеей. Более сотни категорий, вытекая одна из другой, сплетаясь в законы, разворачиваясь в систему, создают удивительный логический каркас мира, его динамическую модель. В самой " Логике" мы также имеем три части (" Бытие", " Сущность", " Понятие" ), которые в свою очередь также распадаются на три части. 2. " Натурфилософия". Здесь Гегель представил уже известный нам по " Логике" ряд категорий в формах природных процессов и образований. Последние выступают в качестве материализации, " овнешнения" чисто логического содержания. Дух " просыпается" в природе, сбрасывает с себя мертвое оцепенение: свет, звук, химические реакции, биологические свойства - это все пути возрождения духа, его все более совершенные попытки вырваться из природы и вернуться к самому себе. И этот возврат происходит в человеке. 3. Философия духа. Дух выступает в трех формах: субъективный дух (индивидуальное развитие человека), объективный дух (дух народа) и абсолютный дух (искусство, религия и философия - высшая ступень развития мирового духа).
Особый интерес богатством мыслей представляет вторая часть философии духа - объективный дух. Эта часть гегелевской системы получила свое развернутое изложение в его знаменитой работе " Философия права" (1821). Завершающей формой объективного духа является государство. Свою собственную задачу Гегель определяет как постижение и изображение государства как разумного в себе. Дело философа состоит не в том, чтобы конструировать государство таким, каким оно должно быть, но лишь показать, как государство, этот нравственный универсуум, должно быть познано.
Его высочайшая оценка государства – " действительность нравственной идеи", " реализация свободы" и т. п. Государство в отношении индивида обладает первичной реальностью. Оно есть объективный дух, и потому " сам индивид обладает объективностью, истиной и нравственностью лишь постольку, поскольку он член государства. Тем самым Гегель возвышает откровенно этатистскую позицию как единственно верную. Отклоняя все концепции государства, которые исходят из отдельных индивидов как от своей отправной точки (теория договора и пр. ), Гегель делает заключение относительно таких концепций, что их рассудочные выводы неминуемо уничтожают " в себе и для себя сущее божественное, его абсолютный авторитет и величие". Таким предстает в гегелевской характеристике ход мировой истории. Государства, народы и индивиды служат бессознательными орудиями и органами внутреннего дела мирового духа.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|