Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Страшный пример немилосердия 10 глава




Видите, братья, кто несет крест принудительно, тому будет вечное мучение, как фараону, злому разбойнику и другим. А кто поднимает его с радостью, тому он будет ликованием и постоянным напоминанием о Спасителе, твердой надеждой, залогом вечной жизни в раю. Это мы узнали, когда добрый разбойник услышал от Господа: Ныне со Мной будешь в раю. Поистине, высокая степень совершенства - быть пригвожденным ко кресту и не жаловаться на Бога, или людей, или крест, что он так тяжек, а стойко терпеть по любви к Богу и изобличать сердечно тех, кто не переносят крест добродетельно. О, блажен тот, кто благодарит Бога в нищете и немощи, в лишении детей и родственников и во всякой другой скорби. И не только в этом, но и в самой смерти благословляет и прославляет Господа всегда, и выдерживает всякий крест по любви к Нему. Так поступали святые мученики, прославляя Бога на кресте мученичества, благодаря Его, что Он удостоил их умереть за Его святое имя.

О, братья мои христиане, мы находим славу на кресте, а не в удовольствиях. Если ты осмыслишь в точности тяжесть Господнего Креста, то наш собственный покажется совершенно незначительным и легким, Господь был наг, без всякой помощи, когда сказал: Боже Мой, Боже Мой, для чего ты Меня оставил! А мы не нагие и не на кресте, у нас есть малое утешение от друзей и родных. Нас не оставляет Бог, ибо Он установил, что будет вместе с нами в скорбях, и что с Его помощью мы сможем их перенести. О, как мы жалки! Истинный Бог претерпел столько мук и такую жестокую смерть за наши грехи! А мы, ничтожные и скверные, не можем вынести малой трудности, которую нам послала Его благость для исправления. О, наша неблагодарность, что мы ищем Христа, вкушая удовольствия. Он молится за распявших Его со словами: Оставь им, они не знают что творят. А мы не хотим простить тем, кто сделал что-то малое. Разбойник исповедал Его на кресте. А мы, неблагодарные, отрицаем Его в скорби со словами: “Если Он Бог, то Он был бы правосуден и послал бы скорби нечестивым и злым людям, а не нам, которые ничего плохого не сделали”. О, наше беззаконие и безчувственность! Нас побеждает в вере кто? - разбойник. Он понимал лучше нас в великом истязании пользу скорби, исхитив таким образом в последний час своей жизни рай. Он пристыдил тех, кто хвалились, что пойдут вместе с Господом в темницы и на смерть, то есть апостолов. И мы должны поступать так, исповедовать Христа во всякой скорби и мучении, даже если все кончится горькой смертью, - но не внезапно осознав, как покаявшийся разбойник, а поистине - как христиане и чада Божии. Всегда нам полагаются скорби, без трудностей мы не удостоимся никакого отдохновения. Если Владыка наш претерпел столько и этими Страстями вошел в славу Свою и блаженство, то тем более подобает, чтобы и мы, рабы Его, страдали ради наследования Царствия, которое не наше собственное! Может ли раб жить блистательнее хозяина? Может ли ученик быть сильнее учителя?

Исследуй жития всех праведников, всех святых праотцов от начала мира, и ты поймешь эту истину. Посмотри на праведного Авеля, как его убил брат. Перечисли скорби и изгнания Авраама, которые унаследовали его сыновья и преемники: Исаак, Иосиф, Моисей и другие пророки и патриархи. Кто не подивится великим страданиям приснопаметного Иова? - об этом всеблаженном человеке свидетельствовал Сам Владыка, что Иов чтит Бога и его не за что упрекнуть. Сколько претерпел царь и пророк Давид и все отцы прежде Нового Закона? И блаженный Павел объявил в Послании к Евреям, что получал насмешки и бичи, узы и темницы, избиения камнями и другие смертоубийственные вещи.

