Джазовые инструменты, стили, направления
Аккордеон — язычковый музыкальный инструмент. Имеет две клавиатуры: правую— фортепианную и левую — кнопочную (с системой басов и аккордов) для аккомпанемента. Ряд регистров-переключателей дает возможность менять тембр инструмента, получать разнообразные комбинации регистров, удваивать звуки в октаву. Аккордеон применяется как сольный и аккомпанирующий инструмент и получил распространение преимущественно в эстрадных и танцевальных ансамблях и оркестрах. В джазе применяется редко. Впервые Аккордеон появился во второй половине 20-х гг. и привился только у белых музыкантов (негритянские отдают предпочтение губной гармонике и органу). Среди джазовых исполнителей на аккордеоне — Арт Ван Дам (США). Альт-саксофон — разновидность саксофона. Впервые в оркестре применен Доном Редманом и Франком Трамбауэром во второй половине 20-х гг., в качестве сольного инструмента Джонни Ходжесом и Бенни Картером.Огромное влияние на развитие альт-саксофона в джазе оказало творчество Чарли Паркера. Среди наиболее известных исполнителей на этом инструменте в современном джазе — Джонни Денкворт (Англия), Джон Чикаи (Дания), Георгий Гаранян, Геннадий Гольштейн, Алексей Козлов (СССР), Фил Вудс, Пол Дезмонд,Эрик Долфи, Орнет Колман, Ли Конитц, Джеки Мак-Лин,Сонни Стит, Бад Шенк, Джулиан Кеннонболл Эддерли (США), Эмиль Мангельсдорф (ФРГ), Флавио Амброзетти (Швейцария), Арне Домнерус (Швеция) многие другие. Бамбула — 1. Ударный музыкальный инструмент неопределенной высоты звука из семейства мембранофонов афро-американского происхождения.Представляет собой барабан в виде бамбукового бочонка с натянутой на нем воловьей кожей. В первой половине XIX в. был широко распространен у чернокожих жителей Нового Орлеана, собиравшихся вечерами для танцев на площади Конго.
2. Негритянский танец, исполнявшийся в сопровождении барабана Б. Мелодии этих танцев создавал американский композитор Луи Моро Готшалк Банджо — струнный щипковый музыкальный инструмент. Представляет собой небольшой плоский барабан с прикрепленным к нему удлиненным грифом, на который натянуты струны. Количество струнзависит от разновидности инструмента и может быть разное — от 4 до 9. Б. используется как аккомпанирующий и сольный инструмент. Играют на нем пальцами, как на гитаре, или плектром. Банджо вывезен в конце XVI в. из Западной Африки в южные штаты США,где получил распространение как народный инструмент негров. В XIX в. широко применялся для инструментального сопровождения представлений театра менестрелей. Приблизительно в 30-х гг. прошлого столетия был реконструирован и в таком виде дошел до наших дней (эта реформа инструмента приписывается Дж.Суини). С появлением джаза, однако, в 30-х гг. из-за ограниченных технических возможностей был вытеснен гитарой.
В настоящее время используется относительно редко и только в ансамблях традиционного джаза. Распространен в народном музыкальном быту белых американцев (у негров заменен гитарой). Среди Б. в джазе — Борис Ершов (СССР), Денни Баркер, Ли Блеир, Джонни Сент Сир, Бад Скотт, Элмер Сноуден (США) и др. Барабан — ударный музыкальный, инструмент неопределенной высоты звука из семейства мембранофонов. Имеет вид цилиндра, обтянутого с одной или двух сторон кожей или пластиковой пленкой при помощи металлических обручей, на которых находятся винты, регулирующие высоту звука. Б. выполняет тембровые и ритмические функции. 1. Малый Барабан — небольшой по размеру инструмент (от 13 до 18 см в высоту при диаметре 35 см) с металлическим корпусом из хромированной или никелированной латуни. Звук малого барабана — высокий, по тембру сухой и резкий. Вдоль нижней мембраны натянуты струны (до 18), которые придают звучанию инструмента специфический дребезжащий и трескучий оттенок. На малом барабане можно играть как со струнами, так и без струн, что достигается путем переключения рычажка, расположенного на корпусе инструмента. При игре без струн звук малого барабана более глухой и слабый. Малый барабан имеет также сурдину — специальное устройство, расположенное на корпусе инструмента, при повороте которого к верхней мембране с внутренней стороны прижимается мягкая фильцевая или резиновая подушечка, приглушающая звук. На установленном горизонтально на подставке малом Барабане играют двумя легкими деревянными палочками с небольшими головками длиной до 38 см (они сделаны из палисандрового или эбенового дерева), а также металлическими метелками из тонкой стальной проволоки. Малый Б. — один из ведущих ударных инструментов в джазе. Применяется для подчеркивания ритмической канвы произведения, а также для исполнения сольных эпизодов, часто достигающих большой ритмической сложности.
