Интерпретация полученных результатов
Для того чтобы освоить определенную профессию и успешно трудиться, человек должен обладать конкретными качествами, отвечающими тем требованиям, которые эта профессия предъявляет к личности работающего. Поэтому важно, выбирая профессию, знать эти требования. Профессии типа «человек - техника» (Т). Особенность технических объектов заключается в том, что они могут быть точно измерены. При работе с техникой от человека требуются точность, определенность действий. Нужна и высокая исполнительская дисциплина, аккуратность. Последние качества важны, конечно, везде, но при работе с техникой с ее точностью, дробным разделением труда им уделяется особое внимание. Техника как предмет труда представляет широкие возможности для новаторства, выдумки, творчества, изобретательности. Поэтому важное значение имеет такое качество как практическое мышление. Техническая фантазия, способность мысленно оперировать (соединять, разъединять и т.д.) техническими объектами и их частями - важные условия успеха в данной области, причем изобретать можно не только новые продукты труда, но и способы работы. Профессии типа «человек - человек» (Ч). Главное содержание труда в них заключается во взаимодействии между людьми. Если не ладится это взаимодействие, значит, не ладится и работа. Поэтому существенное значение имеет умение устанавливать и поддерживать контакты с людьми, умение слушать, способность понять другого человека, разбираться в его особенностях. Основные личные качества, которые важны при работе с людьми: уравновешенность, общительность, способность поставить себя на место другого человека, понимать намерения, настроение людей, умение находить общий язык с разными людьми, терпение.
Профессии типа «человек - природа» (П). Представителей этой профессии объединяет одно важное качество - любовь к природе. Любовь не созерцательная как к наиболее благоприятной среде для отдыха, а деятельная, связанная с познанием ее законов и применением их на практике. Поэтому, выбирая профессию данного типа, важно разобраться, как именно вы относитесь к природе: как к мастерской, где вы будете работать или как к месту отдыха, где хорошо погулять, подышать свежим воздухом. Особенность биологических объектов труда состоит в том, что они сложны, изменчивы, нестандартны. И растения, и животные и микроорганизмы развиваются без выходных и праздников, так что специалисту необходимо всегда быть готовым к непредвиденным событиям, также много сведений приходится держать в уме. Необходимо быть наблюдательным, дальновидным, с хорошо развитой интуицией, чтобы предвидеть и заметить возможные изменения. Важны инициатива и самостоятельность, а также ответственность в решений конкретных задач. Изменчивые условия труда требуют от работника творческого мышления. Профессии типа «человек — знаковая система» (3). Мы встречаемся со знаками на каждом шагу. Это и цифры, и коды, и условные знаки, и естественные и искусственные языки, и чертежи. В любом случае, человек воспринимает знак как символ реального объекта. Специалисту, работающему со знаками, важно, с одной стороны, уметь абстрагироваться от реальных свойств предметов, обозначенных теми или иными знаками, а с другой стороны, - представлять и воспринимать характеристики и закономерности явлений и объектов, стоящие за знаками. У специалиста должно быть хорошо развито абстрактное мышление и воссоздающее воображение. А учитывая, что знаки часто имеют малозаметные различия, в работе с ними необходимы такие качества как сосредоточенность, устойчивость внимания, усидчивость.
Профессии типа «человек — художественный образ» (X). Важнейшее требование – наличие способностей к искусствам, творческое воображение, образное мышление. И, конечно, трудолюбие. Наблюдения за конечным результатом часто создают обманчивое представление о легкости самого процесса труда. Между тем, надо помнить, что за внешней легкостью стоит напряженная многочасовая ежедневная практика.