И если все это происходило в древние времена, когда не свершился Закон, и Бог не отягощал людей большим грузом скорбей, как еще слабых и безсильных, то сколько, как ты думаешь, претерпели святые Нового Завета? Они получили больше света для знания скрытых сокровищ креста и больше силы, чтобы легко поднимать его. Тем более они пострадали, и прославили, и прославились. Говоря просто, все они последовали за нашим полководцем Христом, Который идет впереди всех и несет знамя креста. Этим Он повелевает, чтобы за ним следовали все, кто вожделеет принять венец славы.

Христос терпел ради нас, а мы не желаем терпеть для собственного спасения? Сын Божий пожелал возвыситься к Отцу через презрение, а мы, ничтожные черви, желаем почестей и похвал? Христос не пообещал нам в этом мире радость или вкушение, но только крест, скорбь и муку, что подтвердил премудрый Августин такими словами: “Вся жизнь христианина, если он желает жить по Евангелию, есть ни что иное, как крест и мученичество. Она противоположна всему миру, ибо мир ценит богатство и вкушение наслаждения”. Поэтому глупые и обманутые любители мира после краткого времени благополучия будут всегда истязаемы в иной жизни несказанным мучением. Напротив, те, кто стойко следуют за Христом в скорбях, за малое и временное злострадание как чада Божии и сонаследники Христовы, будут вкушать вечно несравненную и неизглаголанную славу рая.

Итак, ясно, что узкий и тесный путь полезнее широкого и просторного пути мирских удовольствий. Поэтому Всеблагой Бог наказывает нас здесь как чадолюбивый Отец, Который любит своих детей и всякий раз вразумляет и обличает их. Когда отец видит, что дети не исправляются только словом и повелением, тогда он их наказывает и бьет ради возвращения к самим себе и покаяния. Если бы Господь нас не любил, Он не посылал бы нам скорби, а оставил бы нас, и мы бы делали, что хочется. Но мы должны учиться видеть Его великие благодеяния и благодарить Его, что Он нас наказывает временно, чтобы не мучить вечно. Исидор Севильский говорит: “В этой жизни Господь прощает грешников и беззаконников, а избранных Его и друзей не прощает. В будущем он простит избранников, а грешников будет мучить”. Итак, рассудительный человек, знающий суету мирских вкушений, ненавидит их и презирает от всего сердца. Когда у него скорбь, он противопоставляет ей вечную славу. Он не только терпит без жалоб, но и радуется, понимая, что его страдания недостойны будущей славы. А будущей славы не удостоятся любители мира, у которых все благополучно и одни удовольствия. Любящий безделье и отдых недостоин будущего ликования. Будем бояться не иметь скорбей, дабы мы несчастно не оказались в числе мучимых.

О, скольких вводит в заблуждение богатство и мирское благополучие, самодовольство, здоровье, наличие жены и детей. Они полагают, что Бог им дает благополучие и всякое вкушение, потому что Он любит их. О, безумцы, они и не знают, что когда пребывают в таком состоянии, они немощны и жалки, а Владыка оставил их за безстыдство. Это знамение явное и непреложное, - когда видишь какого-нибудь богатого грешника, у которого все удается, у которого все есть, чего он ни пожелает, - знай, что Бог его возненавидел. Если ты не веруешь в это, то послушай поразительное чудо, приводящее в содрогание. О нем пишет святой Амвросий, епископ Медиоланский, видевший все своими глазами и передавший нам для примера з своих сочинениях. Однажды этот святой направлялся в Рим и остановился на ночь в доме богатого крестьянина. Святой спросил его, только ли у него временные блага, не бывает ли скорбей? Крестьянин ответил ему: “У меня, владыко, много богатства, рабов, детей, внуков, родни. Все мои дела идут счастливо. И никогда, твоими молитвами, я не терпел никакой скорби”. Тогда святой тотчас поднялся и сказал своим людям: “Бежим отсюда скорее, чада, из этого проклятого дома, ибо Господа здесь нет. Поскорее уходим, прежде, чем нас застанет Божественное правосудие”. Так он сказал и стремительно удалился. И (о чудо!) не отошел он еще на стадий (немногим более 100 м) от того места, как разверзлась земля и поглотила богача со всем домом, родственниками и имуществом. Блаженный, увидев это, сказал: “О, сколь благоутробен к нам Господь, что наказывает и теснит нас в суетном мире. И как Он гневается на тех, у кого радость”.