Джазовые исполнители на ударных инструментах необычайно обогатили технику игры на малом барабане различными приемами, как-то: чередование единичных и двойных ударов; тремоло; удар палочкой по краю обода и коже одновременно; удар палочкой о палочку, прижатую к коже; приглушенный удар, при котором кожа прижимается рукой, другой палочкой или метелкой. Кроме того — многоразовые удары одной и той же палочкой; удары палочками по краю обода; игра одной метелкой и одной палочкой; игра метелками — удары, вращения или потирания кожи вращающими движениями, приглушенные или открытые удары,удары одной метелкой,в то время как другая вращается,и т.д. 2. Большой Барабан — большой по размеру инструмент (от 35 до 40 см в высоту при диаметре 50—60 см) с мощным низким и глухим звуком. Бывает двух разновидностей — односторонний и двусторонний. Большой Б. имеет сурдину — специальное устройство, расположенное на корпусе инструмента, при повороте которого к ымембране прижимаются две фильцевые подушечки, в результате чего звук становится коротким и сухим. На большом барабане, установленном вертикально, ударник ак-центирует основной ритм при помощи колотушки с шарообразным мягким наконечником из войлока или резины. Она прикреплена к педали, которая приводится в действие правой ногой, Благодаря такому приспособлению исполнитель освобождает руки для игры на других инструментах. В современном джазе большой барабан применяется для подчеркивания отдельных акцентов. В ударных установках иногда применяется два больших барабана.
Баритон-саксофон — разновидность саксофона. Впервые в джазе применен в 1926 г. Гарри Карни. Среди наиболее известных исполнителей на баритон-саксофоне — Ронни Росс, Джон Серман (Англия), Пепер Адаме, Боб Гордон, Джерри Маллиген, Лео Паркер, Серж Чалоф, Сахиб Шихаб (США),Ларе Гуллин (Швеция). Барел-хауз — исполнительская манера, характерная для негритянских пианистов, игравших в ресторанах, которые назывались «барел-хауз», или «хон-ки-тонк», и были распространены на Юге, а затемна Севере США в конце XIX — начале XX вв. В этих ресторанах, которые посещались бедняками-неграмии низшими слоями белого населения исполнялись обычно блюзы и рэгтаймы. Манера игры барл-хаузе развилась из архаического блюза и основывается на синкопированном ведении мелодии,которой противопоставляется острый равномерный ритм в аккомпанементе (бас —на 1-й и 3-й доляхтакта и соответствующийему аккорд — на 2-й И 4-й). В правой руке вместо выдержанных нот применяется тремоло. Для барел-хауза типичны так-же специфические дребезжащие звучания, возникающие в результате того, что на струны рояля кладут бумагу. Позже такая манера игры трансформировалась в буги-вуги. Бас-гитара — электрогитара имеющая вместо акустического корпуса доску и гриф с тонкой шейкой, на котором расположено 20 ладов. Эта модель была разработана вначале 50-х гг. фирмой «Fender». В 60-е гг. Б.-г. начала выпускать также другая американская фирма по производству гитар — «Gibson». Б.-г. имеет несколько разновидностей. Наиболее распространенная — четырехструнная, однако бывают пяти-, шести- и восьмиструнные инструменты. Б.-г. выполняет в ансамбле или оркестре функцию контрабаса. В джазе этот инструмент начали применять во второй половине 60-х гг. Среди исполнителей на Б.-г. — Стенли Кларк и Джако Пасториус (США).
