Критерии асимметрии и эксцесса.
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Практическое занятие № 1. Тема: Основные понятия, используемые в статистических методах. Цель: усвоение и анализ материала по данной теме. Теоретические вопросы: 1. Понятие первичных описательных характеристик 2. Меры центральной тенденции: мода, медиана, среднее. 3. Квантили распределения: процентили, квартили, размах, дисперсия, стандартное отклонение, преобразование, асимметрия, эксцесс. 4. Число степеней свободы. Литература: 1.Наследов А.Д. Математические методы психологического исследования - М.: Речь, 2006 2.Айвазян С.А., Енюков И.С., Мешалкин Л.Д. Прикладная статистика. 3. Основы моделирования и первичная обработка данных. М.: Финансы и статистика, 1983. 4. Берка К. Измерения: понятия, теории, проблемы. М.: Прогресс, 1987. 5. Гласс Дж., Стэнли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии. М.: Прогресс, 1976., Статистические методы анализа информации в социологических исследованиях. М.: Наука, 1979. 6. Захаров В.П. Применение математических методов в социально-психологических исследованиях. Л.: ЛГУ, 1985. 7. Крылов В.Ю. Геометрическое представление данных в психологических исследованиях. М.: Наука, 1990. 8. Математические методы в исследованиях индивидуальной и групповой деятельности. /Под. Ред. В.Ю. Крылова. М.: Ипран, 1990. 9.Статистические методы анализа информации в социологических исследованиях. /Отв. Ред. Г.В. Осипов. М.: Наука, 1979. 10. Суходольский Г.В. Основы математической статистики для психологов. Л.: ЛГУ, 1972. Практическое занятие № 2. Тема: Основные понятия, используемые в статистических методах. Цель: научить студентов составлять сводные таблицы в cтатистическом пакете Excel. Ход занятия: 1. Терминологический диктант: Понятие первичных описательных характеристик. Меры центральной тенденции: мода, медиана, среднее. Квантили распределения: процентили, квартили, размах, дисперсия, стандартное отклонение, преобразование, асимметрия, эксцесс. Число степеней свободы.
2. Выполнение индивидуальных заданий по составлению статистических таблиц в программе Excel. 3. Подсчет основных описательных статистик в сводной таблице и ее анализ. Литература:
Практическое занятие № 3. Тема: Основные понятия, используемые в статистических методах. Цель: научить студентов подсчитывать описательные статистики в программе SPSS Ход занятия: 1. Теоретические вопросы: Признаки и переменные, и шкалы их измерений. Гипотеза. Генеральная и выборочная совокупности. Виды выборок. Критерии обоснованности выводов исследования. Измерительные шкалы. (Индивидуальные задания на определение вида измерительной шкалы) 2. Подсчет основных описательных статистик в программе SPSS. Литература:
Алгоритм подсчета первичных описательных статистикв программе SPSS.
Способ 1. Выбираем Analyze > Descriptive Statistics > Frequencies…. В открыв шемся диалоговом окне (Frequencies) переносим из левой в правую часть ин тересующие нас переменные. Если таблица распределения частот нас не ин тересует, снимаем флажок Display Frequencies tables (Показывать таблицы частот). Нажимаем кнопку Statistics... Выбираем интересующие нас статистики и отмечаем их флажком: 1) центральной тенденции (Central Tendency) — среднее (Mean), моду (Mode), медиану (Median); 2) изменчивости (Dispersion) — стандартное отклонение (Std.deviation ), дисперсию (Variance); 3) распределения — асимметрию (Skewness) и эксцесс (Kurtosis). 4) После этого нажимаем Continue, затем ОК и получаем результат. Способ 2. Выбираем Analyze > Descriptive Statistics > Descriptives... В открывшемся диалоговом окне переносим из левой в правую часть интересующие нас переменные. Нажимаем кнопку Options... и отмечаем флажком те статистики, которые нас интересуют (см. выше). Нажимаем Continue, затем ОК и получаем результат.
Практическое занятие № 4-5. Тема: Нормальный закон распределения и его применение. Цель: усвоение и анализ материала по данной теме Ход занятия: 1. Теоретические вопросы: Понятие и значение закона нормального распределения. Аспекты применения нормального применения. Причины отклонения от нормальности. Проверка нормальности распределения.
Алгоритм определения нормальности распределения
Критерии асимметрии и эксцесса. Выбираем Analyze > Descriptive Statistics > Descriptives... В окне диалога переносим из левого окна в правое интересующие нас переменные. Нажимаем кнопку Options..., ставим флажок Distribution > Kurtosis, Skewness, нажимаем Continue, затем ОК. В таблице результатов столбцы Kurtosis и Skewness содержат значения асимметрии (Kurtosis) и эксцесса (Skewness) и соответствующие им стандартные ошибки (Std.Error). Распределение соответствует нормальному виду, если для соответствующей переменной абсолютные значения асимметрии и эксцесса не превышают свои стандартные ошибки. 2) Графический способ. Выбираем Graphs > РР... — графики накопленных частот (или Graphs > QQ... — квантильные графики). Открывается диалог Р-Р Рlots (Q-Q Plots). Переносим из левого в правое окно интересующие нас переменные. Нажимаем ОК. В окне результатов просматриваем графики Normal P-P Plots... (Normal Q-Q Plots...), на которых по горизонтальной оси отложены соответствующие эмпирические значения, а по вертикальной оси — теоретические значения. Чем ближе точки графиков к прямой линии, тем меньше отличие распределения от нормального вида. 2) Критерий нормальности Колмогорова-Смирнова. Выбираем Analyze > Nonparametric Tests > 1-Sample K-S... Открывается диалог One Sample Kolmogorov-Smirnov. Переносим из левого в правое окно интересующие нас переменные. Нажимаем ОК. В соответствующем переменной столбце находим Kolmogorov-Smirnov Z, (значение критерия) и Asymp. Sig. (2-tailed) (вероятность того, что распределение соответствует нормальному виду). Если значение Asymp. Sig. меньше или равно 0,05, то распределение существенно отличается от нормального вида. Если Asymp. Sig больше 0,05, то существенного отличия от нормальности не обнаружено.
Практическое занятие № 6.
Тема: Статистические критерии Цель: усвоение и анализ материала по данной теме Ход занятия: 1. Теоретические вопросы: Статистические гипотезы: нулевая гипотеза, альтернативная гипотеза. Уровни статистической значимости. Статистические критерии. Мощность критериев. Классификация задач и методов их решения. Принятие решения о выборе метода статистической обработки. 2. Критерий t-Стьюдента. Предназначение, виды и алгоритм подсчета. 3. Решение индивидуальных задач по критерию Стьюдента. Литература:
Практическое занятие № 7. Тема: Статистические критерии Цель: усвоение и анализ материала по данной теме Ход занятия: 1. Терминологический диктант. Статистические гипотезы: нулевая гипотеза, альтернативная гипотеза. Уровни статистической значимости. Статистические критерии. Мощность критериев. Классификация задач и методов их решения. Принятие решения о выборе метода статистической обработки. Критерий t-Стьюдента. Предназначение, виды и алгоритм подсчета. 2. Решение индивидуальных задач по критерию Стьюдента в программе SPSS. Литература:
Практическое занятие № 8-9.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|