Мы должны знать и благодарить Его за те посещения, которые Он нам посылает, ибо мы обретаем большую пользу, выдерживая скорби. Они - знамение того, что мы - друзья Его, что Он нас наказывает как своих детей, согласно апостолу: Кого любит Господь, того наказывает. Так что если вы остаетесь без наказания, то знайте, что вы не законные сыны, а подкидыши.

Почему же мы ненавидим Его великие наказания? Почему мы не приступаем врачевание такого мудрейшего Врача? Чтобы получить здоровье для тела, которое будет пищей червей, мы слушаем врачей телесных и желаем, чтобы они нас лечили горькими микстурами, сечениями железом и прижиганиями огнем, хотя они как люди могут и ошибаться. А от мудрого Врача, Который никогда не может ошибаться, мы не принимаем врачевания скорбями ради спасения души? Это великое несчастье - счастье беззаконных, ибо они, когда видят, что их не наказывают, дерзают совершать еще худшие беззакония. Когда кто-то не наказываем, - то знамение мучения, ибо враг рода человеческого не искушает своих друзей. Ненавидеть скорбь и не принимать ее - знамение смерти, как то мы видим на больном, ненавидящем лечение и отворачивающемся от врачей.

Итак, кого Бог особо любит, тому дарует здесь в нужное время спасительное и полезное душе и духу наказание.

 

Глава 17

Почему праведные скорбны в этом мире а грешники

чувствуют себя свободно

 

Не ревнуй лукавствующим, не завидуй творящим беззаконие, ибо как трава быстро увянут, - говорит пророк Давид. Многие несправедливости и беззакония происходят сегодня в мире. Те, кто их совершают, кажутся благополучными и счастливыми. А благоговейные и доблестные люди получают различные скорби и муки. И не удивляйся, человече, не завидуй пороку, не выбирай сторону грешников, сразу думая, что они так успешны, и их так любит мир сей, что дает им богатство и временное блаженство.

На это с удивлением смотрел пророк Аввакум, когда говорил: Почему, Господи, нечестивые превозмогают праведных, не помогаешь ли Ты им? То же самое говорит пророк Иеремия и другие: Почему, Господи, беззаконные люди так благополучны в жизни? Откуда приходит столько блага тому, кто злодейски проживает жизнь?

Пророки изрекали такое не потому, что не знали, что праведны суды (решения) Бога, но чтобы показать нам, сколь велико отличие премудрости Божией от премудрости человеческой. Последней недостаточно, чтобы понять всепремудрое домостроительство Всеблагого Бога, который не дает скорби беззаконным людям здесь, ибо там они будут мучиться вечно, а скорее наказует друзей, чтобы они больше были почтены в Небесном Царстве и приняли достойнейший венок. Коров, которых собираются заколоть на мясо, отпускают пастись, где они хотят, чтобы они жирели, а волов для работы держат рядом и мучат. Так и Бог допускает в этой жизни: несчастные сластолюбцы жиреют в удовольствиях и вкушениях плоти - потому что их дорога в вечное мучение, а праведников Бог искушает и истязает, чтобы они всегда были в Его Небесном дворце. Плодоносные деревья, приносящие большую пользу, люди подсекают каждый год, обрубают отростки и обламывают ветки, чтобы все соки пошли в плод. А безплодные деревья, от которых нет никакой пользы (хотя их и не обрубают как благоплодные), как только они увеличатся и разрастутся, срубают и совершенно искореняют, и сжигают. Так и добродетельные люди, дарующие пользу своими делами, получают в мире скорби и удары. А грешников здесь не наказует праведный Судия, но как бы бережет их, чтобы уничтожить совершенно в огне мучения.

