Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Страшный пример немилосердия 2 глава




Чудо 68........................................................................ 686

О чудотворении в колодце Трапсанском и о необычайной природе некоторых вод.................. 686

Различные чудотворные источники........................ 687

Чудо 69........................................................................ 690

Дивное видение о Господе, умилосердившемся к

нам благодаря мольбам Матери............................ 690

КАНОН....................................................................... 694

Святого Вселенского Седьмого Собора................ 694

 


Немного о писателе этой книги и его труде (предисловие греческого издателя книги)

1. Биография

 

Агапий, инок критский, создатель книги “Грешников Спасение”, в миру звался Афанасием Ландом. Он родился в г. Ираклион (о. Крит), предположительно в последнем десятилетии XVI века. О его жизни сохранилось немного сведений. После учебы на родине и в Венеции Афанасий довольно долго пребывал на Крите (в городах Фурна и Иерапетра), жил рядом с простыми людьми, познавая их трудности и нужды. До 1617 года почти два года он состоял в Ираклионе секретарем венецианского властителя Крита Андрея Корнара, ученого мыслителя и поэта, переписывая его греческие и итальянские стихи. О Корнаре он говорит с великим почтением в настоящей книге (с. 485). Мы не знаем точно, когда Ланд принял решение оставить мир и удалиться на Святую Гору, приняв монашеское имя Агапий. Вначале он подвизался два года в Лавре святого Афанасия, но, в конце концов, предпочел уйти из общежитийного монастыря, чтобы в одиночестве заняться Богомыслием. Инок удалился в келлию скита Малой Анны, где предался изучению духовных книг и писательству. Богатый материал для его работы содержали не только имевшиеся у него собственные греческие и итальянские книги, но и библиотеки Святого Афона.

Однако безпокойный дух Агапия не довольствовался этим. Он желал быть ближе к народу и его нуждам, стать проповедником, для чего объезжал острова Эгейского моря: Сирос, Андрос, Сифнос и другие, а также захваченный турками Пелопоннес, непосредственно узнавая запросы порабощенного греческого населения, материальную скудость, духовные поиски соотечественников. В то время, когда католическая и протестантская пропаганда активно распространяла свое вероучение, греческий мир оставался без просветительской поддержки. Не было учителей, образованных клириков, которые бы просвещали и удерживали народ на пути Православия. И Агапий решил сам восполнить отсутствующее, дать народу Божиему книги, написанные простым языком, проповедовавшие правую веру и ставшие полезным пособием для клириков. Но чтобы реализовать свой план, ему недостаточно было просто переписывать книги, что считалось обычным на Святой Горе, ибо рукописные копии получались дорогими в цене и редкими. По этой причине Агапий предпринял путешествие в Венецию, где существовали славные типографии, выпускавшие греческие книги даже в годы турецкого ига. За три таких совершенных им поездки он издал более десяти книг, некоторые и вторым изданием, а расходы на печатание брал на себя.

В собственных предисловиях к книгам Агапий говорит о тех бедствиях, которые постигали его в путешествиях, о нехватке средств и просит обязательно прочесть книги, подготовленные им с таким трудом. Книги Ланда продавались не только в Венеции, но и в остальной Элладе, но многие, как видится, писатель дарил, поэтому, например, в предисловии к книге “Ножны” (1643) умоляет получивших ее в подарок читать каждый день, потому что иначе они дадут ответ в Судный день, что лишили этой книги себя, но главное - и других, которые бы с радостью ее прочли, если бы имели. В конце “Летней книги” (1656) Митрополит Филадельфийский, чья кафедра была в Венеции, говорит о непременном отлучении для того, кто украдет какую-нибудь книгу Агапия, ибо “бедняк [Агапий] должен был 300 грошей для ее печати и приложил многие столь же великие труды. Поэтому подобает не только платить за эту книгу, но и воздавать милость тому, кто столь страдал и мучился на пользу ваших душ”. Сам Агапий печатал под личной редакцией книги с 1641 до 1656 года. В 1656 году в предисловии к “Троическому Октоиху”, он писал, что совершил третье путешествие в Венецию по суше, потому что слаб и стар. Однако даже в 1663 году сам отредактировал второе издание “Выборок” (Также сведения о Агапии Ланде и его книгах см.: Тамаркина И.В. Агапий Ланд(ос).