Бас-кларнeт — разновидность кларнета. В джазе встречается редко. Среди исполнителей на бас-кларнете — Эрик Долфи (США). Бас-саксофoн — разновидность саксофона. В джазе встречается крайне редко. Впервые применен в 20-е гг. Адрианом Роллини. Среди исполнителей на бас-саксофоне — Энтони Брекстон (США). Бaунс — термин, указывающий характер исполнения: играть упруго и расслабленно в умеренном темпе, равномерно акцентируя в аккомпанементе все доли такта, как в шафл. Баунс присущ многим пьесам, которые исполнялись биг-бэндами в период свинга, в том числе оркестрами Каунта Бейси,Бенни Гудмана, Джимми Лансфорда, Глена Миллера и другими. Впервые этот термин употребил в 30-е гг. Джимми Лансфорд. Бич-хлопушка — ударный деревянный музыкальный инструмент неопределенной высоты звука из семейства идиофонов. Состоит из двух узких дощечек, одна из которых имеет рукоятку, а вторая, прижатая с помощью пружины к первой, нижним концом закреплена над рукояткой на шарнире. Исполнитель держит инструмент за рукоятку одной рукой и коротким движением опускает его. Приэтом подвижная дощечка поднимается, ударяет о неподвижную и производит сильный хлопок. Звук Б.-х. — сухой и резкий, похожий на щелканье бича. Бонги — ударный музыкальный инструмент неопределенной высоты звука из семейства мембранофонов латиноамериканского происхождения. Состоит из двух плотно соединенных между собой деревянной колодкой односторонних маленьких барабанчиков различного диаметра (17 см и 21 см), но одинаковых по высоте (от 17 см до 21 см), что определяет разновысотность их звучания. Звук Б. — сухой и короткий. На Б. играют пальцами палочками от малого барабана или литавр (в этом случае возникает сходство со звучанием том-томов), а также кистями рук. При игре пальцами Б. держат между коленями, а если применяют палочки — ставят на подставку. Б. получили широкое распространение, начиная со второй половины 40-х гг. Бубенцы — ударный металлический музыкальный инструмент неопределенной высоты звука из семейства идиофонов. Представляет собой полые круглые металлические колокольчики из тонкой латуни до 8 см в окружности, прикрепленные к проволочному кольцу или рукоятке. Внутри каждого колокольчика находится какой-либо свободно перекатывающийся там предмет (горошинка, свинцовая дробинка, круглый камешек). При встряхивании Б. издают высокое, светлое позвякивание.
Валторна — медный духовой музыкальный инструмент. В джазе встречается относительно редко. Впервые применил его в 30-е гг. Хот Липе Пейдж. Среди исполнителей на В. — Джон Грае, Джулиус Уоткинс (США). Вибрафон — ударный металлический музыкальный инструмент определенной высоты звука. Сконструирован Г. Уинтерхофом в 1921 г. в США. Состоит из двух рядов металлических пластин, смонтированных на специальном высоком столе по принципу фортепианной клавиатуры с хроматическим звукорядом. Под каждой пластиной находится металлический цилиндр-резонатор, внутри которого помещается крыльчатка, приводимая в движение электромотором. Звук извлекается ударом камышовых палочек длиной 35— 40 см с резиновыми, фильцевыми или войлочными головками по пластинам В., а движущиеся в резонаторах крыльчатки придают звучанию эффект вибрации, от чего и пошло название инструмента. Звук В. — светлый, мерцающий, постепенно затухающий. Для прекращения звучания пользуются демпферной заглушающей педалью. В. получил распространение преимущественно в комбо в сочетании с кларнетом, гитарой, фортепиано и другими инструментами. Впервые был введен в джаз в конце 20-х гг. Редом Норво, а затем Лайонелом Хемптоном, обогатившим технику игры на инструменте. Большое влияние на развитие возможностей В. оказал в 50-х гг. Милт Джексон. Среди наиболее известных вибрафонистов современного джаза — Луис Хьюлманд (Дания), Леонид Гарин (СССР), Гарри Бартон,Тери Гиббс, Виктор Фельдман (США), Карел Велебны (Чехословакия), Бошко Петрович (Югославия). Виолончель — струнный смычковый музыкальный инструмент. В джазе встречается редко. Среди исполнителей на В. — Рей Браун, Рон Картер, Оскар Петтифорд (США), Эберхард Вебер (ФРГ). Гитара — струнный щипковый музыкальный инструмент испанского происхождения, представляющий собой плоский корпус с глубокими вырезами по бокам и деками, из которых верхняя имеет резонаторное отверстие, шейки с грифом, снабженным металлическими ладами, а также головки с колками, которыми регулируется натяжение струн, чаще