Писание свидетельствует (в Книге Царств), что камни, которые шли на строительство храма Соломона, обтесывали и обрабатывали вне храма. Когда их готовили, то выпрямляли точно и очень тщательно, зато затем они вставали на свои места совершенно без шума или удара молотка, или вмешательства какого другого инструмента. Так и все те люди, которые будут ввержены как драгоценные камни в Божественное строительство вышенебесного Иерусалима, - их приходится обтесывать здесь, вне Небесного Иерусалима, в сем мире, тесаками мук и скорбей.

В том божественном доме нет никакой скорби, никакого смятения, ни голода, ни жажды, ни кары, ни муки, - так говорит евангелист Иоанн в Откровении. Это и есть причина, почему Господь оставляет Своих друзей, и они страдают здесь в различных скорбях, получая вечную радость: когда мучения приходят, надо принимать их как большой дар и врачевание, посылающееся нам с великой любовью Отцом нашим Небесным.

Господь, когда Петр хотел мечом воспрепятствовать Его Страданиям, осудил его со словами: Положи меч в ножны. Ту чашу, которую мне дал Отец, не желаешь, чтобы Я пил? Он назвал чашей, посланной от Отца, издевательства, пытки и смерть, которые Он претерпел для нашего спасения. Поэтому да не будут отнесены Его слова к нам. Да будем веровать, что все скорби и препятствия, встречающиеся нам, это целебная чаша. На Небесах живущий Отец посылает нам врачевания с отеческой любовью - к нашему спасению.

Так что видь, христианин, какое у тебя утешение. Верь, что все скорби - приходят ли они от нападения бесов, или от людей, или от каких других обстоятельств - полезное лечение, посылаемое Небесным Отцом для очищения твоей души. Если оно горько на вкус, когда его пьешь, не сердись. Ведь его горечь доставляет тебе желанное здоровье. Настойки и микстуры для тела, которые готовят врачи, очень невкусны и горьки. Часто врачи выпускают кровь, прижигают, вырезают безполезные испорченные ткани и рассекают члены - все это очень мучает и истязает страдальца. Но человек выносит стойко, зная, что получает вожделенное здоровье.

Так и все скорби и печали, встречающиеся нам в жизни - духовные врачевания, посланные Небесным Врачом на пользу души. Такое врачевство похоже на желчь, которую Товит положил на глаза и так вкусил света. Горечью скорбей грешник искуплен от духовной слепоты. Согласно Григорию Великому, очи, ослепленные грехом, просвещаются возмездием. Когда братья бросили Иосифа в сухой колодец, они не осознавали тягости своего греха. Но когда Бог послал им великую скорбь, они исповедовали свой грех со словами: Мы справедливо терпим это за грех, который совершили со своим братом. Видишь, какую пользу приносит скорбь, просвещая слепых и давая невежественным соображение?

Петр не желал, чтобы Господь умыл ему ноги. Ведь он не знал тогда во всем премудрую мысль Учителя. И сам Учитель сказал ему: То, что делаю Я, ты не знаешь сейчас, но позже узнаешь. А когда Он сказал, что если Я тебя не умою, у тебя не будет части со Мной, Петр остановился с великим страхом, и Господь умыл его ноги. Так и ты сейчас не знаешь причину, почему Господь умывает тебя водой скорбей. Но когда увидишь сияние, которое получит твоя душа от этого умовения печалями, то будешь благодарить Господа. Если бы Он тебя не вымыл, ты бы не имел части с Ним в Его Царствии. Пока у блудного сына было отцовское богатство, он его расточал, ел, пил, делал все по своим желаниям и никогда не обращался с покаянием. Но когда во всем мудрый Врач прижег его огнем бедности, голода и других несчастий, он оставил наслаждение плоти и целомудренно прибег в родительский дом. То, что молотьба делает с зерном, молот и горн - с железом, плавильня - с золотом, то же самое скорбь делает с человеком. Она очищает его от всякого безобразия и делает светлым.

