Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Специфика поведения в группе




Для диагностики отношений в группе, специфики поведения и общения личности, которые опосредуются групповым влиянием, можно использовать следующий психологический инструментарий:

5.1. Социометрия Я. Морено.

5.2. Ролевые позиции в межличностных отношениях (по Э. Берну).

5.3. Методика «Индикатор копинг-стратегий».

 

5.1. Социометрия Я. Морено [15].

Термин «социометрия», означающий измерение взаимоотношений в группе, предложил известный американский психиатр и социальный психолог Якоб Леви Морено (1890-1974) в 1934 г.

Я.Л. Морено изучал процессы внутри малых групп, которые отражают неформальную микроструктуру общества. Согласно его теории психологическое благополучие человека определяется ее местом в структуре межличностных отношений. Отношения определяются эмоциональной обстановкой, взаимными симпатиями и антипатиями между членами группы. Для выяснения этих связей и был разработан метод социометрии.

Для чистоты социометрического исследования необходимым является выполнение следующих правил:

· формулировка вопроса должна быть понятна всем членам группы;

· четко очерченные границы группы;

· наличие опыта совместной деятельности;

· критерии должны быть существенны для данной группы;

· опрос проводится посторонним для данного коллектива лицом;

· выбор члены группы должны производить самостоятельно.

Для начала необходимо определить цели исследования – (например: выявление лидеров, изучение сплоченности коллектива, обнаружение микрогрупп). Затем сформулировать вопросы, по которым будет осуществляться выбор. Эти вопросы могут быть как формальными, так и неформальными.

Формальные вопросы направлены на изучение взаимоотношений в сфере той деятельности, которой занимается данный коллектив. Например: «С кем из ваших сотрудников вы бы хотели вместе выполнить то или иное задание (разработать бизнес-план, провести аудиторскую проверку, составить балансовый отчет и т.д.)?» или «Кого из вашего коллектива вы хотели бы видеть начальником отдела?»

Неформальные вопросы направлены на изучение взаимоотношений в сферах, не связанных напрямую с трудовой деятельностью данного коллектива. Например: «Кого из членов вашего коллектива вы бы пригласили на свой день рождения?» или «С кем из коллег вы бы хотели провести отпуск?», «Кого из коллег вы бы взяли в свою команду по пейнтболу?».

Вопросы могут быть сформулированы как в положительной («С кем бы вы хотели…?), так и в отрицательной форме («С кем бы вы не хотели…?). В первом случае вы получите картину предпочтительных выборов, а во втором – наоборот, выявите тех сотрудников, которые отвергаются данным человеком.

Первый этап – построение простейшей социоматрицы. Результаты выборов разносятся по матрице с помощью условных обозначений. По вертикали записываются за номерами фамилии всех членов группы, которая изучается; по горизонтали – только их номер. На соответствующих пересечениях цифрами +1, +2, +3 обозначают тех, кого выбрал каждый испытуемый в первую, вторую, третью очередь, цифрами -1, -2, -3 – тех, кого подопытный не избирает в первую, вторую и третью очередь. Взаимный положительный или отрицательный выбор обводится в таблице. После того, как положительные и отрицательные выборы будут занесены в таблицу, надо подсчитать по вертикали алгебраическую сумму всех полученных каждым членом группы выборов. Потом подсчитывается сумма баллов для каждого члена группы, учитывая при этом, что выбор в первую очередь равняется +3 баллам (-3), во вторую - +2 (-2), в третью - +1 (-1). После этого подсчитывается общая алгебраическая сумма, которая и определяет статус в группе.

Анализ социоматрицы по каждому критерию дает достаточно наглядную картину взаимоотношений в группе. Могут быть построены суммарные социоматрицы, дающие картину выборов по нескольким критериям, а также социоматрицы по данным межгрупповых выборов. Основное достоинство социоматрицы – возможность представить выборы в числовом виде, что в свою очередь позволяет проранжировать членов группы, выявив среди них наиболее и наименее популярных, установить порядок влияния в группе.

На основе социоматрицы строится социограмма. Социограмма – графическое изображение реакции испытуемых друг на друга при ответах. На основании социограммы можно провести анализ структуры взаимоотношений в группе. Она дает наглядное представление о дифференциации членов группы, об их популярности. Социоматрица позволяет сделать более глубокое качественное описание и наглядное представление групповых явлений. При анализе социограммы вытеляются наиболее влиятельные члены, взаимные пары, группировки, составленные из стремящихся выбрать друг друга. Наиболее часто встречаются группировки из 2-3 членов.

Есть несколько вариантов социограммы. Первый вариант: совокупность концентрических окружностей с размещенными внутри номерами фамилий, которые соединяются между собой стрелками, характеризующими выборы. Наиболее популярные члены группы располагаются во внутреннем круге, в следующем круге находятся лица, получившие число выборов, близкое к среднестатистическому и т.д. Второй вариант: произвольное плоскостное изображение, на котором выделены группировки взаимно выбравших друг друга индивидов. Расстояние между группировками характеризуют выборы между ними. Третий вариант: индивидуальная социограмма. Она заключается в том, что выбранный член группы изображается в системе выявленных в ходе исследования связей.

Обычно внутри социограммы лица мужского пола изображаются с помощью маленьких треугольников, женского – окружностей. Такая форма изображения делает социограмму более наглядной.