всего металлических или нейлоновых. Г. бывают 6- и 7-струнные. Играют на Г. пальцами или плектром. Г. - аккомпанирующий ритмический и гармонический инструмент, выполняющий также сольную функцию. Во второй половине 30-х гг. в джазе наряду с обычной стали применять электрическую Г. Ее модель была разработана фирмой по производству Г., основанной Орвилом Гибсоном. Вместо одного отверстия она имеет два «эффа» по бокам от грифа, как у скрипки. Корпус электрогитары снабжен щитком, предохраняющим деку от ударов плектром. В 50-е гг. вместо акустического корпуса стали применять доску. Эту модель стала выпускать фирма, основанная музыкальным мастером Лео Фейдером. Введение в джаз электрогитары значительно обогатило тембровую палитру этого инструмента. Благодаря использованию различных приставок появилась возможность выдерживать неизменную громкость одного звука, исполнять длинное плавное глиссандо на протяжении нескольких секунд после защипывания струны, удваивать звук, управлять специфическими искажениями, вызванными перегрузкой усилителя, применять различные эффекты. В 70-е гг. в джазе стали широко применять солирующую и аккомпанирующую электрогитары, а также четырехструнную бас-Г., которая выполняет функцию контрабаса. Существует Г. с двумя грифами, а также инструмент с металлическим корпусом. В джазе, начиная с 20-х гг., получила распространение шестиструнная Г., которая заменила банджо. Ей отводилась роль аккомпанирующего инструмента. Изредка исполнялись соло в виде коротких синкопированных аккордовых вставок. Среди первых джазовых гитаристов — Лонни Джонсон и Джонни Сент Сир. Этот инструмент пользовался популярностью и у блюзовых певцов, таких как Биг Билл Брунзи, Хадди Ледбеттер, Лемон Джефферсон и другие, которые аккомпанировали себе на Г., исполняя короткие эффектные сольные импровизации между вокальными фразами. В качестве сольного инструмента Г. впервые была применена Эдди Лангом во второй половине 20-х гг. В 30-е гг. в джазе стали применять электрогитару. Первым это сделал гитарист оркестра Джимми Лансфорда — Эдди Дарем, позже Флойд Смит (оркестр Энди Кирка). Огромное влияние на развитие гитарного исполнительства в джазе оказал бельгийский цыган, живший во Франции, — Джанго Рейнхардт, разработавший способ игры, в котором аккордовый аккомпанемент сочетался с длинными сольными импровизациями. Этот прием существует в джазе и поныне. Среди ведущих гитаристов на рубеже 30—40-х гг. — Денни Баркер, Фредди Грин, Эдди Кондон, Бад Скотт, но наиболее ярким из них считается Чарли Кристиан, который ввел в практику современный способ игры на электрогитаре. Он первым применил прием легато на Г. и расширил гармонические возможности инструмента. В числе его последователей гитаристы, обладающие великолепной техникой, — Билли Бауэр и Барни Кесел. Среди других известных гитаристов — Лориндо Алмейда, синтезировавший манеру игры Чарли Кристиана с элементами испанского исполнительского искусства. На рубеже 40—50-х гг. происходит дальнейшая эволюция электрогитары, в результате которой она становится сольным мелодическим инструментом. Среди ведущих гитаристов современного джаза — Джон Мак-Лохлин (Англия), Терье Рыпдал (Норвегия), Николай Громин, Алексей Кузнецов (СССР), Кенни Барел, Джордж Бенсон, Чарли Берд, Ларри Корил, Ал ди Меола, Вес Монтгомери, Джо Пас, Джим Хол, Херб Эллис (США), Фолкер Кригель (ФРГ). Гобой — деревянный духовой язычковый музыкальный инструмент. В джазе встречается редко. Среди исполнителей на Г. — Юзеф Латиф (США). Гонг — ударный металлический музыкальный инструмент из семейства идиофонов азиатского происхождения. Представляет собой выпуклый, большого диаметра диск из специального сплава с отогнутыми под прямым углом краями, свободно подвешенный на шнурке к стойке или раме. Играют на Г. специальной колотушкой с войлочным наконечником. Звук Г. — гулкий, долго длящийся и расширяющийся после удара. Высота звука зависит от диаметра инструмента. Г. имеет несколько разновидностей. Горн — общее название медных духовых инструментов. В современном джазе этот терминотносится также ко всем инструментам, выполняющим мелодическую функцию,в том числе к гитаре и фортепиано, если при игре на них не применяется аккордовая техника. Губная гармоника — духовой язычковый музыкальный инструмент. Сконструирован в 1821 г. берлинским мастером музыкальных инструментов Францем Бушманом. Неоднократно усовершенствовался. Получил распространение у североамериканских негров. Г.