Если скорби так полезны и так много приносят, то почему мы бездумно их ненавидим и не благодарим на Небесах живущего Врача, дающего их нам для нашего здоровья? А ведь мы благодарим телесного врача и с радостью ему платим!

Те, у кого есть хотя бы малый светоч разума и страх Божий, верят, что все, происходящее с ним, приходит свыше от Бога. Беззаконные не имели бы никакой власти над праведными, если бы не попущение Божие. Как сказал Господь Пилату: У тебя нет никакой власти надо Мной, если не данная тебе свыше. Это, действительно, так не только по отношению к видимым врагам, но и к невидимым. Хотя бес и старается всегда искушать праведных и причинять их скорбями, но все его насилие и возможности суетны и неуместны, кроме как если бы Господь не давал ему власти.

Знайте, верные, и понуждайте себя побеждать искушения Божественной силой. Не жалуйтесь на притеснения, которые вам доставляет скорбь. Не глядите на инструмент, который наносит ущерб. Не говорите, что это “судьба” или “случай”, но всегда принимайте с благодарностью из руки Господа то, что Промыслом направляется к удаче. Не сердитесь на притесняющих вас людей и другие творения, но более всего любите их, как причину вашего спасения.

Так и блаженный Иов, претерпевший великие страдания, не говорил, что, мол, эти блага мне оставили родители, этих детей мне родила супруга, а злые люди, пожар, буря и бесы меня всего лишили. Нет, он говорил: Господь мне это дал, Господь это взял. Как явно Господу, так и произошло. Пусть будет имя Его благословенно. Когда он был немощен и поражен по всему телу, подобным образом говорил: Я получил хорошее из руки Господа, неужели я не перенесу плохое? Так и прекрасный Иосиф, зная, что было Божие решение, дабы он претерпел то, что сделали его братья, нисколько не расстраивался и не враждовал с ними.

Несовершенные люди, любящие плоть, по причине своего малодушия никогда не имеют мира. Они не знают пользы скорби. Они не узнают ее причины. Они только сердятся на притесняющих их и восстают. Так и собака, когда в нее кто бросит камнем, хватает его и кусает от гнева. И эти бездумные люди видят, что Бог их наказывает, а борются с инструментами - и из-за своей нетерпеливости не получают от скорбей никакой пользы.

Знающий и разумный ученик, когда учитель или отец его дерет, не глядит на розгу и не вступает с ней в бой (ведь розга движется не сама по себе), но только молит и просит сжалиться и наказывать более мягко. Так и благонамеренный христианин не глядит на того, кто ему доставляет скорбь, большую или малую, праведно или несправедливо, - но просит помощи свыше, говоря так: “Тебе полагается, грешник, это и другое худшее”. Да будут благословенны тебя преследующие, - так, порицая себя и молясь за ближнего, ты победишь диавола и превозношение плоти.

А если ты видишь, что крест твой и скорбь увеличиваются, принимай с благоговением, зная, что в этой скорби - Господь. Благодари Его в столь великом святом посещении. Так скорбь облегчится, а ты будешь победителем и носителем трофея, получая безчисленную плату. О, дивная и непобедимая сила креста! Блажен тот, кто ее знает, кто благодарно принимает крест, как посланный от лица Господа для его спасения.

 

Глава 18 Мы должны воспринимать скорби, памятуя о

пользе, которую благодаря им получаем

 

Человек малодушный и тешащий плоть не может поверить, что когда благочестивая и любящая Христа душа испытывает скорби и искушается, то она более приближается к Богу, а Бог приближается к ней.