4.4. Мотивы обучения в ВУЗе Т.И. Ильиной[8]. При создании данной методики автор использовала ряд других известных методик. В ней имеются три шкалы: «Приобретение знаний» (стремление к приобретению знаний, любознательность); «Овладение профессии» (стремление овладеть профессиональными знаниями и сформировать профессионально важные качества); «Получение диплома» (стремление приобрести диплом при формальном усвоении знаний, стремление к поиску обходных путей при сдаче экзаменов и зачетов). В опросник, для маскировки, автор методики включила ряд фоновых утверждений, которые в дальнейшем не обрабатываются. Инструкция: Отметьте ваше согласие знаком «+» или несогласие знаком «-» со следующими утверждениями. 1. Лучшая атмосфера занятий – атмосфера свободных высказываний. 2. Обычно я работаю с большим напряжением. 3.У меня редко бывают головные боли после пережитых волнений и неприятностей. 4.Я самостоятельно изучаю ряд предметов, по моему мнению, необходимых для моей будущей профессии. 5. Какое из присущих вам качеств вы выше всего цените? Напишите ответ рядом. 6. Я считаю, что жизнь нужно посвятить выбранной профессии. 7. Я испытываю удовольствие от рассмотрения на занятии трудных проблем. 8. Я не вижу смысла в большинстве работ, которые мы делаем в вузе. 9. Большое удовлетворение мне дает рассказ знакомым о моей будущей профессии. 10. Я весьма средний студент, никогда не буду вполне хорошим, а поэтому нет смысла прилагать усилия, чтобы стать лучше. 11.Я считаю, что в наше время не обязательно иметь высшее образование. 12. Я твердо уверен в правильности выбора профессии. 13. От каких из присущих вам качеств вы бы хотели избавиться? Напишите ответ рядом. 14. При удобном случае я использую на экзаменах подсобные материалы (конспекты, шпаргалки).
15. Самое замечательное время жизни – студенческие годы. 16. У меня чрезвычайно беспокойный и прерывистый сон. 17. Я считаю, что для полного овладения профессией все учебные дисциплины нужно изучать одинаково глубоко. 18. При возможности я поступил бы в другой вуз. 19. Я обычно вначале берусь за более легкие задачи, а более трудные оставляю на потом. 20. Для меня было трудно при выборе профессии остановиться на одной из них. 21. Я могу спокойно спать после любых неприятностей. 22. Я твердо уверен, что моя профессия дает мне моральное удовлетворение и материальный достаток в жизни. 23. Мне кажется, что мои друзья способны учиться лучше, чем я. 24. Для меня очень важно иметь диплом о высшем образовании. 25. Из неких практических соображений для меня это самый удобный вуз. 26. У меня достаточно силы воли, чтобы учиться без напоминания администрации. 27. Жизнь для меня почти всегда связана с необычайным напряжением. 28. Экзамены нужно сдавать, тратя минимум усилий. 29. Есть много вузов, в которых я мог бы учиться с не меньшим интересом. 30. Какое из присущих вам качеств больше всего мешает учиться? Напиши ответ рядом. 31. Я очень увлекающийся человек, но все мои увлечения так или иначе связаны с будущей профессией. 32. Беспокойство об экзамене или работе, которая не выполнена в срок, часто мешает мне спать. 33. Высокая зарплата после окончания вуза для меня не главное. 34. Мне нужно быть в хорошем расположении духа, чтобы поддержать общее решение группы. 35. Я вынужден был поступить в вуз, чтобы занять желаемое положение в обществе, избежать службы в армии. 36. Я учу материал, чтобы стать профессионалом, а не для экзамена. 37. Мои родители хорошие профессионалы, и я хочу быть на них похожим. 38. Для продвижения по службе мне необходимо иметь высшее образование. 39. Какое из ваших качеств помогает вам учиться? Напишите ответ рядом. 40. Мне очень трудно заставить себя изучать как следует дисциплины, прямо не относящиеся к моей будущей специальности.
41. Меня весьма тревожат возможные неудачи. 42. Лучше всего я занимаюсь, когда меня периодически стимулируют, подстегивают. 43. Мой выбор данного вуза окончателен. 44. Мои друзья имеют высшее образование, и я не хочу отставать от них. 45. Чтобы убедить в чем – либо группу, мне приходиться самому работать очень интенсивно. 46. У меня обычно ровное и хорошее настроение. 47. Меня привлекает удобство, чистота, легкость будущей профессии. 48. До поступления в вуз я давно интересовался этой профессией, много читал о ней. 49. Профессия, которую я получаю, самая важная и перспективная. 50. Мои знания об этой профессии были достаточны для уверенного выбора. Обработка и интерпретация результатов: КЛЮЧ к опроснику: Шкала «Приобретение знаний»: - за согласие («+») c утверждением по п. 4 проставляется 3,6 балла; по п. 17 – 3,6 балла; по п. 26 – 2,4 балла; - за несогласие («–») с утверждением по п. 28 – 1,2 балла; по п.42 – 1,8 балла. Максимум – 12,6 балла. Шкала «Овладение профессией»: - за согласие по п. 9 – 1 балл; по п.31 – 2 балла; по п.33 – 2 балла; по п.43 – 3 балла; по п.48 – 1 балл и по п. 49 – 1 балл. Максимум – 10 баллов. Шкала «Получение диплома»: - за несогласие по п. 11 – 3,5 балла; - за согласие по п. 24 – 2,5 балла; по п. 35 – 1,5 балла; по п. 38 – 1,5 балла и по п. 44 – 1 балл. Максимум – 10 баллов. Вопросы по п. 5, 13, 30, 39 являются нейтральными к целям опросника и в обработку не включаются. Преобладание мотивов по первым двум шкалам свидетельствует об адекватном выборе студентом профессии и удовлетворенности ею.
