Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вода становится более прозрачной, а трава еще ярче зеленеет




Однажды Будда сказал, что вопрос жизни и смерти это в действи­тельности вопрос осознанности. От осознанности зависит, жив че­ловек или нет. В Самьюта никая есть история, которую рассказал Будда. Знаменитая танцовщица появилась в деревушке, и люди за­полонили улицы, желая хотя бы краем глаза увидеть ее. А в это вре­мя осужденному преступнику приказали пронести через деревню котел, до краев наполненный маслом. Все свое внимание он должен был сосредоточить на переполненном котле, поскольку даже за одну пролитую на землю каплю масла стражнику, следующему за ним, приказали отрубить ему голову. Гаутама Будда сказал: «Он смог полностью сосредоточиться на котле с маслом, поэтому не взглянул на знаменитую танцовщицу я не заметил толпящихся жителей де-


-36-

ревни, устроивших такую суматоху на улицах, что в любой момент могли сбить его с ног».

В другой раз Будда упомянул случай, который неожиданно помог мнеувидеть особую значимость упражнений в осознанности. Это необходимо для того, чтобы защитить и сохранить себя, чтобы не проявлять чрезмерную озабоченность по поводу поведения других, что зачастую вызывает тревогу и обиду. Послушайте историю, по­веданную Буддой:

Два акробата - вдовый бедняк и его ученица, девочка по имени Меда - они выступали вдвоем на улицах, чтобы прокормиться. Он старался удержать на голове высокий бамбуковый шест, пока Меда взбиралась на него. Затем он ходил по улице, а Меда оставалась на­верху. Им необходимо было собрать все свое внимание, чтобы со­хранить равновесие и избежать всяких неприятностей во время представления. Однажды вдовец посоветовал ученице: «Меда, давай будем следить друг за другом. Так мы поможем себе сосредоточить­ся, сохранить равновесие и избежим беды. Тогда мы обязательно получим деньги на еду». Но юной ученице хватило мудрости отве­тить: «Учитель, мне кажется, было бы лучше каждому из нас сле­дить за собой. Следя за собой, мы будем следить друг за другом. Я уверена, что тогда мы избежим беды и получим деньги на еду».

Будда заключил: «Дитя ответило правильно». В семье, где хотя бы один человек упражняется в осознанности, более осознанными станут все ее члены. Один человек, живущий осознанно, напомнит всей семье, что значит жить осознанно. Ученик, живущий осознан­но, повлияет на всю свою группу.

В обществах служения миру мы должны следовать тому же принципу. Не беспокойтесь, если окружающие не всегда поступают хорошо. Лучше позаботьтесь о преумножении собственных досто­инств. Работая в полную силу, вы покажете другим, как правильно работать. Но преумножение достоинств требует постоянных упраж­нений в осознанности. Лишь благодаря упражнению в осознанности мы останемся собой и достигнем сияющей радости и покоя. Лишь благодаря упражнению осознанности мы сможем принимать других людей с открытым сердцем, с большой любовью.

Друг пригласил меня в гости. Он жил этажом ниже, и у него было пианино. Пока голландка Кирстен наливала мне чай, я, взглянув на


-37-

ворох бумаг на столе, спросил: «Может быть, вам на минуту от­влечься от работы и поиграть на пианино?» Кирстен была не прочь ненадолго отложить письма с просьбой помочь сиротам и села за пианино, чтобы исполнить произведение Шопена, которое она вы­учила еще в детстве. Некоторые части этого произведения были плавными и мелодичными, тогда как другие - громкими и быстры­ми. Ее собака лежала под чайным столиком, и когда напряжение му­зыки стало нарастать, она начала скулить. Я знал, что собаке было тяжело, что она хотела остановить музыку. Кирстен ухаживала за ней как за ребенком. Возможно, собака была более восприимчива к музыке, чем многие дети. Может быть, она вела так себя потому, что ее уши уловили звук, недоступный человеку. Кирстен продолжала играть, одновременно пытаясь угомонить собаку, но все тщетно. За­кончив играть Шопена, Кирстен начала исполнять другой отрывок, теперь уже из Моцарта, который был светлым и гармоничным. Со­бака лежала спокойно и, казалось, пребывала в блаженстве. Потом Кирстен села рядом со мной и сказала: «Когда я играю громкий от­рывок из Шопена, моя собака часто хватает меня за одежду и пыта­ется оттащить от пианино. Иногда для того чтобы доиграть отрывок, мне приходится выставлять ее за дверь. Но она всегда спокойна, ко­гда я играю Баха или Моцарта».

Кирстен вспомнила, что в Канаде в качестве эксперимента ночью исполняли произведения Моцарта. При этом цветы росли быстрее, чем обычно, и поворачивались в сторону пианино. В другой раз Мо­царта исполняли на пшеничных и ржаных полях. Оказалось, что рожь и пшеница на этих полях также росли быстрее, чем на других.