Так, несомненно, и обстоит дело. Воистину, кто мало страдает за Христа, тот малую получает и награду, а кто подвергается мукам больше, того Бог желает удостоить Царствия Своего Небесного. Этого не постигает плотский человек, ибо будучи немощным (а он и не может быть иным, ибо плоть немощна), ненавидит и враждует со всяким страданием. Но духовный человек, который почти свободен от страстей плоти. знает истину и ищет страдание, и всегда усердствует обуздать стремления плоти, дабы подчинить их духу, как худшее лучшему.

О, благодать и сила крестная! Когда христианин терпит ущерб в деньгах, вещах или другом достоянии, - то тем более он получает выгоды и приобретает. Когда он тяжело болеет или скорбит, тогда ликует и радуется. Когда его презирает мир, и миру он мерзок, тогда наиболее он в славе. Когда его бьют и грубо истязают, и он терпит жестокую смерть, - тогда он в полном смысле победитель, шествующий триумфально впереди, выше всякого удивления. О, дивные вещи! Враги и убийцы побеждаются страшным и постыдным для них образом. А взятые в окружение и убиваемые остаются несокрушимыми и с честью прославляются. О, мудрецы мира сего, преследователи христиан, жестокие враги доблестных людей! Разве вы не знаете, неразумные, что когда вы уничтожаете и топчете плоть христианина, и дерзко говорите, что загасите его имя и совершенно изгладите из памяти людской, тогда вы - причина его славы, превозносите его пред лицем Божиим причиняемыми ему муками. И он будет прославлен и в сем мире, и в будущем.

Так случилось с Иосифом, когда братья его продали из-за зависти, думая совершенно стереть память о нем, чтобы мир больше не слышал его имя. Но Господь столь почтил и прославил Иосифа, что когда любой человек шел к нему, то преклонял перед ним колено и творил поклон. То же самое произошло и с тремя отроками, которые отвергли земного царя из ревности к Небесному и не пожелали поклониться богам царя, его золотой колонне. Тогда безумец бросил их в печь, считая, что они сотрутся в пепел. Но они вышли невредимыми из огненной печи и были прославлены всеми. А царь устыдился и исповедовал, что нет другого Бога крепкого на небе и на земле, творящего чудеса, только Бог Сидраха, Мисаха и Авденаго. Какая непроглядная скорбь могла бы охватить этих юношей, когда их бросили в печь! Но чем сильнее было гонение, тем более прославлялись мученики на небе и на земле. Это же явилось и на пророке Данииле, когда его низвергли в ров, но затем царь увидел, что львы его не тронули, подивился и приказал бросить туда тех, кто послали в ров Даниила - и тотчас звери раздробили и сожрали советчиков.

О, лживая человеческая мудрость, а лучше сказать - глупость и порочность! Сколь ты отличаешься от христианской истины и мудрости! Когда ты дерзаешь победить злодейством и убийством рабов Божиих, тогда их превозносишь и возвеличиваешь. Посмотри на безумного Ирода, как он, чтобы умертвить Христа, убил многих невинных. Не знал неразумный, что, умертвив, доставил им жизнь, дав вкусить нетленного венца мученичества. И убийство, которым Ирод думал истребить их с лица земли, есть причина, почему сии Божии младенцы празднуют и торжествуют сегодня, сам Ирод остался осмеянным, а вечный Христос препрославлен.

Но что мы говорим о великих царях и самодержцах, намеревавшихся совершенно стереть с лица земли христианство, мучая верных ужасными орудиями и пытая? Против Господа нет ни мудрости, ни решений - и чем больше мучили верных, тем более возрастала вера и увеличивалось число христиан. О, стойкость христиан в святой и непревосходимой вере! Никакая внешняя сила не могла Тебя победить в их верных сердцах! Сердце настолько укреплялось с помощью веры, что не ощущало смерти, принимаемой за Христа Спаса нашего. Любящий крест, даже если находится среди скорбей и в муках, стоит твердо в вере и можно сказать, что почти не чувствует креста, как будто он его и не принимал. Чувствующий себя в мученичестве, как в раю, веселится с апостолами и в поношениях, и в ударах. Страдающий в подвиге, побеждает людей, самого себя и диавола, а выдержкой и кротостью смиряет тех, кто его притесняет.

Один добродетельный брат, у которого были скорби от каких-то людей, сказал мне об этих обстоятельствах такие слова: “Я желаю совершать труд с помощью Божией, терпеть поношения и гонения без ответа, пока притесняющие меня не полюбят меня. Кто на меня клевещет, к тем я милостив, молюсь Богу за них и говорю о них хорошее! чтобы они меня вскоре почитали. Тем, кто хочет мне повредить, я мщу добром, сколь могу, дабы они покаялись в своем шатании, изобличаемые своей собственной совестью, и скорее пришли попросить у меня прощения”. Ты видишь дивную добродетель? Много раз тот доблестный муж смирял своих врагов великим терпением; и все произошло. как показал исход дел, из божественного знания и промысла, которые действовали в нем.

Терпение скорбей приводит к тому, что мы побеждаем и бываем прославлены не только Богом, но и людьми. Когда нечестивейший Нерон приказал распять Петра, то говорят, правда это или нет, апостол Петр сказал императору так: “О Нерон, сейчас ты кажешься господином и владыкой, и весь народ поклоняется тебе и прославляет тебя. А бедного Петра ты презираешь и осуждаешь как злодея на смерть. Знай. что будет время, когда тебя все будут хулить. А память тобой теперь презираемого Петра будут согласно праздновать все творения. Ему построят во всяком городе и стране многоценные храмы, и цари будут благоговейно лобызать его образ”.

Скажите мне, братья, сколько трудов и усилий, сколько хитрости и умения приложил Александр Македонский, чтобы ему поклонялся весь мир? Но он не смог этого достичь! Хотя был мужественным, имел многие царства, богатства и могущество. Ему не далось то, чего крестом удостоились получить без всяких поисков Петр, Павел и другие мученики и преподобные. Чем сильнее твои скорби и грубее кары, тем светлее твоя слава!

Господь претерпел больше, чем могут сообща претерпеть все люди. Ведь ненасытные иудеи намеревались совершенно истребить Его имя. Они жестоко мучили Его, ругались и предали позорной смерти. Но страсти принесли честь и славу большую, чем вся жизнь! Удивительное чудо! В тот час, когда Христос висел на Кресте, сотник исповедовал Его истинным Богом в уверение иудеев. Добрый разбойник исповедовал Его Богом и обрел рай. Даже безчувственные стихии скорбели: земля дрожала, солнце и луна померкли, знаменуя муки, которые переносил Бог и Создатель природы. Видя затмение Солнца правды, камни сокрушились, расколовшись от скорби, показывая, что истинный краеугольный Камень сокрушается бичом и копием, - а сердца зрителей остаются в неверии, будучи более безчувственными, чем камни. “Титул” (“надписание”) на Кресте, помещенный там для всеобщего презрения, принес величайшую славу, ибо он истинно возвысил, и всякий прочел, что Христос - единственный царь иудеев. Его Царство нельзя принять иначе, как мучаясь и скорбя. Когда Он творил чудеса и был почитаем, Он воспротивился тому, чтобы Его избрали Царем. Тогда восстали мертвые в постыжение мучителей, исповедуя, что Христос истинная жизнь. Так была побеждена человеческая мудрость, а сила нечестивцев истреблена. Иудеи, дерзая истребить имя Христа, несмотря на заблуждения своей лживой мысли, превознесли и прославили Его во всем мире.

Вот каковы плоды и польза скорбей: честь, слава, победа и трофеи в этом мире и в будущем. Кто же не пожелает страданий, чтобы войти до такой степени совершенства? Известно, что Господь принимает тех, кто в подражание Ему стойко несет свой крест. Так человек достойнее побеждает беса и самого себя. Он возвышается Богом и прославляется людьми.

