Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Фрикционные передачи




 
 

Во фрикционных передачах вращательное движение передается от ведущего к ведомому валу посредством плотно прижатых друг к другу гладких колес (дисков) цилиндрической или конической фор­мы (рис. 5, а, б). Фрикционная передача применяется в лебедках, винтовых прес­сах, станках и ряде других машин.

 
 

 
 
Рис. 5 Фрикционные передачи: а - с цилиндрическими колесами, б — с ко­ническими колесами  

 


Чтобы фрикционная передача работала без скольжения и таким образом обеспечивала необходимую величину силы трения (сцеп­ления) Т, поверхность ведомого колеса покрывают кожей, рези­ной, прессованной бумагой, древесиной или другим материалом, который может создать надлежащее сцепление со стальным или чугунным ведущим колесом. Во фрикционных передачах применяют цилиндрические колеса для передачи движения между валами, расположенными параллельно (рис. 5, а), а конические - между пересекающимися валами (рис. 5, б).

В оборудовании находят применение фрикционные передачи с ре­гулируемым передаточным числом. Одна из простейших таких пере­дач показана на рис. 6.

Для изменения передаточного числа они оснащены устройствами, перемещающими одно из колес (дисков) вдоль вала и в соответст­вующем месте его закрепляющими. Уменьшение таким устройством диаметра D ведомого колеса до рабочего диаметра D1 обеспечивающее увеличение частоты вращения ведомого колеса. В результате уменьша­ется передаточное число . По мере удаления ведущего колеса от оси ведомого передаточное число, наоборот, увеличивается. Та­кое плавное регулирование скорости называется бесступенчатым, а устройство, осуществляющее регулирование - вариа­тором скоростей.

 

Зубчатые передачи

 

Зубчатые передачи имеются почти во всех сборочных единицах промышленного оборудования. Сих помощью изменяют по величине и направлению скорости движущихся частей станков, передают от одного вала к другому усилия и крутящие моменты, а также преоб­разуют их.

В зубчатой передаче движение передается с помощью пары зубча­тых колес (рис. 7, а - ж). В практике меньшее зубчатое колесо приня­то называть шестерней, а большее - колесом. Термин «зубчатое коле­со» относится как к шестерне, так и к колесу.

В зависимости от взаимного расположения геометрических осей валов зубчатые передачи бывают: цилиндрические, конические и вин­товые. Зубчатые колеса для промышленного оборудования изготов­ляют с прямыми, косыми и угловыми (шевронными) зубьями.

По профилю зубьев зубчатые передачи различают: эвольвентные, с зацеплением Новикова и циклоидальные. В машиностроении широко применяют эвольвентное зацепление. Принципиально новое зацепле­ние М. А. Новикова возможно лишь в косых зубьях и благодаря высо­кой несущей способности является перспективным. Циклоидальное зацепление используется в приборах и часах.

Цилиндрические зубчатые колеса в прямым зубом (рис. 7, а) служат в передачах с параллельно расположенными осями валов и монтируются на последних неподвижно или подвижно.

Зубчатые колеса с косым зубом (рис. 7, б) применяются для пере­дачи движения между валами, оси которых пересекаются в прост­ранстве, а в ряде случаев и между параллельными валами, например, когда в передаче должны сочетаться повышенная окружная скорость колес и бесшумность их работы при больших передаточных отношениях до 15:1.

Косозубые колеса монтируют на валах только неподвижно. Работа косозубых колес сопровождается осевым давлением, а потому они пригодны для передачи лишь сравнительно небольших мощностей. Осевое давление можно устранить, соединив два косозубых колеса с одинаковыми, но направленными в разные стороны - зубьями. Так получают шевронное колесо (рис. 7, б), которое монтируют, обращая вершину угла зубьев в сторону вращения колеса. На специальных станках шевронные колеса изготовляют целыми из одной заготовки.

Шевронные колеса отличаются большой прочностью, их применя­ют для передачи больших мощностей в условиях, когда зубчатое за­цепление испытывает во время работы толчки и удары. Эти колеса также устанавливают на валах неподвижно.