Слушая Кирстен, я думал о парламенте, где постоянно спорят, где летают жестокие слова. Если в этих залах посадить растения или цветы, то они, вполне возможно, и вовсе не станут расти.

Я подумал про сад, за которым ухаживает монах, живущий осоз­нанно. Его цветы, питаемые светом и теплом осознанности, всегда свежи и зелены. Какой-то древний мудрец сказал:

Когда рождается великий наставник,

вода в реке становится более прозрачной,

а трава еще ярче зеленеет.

Нам необходимо слушать музыку или заниматься дыхательными упражнениями перед любой встречей или заседанием.


-38-

ТРИ УДИВИТЕЛЬНЫХ ОТВЕТА

В заключение позвольте мне пересказать короткий рассказ Тол­стого о трех вопросах императора. Однажды император решил, что он больше ни разу не ошибется, если узнает ответы на три следую­щих вопроса:

Какое время важнее для дела? Какой человек важнее для дела? Какая цепь важнее для дела?

Император разослал по всему государству указ, в котором объя­вил о том, что любой человек, ответивший на эти три вопроса, полу­чит щедрые дары. Многие, узнав об указе, отправились во дворец, спеша сообщить свои ответы императору. Отвечая на первый во­прос, один из них посоветовал императору подготовить обширное расписание, в котором каждому делу следует отвести свой час, день, месяц или год, а затем следовать этому расписанию. Таким образом, он надеялся всякому делу найти подходящее время.

Другой человек заметил, что ничего невозможно спланировать, и предложил императору оставить все суетные развлечения и непре­станно относиться со вниманием ко всему, чтобы выяснить, когда же наступает наилучшее время для всякого дела.

Третий утверждал, что сам император не может надеяться лично предопределить и точно разрешить, какое время важнее для дела, и, стало быть, ему необходимо сделать визирем самого мудрого чело­века, а потом прислушиваться к его советам.

Четвертый сказал, что известные условия требуют быстрых ре­шений и не терпят отлагательства, но предвидеть их можно, призвав к себе колдунов и ясновидцев.

И на второй вопрос люди отвечали вразнобой. Один сказал, что императору необходимо опираться на управляющих, другой настаи­вал на доверии к священникам и монахам, третий видел опору во врачах. Остальные полностью доверялись волхвам.

В ответах на третий вопрос было не меньше разногласий. Одни говорили, что самое важное занятие это наука, другие утверждали, что важнее религия. Остальные превозносили военное искусство.


-39-

Ни один ответ не понравился императору, он никому не присудил награду. После нескольких ночей раздумий император решил посе­тить отшельника, который жил на вершине горы и считался про­светленным. Император хотел задать отшельнику свои три вопроса. Он знал, что отшельник никогда не покидает гору, что он привечает только бедных и не желает иметь дело со знатью, поэтому импера­тор переоделся в крестьянина и приказал воинам ждать его у подно­жия горы, сам же стал взбираться на гору к отшельнику.

Спустя какое-то время император нашел хижину святого челове­ка. Он увидел, что отшельник вскапывает огород перед своим жи­лищем. Отшельник заметил незнакомца, кивнул ему и продолжил работать. Очевидно, работать было трудно, и он тяжело вздыхал.

Император подошел к нему и сказал: «Я пришел задать вам три вопроса: Какое время важнее для дела? Какой человек важнее для дела? Какая цель важнее для дела?»

Отшельник внимательно выслушал императора, но лишь похло­пал его по плечу и снова принялся копать.

«Наверно, вы, устали, - сказал император. - Позвольте мне по­мочь вам». Отшельник поблагодарил его и подал императору лопа­ту, а сам сел на землю отдохнуть.

Вскопав две гряды, император сделал перерыв, чтобы еще раз за­дать три вопроса отшельнику, но тот не ответил. Вместо этого он встал и, указав на лопату, спросил: «Может быть, вам стоит отдох­нуть? Я снова буду работать».

Но император продолжал копать. Прошел час, два. Наконец, солнце стало заходить за гору. Император отложил лопату и сказал отшельнику: «Я пришел узнать ответ на свои три вопроса. Но если вы не можете ответить, я прошу вас признаться в этом, чтобы я мог спокойно возвратиться домой».

Отшельник поднял голову к императору и заметил: «Кажется, там кто-то бежит». Император оглянулся и увидел седобородого мужчину, выбежавшего из леса. Он бежал стремглав, прижимая ру­ки к кровоточащей ране на животе. Добежав до императора, он, сте­ная, рухнул без сознания на землю. Император и отшельник рас­стегнули одежду раненого и увидели, что он серьезно ранен. Тогда император тщательно промыл рану, а потом, разорвав свою рубаш­ку, перевязал ее, но через несколько минут повязка полностью про-


-40-

питалась кровью. Император ополоснул повязку и вновь перевязал рану. Он повторял это, пока кровь не остановилась.