Итак, скорби полезны, чтобы мы с их помощью вошли в Небесное Царствие. Поэтому мы должны их искать или даже вожделеть для подражания Господу. Когда они приходят, будем принимать их, как бы из Божественной руки с радостью, как драгоценные камни и безценные жемчужины. Именно так должен делать тот, кто жаждет продвинуться в духовном жительстве, совершенно отказываясь от мира. Любовь века сего плотская и препятствует божественному рачению. Жажда земного не может совершенно угаснуть и быть удаленной из сердца без помощи скорбей, поэтому Павел радовался в скорбях и хвалился ими. Кто-то, может быть, скажет, что Павел желал их, потому что был святым и мог их переносить. А мы, мол, немощные и ничего не можем. На это я отвечу, что Павел не полагался на свою силу, а имел всю надежду в Боге. Бог не дает скорбей больше, чем человек способен вынести. Павел скорее смотрел на необоримую силу Господа, чем на собственную немощь. Поэтому он так дерзновенно сказал: Все могу в укрепляющем меня Христе. Те, кто чувствуют утешение внутри и божественный свет, блаженны, ибо вожделеют скорбей, чтобы по силам подражать Христу в Страстях. И это возможно. Мы можем подражать не только мученикам, но и самому Владыке, если хотим, с Его собственной помощью. Некоторые люди так желают переносить издевательства и скорби ради Господа, что когда те не приходят от других, сами стесняют себя и различным образом мучают, как Симеон и Даниил Столпники и многие другие, которые всю свою жизнь прожили в наготе и переносили крайний голод и различные стесняющие скорби.

Они божественным образом возненавидели себя за свои грехи и просили скорбей, и молили, чтобы Господь их наказал. Так пророк Давид, зная, как падал и грешил, был отягощен печалью, что из-за его греха погибли тысячи людей. Он молился ко Господу, чтобы Господь обратил на него бич. Он говорил так: Я, Господи мой, согрешил, и лукавое сотворил, но эти бедные овцы не виноваты. Поэтому молю Тебя, да обратишь Свой гнев на меня. И в другом месте: Проверь меня, Господи, и испытай меня. И еще: Я готов к бичам. И пророк Иеремия, размышляя о пользе скорбей, сказал: Накажи меня Господи, но для Суда, а не по гневу Твоему. Подобным образом и Аввакум, и другие, жившие прежде Закона Нового Завета, и после Закона (о них я не пишу ради краткости): молили Господа со слезами, чтобы Он мучил их здесь временно за грехи, которые они сами совершили, чтобы не быть наказанными вечно.

Вот сколько благодарностей мы должны воздать Богу в скорбях! Мы должны чтить их подобно святому месту нахождения нашего Владыки - как Он сам повелел Моисею чтить место, где тот узрел видение Бога в колючем кусте. Он ему сказал не приближаться, но снять сандалии, ибо место, где тот стоял, свято. О, прекрасное и чудное таинство! Когда Бог желал явиться в небе первомученику Стефану, пророку Иезекиилю или на горе, - то являлся с великой славой. Но на земле Он явился Моисею посреди (посредством) куста: растения, полного только шипов и колючек. Этим Он дал понять, что Тот, Кому в Небе поклоняются святые, Кого прославляют, - на земле в терниях скорбей. И как Моисей не удостоился вкусить на Синайской горе славу Божию, а только увидел ее на земле посреди колючек, так и нам необходимо трудиться, чтобы обрести Господа сперва здесь, на земле, в терниях скорбей, если мы желаем после сей жизни вкушать Его славу небесного блаженства.

О, мы неблагодарные и безумные! Если в скорбях вся радость и вкушение, то почему мы их ненавидим, почему не вожделеем? Ведь главное, - что в них находим рай и Самого Христа, Который воистину радость и ликование.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...