4.5. Уровень профессиональной направленности Т.Д. Дубовицкой[9]. Тест-опросник для определения уровня профессиональной направленности (УПН) студентов. Цель методики – определение уровня профессиональной направленности студентов, проявляющегося в степени выраженности стремления к овладению профессией и работе по ней. Опросник состоит из 20 суждений и предложенных вариантов ответа. Инструкция. В целях поиска путей совершенствования подготовки специалистов, в частности для обеспечения каждому человеку возможности приобрести желаемую профессию и работать по ней, предлагаем Вам принять участие в нашем исследовании. Для этого, прочитав нижеследующие суждения, отметьте в листе ответов, напротив номера суждения один из вариантов ответа, соответствующий Вашему мнению. Верно + + Пожалуй, верно + Пожалуй, неверно - Неверно - - Просим Вас искренне выразить то мнение, которое существует у Вас на данный момент. 1. Каждый человек должен иметь возможность получить ту профессию, которая ему нравится, соответствует его интересам и склонностям.
2. Если бы мне представилась возможность начать учиться заново, то я выбрал бы ту же профессию, которую сейчас получаю. 3. Вынужденно учусь на данном факультете в силу определенных обстоятельств, а не из желания получить данную профессию. 4. Мое желание получить данную профессию и работать по ней является достаточно стойким и обоснованным. 5. Учусь прежде всего для того, чтобы получить высшее образование, получаемая профессия мне малоинтересна. 6. Вижу мало хорошего для себя в моей будущей профессии. 7. Мои увлечения и занятия в свободное время связаны с будущей профессией. 8. В мире существует много других профессий, которые нравятся мне значительно больше, чем моя будущая профессия. 9. По собственной инициативе читаю дополнительную литературу, имеющую отношение к будущей профессии. 10. После окончания учебы буду дальше совершенствоваться и повышать квалификацию по получаемой сейчас профессии, чтобы работать по ней более эффективно. 11. Получаемая мною профессия и работа по ней вряд ли принесут мне в будущем моральное удовлетворение. 12. Постараюсь предпринять все необходимые меры, чтобы не работать по получаемой профессии. 13. Даже если это будет трудно, по окончании учебы буду стремиться найти работу (и работать) по получаемой сейчас профессии. 14. На данный момент работаю (или хочу найти работу) по получаемой мной профессии. 15. У меня нет желания работать по получаемой профессии. 16. При случае стремлюсь познакомиться с работой специалистов в области моей будущей профессии. 17. Если я и буду работать по получаемой сейчас профессии, то недолго. 18. Работа по получаемой профессии позволит мне в будущем в полной мере проявить себя, свои способности. 19. По окончании учебы приобрету другую профессию и буду работать по ней. 20. В жизни человека не все зависит от него самого, и ему приходится иногда мириться с обстоятельствами. Обработка результатов. Подсчет показателей опросника производится в соответствии с ключом, где «Да» означает положительные ответы (верно; пожалуй, верно), а «Нет» – отрицательные (пожалуй, неверно; неверно). Ключ Да: 2, 4, 7, 9, 10, 13, 14, 16, 18 Нет: 3, 5, 6, 8, 12, 12, 15 17, 19 За каждое совпадение с ключом начисляется один балл. Чем выше суммарный балл, тем выше уровень профессиональной направленности. Анализ результатов. Полученный в процессе обработки ответов испытуемого результат расшифровывается следующим образом: 0 – 4 балла – низкий уровень профессиональной направленности; 5 – 13 баллов – средний уровень профессиональной направленности; 14 – 18 – высокий уровень профессиональной направленности. В то же время при проведении сравнительных исследований лучше пользоваться сырыми баллами. Ответы на вопросы 1 и 20 при обработке результатов не учитываются. Высокие показатели по тесту свидетельствуют о том, что студент стремится к овладению избранной профессией, получаемая им профессия нравится ему; он хочет в будущем работать и дальше совершенствоваться по данной профессии; в свободное время занимается делами, имеющими отношение к будущей профессии; имеет круг знакомых – специалистов в области избранной профессии; считает свою профессию делом своей жизни. Низкие показатели свидетельствуют о том, что студент вынужденно учится на данном факультете; поступление в учебное заведение обусловлено не интересом к будущей профессии и желанием работать по получаемой специальности, а другими причинами, например подчинением требованиям родителей, близостью к дому и др.; студент не видит ничего хорошего для себя в своей будущей профессии; приобретаемая профессия ему малоинтересна; при возможности хочет сменить профессию, получить другую специальность и работать по ней.
