Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Контрольная работа состоит из двух частей.




 

В первой части предполагается создание литературной основы композиции и монтажа; Во второй части студенты должны предоставить разработку реализации замысла режиссера:

 

В первой части студент должен проявить умения режиссера:

 

- определить актуальность, значимость темы произведения;                   

- найти и отобрать материал высокой идейной и художественной ценности;

- разработать драматический конфликт, учитывая специфику искусства художественного слова;

- использовать разнообразные методы и принципы логического развертывание материала;

- выстроить композицию /монтаж/ по драматургическим законам;

- определить идею и сверхзадачу режиссерско-исполнительского замысла композиции /монтажа/.

 

Работа над текстовой основой литературной композиции /монтажа/ состоит из нескольких этапов:

 

- поиск темы и литературы, которая составит текстологическую основу;

- определение темы;

- определение рабочей идеи, сверхзадачи будущего произведения;

- построение композиции /монтажа/;

- окончательное оформление идеи и сверхзадачи.

 

При выборе темы необходимо исходить из воспитательной функции искусства. Когда тема выбрана, следует приступить к отбору литературного материала. Основной критерий выбора текста - его высокий художественно-идейный уровень. Поэтому прежде чем остановиться на каком-то произведении, следует проанализировать его как со стороны содержания, так и со стороны выражения этого содержания. Следует помнить, что отобранный материал сможет зазвучать с полной силой только в том случае, если он «ложится» на исполнительские возможности исполнителей. Следовательно, при выборе материала для написания композиции автор-студент должен ориентироваться на конкретных исполнителей - сокурсников.

Создавая заготовку текста на установленную тему, выбирая и критически оценивая материал, студент-режиссер постепенно уточняет текст, подходит к определению рабочей идеи, сверхзадачи будущего произведения. Какой речевой поступок должны совершить исполнители через воспроизводимый текст? Чему они будут учить? На эти вопросы должен быть дан точный ответ, что поможет выработать «целевую установку» в работе над построением нового целостного произведения - композиции.

Конфликт - это стержень, стержневой момент содержания художественного произведения, взаимосвязи. Он слит воедино с формой. Поэтому точная форма композиции - важнейшее условие в построении, создании текстовой основы композиции.

Далее следует подумать о временных границах композиции. Здесь необходимо учитывать возможность слуха зрителей «вместе обозревать начало и конец» произведения. Нельзя не учитывать и исполнительские возможности студентов.

Приступая к соединению разрозненных элементов композиции, следует хорошо ИЗУЧИТЬ принципы и методы логического развертывания материала.

Исторический /хронологический/принцип. В композициях, где речь идет о биографиях отдельных личностей или разворачиваются исторические события, наиболее удобен именно этот принцип.

 

Пространственный принцип. Он характеризуется «географическим» расположением материала.

 

Принцип повтора. Это выражается в данном случае в использовании

какого-то текста несколько раз.

 

Ступенчатый метод. Выражается последовательностью изложения темы, когда одно положение вытекает из другого.

 

Метод контраста. Этот метод требует контрастности не только фактов, тем, но и контрастность стилей /если это стихи - размеров/ произведений.

 

Метод аналогии или параллели. Он заключается в том, что связываются тексты сходные в каком-нибудь одном или нескольких отношениях. В результате такого расположения материала у зрителя возникает ассоциация, которая подводит к умозаключению: если два явления сходны в каких-то отношениях, то они сходны, вероятно, и в других. Но аналогия должна производиться с чем-то хорошо знакомым аудитории. Только в таком случае достигается эффект.

 

Дедуктивный метод. Это изложение материала, при котором от общих положений идут к частным.

 

Индуктивный метод. Обратное дедуктивному движение МЫСЛИ от частного к общему.

 

В практике создания композиций и монтажей методы и принципы логического развертывания материала используются во всем многообразии, т.е. в одном и том же произведении используются сразу несколько принципов /методов/. Но возможна монтировка и по одному какому-то принципу.

Кроме монтажа кусков текста, композицию /монтаж/ необходимо выстроить по перспективе к кульминации. Драматургическая простройка произведения должна решаться в пятичастной композиционной структуре: I часть-экспозиция, II-ая - завязка действия, Ш-я - развитие действия, IV -ая -кульминация, V-ая -развязка. Соотношение, пропорции этих частей, верное местоположение главной кульминационной части можно вывести по известному закону золотого сечения. По этому закону, экспозиция приблизительно равна развязке, завязка - кульминации, а развитие действия- наибольшая часть произведения. Материал, в котором разрешается конфликтная ситуация должен попасть в кульминационную часть.

