Цели и главные задачи бюджетной политики
При планировании бюджетной политики государство должно исходить из необходимости обеспечения финансовой и социальной стабильности. Предсказуемость бюджетной политики — ключевой фактор общей макроэкономической устойчивости. Федеральный бюджет должен стать надежным финансовым фундаментом сильного демократического государства.
Согласно Бюджетному кодексу РФ Бюджетное послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ о бюджетной политике на очередной год является неотъемлемым элементом процедуры подготовки федерального бюджета. Бюджетное послание задает стратегические и краткосрочные ориентиры бюджетной политики, согласованные с общими целями и задачами экономической политики государства, которые являются определяющими в среднесрочном бюджетном планировании и при составлении проекта федерального бюджета на очередной год.
Бюджетная политика обязательно координируется с денежно-кредитной, внешнеэкономической, структурной политикой. Правительство РФ и Банк России подготовили программу бюджетной, денежно-кредитной и структурной политики, получившей поддержку международных финансовых организаций.
В очередном бюджетном послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 30 мая 2003 г. «О бюджетной политике в 2004 году» подводились итоги бюджетной политики в 2002 году и начале 2003 года. Положительно оценивалось:
наличие профицита федерального бюджета, обеспечивающего его устойчивость к влиянию внешнеэкономической конъюнктуры, и финансового резерва в объеме около 230 млрд. рублей, существенно снизившего бюджетные риски;
продолжение налоговой реформы, обеспечившей снижение налоговой нагрузки на экономику, повышение собираемости налогов, рационализацию налоговой системы;
рост уровня заработной платы в бюджетной сфере;
реформирование денежного довольствия военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов;
реформирование межбюджетных отношений, заключавшееся в том, что основная часть финансовой помощи субъектам РФ распределяется по единым объективным критериям;
существенное сокращение бремени государственного долга, рост международного кредитного рейтинга России, восстановление доверия инвесторов к рынку внутренних заимствований, которые стали привлекаться на более длительные сроки и по более низкой, чем ранее, цене.
В послании были сформулированы требующие решения основные проблемы:
зависимость доходной базы федерального бюджета от добычи и экспорта сырьевых ресурсов и в связи с этим высокая зависимость финансовой системы от внешнеэкономической конъюнктуры;
несоответствие налоговой системы целям обеспечения долговременного экономического роста и финансовой стабильности, сложность налогового учета;
качество вносимых в Государственную Думу и принимаемых налоговых законов;
игнорирование конкурсного механизма закупки товаров и услуг для государственных нужд;
низкий удельный вес закрепленных на долгосрочной основе источников доходов региональных и местных бюджетов, снижающих заинтересованность соответствующих органов власти в экономическом развитии вверенных им территорий;
недостаток полномочий региональных и местных органов власти по управлению общественными финансами и др.
Также были определены основные задачи бюджетной политики на 2004 год и среднесрочную перспективу:
повышение благосостояния населения и обеспечение устойчивого роста экономики страны на основе стабильного функционирования и развития бюджетной системы;
ориентация бюджетной политики на перспективу, исходя из четкого понимания возможностей федерального бюджета и приоритетов в расходах, обеспечение предсказуемости условий формирования бюджетов всех уровней;
создание стабилизационного фонда для снижения в среднесрочной перспективе зависимости российской бюджетной системы от внешнеэкономической конъюнктуры;
продолжение работы по совершенствованию налоговой системы и последовательному снижению налогового бремени;
принятие адекватных мер по оптимизации бюджетных расходов, внедрению современных методов бюджетного планирования, ориентированных на достижение конечных результатов и стимулирующих органы власти разных уровней и бюджетные организации к максимально эффективному использованию бюджетных средств в условиях уменьшения объема перераспределяемых государством финансовых ресурсов;
снижение с 20 до 18 процентов общей ставки налога на добавленную стоимость и ставки единого социального налога;
повышение уровня налогового администрирования, в том числе на основе внедрения информационных технологий;
более рациональная организация работы налоговых инспекций, сведение к минимуму временных затрат налогоплательщиков по ведению налогового учета, подготовку и сдачу налоговой отчетности, особенно в малом предпринимательстве;
повышение эффективности расходования бюджетных средств в рамках четко определенных приоритетов;
инвентаризация организаций государственного сектора экономики с точки зрения соответствия их функций и задач государственным нуждам;
финансирование подготовки специалистов с высшим профессиональным образованием в основном на федеральном уровне;
модернизация системы обязательного медицинского страхования населения;
комплектование российской армии, предусматривающее замещение призыва на воинскую службу системой комплектования по контракту;
финансирование всех расходов федеральных судов только из федерального бюджета с целью обеспечить условия для полной самостоятельности и независимости судебной системы;
упорядочение функций федеральных органов исполнительной власти и подготовка к формированию ассигнований на их содержание на основе финансовой оценки затрат, необходимых для выполнения соответствующих функций;
повышение ритмичности расходования средств федерального бюджета, принятие мер по повышению эффективности организации кампании по заключению контрактов на поставку продукции для государственных нужд и сокращению сроков ее проведения;
принятие мер по максимальному сосредоточению всех средств бюджетной системы в учреждениях Банка России;
создание системы четкого и стабильного разграничения доходных и расходных полномочий, что является необходимым условием приведения государственных и муниципальных обязательств в соответствие с реально имеющимися ресурсами для их исполнения;
систематизация работы по анализу и пересмотру в соответствии с новыми принципами разграничения предметов ведения и полномочий всего массива федерального законодательства, требующего бюджетного финансирования и др.