//Православная энциклопедия. Т. 1. М., 2000; Николау Наталия. Агапий Ландос.// Николау Наталия. Краткий словарь новогреческой литературы. - Свято-Троицкая Сергиева Лавра,

21997. (Прим. пер.)).

Кроме письменного и устного учительства, Ланд в своих путешествиях был и врачом, как он сам же говорит в одном из примечаний к “Земледелию”. “Земледелие” - единственная его не посвященная духовной жизни книга, содержит, кроме земледельческих знаний, и основы врачевания.

2. Труды

 

Многогранная деятельность Агапия, большое число его книг, ставших любимыми для народа, труды и расходы на их печатание - все это указывает, что он стал одним из величайших учителей своего времени. Однако Агапий не только переводил из старых трудов и излагал на понятном языке церковные книги, но параллельно составлял новые, черпая из различных источников. Ланд издавал также богослужебные тексты и последования, чтобы широко распространить их и приблизить народ к Церкви. Вот труды Ланда в хронологической последовательности изданий (из книг, вышедших вторым изданием, приводятся только отредактированные им при жизни):

Грешников Спасение. 1641 последовало множество изданий (см.

ниже)

Рай. 1641, 1656 содержит жития святых Симеона Метафраста (простым языком)

Выбор. 1642-1643 содержит подборку из прекраснейших, как он выражается, житий святых Симеона Метафраста (простым языком)

Земледелие. 1643, 1647 содержит знания по земледелию и медицине

Богородичная Книга. 1643 содержит подбор песнопений и тропарей Богородице из различных церковных книг

Ножны. 1643 содержит гимны и молитвы Святой Троице

Псалтирь. 1643 содержит изъяснение псалмов, написанное святителем Феодоритом Киррским (простым языком)

Выборки. 1644, 1663 содержит подборку из житий святых Симеона Метафраста (простым языком)

Летняя книга содержит подборку из житий святых лета, с 1 марта до 31 августа (простым языком)

Троический Октоих содержит каноны Троице и Христу, иногда собственного сочинения, иногда из древних отцов

Посмертно изданы

Новый Рай. 1664 содержит жития святых Симеона Метафраста (простым языком)

Воскресный путь. 1675 содержит 56 бесед на воскресные Евангелия, переведенные на простой язык - труды разных писателей

Путеводитель христиан. 1685 раскрывает три великие

добродетели (веру, надежду, любовь)

Некоторые из указанных книг многократно выходили после смерти Ланда. Существуют сведения и о других его трудах, впервые изданных позже. Их мы опускаем, ибо это не доказано точно.

 

3. Агапий Ланд и его время

 

Годы, в которые жил и писал Агапий Ланд относятся к тяжелому периоду турецкого ига. Порабощенное эллинство разделялось на две группы: одни находились под турецким владычеством, другие - на управляемых Венецией островах (Крите и Семи Островах). Положение последних было лучше. Страшные времена религиозной нетерпимости и битв прошли. Греки жили мирно с венецианскими правителями, венецианцы сохраняли грекам множество свобод. В православных церквях служили без ограничений, в греческих школах появились образованные учителя, вместе с тем культурный дух Запада начал распространяться среди образованной публики и простого народа. Многие писатели оставили достойные упоминания духовные и светские труды. XVII век стал для Крита эпохой духовного подъема. Именно на первую половину этого века пришлась юность и время учебы Агапия Ланда.

Попытка возрождения началась еще при Патриархе Кирилле Лукари (1620-1638). Тогда была основана патриаршья типография в Константинополе, но ее не удалось сохранить. По личному побуждению Патриарха началась работа над первым переводом Нового Завета на разговорный язык, которую он не успел закончить, погибнув в 1638 году мученической смертью. После смерти Лукари перевод Нового Завета попал под запрет. Та же участь была уготована и следующим патриархам:

Парфению II (1653) и Парфению III (1657).

В 1669 году, с захватом острова турками, остановилось всякое духовное творчество. Школы и библиотеки переносятся на Семь Островов и в Венецию. Начавшееся православное возрождение эллинов прекратилось, так и не достигнув подлинного расцвета. Порабощенный греческий народ, хотя по прежнему и исповедовал Православие, постепенно терял чистоту своей веры, не имея образованного священства.