г. часто используется в аккомпанементе блюзов (Сонни Терри, Сонни Бой Уильямсон, Литтл Уолтер). Среди джазовых исполнителей на Г.г. — Туте Тильман (Бельгия), Вилберт Кирк (США). Гуйро —ударный деревянный музыкальный инструмент неопределенной высоты звука из семейства идиофонов латиноамериканского происхождения. Представляет собой высушенный плод продолговатой тыквы с нарезанными сверху поперечными насечками и отверстием снизу для звукового резонанса. Изготавливается также из рога животных, плотных сортов дерева или другого твердого материала. Г. имеет высокий, резкий, с характерной трескучестью звук, который извлекается при помощи потираний по гофрированной поверхности в обоих направлениях то-ненькой граненой деревянной палочкой. Деревянная коробочка — ударный деревянный музыкальный инструмент неопределенной высоты звука из семейства идиофонов китайского происхождения. Представляет собой небольшой прямоугольный брусок из звонких сортов хорошо высушенного дерева с выемкой в видепродольной щели на длинной боковой стенке. Крепится к корпусу большого барабана. Играют на Д.к.палочкой от малого барабана. Звук — резкий, суховатый, высокого тона. Джаг — примитивный негритянский музыкальный инструмент,получивший распространение в спазмбэнд, где выполнял функцию басового инструмента. Представляет собой глиняный кувшин с узким горлом, который используют в качестве резонатора при пении, держа в руках и приставляя ко рту. Идиофоны — музыкальные инструменты, источником звука которых является тот материал, из которого они сделаны, — дерево, металл, пластмасса и т. п. К идиофонам относятся: бич-хлопушка, бубенцы, гонг, гуиро, деревянная коробочка, кабаца, камесо, кастаньеты, клавес, ков белл, колокольчики, ксилофон, маракасы, маримба, пандейра, реко-реко, тарелки, темпл-блок, треугольник, трещотка, цилиндрическая коробочка, чокало и т. д. Кабаца (cabaza) — ударный деревянный музыкальный инструмент неопределенной высоты звука из семейства идиофонов афро-бразильского происхождения. К. приблизительно вдвое больше маракаса и представляет собой высушенный плод тыквы или полый шар, обвитый сеткой с нанизанными на нее бусами. Играют лишь на одном инструменте, держа его за рукоятку в левой руке и ударяя по нему полуоткрытой правой ладонью, или же прокручивают касательным движением ладони сетку с бусами. В Бразилии используется вместо маракасов. Кастаньеты (castanets) — ударный деревянный музыкальный инструмент неопределенной высоты звука из семейства идиофонов мавро-андалузского происхождения. Состоит из двух рако-винообразных пластинок, из- из твердой породы дерева, неплотно соединенных шнурком, пропущенным через дырочки в верхней части К. Из этого же шнурка делается петля, в которую просовывается большой палец руки, а остальными пальцами исполнитель поочередно постукивает по одной из деревяшек, заставляя ее щелкать о другую. Существуют также оркестровые К., снабженные рукояткой. Встречаются две основные разновидности оркестровых К. — односторонние и двусторонние, в которых по обеим сторонам рукоятки закреплено по паре К. Оркестровые К. держат в правой руке за рукоятку и при игре встряхивают. Кларнет (clarinet, сокр. cl.) — деревянный духовой музыкальный инструмент. Получил широкое распространение в традиционном джазе и свинге. Среди наиболее известных кларнетистов, представляющих эти направления,—Акер Билк (Англия), Александр Усыскин (СССР), Барни Бигард, Буди Герман, Бенни Гудман, Джонни Доде, Джордж Льюис, Мез Мезров, Альберт Николас, Джимми Нун, Альфонс Пику, Омер Симеон, ЛоренцоТайо, Френк Тешмейкер, Эдиунд Хол, Арти Шоу (США), Клод Лютер (Франция). В современном джазе К. встречается значительно реже. Здесь пользуются популярностью такие музыканты, как Владимир Чекасин (СССР), Джимми Джуффри, Тони, Бадди де Франко(США), Рольф Кюн (ФРГ). Ков белл (cow bell) — ударный металлический музыкальный инструмент из семейства идиофонов латиноамериканского происхождения. Представляет собой обычный коровий колокольчик. Имеет вид продолговатого, немного приплюснутого колокольчика без язычка длиной 10-15 см, изготовленного из латуни или листовой меди. Как правило, К.б. крепится к корпусу большого барабана. Имеет яркий, высокий и звонкий звук, извлекаемый посредством удара по К.