4.6. Проективная методика «Символ жизненного успеха», разработанная авторским коллективом под руководством Е.Б. Старовойтенко [10]. Перед юношами и девушками ставилась задача представить себя в будущем и нарисовать в произвольно форме свой символ жизненного успеха. Для этого применяются: лист белой бумаги (формат А-4), ручка, карандаш, ластик. Не исключается возможность использование цветных карандашей (по желанию респондентов). Время на рисование не ограничивается. Если такое задание вызвало затруднения, то респонденту предлагается дать короткое словесное описание этого символа. Показатели: 1. Формальные характеристики рисунка: размер, расположение на листе, нажим, штриховка, наличие или отсутствие деталей, характер линий, использование пространства, пропорции, аккуратность изображения, динамичность рисунка; 2. Представленные символы, их содержание, психологический смысл; 3. Выделение типов представленности профессиональной жизни для личности и количественный подсчет их наполняемости. Все респонденты относятся к выделенным типам символической репрезентации профессиональной жизни для личности: 1) «Я - профессионал» как источник познания для себя; 2) идеализированный жизненный успех; 3) инфантильное представление о себе как профессионале. Все выделенные типы – наиболее сильно отличающиеся между собой характеристики изображенных символов. Опишем выделенные типы. Для типа «Я - профессионал» как источник познания себя» свойственно изображение абстрактных символов – стихия, море, солнце, звезда, молния, буквенное обозначение и т.п. Это, как правило, метафорическое изображение, передающее сложное смысловое содержание, представленное в виде какого-либо сложного образа (например, изображение звездного неба, падающей звезды на ладони у человека, восходящее солнце с широко распространяющими лучами, человек на фоне восходящего солнца и несущей в своих руках звезду). Образ «Я - профессионал» представлен для студентов данного типа определенными символами, которые имеют следующий психологический смысл: стремление к росту, прогрессу, стремление к Я – целостности, подчеркивание интеллектуальности и мудрости, подчинение своего бессознательного сознанию. В тоже время присутствует стремление к лидерству и потребность в покровительстве, опеке, ярко выражена креативность. В рисунках данного типа проступают основные жизнеотношения личности, которые представлены в самосознании студентов в виде таких Я-составляющих, как образы: «Я - мое дело», «Я - другие», «Я - Я», «Я – мои чувства», «Я – моя активность», при этом «Я» студента активно включается в эти жизнеотношения, подчеркивается практическое и творческое их проживание и преобразование. В целом в рисунке отражен положительный эмоциональный тон отношения к профессиональной жизни. Однако в некоторых символических изображениях отмечается противоречивость, недостаточная осознанность «Я как профессионала» для себя и, одновременно, потребность в покровительстве, авторитетном «учителе». Студенты, отнесенные нами к типу «идеализация жизненного успеха», изображали, как правило, сюжетную картинку с набором сложных образов, передающие атмосферу непосредственного выражения ощущений, впечатлений, чувств: растения, животные, тени, пейзажи с присутствием людей. Иногда встречались абстрактные, схематические изображения, отличающиеся лаконизмом построения: геометрические фигуры, стакан, чашка, колодец, гора и т.д. Интерпретация этих рисунков производилось с помощью проективной методики «Дом – Дерево - Человек». В таких символах четко присутствует романтизм настроения респондентов: творчество, активность, сознательность противопоставляются, соединяются в образе студента с отсутствием практического «включения» «Я» студента в реальную профессиональную жизнь. В картине фиксируется многообразие жизнеотношений (семья, общение, профессиональная деятельность, интересы, идеалы и т.