В эти трудные годы Ланд стал единственным православным писателем, который издавал книги для простого народа, тогда как другие греки, принявшие католицизм или протестантизм, на их деньги печатали нужные Западным Церквям пропагандистские книги для распространения в порабощенной Греции. Ланд соединял образованность с глубокой преданностью Христу, он видел разницу жизненных условий критских соотечественников и других греков, и своим сердцем и умом стал освещать трудный путь к Господу православного народа, отдавая этому все силы. Агапий по справедливости может носить титул учителя, потому что своими книгами восставлял и духовно укреплял целые поколения греков в тяжелейшие годы рабства, когда вера во Христа была единственной силой, укреплявшей души.

 

4. “Грешников Спасение”

 

Это - один из первых трудов Ланда. Вышедший В 1641 году, он стал началом его духовного творчества, как мы можем предположить, исходя из “Пролога”. Затем последовал целый ряд его других книг, хотя мы не знаем точно, сколько еще работ осталось неизданными или были утрачены. Сохранилось несколько автографов Ланда в различных библиотеках.

Цель книги “Грешников Спасение”, как говорит и заглавие, - помочь грешникам спастись. Для этого должен был существовать своего рода путеводитель, который простым образом изъяснял бы и учил христиан, как жить в согласии с учением Церкви. Такие книги считались редкостью во времена Ланда, поэтому книга “Грешников Спасение” стала любимым чтением греков в годы турецкого владычества, имея потрясающий издательский успех и переиздаваясь до сих пор. Язык ее прост и был понятен греческому обществу XVII века, но при этом не лишен влияния ученого и церковного языка. Сегодня стиль книги выглядит иногда несколько странным и архаичным, однако не только по-тому, что представляет устаревшую форму греческого разговорного языка, но и потому, что сохраняет некоторые особенности диалекта Крита, родины Ланда. Тем не менее книга легко читается и современным человеком.

Для создания своего труда Агапий Ланд пользовался многими источниками. Прежде всего, это Писание Ветхого и Нового Заветов, Синаксари и церковные Минеи, “Лавсаик”, содержащий жития подвижников, творения святых отцов, таких как Иоанн Златоуст, блаженный Августин, Иоанн Лествичник и других. Параллельно он использовал сочинения западных писателей, создавших аналогичные книги, и заимствовал у них много примеров и историй. Это использование западных книг подчас создавало Агапию Ланду славу “неправославного”, что не соответствует действительности. Сам он говорит в прологе: “Если найдется какое слово, или выражение, или малая буква в этой книге..., которая не соответствует определениям Святой Божией Соборной и Апостольской Церкви греков, изглаживаю и делаю то невидимым, как если никогда не желал этого писать... я верую и исповедую, как предвозвестили пророки, как учили апостолы и очевидцы Слова, и именно как мы приняли от богоносных отцов и учителей... “. Иногда Агапий бывал зависим от своих западных источников, как, например, в описании второго чуда Христа, где он толкует историю Марфы и Марии в том духе, в каком ее сохранило западное предание: что та Мария являлась Марией Магдалиной, затем стала священнопроповедницей и т. д. Это, вероятно, связано с его излишним благорасположением к источникам, что он сам и подчеркивает: “Я не написал ничего из моего ума, но как то нашел напечатанным в различных книгах учителей итальянских и греческих... “. Дополнения, которые Ланд мог сделать, он опускал, но только потому, что его духовный отец велел писать так, “как было написано древними”. Но оставаясь верным первоисточникам, он не избегает преувеличений и активно настаивает на некоторых моментах повествования, где испытывал большое влияние аскетических книг и монашеской жизни. Многие из этих воззрений были чрезмерно строги, и в его дни не разделялись даже официальной Церковью. Во многом они не могут быть приняты без проверки и сегодня. Равным образом часть его повествований, где очень силен момент преувеличения, не всегда верно передает отношение к ним Церкви и дух Православия. Можно остановиться здесь для примера на том месте книги, где резко обозначается присутствие Бога карающего и подробно изображаются мучения и различные истязания душ.