б. палочкой от малого барабана. Колокольчики (chime bells) — ударный металлический музыкальный инструмент определенной высоты звука из семейства идиофонов азиатского происхождения. Представляет собой двухрядный набор дюралюминиевых или стальных пластинок разной длины, хроматически настроенных по принципу фортепианной клавиатуры и свободно закрепленных на деревянной раме, которая помещена в небольшой плоский ящик, чаще всего трапециевидной формы. Играют на К. двумя деревянными, металлическими или пластмассовыми молоточками. Техника игры такая же, как и на вибрафоне, ксилофоне и маримбе. Звук К.— яркий, сильный и сочный. То же самое, что и металлофон. Конга (conga) — 1. Кубинский карнавальный танец. 2. Ударный музыкальный инструмент неопределенной высоты звука семейства мембранофонов африканского происхождения. Имеет форму либо удлиненной бочки, немного суженной книзу, либо постепенно суживающегося книзу цилиндра с натянутой сверху кожей. Высота К. - 70-80 см, диаметр-22-26 см. Играют на К. пальцами или ладонями, подвесив через плечо при помощи ремня. Иногда встречается комплект из двух различных по размеру К., установленных на специальных подставках. Для игры на них применяют палочки от малого барабана или литавр. Контрабас (bass, double bass, string bass, сокр. b.) — струнный смычковый музыкальный инструмент, один из самых распространенных в джазе. Входит в ритмическую группу, является аккомпанирующим инструментом, выполняет функцию басового голоса. В джазе появился во второй половине 20-х гг., заменив тубу. На К. играют преимущественно пиццикато. Впервые эту технику применил Билл Джонсон. Большое влияние на развитие К. в джазе оказал Попе Фостер, внедривший технику игры «слэп» (slap), основанную на таком пиццикато, при котором исполнитель сильно дергает струны, в результате чего они ударяются о гриф.Таким образом, на определенном этапе К. выполнял также роль ударного инструмента. Во второй половине 30-х гг. Уолтер Пейдж разработал технику «блуждающего баса» (walking bass), которую впоследствии усовершенствовали Джон Кирби, Велман Брауд, а также Джимми Блентон, сыгравший огромную роль в развитии К. в современном джазе и впервые применивший его как сольный инструмент. Среди ведущих контрабасистов современного джаза — Аладар Пеге (Венгрия), Нильс Хеннинг, Эрстед Педерсен (Дания), Анатолий Бабий, Виктор Двоскин, Андрей Егоров, Алексей Исплатовский, Валерий Куцинский, Юрий Маркин, Сергей Мартынов, Адольф Сатановский (СССР), Рей Браун, Ричард Девис, Скот Ля Фарро, Чарли Мингус, Оскар Петтифорд, Слем Стюарт, Милт Хинтон, Перси Хиз, Пол Чемберс (США), Пьер Мишело, (Франция), Эберхард Вебер (ФРГ), Людек Гулан (Чехословакия). Корнет (cornet, сокр. с, со.) — медный духовой музыкальный» инструмент. Получил распространение в оркестрах традиционного джаза первой четверти XX в. (Бадди Болден, Фредди Кеппард, Джо Кинг Оливер и другие). В 20-е гг. постепенно был вытеснен трубой. В современном джазе применяется сравнительно редко и представлен такими исполнителями, как Андрей Товмасян (СССР), Тед Джонс, Рекс Стюарт, Кларк Терри, Дон Черри, Нат Эддерли (США). Ксилофон (xylophone) — ударный деревянный музыкальный инструмент определенной высоты звука из семейства идиофонов. Представляет собой набор палисандровых пластинок различной длины, расположенных по контуру трапеции и настроенных хроматически по принципу фортепианной клавиатуры. Пластинки соединены между собой жилкой или шелковым шнуром и при игре размещаются на спе-циальном столе. Играют на К., ударяя по пластинкам специальными легкими палочками. Звук К. — резкий, сухой без отзвука, звонко щелкающего тембра. В джазе К. встречается редко. Среди исполнителей на этом инструменте — Ред Норво, Лайонел Хемптон (США). кул (cool) — буквально холодный; стиль современного джаза, развившийся в конце 40-х гг. и получивший распространение преимущественно среди белых музыкантов. Большое влияние на развитие К. оказали эксперименты пианиста Ленни Тристано, активно применявшего в своем творчестве элементы европейской композиторской техники, а так-же исполнительская деятельность оркестра «Capitol», созданного в 1948 г. трубачом Майлсом Девисом, который объединил под своим началом ведущих музыкантов того времени. В этот оркестр были введены валторна и туба, что придало ему специфическое мягкое звучание. Характерной особенностью К. является спокойная манера игры и «холодный» способ звукоизвлечения на