д.). Однако символ «Я» изображается чаще всего отдельно, «вне» общего сюжета, либо отсутствует совсем, либо частично, размыто, прозрачно. Хотя общий тонус изображения можно назвать оптимистично – положительным, однако в символике поступают такие Я – проекции профессиональной жизни для студента, как: противоречивость, непонятность профессиональной жизни для «Я», ее романтичность, в тоже время сложность, недосягаемость для «Я - настоящего». Типу «инфантильного представления о себе как профессионале» свойственно изображение своего «автопортрета» часто с явно приукрашенными деталями: рамочки, присутствие цветного фона, декора в виде цветов, деревьев и пр. Это, как правило, рисунок «куклы», у которой четко прорисованы все детали. Интерпретация этого типа изображений также производится по показателям методики «Дом – Дерево - Человек». Наряду с такими рисунками, где было хорошо прорисовано лицо «куклы», встречается изображение без лица, зато со множеством других деталей: тщательно нарисована одежда, прическа, аксессуары, окружение. Психологический смысл таких изображений – демонстративность, бессознательность, скрытность, инфантильность по отношению к профессиональной жизни респондента. Круг изображаемых достаточно ограничен: семья – работа – досуг. Вместе с тем в образах присутствует эксплицитно – имплицитно представлены Я – противоречия: активность / пассивность в жизни, открытость / скрытость для других, романтичность / практичность в жизнеотношениях, агрессивность / незащищенность своего «Я», самолюбование / самоотрицание и пр. В целом ощущается инфантильно-безразличное самоотношение в профессиональной жизни. В результате анализа данных по методике «Символ жизненного успеха» можно констатировать, что в образной форме рисунков выражаются не только осознаваемые ожидания от жизни, которые были предусмотрены темой, но и те ожидания, которые не осознаются личностью. Содержание, которое не осознается субъектом, является трансцендентным по отношению к теме рисунка. Таким содержанием могут быть: значимость изображения для субъекта, «защитные» установки, проявления противоречий личности, Я - проекции по отношению к изображаемой теме.
4.7. Методика исследования эмоциональной направленности личности (анкета Б.И. Додонова в модификации Е.Р. Гореловой) [11]. Методика измеряет общую эмоциональную направленность личности. По данной методике можно изучить эмоциональную направленность, узнать каковы установки и в какой области деятельности можно получить положительные эмоции. Респондентам предлагается опросник из 50 суждений, характеризующих эмоциональные переживания личности. Необходимо было сделать выбор ответа в соответствии со шкалой: «Безусловно, да» - а; «Пожалуй, да» - в; «Пожалуй, нет» - с; «Безусловно, нет» - d. Подсчет количества баллов в каждой строке и ранжирование результатов позволяет выделить преобладающие эмоции личности - эмоциональную направленность. Возможное максимальное значение по шкалам + 10 баллов, минимальное -10 баллов. Б.И. Додонов выделил десять основных типов эмоциональной направленности личности: 1. Альтруистические эмоции. Высокие результаты по первой шкале говорят в том, что у испытуемого ярко выражена потребность отдавать, делиться, содействовать, помогать. Направленность на других проявляется у него ярко. Низкие результаты говорят о направленности на себя, потребности брать, получать. Высокие результаты - больше 5, низкие - меньше - 5. Результаты близкие к 0 говорят о том, что у респондента обе названные потребности выражены в равной степени, нет жесткой установки. 2. Коммуникативные эмоции. Высокие результаты по этой шкале говорят о ярко выраженной потребности в общении. Низкие результаты говорят о том, что более выражена потребность в уединении. 3. Глорические эмоции (от лат, gloria — слава). Высокие результаты говорят о том, что испытуемый имеет ярко выраженную потребность в славе, переживании успеха на виду у других людей, в известности. Низкий результат говорит о желании быть незаметным. 4. Праксические эмоции. Высокий результат говорит о потребности активно действовать, достигать поставленной цели, добиваться желаемых результатов. Низкие баллы говорят о пассивном отношении к деятельности. Иногда это проявляется в склонности больше размышлять, чем действовать, иногда — в ярко выраженной потребности в расслаблении. 5. Пугнические эмоции (от лат. pugna — борьба). Эти эмоции связаны с потребностью рисковать, преодолевать опасности. При высоких баллах эта потребность выражается у респондента ярко, при низких — ярко выражена потребность в безопасности и, формирующаяся на основе этой потребности, осторожность. 6. Романтические эмоции. При высоких баллах у испытуемого ярко выражено стремление к необычному, таинственному. При низких - наоборот: проявляется тенденция к полезным вещам, на основе которой формируется прагматизм, как черта характера. 