Некоторые моменты книги запечатлевают личный опыт. Там автор становится особенно убедительным. Агапий Ланд осуждает, например, дурной обычай христиан своего времени устраивать базары (ярмарки) в воскресные дни, упоминая, что видел такое в Морее (то есть на Пелопоннесе) и в других землях

“мусульман” (то есть находившихся под турецким владычеством). Или он вспоминает свою родину - Крит, и события того времени, церковную жизнь верных в Фурне и Иерапетре. В качестве примера Ланд упоминает богобоязненную семью князя Андрея Каравелы, с которой был связан. Андрею Каравеле и двум его сыновьям-священникам он посвятил позднее “Выборки” (1644). Из местного предания унаследованы рассказы о том, что происходило в старые века на Крите. Но Агапий приносит и собственное свидетельство о чудесах, произошедших на святом источнике Госпожи Пигадиотиссы (буквально Родничницы) в деревне Трапсан на Крите. О них он слышал, будучи секретарем Андрея Корнара от него самого, ибо Корнар был помещиком той деревни. Так, благодаря живому общению составителя с верующими, затрагивая их душу, книга “Грешников Спасение” приобретала своих читателей.

Ланд делит свое сочинение на три части. В первой части исследуются грехи и их выражения, говорится о скорбях и спасительности удаления от мира. Вторая имеет своим предметом исповедь и Божественное Причащение, будущий Страшный Суд, рай и ад. Третья часть посвящена рассказу о Богородичных чудесах. Первые две части имеют собственно поучительный характер, несут наставительный, назидательный смысл и действительно показывают спасение грешников; третья часть идет приложением, как собрание повествований, прибавленных писателем в конце книги. Эта третья часть сохранилась и в качестве самостоятельной в рукописях Святой Горы. Одна из них помечена 1639 годом - за два года до издания книги.

Успех книги был явным, что видно из ее возобновлявшихся изданий: 1641, 1664, 1671, 1685, 1703, 1740, 1743, 1766, 1773, 1779, 1803, 1806, 1851, 1859 годы... Здесь мы остановимся, чтобы не приводить новейшие издания, которых немало и по сей день. Книга “Грешников Спасение” была переведена на арабский, румынский и частично на турецкий языки.

 

Преславной Приснодеве Богородице Госпоже всего творения

 

Есть обычай у поэтов и учителей, когда они создают новую книгу, посвящать ее благороднейшим из князей и владык, чтобы благодаря их достоинству книга принималась бы в обществе с почетом и затем публиковалась бы с похвалами во всяком граде, - но мне это кажется слепым и суетным. И я, Твой негодный молитвенник, Преславная Владычице, со всем смущением, благоговением и смирением приношу и посвящаю Тебе именованную от Тебя (По названию образа Богоматери. (Прим. пер.)) книгу, и возлагаю ее пред Тобой. Ты воистину и являешься единственным Грешников Спасением, для обуреваемых - Гавань безбурная, в различных болезнях души и тела - Врач прилежный и не берущий платы. Ты всех, к Тебе верно прибегающих, опекаешь благосердно и даром. Итак, молю и припадаю к Твоей благости, - умоли изобильного дарами и щедрого милостями Сына и Бога Твоего, чтобы излил на эту книгу благодать Всесвятаго Своего Духа, Начальника совершенств, чтобы все, читающие эту книгу, получали пользу и, умилившись душой, сотворили достойное покаяние в прегрешениях. Еще молю в слезах Твое благосердие, даровать мне оставление прежних падений и сохранить меня невредимым на будущее от стрел ругателя, да никогда не огорчу моего Владыку и Искупителя смертным согрешением. Ей, Всенепорочная Мати

Всемилостивого Царя царей Христа, будь любезна утробно ко мне, негодному молитвеннику Твоему, и исполни мое душеспасительное прошение, чтобы вырванный из нескончаемых кар вечной муки я воспел и прославил блаженную Троицу, нераздельную и равночестную, и Тебя, Высшую по чести всей вселенной Преславную Царицу, во веки веков. Аминь.