В Бюджетном послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 12 июля 2004 г. «О бюджетной политике в 2005 году» были подведены итоги бюджетной политики в 2003 году, и в начале 2004 года, определены основные проблемы и задачи, требующие решения.
Президент РФ отмечал, что для бюджетной политики в прошедшем году было характерно последовательное достижение намеченных целей и повышение ее роли в обеспечении макроэкономической стабильности. Было завершено формирование основных элементов современной налоговой системы, в большей мере обеспечивающей стимулирование позитивных структурных изменений в экономике и социальной сфере. Началось внедрение элементов среднесрочного финансового планирования. Определены концептуальные подходы к новым механизмам программно-целевого бюджетирования, предполагающего тесную увязку бюджетных расходов и планируемых результатов. Законодательно установлены расходные полномочия и меры ответственности за их осуществление на всех уровнях государственной власти и местного самоуправления. В 2003 году проведена плановая индексация заработной платы работников организаций бюджетной сферы и государственных служащих. Увеличился реальный размер пенсий. Впервые для работающих пенсионеров проведен перерасчет пенсий по новым правилам, позволяющим увеличивать размер пенсии за счет продолжения трудовой деятельности в пенсионном возрасте. Платежи по внешнему долгу достигли максимальной величины. Международный кредитный рейтинг России достиг инвестиционного уровня. Создана правовая база формирования Стабилизационного фонда РФ. Его объем достиг к началу 2004 года почти 200 млрд. рублей. Тем самым повышена устойчивость бюджетной системы к колебаниям внешнеэкономической конъюнктуры.
Также в бюджетном послании определялись основные проблемы, требующие решения:
несоответствие бюджетного законодательства современным требованиям;
низкая экономическая эффективность государственного сектора экономики;
широкая сеть бюджетополучателей, которая снижает эффективность использования средств федерального бюджета;
низкий контроль со стороны государства за внебюджетной деятельностью федеральных учреждений и принимаемыми ими на себя обязательствами;
недостаточное использование при формировании бюджета программно-целевых методов;
не урегулированность проблемы обеспечения выполнения государственных обязательств по инвестиционным проектам и другим программам, продолжительность реализации которых превышает финансовый год;
недостаточное применение механизмов закупки товаров и услуг для государственных нужд, что не способствуют рациональному использованию бюджетных средств;
отсутствие эффективных механизмов, обеспечивающих реализацию права на получение доступной и качественной медицинской помощи для всех слоев населения, и в первую очередь для неработающих граждан;
малая степень налогового администрирования;
недостаточное упрощение налогового учета и улучшения взаимодействия налоговых органов с налогоплательщиками.
В документе отмечалось, что бюджетная политика призвана способствовать эффективному решению важнейших социально-экономических задач. В основу бюджета должны быть положены долгосрочные приоритеты развития страны.
Важнейшей задачей бюджетной политики остается обеспечение общей макроэкономической сбалансированности. Основные параметры бюджета должны обеспечивать:
гарантированное исполнение заложенных в бюджет обязательств;
связывание избыточной денежной ликвидности;
последовательное сокращение расходов на обслуживание государственного долга с учетом приходящегося на 2005 год значительного объема платежей по внешнему долгу.
В целом, как отметил президент в бюджетном послании о бюджетной политике на 2006 год, проводимая в последние годы бюджетная политика позволила обеспечить сохранение макроэкономической стабильности, но остается высоким уровень инфляции.
В результате усилились риски замедления темпов и снижения качества экономического роста. Высокая инфляция в значительной степени снижает эффективность мер по повышению уровня доходов населения. Имевшиеся возможности сдерживания инфляции не были полностью использованы.
Были определены основные задачи, требующие решения в 2006 году:
обеспечение макроэкономической устойчивости;
обеспечение сбалансированности и устойчивости бюджетной системы РФ;
активизация работы по совершенствованию механизмов применения программноцелевых методов при планировании и осуществлении бюджетных расходов;
переход к распределению бюджетных ресурсов между администраторами бюджетных расходов исходя из поставленных перед ними целей;
принятие нового федерального закона о государственных закупках;
уточнение параметров формирования Стабилизационного фонда;
формирование механизмов привлечения частного капитала к осуществлению важнейших инфраструктурных проектов национального масштаба;
модернизация процедур составления и рассмотрения проекта федерального бюджета проекта федерального бюджета на 2007 год.
Бюджетная политика на 2007 год и на период до 2009 года также соответствовала долгосрочным целям социально-экономического развития России:
повышение качества жизни населения;
обеспечение безопасности и правопорядка;
развитие институтов гражданского общества;
повышение конкурентоспособности экономики.
Воспользуйтесь поиском по сайту: