Вопрос 7. Сущность и особенности воображения
Воображение — это психический познавательный процесс создания новых представлений на основе имеющегося опыта, т. е. процесс преобразующего отражения действительности. Воображение представляет собой изменение и преобразование человеком своих представлений на основе: 1. Вычленения из целостного образа предмета какого-либо его элемента или свойства. 2. Изменения величины, размеров объектов в сторону преувеличения (гипербола) или преуменьшения ее по сравнению с действительными и создание таким путем всевозможных фантастических образов. 3. Соединения в своем воображении вычлененных из разных объектов их частей или элементов и создание таким путем мысленного образа, представления нового, не существовавшего ранее в природе предмета. 4. Конструирования предмета в связи с его назначением. 5. Мысленного усиления какого-либо свойства или качества, придания этому свойству несоразмерно большего или особого значения в характеристике объекта. 6. Переноса на другие объекты. 7. Мысленного ослабления какого-либо свойства или качества предмета, в более сильной степени приводящее к построению контрастного образа, наделенного свойствами, прямо противоположными исходному. 8. Создания нового образа в результате обобщения черт, наблюдавшихся у ряда сходных объектов.
Воображение представляет собой отражение реальной действительности в новых непривычных сочетаниях и связях. Оно занимает промежуточное положение между восприятием и мышлением, мышлением и памятью. Это одно из самых загадочных психических явлений. Воображение свойственно только человеку. Оно позволяет ему выйти за пределы реального мира во времени и пространстве, дает возможность еще до начала работы представить себе готовый результат труда. Почти вся человеческая материальная и духовная культура является продуктом воображения и творчества людей.
Воображение может функционировать на разных уровнях. Их различие определяется прежде всего активностью человека. Непроизвольное (пассивное, непреднамеренное) воображение — это создание новых образов без каких-либо внешних возбудителей. Оно заключается в возникновении и комбинировании представлений и их элементов в новые представления без определенного намерения со стороны человека, при ослаблении сознательного контроля с его стороны за течением своих представлений. Произвольное (активное, преднамеренное) воображение — создание новых образов с помощью волевых усилий.Оно представляет собой преднамеренное построение образов в связи с сознательно поставленной задачей в том или другом виде деятельности. Мечта — это образ желаемого будущего. Особенностью мечты является построение тех образов, которые пока еще не осуществлены, а иногда и не могут осуществиться.
Творческое воображение — это создание новых образов в процессе творческой деятельности человека (в искусстве, науке и т. п.). Воссоздающее (репродуктивное) воображение — это воображение на основе прочитанного или услышанного. Оно имеет место в тех случаях, когда человек по одному описанию должен представить себе предмет, который никогда им раньше не воспринимался. Например, он никогда не видел моря, но, прочтя описание его в книге, может себе представить море в более или менее ярких и полных образах. Вопрос 8. Содержание и особенности мышления Мышление — это психический познавательный процесс отражения существенных связей и отношений предметов и явлений объективного мира. Процесс мышления характеризуется следующими особенностями:
1. Мышление всегда имеет опосредованный характер. Устанавливая связи и отношения между предметами и явлениями объективного мира, человек опирается не только на непосредственные ощущения и восприятия, но обязательно и на данные прошлого опыта, сохранившиеся в его памяти. 2. Мышление опирается на имеющиеся у человека знания об общих законах природы и общества. В процессе мышления человек пользуется уже сложившимися на основе предшествующей практики знаниями общих положений, в которых отражены наиболее общие связи и закономерности окружающего мира.
В процессе правоприменительной деятельности юристы совершенствуют процесс мышления, делая его более гибким и предметным в соответствии с решаемыми задачами. 3. Мышление исходит из «живого созерцания», но не сводится к нему.Отражая связи и отношения между явлениями, мы всегда отражаем эти связи в отвлеченном и обобщенном виде как имеющие общее значение для всех сходных явлений данного класса, а не только для определенного, конкретно наблюдаемого явления. 4. Мышление всегда есть отражение связей и отношений между предметами в словесной форме.Мышление и речь всегда находятся в неразрывном единстве. Благодаря тому, что мышление протекает в словах, облегчаются процессы абстракции и обобщения, так как слова по своей природе являются совершенно особыми раздражителями, сигнализирующими о действительности в самой обобщенной форме. 5. Мышление человека органически связано с практической деятельностью.В своем содержании оно опирается на общественную практику человека. Это отнюдь не простое «созерцание» внешнего мира, а такое его отражение, которое отвечает задачам, возникающим перед человеком в процессе труда и других видов деятельности, направленных на переустройство окружающего мира.
Таким образом, мышление — опосредованное, обобщенное отражение действительности человеком в ее существенных связях и отношениях. Благодаря мышлению человек правильно ориентируется в окружающем мире, используя ранее полученные обобщения в новой, конкретной обстановке. Мышление является высшим познавательным процессом и в то же время оно присутствует во всех других процессах: в восприятии, внимании, памяти. В отличие от других познавательных процессов мышление выходит за пределы чувственно данного, расширяет границы познания.
Мышление дает ответ на такие вопросы, которые нельзя разрешить путем непосредственного чувственного отражения. Человек познает объективный мир как через органы чувств, так и логическим путем. На логической ступени совершается с помощью целой системы средств, которые обычно отсутствуют на чувственной ступени познания, т. е. носит не непосредственный, а опосредованный характер. Мышление является опосредованным отражением действительности и потому, что оно всегда протекает с опорой на имеющиеся у человека знания.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|