Конические зубчатые передачи различают по форме зубьев: прямозубые, косозубые и круговые.

 

 
 

На рис. 7, г показаны конические прямозубые, а на рис. 7, ж круговые зубчатые колеса. Их назначение — передача вращения между валами, оси которых пересекаются.

Конические зубчатые колеса с круговым зубом применяются в пе­редачах, где требуется особая плавность и бесшумность движения.

На рис. 7, д изображены зубчатое колесо и рейка. В этой переда­че вращательное движение колеса 1 преобразуется в прямолинейное движение рейки 2.

Червячные передачи. Червячные передачи позволяют получить малые передаточные числа, что делает их применение целе­сообразным в случаях, когда требуются небольшие частоты вращения ведомого вала. Имеет существенное значение и то, что червячные передачи занимают меньше места, чем зубчатые. Червячная передача (см. рис. 7, е) состоит из червяка /, насаживаемого на ведущий вал или изготовляемого заодно с ним, и червячного колеса 2, закрепляе­мого на ведомом валу. Червяк представляет собой винт с трапецеи­дальной резьбой. Червячное колесо имеет вогнутые по длине винтовые зубья.

 

По числу зубьев различают червяки однозаходные, двухзаходные и т.д. Однозаходный червяк за один оборот поворачивает колесо на один зуб, двухзаходный червяк - два и т.д.

Чтобы подсчитать передаточное число и червячной передачи, нужно число заходов К червяка разделить на число зубьев z 2 червяч­ного колеса. Допустим, К == 2, а z 2= 50, тогда

u= = (9)

При частоте вращения червяка п == 500 в минуту получим для червячного колеса n2= 500·0,04 ==20 об/мин.

Недостатком червячных передач являются большие потери пере­даваемой мощности на трение. Для уменьшения потерь червяк изго­товляют из стали и его поверхность после закалки шлифуют, а чер­вячное колесо изготовляют из бронзы. При таком сочетании материа­лов трение уменьшается, следовательно, меньше становятся потери мощности; кроме того, уменьшается износ детали.

Из бронзы в целях экономии обычно делают не все червячное ко­лесо, а только обод, надеваемый затем на стальную ступицу.

 

3. Механизмы преобразования вращательного движения

 

Наиболее распространенными механизмами преобразования вра­щательного движения в прямолинейное являются знакомые нам по рис. 1 кривошипно-шатунный и по рис. 7, д - реечный, а также вин­товой, эксцентриковый, кулисный, храповой и другие механизмы.

Винтовые механизмы

 

Винтовые механизмы широко применяются в самых разнообраз­ных машинах для преобразования вращательного движения в поступательное и, наоборот, поступательного во вращательное. Особенно часто они применяются в станках для осуществления прямолинейного вспомогательного (подача) или установочного (подвод, отвод, зажа­тие) движения таких сборочных единиц, как столы, суппорты, карет­ки, шпиндельные бабки, головки и т. д. Винты, применяемые в этих механизмах, называются ходовыми. Часто также винтовой механизм служит для подъема грузов или вообще для передачи усилий. Приме­ром такого применения винтового механизма является использование его в домкратах, винтовых стяжках и т. д. В этом случае винты будут называться грузовыми. Грузовые винты обычно работают с незначи­тельными скоростями, но с большими усилиями по сравнению с ходо­выми винтами.

Основными деталями винтового механизма являются винт и гайка. Обычно в винтовых механизмах (передачах винт - гайка) движение передается от винта к гайке, т. е. вращательное движение винта пре­образуется в поступательное движение гайки, например механизм поперечного перемещения суппорта токарного станка. Встречаются конструкции, когда движение передается от гайки к винту, и винтовые передачи, в которых вращение винта преобразуется в поступательное того же винта, при закрепленной неподвижно гайке. Примером такого механизма может служить винтовая передача верхней части стола (рис. 9, а) фрезерного станка. При вращении рукояткой 6 винта 1 в гайке 2, закрепленной винтом 8 в салазках 4 стола 5, винт / начина­ет двигаться поступательно. Вместе с ним движется по направляющим салазок стол 5.

 

Поделиться:





Читайте также:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...