Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

7.2.3. Святые и святыни Румынской Церкви




7. 2. 3. Святые и святыни Румынской Церкви

 

Монашество в Румынской Православной Церкви как в прошлом (исключая вторую половину XIX и начало XX в. ), так и в настоящем было и есть на высоком уровне. Первые монастыри на территории современной Румынии были основаны афонским монахом греко-сербского происхождения св. Никодимом Тисманским (+1406), который заложил в румынских землях основы организованного монашества и создал монастыри Водица и Тисмана. Из монастырей следует отметить: Нямецкую Лавру, монастыри Черника, Успенский, во имя равноапостольных Константина и Елены и др.

Нямецкая Лавра впервые упоминается в 1407 г. В 1497 г. в обители был освящен величественный храм во имя Вознесения Господня, построенный воеводой Молдавии Стефаном Великим. Для Румынской Православной Церкви эта обитель имела такое же значение, какое Свято-Троицкая Сергиева Лавра для Русской. В течение многих лет она была центром духовного просвещения. Из ее братии вышли многие иерархи Румынской Церкви. Она являла в своей среде высокие образцы христианской жизни, служа школой благочестия. В монастыре была собрана богатая библиотека славянских рукописей XIV–XVIII в. в. К сожалению, случившийся в 1861 г. пожар уничтожил большую часть библиотеки и многие строения в монастыре. В результате этого, а также политики правительства князя Кузы, Нямецкая обитель пришла в упадок. Большинство ее иноков ушло в Россию, где в Бессарабии — в имениях обители — был основан Ново-Нямецкий Вознесенский монастырь. В середине XIX в. в Нямецком монастыре насчитывалось 1300 монахов, в монастыре Секу (в Нямецком округе) — 400 монахов. В 90-х г. г. XX в. в Лавре проживало около 100 монахов, здесь есть Духовная Семинария, библиотека, типография митрополита Молдовы, музей. Обитель имеет два скита.

С историей этой Лавры тесно связано имя старца схиархимандрита преп. Паисия Величковского — обновителя монастырской жизни в Румынии. Он и его сподвижники в этом монастыре перевели с греческого на русский язык многие святоотеческие творения.

Исторически и духовно связан с Нямецкой обителью мужской монастырь Черника, расположенный недалеко от Бухареста. Основан он в XVI в., неоднократно разрушался. Восстановлен заботами старца Георгия — ученика старца схиархимандрита преп. Паисия Величковского и последователя подвижнической школы Святой горы.

Созданный архимандритом Никодимом во второй половине XIV в. в горах Горжа монастырь Тисмана в средние века являлся центром духовного просвещения — здесь переводили церковные книги на румынский язык с греческого и церковнославянского. С 1958 г. эта обитель стала женской.

Успенский монастырь (около 100 монахов) основан господарем Александром Лепушняну в XVI в. Знаменит он строгостью устава — по примеру св. Феодора Студита.

Женский монастырь во имя равноапостольных Константина и Елены основан господарем земель Румынии Константином Брынковяну, казненным турками в 1714 г. В монастыре около 130 монахинь.

Известны и такие женские со многими насельницами монастыри Молдовы, как Сучевица (основан в XVI в., богат интересными фресками), Агапия (построен в XVII в., расположен также в гористой местности, окружен грозными крепостными стенами), Вэратек (основан в 1785 г. ) и др. В районе Плоешти действует монастырь Гичиу — основан в 1806 г., в 1859 г. перестроен, в 1952 г. восстановлен после Второй мировой войны. Привлекает внимание красотой своей архитектуры монастырь Куртя-де-Арджеш, основанный в первой четверти XVI в.

 

7. 2. 4. Духовное образование в Румынской Православной Церкви

 

В настоящее время духовное просвещение в Румынской Церкви поставлено на высокий уровень. В Церкви существует 38 семинарий и 14 Богословских институтов, где обучаются более 10 тысяч студентов. Некоторые румынские церковные деятели даже считают, что открытие такого большого числа духовных учебных заведений было ошибкой. В 1884 г., как уже говорилось, был открыт Богословский факультет Бухарестского университета. Существует 9 особых медицинско-богословских институтов. Удивительно развитым является музейное дело в Церкви — существует 113 церковных и церковно-археологических музеев, в том числе 13 приходских. На телевидении и радио представлены около 40 православных передач, выпускается 39 периодических печатных изданий. Центральным изданием является журнал «Румынская Православная Церковь», а также «Православие» и «Богословские исследования». На высоком уровне поставлена издательская работа.

 

8. БОЛГАРСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ

 

8. 1. Краткий очерк истории Болгарского Патриархата

 

8. 1. 1. Возникновение и первые века существования Православной Церкви в Болгарии

 

Христианство на территории современной Болгарии начало распространяться очень рано. Согласно преданию, в Варне (древний Одесс) первым епископом был ученик апостола Павла Амплий. Церковный историк Евсевий сообщает, что во II в. здесь уже имелись епископские кафедры в городах Дебелт и Анхиал. Епископ Сардики (будущая София) Протогон был участником I Вселенского собора (325 г. ), а впоследствии в Сардике состоялся Поместный собор, принявший важные для древней Церкви канонические правила. В конце IV и в начале V в. в. христианство на Балканском полуострове распространял миссионер св. Никита Ремесьянский.

Славянское, а затем болгарское нашествие на Балканы в VI–VII в. в. подорвало основы церковной жизни в этой местности. Однако впоследствии через пленников-византийцев и собственных воинов-наемников, служивших в византийской армии и императорской гвардии, христианство стало постепенно распространяться среди местного населения.

Во второй половине VII в. в восточной части Балкан образовалось Болгарское царство. Создателем новой державы был пришедший с северных берегов Черного моря воинственный народ тюркского племени — болгары. Покорив живших на Балканском полуострове славян, болгары с течением времени совершенно смешались с местным населением. Два народа — болгары и славяне — слились в один, получив от первого имя, а от второго язык.

В 863 г. святое крещение от византийского епископа принимает болгарский царь Борис-Михаил (852–889), а 865 г. становится годом массового крещения болгар по византийскому обряду. Первоначально князь Борис пытался лавировать между Римом и Константинополем, пытаясь получить церковную автокефалию, однако в 870 г. на Поместном соборе в Константинополе вопрос о принадлежности Болгарской Церкви к Вселенскому Патриархату был решен окончательно, а сама Церковь во главе с архиепископом Иосифом, рукоположенным в этот сан Константинопольским Патриархом Игнатием, получила права автономии. Страна была разделена на несколько епархий, которые с расширением границ Болгарского государства постепенно возрастали в количественном отношении.

Св. князь Борис делал все необходимое для роста и укрепления Болгарской Церкви. Большую роль в становлении Православия в Болгарии сыграли ученики святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, изгнанные из Моравии латинскими миссионерами. Среди них можно отметить святых Климента, Наума, Горазда и других. Прибыв в Болгарию, они встретили здесь радушный прием со стороны князя Бориса и под его покровительством смогли развить широкую благовестническую деятельность. Начался славный период в истории славянской письменности, который с не меньшим успехом продолжался и во время правления сына св. Бориса — Симеона (893–927), покровителя богословия и литературы. Очевидно, именно в Болгарии и рождается окончательный вариант славянской азбуки — кириллица. По личному указанию князя Симеона был составлен сборник «Златоструй», в который вошли переводы творений святителя Иоанна Златоуста.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...