духовых инструментах, внедренный в практику саксофонистом Лестером Янгом еще в конце 30-х гг. (он же и назвал этот стиль «кулом»). В этом плане К. отличается от бибопа, для которого типичны резкость и напористость исполнения. При игре на духовых инструментах исключается вибрато. В К. значительно шире, чем в традиционном джазе и свинге, используется полифония, вследствие чего возросла роль аранжировщика. Во второй половине 50-х гг. К. утратил свое значение как стиль, однако нашел продолжение в Вест коуст джазе. Среди ведущих исполнителей К. — трубачи Чет Бейкер, Шорти Роджерс, саксофонисты Пол Дезмонд,Ли Конитц, Стен Гетц, Зут Симе, кларнетист Джимми Джуффри, тромбонист Боб Брукмайер, ударник Шелли Менн, ансамбль «Modern Jazz Quartet», квинтет Джорджа Ширинга, квартеты Дейва Брубекаи Джерри Маллигена, оркестр Клода Торнхила (США). Литавры (kettle drums) — ударный музыкальный инструмент определенной высоты звука из семейства мембранофонов. Маракасы (maracas) — ударный парный музыкальный инструмент неопределенной высоты звука из семейства идиофонов латиноамериканского происхождения. Представляет собой высушенный плод кокосового ореха, тыквы или маленькой дыни с рукояткой и наполненный камешками, сухими зернами маслин или песком. Современные М. изготавливают из тонкостенных деревянных, металлических или пластмассовых шаров и наполняют горохом или дробью. Звук извлекается встряхиванием и характеризуется острым шуршанием. Маримба (marimba)—ударный деревянный музыкальный инструмент определенной высоты звука из семейства идиофонов африканского происхождения. Представляет собой разновидность ксилофона и имеет металлические резонаторные трубки. Играют на М. палочками из палисандра с твердыми, средними и мягкими головками. Техника игры такая же, как на вибрафоне. Звучание М. подобно звучанию ксилофона, но по силе звука уступает ему. То же самое, что и маримбафон. Мембранофоны (membrano-phone) — музыкальные инструменты, в которых источником звука является мембрана — кожа или пластиковая пленка. К М. относятся: барабан, бонги, конга, ли-тавры, тимбалес, том-том и другие инструменты. Орган (organ, сокр. org.) — клавишно-духовой музыкальный инструмент. В джазе впервые применен в 1926 г. пианистом Томасом Фетсом Уоллером. В 1929 г. американец Лоуренс Хаммонд сконструировал электроорган, массовое производство которого начала в 1935 г. основанная им же фирма. В числе первых исполнителей на электрооргане — Каунт Бейси. Электроорган получил распространение в современном джазе. Среди исполнителей на этом инструменте — Вайлд Билл Девис, Джимми Смит, Рей Чарлз (США), Рене Утрегер (Франция) Пандейра (pandeira)—ударный музыкальный инструмент неопределенной высоты звука из семейства идиофонов бразильского происхождения. Состоит из четырехугольной деревянной рамки с рейкой посредине, переходящей в ручку. Между боковыми сторонами рамки и рейкой вставлены 4—8 пар латунных тарелочек диаметром 4—5 см, насаженных на металлические стержни. П. держат за рукоятку в правой руке и ударяют по ладони левой руки. Применяется наряду с маракасами как инструмент, подчеркивающий ритм. Перкашн (percussion, сокр. регс.) — термин определяет не входящие в установку ударные инструменты (бонги, бубен, гуиро, кабаца, камесо, кастаньеты, конга, маракасы, пандёйра, реко-реко, чокало и другие), на которых играют не занятые в партиях музыканты или специально приглашенные исполнители. Применение этих инструментов характерно для некоторых стилей современного джаза (афро-кубинский джаз, босса нова, джаз-рок и другие), а также для танцевальной и эстрадной музыки. Плектр (plektrum)—пластинка (деревянная, костяная, металлическая или пластмассовая), при помощи которой извлекают звук на щипковых инструментах — банджо, гитаре и т. п. Существует несколько разновидностей П. — тонкий (thin), средний (middle) и относительно толстый (heavy). To же самое, что и медиатор. Реко-реко (гесо-гесо)—ударный деревянный музыкальный инструмент неопределенной высоты звука из семейства идиофонов латино-американского происхождения. Представляет собой разновидность гуиро. Изготавливается из толстой бамбуковой трубки с гофрированной поверхностью. Приемы игры те же, что и на гуиро. Звук Р.