 

 

Агапий – приуготовляющимся к чтению

 

Если приобретешь во владение весь мир, о человек, как Александр Македонский, и если будешь иметь мудрость и разум выше Соломона, мужество и силу - выше Самсона и Геракла, если будешь богаче Мидаса и Приама, прекраснее Нарцисса, говоря просто - превзойдешь всех людей своими телесными дарованиями, а бедная твоя душа будет предана мучениям - какая польза? Какое отличие ты возьмешь в иной мир, хотя и имеешь достоинства, дарованные свыше? Ничего. Но нагой и согнув шею, как ты родился из земли, опять в нее пойдешь. Ты будешь в великой бедности и затруднении. Все богатство, которое у тебя есть, все наслаждения покажутся тебе там сном: вот ты - в месте прекрасном и полном радования, ты принимаешь множество благ, а утром оказывается, что ничего этого нет.

Да, воистину, пока ты находишься в своей этой помраченной жизни, тебе кажется, что, вот, ты получаешь несчастное счастье и имеешь горькую сладость лживых сновидений и коварный представлений. Но когда ты умрешь чувственно, просветишь умственно свои очи, тогда узнаешь истину и будешь тяготиться - но уже без всякой пользы - что предпочел жизнь временную, несущественную и из-за нее лишился вечного блаженства.

И так, если ты не получаешь никакой выгоды от мирских вещей, то что же ты трудишься напрасно и мучаешься не ко времени? Проси настойчиво и вожделей спасения душе, в котором самая большая польза, - больше, чем если бы ты приобрел весь мир, как сказал Господь: Какая пользу человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Так что старайся подчинить худшее лучшему, то есть чтобы плоть выполняла волю души.

Но почему, когда все вожделеют вкусить небесных благ, не заботятся о них и боятся, не имея никакого путеводителя, идти пешком по тесному пути, который возводит путешественников к безсмертию? -Потому, что никто, желающий тщательно изучить искусство или избранную науку, не сможет их понять без учителя. Поэтому я, грешный и недостойный монашеского звания и призвания, собрал Божией силой и помощью из различных слов наших учителей и составил эту малую по числу фраз книжку, но великую по значению. Всякий грешник, смотря ее, увидит тяжесть самого греха, блага, которых он из-за греха лишается, зло, которое грех причиняет; способ лечения, как должно действовать, чтобы быть искупленным и освобожденным от погибели души.

Мы пожелали дать книге наименование Грешников Спасение, и это весьма подобающе. Ибо я возлагаю надежду на Всемилостивого Бога, что многие будут руководствоваться с помощью этой книги на пути к покаянию, чтобы спастись. Подобно пчеле, которая сносит мед от раз-личных цветов с полян, услаждая сердца причащающихся, я собирал различные прекраснейшие и сладчайшие слова с луга Божественного Писания, понимаемого умственно.

Мы поделили книгу на три части. В первой части написали о всех беззакониях, отдельно о каждом, с истолкованием и важными примерами, - так что каждый может узнать свой соделанный грех и найти способ излечения. Еще мы написали о скорбях, сколь они полезны страждущим, а также различные молитвенные обращения, причем строго и правдиво, чтобы каждый мог стойко выдерживать скорби, помня о большой пользе, которой он удостаивается через печали. Затем мы поведали шесть слов о презрении к миру и всем временным вещам, то есть богатству, чести и другим плотским вкушениям.

Во второй части мы пишем вразумления об исповеди и священном Причащении, приводя страшные и потрясающие примеры. Затем, в конце второй части, мы подробно поведали пять весьма душеполезных слов о “четырех последних”: о смерти безпредельной, о страшном дне Суда, о неизглаголанной славе рая, о жесточайших казнях вечного мучения и о покаянии.

В третьей части мы записали немногие чудеса из многих и безчисленных, совершенных в разных местах Всесильной Владычицей в помощь всем нам, христианам.

Все это изложено в книге с такой любовью и усердием, что вводит в великое умиление слушателей и дарует им великую пользу. Невозможно читать это творение без сокрушения сердечного, особенно 21 главу второй части, и не покаяться в грехах. Неужели есть такой великий грешник, который, услышав о погибели, доставляемой грехами, не отвратился бы от зла и не совершил покаяния?! Кто, увидев столькие похвалы за перенесенные скорби, не возблагодарит Христа и не простит, не уступит теснящим его и искушающим? Найдется ли какой человек плотский и любящий мир сей настолько, что умножает все его заблуждения, пороки и обманы, - который, усовестившись, не станет их презирать? Кто не поймет великой пользы, которую получает благодаря священному Причастию, и не придет тогда к исповеди и покаянию, чтобы удостоиться таких величайших дарований, благодати и радости? Кто, услышав про горькие кары вечного мучения и несказанное сияние небесного блаженства, не совершит любезное Богу, чтобы быть искупленным от печалей и достичь великой благодати? Кто, прочитав о стольких чудесах Пресвятой Владычицы нашей, показавшей неизглаголанную к грешникам милость и благое расположение в жалости, не умилится сердцем и не источит из своих очей потоки светлых слез?

