36 Вильгельм Дильтей (1833 - 1911)
36 Вильгельм Дильтей (1833 - 1911)
Предмет анализа – история. Задача: дать критику истор. разума, показать, что познание истории это познание особого рода, это переживание, интерпретация, истолкование фактов. История + жизнь тождественны. В каждой точке истории есть жизнь; из жизни всех видов в самых различных отношениях и состоит история. Основой наук о духе является психология. анализ факта религии приводит к понятиям: " чувство", " воля", " свобода", " мотив", которые могут быть разъяснены исключительно в психологической связи. все культурные системы (хозяйство, право, религия, наука), все внешние организации общества (семья, община, церковь, государство) возникли из живой связи человеческой души, и не могут быть поняты иначе, как только из этого источника. . Переживание - это первое и самое главное, что связывает человека с действительностью. Каждый внешний, направленный на предмет акт (ощущение, восприятие, внимание), содержит " внутреннюю сторону", связан с эмоциями, убеждениями, верованиями, предрассудками людей. Так, чтобы познавать мир, надо быть уверенным, что он существует. Но вера в существование внешнего мира основана в наших переживаниях. Понимая других людей, их душевные стремления и страсти, мы понимаем и их дела, их свершения.
Специфика исторического познания: 1 категория – переживание, 2- понимание, 3- истолкование. Нужно пережить то историческое время. Биография, автобиография, историография – наиболее важные источники. Именно в них наиболее отчетливо видны побудительные мотивы, внутренние движение души тех или иных исторических деятелей, общее настроение и мироощущение людей какой-либо исторической эпохи. Биография излагает основополагающий исторический факт в его чистоте, полноте и непосредственной действительности.
Дильтей положил начало герменевтической традиции в философии.
(37) Анри Бергсон (1859 - 1941)
Основные работы: " Творческая эволюция", " Материя и память", " Два источника религии и морали".
Физические объекты не несут на себе печати прошедшего времени. Но для сознания длительность есть реальность, следы которой сознание сохраняет в себе. Самые простые психологические элементы: индивидуальность. Как только мы пытаемся отдать себе отчет в состоянии сознания, анализировать его, - это в высшей степени личное состояние разлагается на безличные внеположенные элементы, каждый из которых представляет идею и выражается словом. Каждый человек- разные чувства (напр любовь), но все они называются в языке одним словом. два разных Я: первое достигается в углубленном мышлении, внут состояния как живые; мы редко свободны, т. е. владеем самим собой, посвящены в полную деятельность. Внешнее я – породило язык и науку, внешнее.
38 Освальд Шпенглер Освальд Шпенглер (1880 - 1936) - немецкий историк и философ, один из теоретиков культуры в XX в., представитель " философии жизни". В " морфологии культуры" Шпенглера прослеживается влияние некоторых идей А. Шопенгауэра, Ф. Ницше, А. Бергсона.
Шпенглер выдвинул концепцию культуры, непосредственно или косвенно оказавшую очень большое влияние на историко-культурологическую мысль XX столетия. Опираясь на обширный материал, накопленный к тому времени археологией, этнографией и другими науками, Шпенглер стремился раздвинуть горизонты традиционной исторической науки, определить место, прежде всего, западноевропейской культуры в истории человечества.
Культура, по Шпенглеру, - это отличающее эпоху и, более того, создающее ее как целостность, определенное внутреннее единство форм мышления и творчества, некая единая стилистика, запечатленная в экономической, политической, духовной, религиозной, практической, художественной жизни. Одна из важнейших проблем культурологии XX в. - отношения культуры и цивилизации - в философии Шпенглера принимает характер непримиримой антиномии.
Шпенглер выделяет в развитии культурно-исторического индивидуума следующие фазы: 1) мифосимволическую раннюю культуру 2) метафизико-религиозную высокую культуру 3) позднюю, окостеневшую культуру, переходящую в цивилизацию.
Знаменитая работа О. Шпенглера " Закат Европы" сыграла роль своеобразной детерминанты, определившей духовную атмосферу начала века в Европе.
В основании концепции Шпенглера лежала идея о цикличной смене замкнутых, независимых культур, каждая из которых " расцветает" изолированно от других и " умирает", осуществив все свои возможности. Одной из таких умирающих культур Шпенглер объявил ту, к которой сам принадлежал - западноевропейскую культуру. Согласно Шпенглеру, гибель культуры означает, что приостанавливается дальнейшее духовное развитие в рамках той или иной культуры, и остается лишь мертвая " цивилизация".
В центре культуры стоят философия и искусство, в центре цивилизации - техника, инженерное искусство, массовые зрелища, спорт. Закат Европы для Шпенглера - это и есть превращение старой европейской культуры с ее высоким искусством, философией и религиозностью в современную индустриальную цивилизацию.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|