Режиссер-студент, составитель композиции должен твердо усвоить, что нельзя пренебрегать законами перспективы, соотношения частей в целом, драматургической выстройкой материала. Иначе это приведет к плоскостным, вялым, скучным решениям. Только композиционно выстроенное произведение оказывает на зрителей огромное воздействие, создает ощущение согласованности и законченности.

Завершая работу по созданию текстологической основы, режиссер - студент подступает к окончательному оформлению идеи и сверхзадачи литературной композиции /монтажа/. В этой части работы над созданием литературной композиции может произойти замена каких-то фрагментов наиболее выразительными, а также идет поиск и оформление начала и финала произведения. Началом может быть материал, вводящий в атмосферу событий, который может сразу раскрыть образную идею произведения, или же прямо заявить о том, что хочет автор от аудитории. Но можно и как бы уходить от проблем, чтобы затем их постановка прозвучала наиболее эмоционально. Конкретного рецепта здесь нет. Однако начало должно помочь исполнителям наладить контакт со зрителем, подготовить благоприятную психологическую почву для восприятия, вызвать интерес и овладеть вниманием слушателей, установить взаимопонимание и завоевать доверие.

Для того, чтобы финал композиции был точным и впечатляющим, надо постараться связать его с началам /либо повторить тексты, звучащие в экспозиции, либо продолжить в финале начальное произведение/. Это создает впечатление «закругленности», законченности. Цель финала - усилить эмоциональное воздействие произведения, поставить перед зрителями конкретные задачи, подвести зрителя к осознанию завершенности произведения.

К последнему этапу работы относится и введение дополнительных средств выразительности. Ввод музыки и песен. Музыка в композиции - это не фон, а действующее начало, составная часть единой сути. Музыка и текст должны дополнять друг друга, поэтому режиссеру- студенту следует найти верные соотношения, правильные пропорции музыки и слова.

 

Рекомендации: музыка используется для укрупнения определенного образа, для подчеркивания определенной части характера, служит выявлению атмосферы событий, или же для контраста с ней /атмосферой/.

Вводя музыку, следует стремиться к органике и непрерывности действия.

Возможно и использование в композиции световых эффектов, слайдов, фрагментов из фильмов, явных сценических мизансцен, костюмов, реквизита и других дополнительных выразительных средств. Но... Следует помнить о том, что литературная композиция предусматривает лишь скупое использование всех, перечисленных выше средств. Лучше их использовать тогда, когда нет возможности достичь нужного эффекта, определенной цели лишь только звучащим словом. Объясняется все это тем, что всякое зрительское восприятие сильнее слухового, и зритель отвлекается от словесного действия. Отсюда вытекает вывод, что все усилия режиссера-студента должны быть направлены на работу с текстом. Слово зримо, оно не нуждается в дополнительных зрелищах.

Создание литературной основы композиции /монтажа/ можно считать законченным, когда в ней после каждого включенного текста указывается автор и название произведений, из которых составлена композиция /монтаж/.

Вторая часть контрольной работы включает в себя режиссерскую разработку. На основании идеи и сверхзадачи композиции студентам необходимо:

1. Определить жанр постановки и основные выразительные средства воплощения: продолжительность произведения, количество участников, условный план выгородки сценической площадки, костюмы, их цветовую гамму, их стиль, музыкальное сопровождение /что? когда?/,световое решение /общий свет, прожекторы, лучи, затемнения, /вспомогательный состав участников, которые будут работать на «свету», на «музыке».

2. Произвести действенный анализ всех частей, фрагментов композиции:

определить действенную природу, роль каждой части, фрагмента в развитии сквозного действия по линии сверхзадачи, создание трех перспектив, «задействованность» участников в каждом эпизоде и ряд речевого действия /монолог, диалог, полилог, речевой хор/, способы привлечения внимания аудитории в экспозиционной части и способы наиболее эмоционального воздействия в заключительной части композиции.

В конце режиссерской разработки должен быть приложен список используемой литературы с выходными данными».

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...