Читайте по порядку эту книгу, молодые и старые, оставив всякую другую службу. Ибо здесь вы найдете путь к спасению души, а ничего желаннее и угоднее его нет. Отнеситесь с презрением ко всем другим книгам: историям (романам), комедиям (юмористическому чтению) и прочим душевреднейшим словам литераторов, которые никакой пользы вам не даруют, но бывают подобны наказанию, ибо вселяют злобу. Только эта книга пусть будет в руках у каждого, и здесь он найдет, к чему стремится. Если ты желаешь серебра, золота и другого богатства, о человек, что для большинства самое вожделенное, то здесь ты находишь кладовую и богатство неистощимое, остающееся вечно. Если же тебя влечет честь, слава и похвала, то эта книга дает способ вкусить не случайную и мимолетную, но таковую славу, что тебя будут слушать все творения Божии, демоны бояться и убегать, а Ангелы будут к тебе относиться с почтительным благоговением. Если ты желаешь мудрости и соображения, то ты станешь мудрее даже Соломона. Если думаешь о здоровье, о долгих годах и красоте, то ты удостоишься стать безсмертным и сиять ярче солнца. Говоря просто, все блага, к которым у тебя есть стремление, ты найдешь в этой книге - и толкование, и способ, как их вкусить. Не сожалей о деньгах на покупку книги, потому что приобретение велико и несравненно. Без забот, опасностей и мук ты удостоишься вечной чести и богатства, тогда как стяжатели мирского, любители увеселений попадают все время в опасности на море и на суше, чтобы найти тленное и текущее.

Вы, кто читаете эту книгу, прошу вас помолиться Всемилостивому Богу, чтобы Он простил мне мои грехи и удостоил меня отселе и впредь хранить обеты Ангельского образа (схимы), который я принял. Ибо до сего дня я не знаю в себе никакого боголюбезного делания. Поэтому и боюсь браться за такое деяние: изъяснять и учить тому, что сам не соблюдал. Но я вижу и страшное осуждение Господом того ленивого раба, который получил талант и не приумножил его, как другие, но спрятал, зарыв в земле. За это он услышал от Господа: Бросьте негодного раба во тьму кромешную. Поэтому я боюсь подобного осуждения и все-таки написал то, что не исполнил: пусть Всемилостивый Бог мне простит!

Если найдется из сказанного какое-то речение, слово или малая буква в этой книге, или в любой другой, мною составленной, расходящаяся с тем, что определяет Святая Божия Соборная и Апостольская Церковь, я это изглаживаю и уничтожаю, как будто бы никогда и не было. Я так говорю потому, что сказанное здесь часто взято, как упоминал выше, из разных книг на латыни и итальянском. Если попадется что-то неверное по этой причине, или по моей недостаточной учености, пусть учитель исправит, указав, как верно во славу Божию, и без всякого пристрастия, соревновательности или осуждения. Я верую и исповедую, как пророки предвозвестили, как апостолы и “самовидцы Слова” научили, как мы сами приняли от богоносных отцов И учителей. Покланяюсь Отцу и Сыну и Святому Духу, Троице в Единице неразделяемой и Единице в Троице неразлучной. Едина сущность и сила. Един Бог Предвечный, Творец всего. Ему же подобает всякая слава, честь и поклонение во веки веков. Аминь.

 

 

Часть первая

 

Глава 1 Два полезных вразумления, предпосланных

настоящей спасительной книге

 

Природа человеческая остается проклятой за праотеческий грех. Она безплодна, плохо обрабатывается и порождает лишь колючки, волчцы и сорняки. Поэтому необходимо сперва вырвать злые корни, а потом посадить благую и доброплодную зелень.