7. Гностические эмоции (от грен, gnosis — знание) - эмоции, связанные с потребностью в получении знаний о новом, неизвестном. При ярко выраженной потребности (высокие баллы) испытуемый получает удовольствие от процесса получения знаний. При низких баллах эта потребность недостаточно развита. 8. Эстетические эмоции. При высоких баллах - потребность в восприятии прекрасного выражается ярко. Воспринимая прекрасное, респондент переживает сильные чувства, которые в современной практической психологии называются ресурсными. При низких баллах — эта потребность не развита. 9. Гедонистические эмоции - эмоции, связанные с удовлетворением потребности в телесном и душевном комфорте. При высоких баллах эта потребность выражена ярко. Комфортные условия для такого человека являются очень важными, а достижение комфорта является мощным мотивом деятельности. В психотерапии есть соответствующий термин: гедонистическая установка. При низких баллах можно говорить об аскетической установке личности. 10. Акизитивные эмоции (от франц. acquisition - приобретение) - это эмоции, возникающие при наличии потребности в накоплении (коллекционировании) вещей, выходящей за пределы практической нужды в них. Пои высоких баллах потребность в коллекционировании хорошо выражена. При низких - такая потребность не проявляется. Инструкция: «Вам предлагается вопросник из 50 суждений, характеризующих эмоции Вашей личности. Сделайте выбор Вашего ответа в соответствии со шкалой:
Занесите Ваш выбор в опросный лист. Текст опросника
Обработка данных: Подсчитайте общую сумму баллов по каждой из 10 строчек, учитывая, что а-2, в=1, с(-1), d=(-2) баллам. Сумма баллов по ответам: 1. - 1, 11, 21, 31, 41. 2. - 2, 12, 22, 32, 42. 3. - 3, 13, 23, 33, 43. 4. - 4, 14, 24, 34, 44. 5. - 5, 15, 26, 35, 45. 6. - 6, 16, 26, 36, 46. 7. - 7, 17, 27, 37, 47. 8. - 8, 18, 28, 38. 48. 9. - 9, 19, 29, 39, 49. 10. - 10, 20, 30, 40, 50. Направленность: 1.Альтруистическая. 2. Коммуникативная. 3. Глорическая. 4. Праксическая. 5. Пугническая. 6. Романтическая. 7. Гностическая. 8. Эстетическая. 9. Гедонистическая. 10. Акизитивная. Интерпретация полученных результатов: Подсчитав количество баллов в каждой строке и проранжировав результаты, выделите преобладающие эмоции Вашей личности — Вашу эмоциональную направленность. Возможное максимальное значение по шкалам + 10 баллов, минимальное -10 баллов. -10 ______0 ______ +10
4.8. Методика «Ценностные ориентации» М. Рокича[12]. Система ценностных ориентации определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения и ядро мотивации жизненной активности, основу жизненной концепции и «философии жизни». Наиболее распространенной в настоящее время является методика изучения ценностных ориентации М. Рокича, основанная на прямом ранжировании списка ценностей. М. Рокич различает два класса ценностей: терминальные – убеждения в том, что конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться; инструментальные – убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации. Это деление соответствует традиционному делению на ценности-цели и ценности-средства. Респонденту предъявлены два списка ценностей (по 18 в каждом), либо на листах бумаги в алфавитном порядке, либо на карточках. В списках испытуемый присваивает каждой ценности ранговый номер, а карточки раскладывает по порядку значимости. Последняя форма подачи материала дает более надежные результаты. Вначале предъявляется набор терминальных, а затем набор инструментальных ценностей. Инструкция: «Сейчас Вам будет предъявлен набор из 18 карточек с обозначением ценностей. Ваша задача – разложить их по порядку значимости для Вас как принципов, которыми Вы руководствуетесь в Вашей жизни. Внимательно изучите таблицу и, выбрав ту ценность, которая для Вас наиболее значима, поместите ее на первое место. Затем выберите вторую по значимости ценность и поместите ее вслед за первой. Затем проделайте то же со всеми оставшимися ценностями. Наименее важная останется последней и займет 18 место. Разработайте не спеша, вдумчиво. Конечный результат должен отражать Вашу истинную позицию». Бланк: список А (терминальные ценности):
Список Б (инструментальные ценности):
4.9. Опросник «Рефлексивность» А.В. Карпова[13]. Рефлексивность, по мнению А.В. Карпова, как психическое свойство представляет собой одну из основных граней той интегративной психической реальности, которая соо
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|