-р. более сухой. Свисток (slide whistle) — музыкальный инструмент. Состоит из металлической трубки, на одном конце которой находится мундштук, а с другой стороны вставлен поршень с рукояткой. При движении поршня изменяется высота извлекаемого звука. Синтезатор (synthesizer, сокр. synth.) — электронный музыкальный инструмент. Представляет собой сложное сочетание множества функциональных узлов, которыми исполнитель управляет при помощи специального электронного устройства, вырабатывающего сигналы и состоящего из клавиатуры и пульта. С. — универсальный инструмент. Он позволяет имитировать звучание различных инструментов, имеет множество звуковых комбинаций, обладает большими возможностями по получению своеобразных тембров, оригинальных эффектов, нередко выходящих за пределы традиционных представлений о музыкальном тоне. Впервые С. был сконструирован в 1955 г. инженерами американской фирмы «RCA» Гербертом Беларом и Гарри Олсоном. В 1964 г. профессор Роберт Муг создал стереофонический С. и основал фирму по производству инструментов, названных его именем. Первые модели были одноголосными (мини-муг) и имели выход на усилитель и акустическую систему. Такие С. используются в концертной практике, однако имеют относительно ограниченные возможности. Позже был освоен выпуск многоголосных С. (полимуг), предназначенных для работы в студийных условиях, в частности для записи музыки на грампластинки, к кинофильмам и т.п. В отличие от минимуга, у этих С. громкость звучания зависит от силы удара по клавишам, как у фортепиано. Существует несколько разновидностей полимугов, среди которых: вокодер — С, производящий различные манипуляции с голосом; мелотрон — инструмент, имитирующий шумовые эффекты, звучание деревянных, медных духовых, а также струнных, способный реагировать даже на кистевую вибрацию; С. получили распространение в рок-группах, а также у музыкантов направления фьюжн. Среди исполнителей на С. — Поль Блей, Джо Завинул, Чик Кориа, Сан Ра, Грунтц (Швейцария). Скрипка (violin, сокр. v.) — струнный смычковый музыкальный инструмент. В джаз введен в 10—20-е гг. В числе первых джазовых исполнителей на С. — Джо Венути и Эдди Саут. Среди их последователей — Гарри Лукофски, Рей Пенс, Стаф Смит (США), Стефан Граппелли, Жан Люк Понти (Франция), Свенд Асмуссен (Швеция). Сопрано-саксофон (sopran saxophone, сокр. ss.) — разновидность саксофона. Впервые в джазе С.-с. применил в 20-е гг. Сидней Беше — наиболее известный исполнитель на этом инструменте. Среди музыкантов, обращающихся к С.-с. в современном джазе, — Ганс Коллер (Австрия), Ян Гарбарек(Норвегия), Джон Колтрейн(США). Сурдина (mute) — приспособление, которое употребляется для приглушения и уменьшения силы звука, а также частичного изменения его тембра. С. применяются в струнных смычковых, медных духовых, ударных и других музыкальных инструментах. В зависимости от типа инструмента С. имеет различный вид, размер и способ использования. С. для струнных смычковых инструментов представляет собой небольшой зажим из твердых пород дерева, надеваемый на верхушку подставки. С. для саксофона вставляется в верхнюю часть раструба и представляет собой круг из толстого войлока или фетра с отверстием посередине. В мембранофонах, где нет специально встроенных С, применяется «кусочек сукна или другого материала, прикрывающего мембрану. В фортепиано функцию С. выполняет модератор. В джазе С. употребляются в медных духовых инструментах, хотя в определенной мере ограничивают диапазон инструментов, а также создают артикуляционные и интонационные трудности. Такие С. имеют вид сосуда грушевидной формы с пробковыми накладками по краям и изготавливаются из алюминия, дерева, картона или пластика. Они бывают двух видов: С, которые вставляются в раструб (cup, harmon, straight), и приставляются к раструбу (hat). Комбинированием различных С. можно достичь множества ори-гинальных инструментальных эффектов. Тамбурин (tambourine, сокр. tamb.) — ударный музыкальный инструмент неопределенной высоты звука. Состоит из узкой деревянной обечайки в виде обруча шириной около 5.см, обтянутого с одной стороны кожей (иногда без кожи), и маленьких, свободно болтающихся тарелочек (реже бубенцов или звоночков), расположенных попарно, которые насажены на металлические стержни и закреплены в прорезях обруча (иногда в два ряда). При игре на Т. тарелочки ударяются друг о друга, ритмично позвякивая. Играют на Т., держа его за обруч в левой руке и ударяя правой рукой по обручу с той стороны, где нет ко<
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|