На основе матрицы рассчитываются социаметрические индексы. Те из них, что предназначены для характеристики отдельных членов группы, называются индивидуальными. Индексы, характеризующие группу как целостное образование, носят название групповых.

Социометрический статус – это свойство личности как элемента социометрической структуры занимать определенную пространственную позицию (локус) в ней. Элементы социометрической структуры группы – это личности, члены группы. Каждый из них в той или иной мере взаимодействует с каждым другим, общается, непосредственно обменивается информацией и т.д. В то же время каждый член группы, являясь частью целого (группы), своим поведением воздействует на свойства целого. Реализация этого воздействия протекает через различные социально-психологические формы взаимовлияния. Субъективную меру этого влияния подчеркивает величина социометрического статуса. Но личность может влиять на других двояко – либо положительно, либо отрицательно. Поэтому принято говорить о положительном и отрицательном статусе. Статус также измеряет потенциальную способность человека к лидерству.

Характеристика группы как целостной системы выражается рядом групповых индексов, среди которых наибольшее значение имеет индекс групповой сплоченности. Он отражает степень взаимосвязанности индивидов, тесноту их эмоциональных связей и поэтому характеризует внутреннюю социально-психологическую атмосферу группы, от которой зависят ее потенциальные возможности.

Индекс сплоченности равен: количество взаимовыборов поделить на количество человек.

Индекс изолированности: количество аутсайдеров поделить на количество человек.

 

5.2. Ролевые позиции в межличностных отношениях (по Э. Берну) [16].

Методика направлена на выявление ролевых позиций в межличностных отношениях человека в соответствии с моделью Эго-состояний Э. Берна, разработанной им в рамках трансактного анализа. Тест позволяет также диагностировать сочетания (гармоничность) трех Эго-состояний («родитель», «взрослый», «ребенок») в поведении человека.

Инструкция: Оцените приведенные ниже высказывания в баллах от 0 до 10.

1. Мне порой не хватает выдержки.

2. Если мои желания мешают мне, то я умею их подавлять.

3. Родители, как более зрелые люди, должны устраивать семейную жизнь своих детей.

4. Я иногда преувеличиваю свою роль в каких-то событиях.

5. Меня провести нелегко.

6. Мне бы понравилось быть воспитателем.

7. Бывает, мне хочется подурачиться, как маленькому.

8. Думаю, что я правильно понимаю все происходящие события.

9. Каждый должен выполнять свой долг.

10. Нередко я поступаю не как надо, а как хочется.

11. Принимая решение, я стараюсь продумать его последствия.

12. Младшее поколение должно учиться у старших, как ему следует жить.

13. Я, как и многие люди, бываю обидчив.

14. Мне удается видеть в людях больше, чем они говорят о себе.

15. Дети должны, безусловно, следовать указаниям родителей.

16. Я – увлекающийся человек.

17. Мой основной критерий оценки человека – объективность.

18. Мои взгляды непоколебимы.

19. Бывает, что я не уступаю в споре лишь потому, что не хочу уступать.

20. Правила оправданы лишь до тех пор, пока они полезны.

21. Люди должны соблюдать все правила независимо от обстоятельств.

Обработка результатов

Суммируйте поставленные баллы по следующим категориям:

Д - «Дитя» - 1, 4, 7, 10, 13, 16, 19 – сумма балов.

В - «Взрослый» - 2, 5, 8, 11, 14, 17, 20 – сумма балов.

Р - «Родитель» - 3, 6, 9, 12, 15, 18, 21 - – сумма балов.

Интерпретация результатов

Э. Берн выделяет следующие три составляющие личности человека, которые обусловливают характер общения между людьми: родительское, взрослое, детское.

Родительское (Родитель – Р) состояние Я подразделяется на заботливое родительское состояние Я, критическое родительское состояние Я. Родительское Я, состоящее из правил поведения, норм, позволяет индивиду успешно ориентироваться в стандартных ситуациях, «запускает» полезные, проверенные стереотипы поведения, освобождая сознание от загруженности простыми, обыденными задачами. Кроме того, Родительское Я обеспечивает с большой вероятностью успеха поведение в ситуациях дефицита времени на размышления, анализ, поочередное рассмотрение возможностей поведения.

Взрослое (Взрослый – В) состояние Я воспринимает и перерабатывает логическую составляющую информации, принимает решения преимущественно обдуманно и без эмоций, проверяя их реальность. Взрослое Я, в отличии от Родительского, способствует адаптации не в стандартных, однозначных ситуациях, а уникальных, требующих размышлений, дающих свободу выбора и, вместе с этим, необходимость осознания последствий и ответственного принятия решений.

Детское (Дитя – Д, или Ребенок) состояние Я следует жизненному принципу чувств. На поведение в настоящем влияют чувства из детства. Детское Я также выполняет свои, особые функции, не свойственные двум другим составляющими личности. Оно «отвечает» за творчество, оригинальность, разрядку напряжения, получение приятных, иногда «острых», необходимых в определенной степени для нормальной жизнедеятельности впечатлений. Кроме того, Детское Я выступает на сцену, когда человек не чувствует достаточно сил для самостоятельного решения проблем: не способен преодолеть трудности или/и противостоять давлению другого человека. Это Я подразделяется на: естественное детское Я (спонтанные реакции типа радости, печали и т.д.), приспосабливающееся детское Я (приспосабливающийся, прислуживающийся, боязливый, виноватый, колеблющийся и т.п.), возражающее детское Я.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...