Наконец, к раненому вернулось сознание, и он попросил пить. Император побежал к источнику и вернулся с кувшином чистой во­ды. Тем временем зашло солнце, и в воздухе повеяло ночной про­хладой. Отшельник помог императору перенести человека в хижину, где они уложили его на кровать. Тот успокоился и закрыл глаза. Правитель, утомленный прошедшим днем, растянулся напротив двери и тоже уснул. Когда он проснулся, солнце уже взошло над го­рой. Забыв на минуту, откуда и зачем он здесь, император взглянул на кровать и увидел раненого, который смущенно смотрел на него. Увидев, что император проснулся, тот прохрипел: «Простите меня».

«Но за что я должен простить вас?» - спросил император.

«Великий господин, вы не знаете меня, но я знаю вас, - сказал он. — Я был вашим кровным врагом. Вы убили в прошлой войне моего брата и захватили мои земли, и я поклялся отомстить вам. Когда я узнал, что вы отправились на гору к отшельнику, то решил напасть на вас на обратном пути и убить. Но вы долго не показывались, и я, не в силах больше ждать, вышел из своего убежища, чтобы найти вас. Но я наткнулся не на вас, а на ваших охранников. Они узнали меня и ранили. К счастью, я вырвался и сумел добежать до вас. Не будь вас здесь, я был бы мертв. Я хотел убить вас, но вы сохранили мне жизнь! я не могу выразить словами смирение и благодарность. Если я останусь жив, то буду служить вам всю оставшуюся жизнь и накажу своим детям и внукам поступать так же. Простите меня!»

Император был в восторге от столь легкого примирения с кров­ным врагом. Он не только простил его, но обещал вернуть ему за­хваченные земли и прислать к нему личного врача и слуг, чтобы те ухаживали за ним до полного выздоровления. Император приказал своим воинам отнести человека домой, а потом вернулся к отшель­нику. Перед возвращением во дворец он хотел задать ему все те же три вопроса. Оказалось, что отшельник сажает семена во взрыхлен­ную накануне почву. Отшельник посмотрел на императора и отве­тил: «Но ваши вопросы уже разрешены».

«Каким же образом?» - недоумевал император.

Отшельник объяснил: «Если бы вы вчера не пожалели меня и не помогли мне вскопать гряды, то на обратном пути тот человек напал бы на вас. Тогда вы бы пожалели, что не остались со мной. Таким


-41-

образом, самым важным оказалось время, когда вы вскапывали гря­ды, самым важным человеком оказался я, а самой важной целью оказалась помощь мне. Позже, когда прибежал раненый человек, самым важным оказалось время перевязывания ран, поскольку ина­че он бы умер, и вы не смогли бы примириться с ним. Стало быть, он оказался самым важным человеком, а самой важной целью для дела оказалась забота о нем. Запомните, что нет важнее времени, чем этот самый миг, нам подвластен лишь он. Нет важнее человека, чем тот, кто рядом с вами, поскольку вам никогда не узнать, будете вы связаны с ним в будущем или нет. Самая важная цель - сделать ближнего счастливым. По сути, эта цель единственная в жизни».

Рассказ Толстого словно взят из писания, его можно считать рав­ным любому священному тексту. Мы говорим о служении общест­ву, людям, человечеству, далеким людям, помогаем вернуть им по­кой, но зачастую забываем о том, что нам прежде всего необходимо помогать ближним. Если вы не можете служить жене, мужу, ребен­ку, родителям, то каким образом вы будете служить обществу? Если вы не можете сделать счастливыми других? Если наши друзья по движению за мир или служению обществу не будут любить и помо­гать друг другу, то сумеют ли они любить и помогать другим? Мы служим людям или красивому девизу?

Служение

Служите миру, страждущим. Понятие «служение» неохватно. Давайте вернемся к более скромной ступени: семья, ученики, дру­зья, общество. Мы должны жить ради них, ведь иначе ради кого нам жить? Толстого можно отнести к святым, которых буддисты имену­ют «бодхисатва». Но смог бы император без чужой помощи понять значение, цель жизни? Как нам прямо сейчас, живя с окружающими, помочь им облегчить страдания, сделать их счастливее? Каким об­разом? Нам следует практиковать осознанность. Очень просто по­нять совет Толстого. Но для того чтобы воплотить его в жизнь, нам следует применять способы осознания, тогда мы найдем свой путь.

Я написал эту книгу в качестве непосредственного наставления друзьям. Многие уже писали о подобных вещах, не пережив их, я же старался писать лишь о том, что пережил сам. Хочется верить, что прочитанное окажется, по крайней мере, немного иолезным для вас и ваших друзей на духовном пути, на пути к подлинному дому.


• 42-


-43-


 


УПРАЖНЕНИЯ ОСОЗНАННОСТИ

Ниже приведен ряд упражнений и способов медитации, которые я сам часто применял, выбрав их из различных методов и приспосо­бив к своему образу жизни. Выберите из них те, что вам больше нравятся, те, что вам больше подходят. Уровень каждого метода бу­дет меняться в зависимости от определенных запросов человека. Эти упражнения относительно просты, но они закладывают основу, на которой можно строить что угодно.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...