Ты можешь очистить внутреннее поле души от дурных трав, то есть грехов, двумя способами. Первый: обрывать побеги, мешая разрастаться внешним низким делам и лукавым наклонностям. Этот способ мало совершенен, ведь корни прегрешений остаются внутри и со временем снова дают побеги. Второй способ состоит в том, чтобы не только исключить внешние деяния грехов, но совершенно выдрать корни постыдных помыслов и грязных пожеланий из нашего сердца. Это, вне сомнения, лучший способ.

Им мы и будем заниматься.

Сначала мы будем избегать зла, совершенно искореняя его из сердца. А затем вырастим благо, как нам говорит царь и пророк Давид: Уклонись от зла, и сотвори благо. То есть - беги от греха, и тем ты совершишь доброе дело через покаяние. Через эти два действия достигается праведность.

В согласии с принятым нами порядком мы поделим объяснения на две части. В первой напишем о грехах, которых должны избегать, и дадим целебные средства для нашего врачевания. Во второй части расскажем о добродетелях, о благой мысли, которая у нас должна быть всегда направлена к благосердному Богу, к ближнему и к самому себе.

В этой второй части мы скажем о пользе душе от исповеди и о священном Причащении, о четырех “последних вещах” и обо всем, чем нас просветит Господь. Но прежде, чем начнем разговор о грехах, мы запишем здесь два необходимых объяснения о достоинстве добродетели, чтобы всякий знал и думал о великом благе, которого он будет удостоен за добродетель, - и тогда он не станет тяготиться никакими скорбями, трудностями И стеснениями, приходящими к нему на этом пути.

Кто из глубины сердца возненавидел грехи, кто просвещен благодатью Святаго Духа, кто желает служить общему нашему Царю и Владыке, - тот сперва должен сделать следующее. Он должен точно осмыслить и понять, что та лествица, на которую он восходит, будет самым достойным деланием, самой дивной премудростью, самым великим благом и добром. Это лучшее, что есть в мире, или, вернее сказать, другого такого блага не отыщешь, ибо оно является благом истинным и нет ничего необходимее, кроме него. Оно есть завершение всего, по слову Господа: В одном нужда. Только одно дело нужно - любить Господа и служить Ему, о чем нам говорит и премудрый Соломон в книге Екклесиаста: Бойся Бога и сохраняй заповеди Его. В этом - весь человек, для этого он и создан Богом. А если что и есть иное, то оно называется суета сует, как говорит тот же Соломон в начале книги.

Чтобы ты постиг эту добродетель сердцем, чтобы ты желал ее от всей души, нужно подумать о безчисленных благодеяниях и дарах, полученных тобой от Всеблагого Бога. И о многих и неизмеримых твоих прегрешениях. Думай о последнем своем, то есть о смерти, о Страшном Суде Господа, о славе рая и вечном мучении. Об этом мы расскажем как можно яснее и отчетливее в конце второй части книги.

Отсюда явно видится достоинство нашего положения и грядущее благо, которое мы можем получить на Небесах. Это - первое, о чем должен думать тот, кто стремится унаследовать оное превышающее нашу бедную речь и воображение Царствие.

Второе. Ты должен хорошо подготовиться, зная величие своих дерзаний. Знай, что не бывает в мире великого и многоценного дела без трудностей. Ты должен мужественно, с величием духа встретить скорби и все тяготы. Ты должен постоянно благодарить Господа, понимая, что та жемчужина и то сокровище, ради которых ты гнешься и трудишься, столь дороги и безценны, что только такой тщательный труд и нужен - а скорее даже больший. Ибо так приобретали свое сокровище все святые, преподобные и мученики, - они знали, сколько это стоит. Они приобретали свою жемчужину и драгоценность со многими трудами, скорбями и пролитием крови. И не только святые, но и Сам Первомученик мучеников Христос, Сын и Слово Божие, хотя Ему принадлежит блаженство и Царствие, и Он мог бы иметь его без труда как Сын и Наследник не имеющего начала Отца. Но Он пожелал трудиться с великими страданиями и мучениями, с болезненной и постыдной смертью, чтобы показать нам, что нельзя спастись без искушений и скорбей, нельзя вкусить блаженства без труда и усилий, ибо все его получают с великими страданиями от зла.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...