Методические указания по изучению темы
Ответьте на следующие вопросы: 1. В чем сходство и различие эмоций и чувств? 2. Какое значение могут иметь эмоции тревоги, страха при оценке поведения лиц, участвующих в уголовном и гражданском процессах? 3. Какое влияние оказывает стресс на поведение человека? 4. Дайте психологическую характеристику аффекта. Какое уголовно-правовое значение имеет аффект? 5. Что такое фрустрация? Как она влияет на поведение человека? 6. Какие Вам известны способы преодоления отрицательных эмоциональных состояний? 7. Перечислите основные волевые качества и пути их формирования? 8. Чем отличается простое от сложного волевого действия?
Напишите небольшое эссе (объемом 2-3 страницы) по одному из перечисленных ниже вопросов: 1. Основные функции эмоций и чувств. 2. Влияние эмоций и чувств на поведение людей как участников правоотношений. 3. Эмоциональные состояния: аффект, настроение, страсть, стресс, фрустрация. Их учет при оценке субъективной стороны правоотношений. 4. Внешние выражения основных эмоциональных состояний. 5. Чувства как отражение отношения человека к объекту его устойчивых потребностей.
Выполните тестовое задание для самопроверки: 1.К объективным факторам, влияющим на формирование свидетельских показаний на стадии восприятия не относятся: a) информационная насыщенность события b) эмоциональное состояние наблюдателя c) степень новизны (необычности) d) погодные условия, степень освещенности, время суток e) степень удаленности от наблюдаемого объекта 2.Поисковые способности следователя зависят от развитости у него таких личностных качеств как: a) интеллект, креативность, наблюдательность, воля, установки
b) эмоции, чувства, воля и установки c) направленность, характер, темперамент и установки d) память, речь, наблюдательность, цели и задачи 3.Чувства в психологии сознания относятся к: a) объективным элементам сознания b) субъективным элементам сознания c) не относятся к собственно сознанию, поскольку это чувства. Они относятся к эффектам сознания. d) чувства составляют не сферу сознания, а сферу эмоций и мотивов e) все ответы неверны 4.Научный метод a) рационалистичен; b) состоит главным образом в проверке гипотез; c) субъективен. d) верны все ответы. 5.Выберите верное утверждение: a) ощущения всегда объективны, а восприятие субъективно, так как зависит от личного опыта человека b) ощущения и восприятие человека всегда субъективны c) ощущения и восприятие человека всегда объективны d) ощущения субъективны, а восприятие объективно, так как не зависит от личного опыта человека 6.Укажите, какой из факторов, влияющих на результаты очной ставки, не является внешним и менее всего поддается влиянию следователя a) неподготовленность следователя, как организатора очной ставки b) заблуждения очной ставки или заведомо ложные показания привлеченных к очной ставке лиц c) неправильный выбор времени очной ставки d) слабый уровень психологической подготовленности к очной ставке ее участников 7.Клептомания проявляется в результате: a) осмысленных корыстных устремлений преступной личности b) болезненного влечения, связанного с чувством наслаждения отпереживаемого стыда, страха и ощущения собственной смелости c) стремления к насилию над жертвой и сиюминутному обогащению d) непредусмотрительного, провоцирующего поведения жертвы 8. Перцептивное опознание и перцептивное научение как процессы восприятия отличаются друг от друга тем, что: a) опознание мгновенно, а научение протяженно по времени b) перцептивное научение возникает мгновенно, поскольку это процесс восприятия, а перцептивное опознание требует времени.
c) оба процесса могут происходить и протяженно и мгновенно, в зависимости от разных условий восприятия 9.Общий характер подхода к расследованию преступлений в психолого-познавательном плане предопределен a) эстетикой следственной ситуации b) нравственным результатом следственной ситуации c) типом возникшей следственной ситуации d) нормативной базой в расследовании преступления 10.Согласно теории итальянского врача-психиатра Чезаре Ломброзо имеет место прямая зависимость между: a) психическими явлениями и физиологическими особенностями человека b) психическими явлениями и физическими особенностями строения мозга c) преступным поведением и определенными физиогномическими признаками d) преступным поведением и социальными условиями жизни
Практические задания: Задача 1. Приведите, пожалуйста, пример, как эмоциональное состояние свидетеля преступления или потерпевшего повлияло на характер восприятие им обстоятельств расследуемого дела.
Задача 2. Напишите, пожалуйста, невербальные признаки проявления следующих чувств:
Задача 3. В чем, на Ваш взгляд, состоит взаимосвязь между волей и нравственностью человека? Задача 4. Напишите, пожалуйста, признаки волевого акта. Задача 5. На примере отрывка из произведения Н. В. Гоголя «Женитьба» разберите структуру сложного волевого действия. Охарактеризуйте каждый этап волевого действия, опираясь на представленный ниже текст. Размышления «немолодого» человека накануне женитьбы: «В самом деле, что я был до сих пор? Понимал ли значение жизни? Не понимал, ничего не понимал. Ну, каков был мой холостой век? Что я значил, что я делал? Жил, жил, служил, ходил в департамент, обедал, спал, — словом, был в свете самый препустой и обыкновенный человек. Только теперь видишь, как глупы все, которые не женятся; а ведь если рассмотреть, какое множество людей находятся в такой слепоте. Если бы я был где-нибудь государь, я бы дал повеление жениться всем, решительно всем, чтобы у меня в государстве не было ни одного холостого человека. — Право, как подумаешь: через несколько минут и уже будешь женат. Вдруг вкусишь блаженство, какое точно бывает только разве в сказках, которого просто даже не выразишь, да и слов не найдешь, чтобы выразить. (После некоторого молчания). Однако ж что ни говори, а как-то даже делается страшно, как хорошенько подумаешь об этом. На всю жизнь на весь век, как бы то ни было, связать себя, и уже после ни отговорки, ни раскаянья, ничего, ничего, — всё кончено, всё сделано. Уж вот даже и теперь назад никак нельзя попятиться; через минуту и под венец; уйти даже нельзя, там уж и карета, и всё стоит в готовности. А будто, в самом деле, нельзя уйти? Как же, натурально нельзя: там, в дверях и везде стоят люди, ну, спросят: зачем? Нельзя, нет. А вот окно открыто; что если бы в окно? Нет, нельзя; как же, и неприлично, да и высоко. (Подходит к окну). Ну, еще не так высоко: только один фундамент, да и тот низенький. — Ну, нет, как же, со мной даже нет картуза. Как же без шляпы? Неловко. А неужто, однако же, нельзя без шляпы? А что, если бы попробовать, а? Попробовать, что ли? (Становится на окно и, сказавши «Господи, благослови», соскакивает на улицу…) Ох! Однако ж высоко! Эй, извозчик!»
Задача 6. Напишите, пожалуйста, факторы, определяющие развитие воли у сотрудников правоприменительных органов. Приведите примеры.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|