Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Структурный анализ механизма




Введение

 

Основная цель курсового проектирования – привить навыки использования общих методов проектирования и исследования механизмов для создания конкретных машин и приборов разнообразного назначения. Студент должен научиться выполнять расчеты с использованием ЭВМ, применяя как аналитические, так и графические методы решения инженерных задач на разных этапах подготовки конструкторской документации.

Курсовое проектирование ставит задачи усвоения студентами определенных методик и навыков работы по следующим основным направлениям:

оценка соответствия структурной схемы механизма основным условиям работы машины или прибора;

 проектирование структурной и кинематической схем рычажного механизма по заданным основным и дополнительным условиям;

анализ режима движения механизма при действии заданных сил; силовой анализ механизма с учетом геометрии масс звеньев;

учет сил трения в кинематических парах и определение коэффициента полезного действия;

проектирование зубчатых рядовых и планетарных механизмов;

расчет оптимальной геометрии зубчатых зацеплений; проектирование механизмов с прерывистым движением выходного звена;

разработка циклограмм и тактограмм для систем управления механизмами;

уравновешивание механизмов с целью уменьшения динамических нагрузок на фундамент и уменьшения сил в кинематических парах;

защита механизмов и машин от механических колебаний;

определение мощности и выбор типа двигателя.  

 

 

Структурный анализ механизма

 

1.1 Определим степень подвижности механизма по формуле Чебышева

 

                                      W = 3n – 2p5 – p4,                               (1.1)

  

где n = 3 – число подвижных звеньев механизма (1; 2; 3);

 p5 = 4 – число кинематических пар V класса (1-2; 1- 4; 2-3; 3- 4).

С учётом этого

 

W = 3∙3 - 2∙4 = 1.

 

1.2 Примем в качестве ведущего звено 1. Отсоединяем от механизма наиболее удалённую от ведущего звена группу Асcура, состоящую из звеньев 2 и 3.

 

Рисунок 1.1 – Группа Ассура

 

1.3 Определяем степень подвижности W группы Ассура

 

W = 3∙2 - 2∙3 = 0.

 

где n = 2 - число подвижных звеньев механизма;

 p5 = 3 – число кинематических пар V класса.

Определяем её класс, порядок, вид.

II класс, 2 порядок, 5 вид.

 

1.4 Определяем степень подвижности W ведущего звена 1

 

 

Рисунок 1.2 – Ведущее звено

                                                         

W = 3∙1 - 2∙1 = 1, n = 1, p5 = 1

 

Определяем класс ведущего звена.

I класс

Структурный анализ выполнен правильно. Ведущие звенья относятся всегда к I классу.

Записываем формулу структурного строения механизма

 

                                     I кл (1) + II кл (2;3).                             (1.2)

 

Т.к. в этой формуле наивысший класс группы Ассура II, то механизм относится ко II классу.

 

2 Кинематический анализ механизма методом планов

 

2.1 Исходные данные 

ОА = 150 мм

ω1 = 30 рад/с

 

2.2 Переводим геометрические размеры звеньев механизма, заданные в мм, в метры, получим:

lOA = 0,15 м

 

2.3 Для построения восьми планов положения механизма назначаем масштаб механизма так, чтобы он занимал примерно формат А4.

 

                                                                                               (2.1)

        

где lOA = 0,15 м – истинный размер звена ОА в метрах;

ОА – отрезок, изображающий звено ОА в выбранном масштабе на чертеже, его длину назначаем произвольно. Примем ОА = 100 мм.

 С учётом этого

 

.

 

2.4 Определяем отрезки, изображающие известные размеры звеньев механизма в выбранном масштабе на чертеже.

 

2.5 Построение восьми планов положения механизма будем вести от одного из крайних положений механизма. Примем за крайнее положение, то положение, когда звено ОА составляет с горизонталью угол 00.

2.5.1 В любом месте поля чертежа выбираем точку О.

2.5.2 От точки О откладывают отрезок ОА.

2.5.3 Из точки О проводим дугу окружности радиусом ОА.

2.5.4 На расстоянии е = 40 мм к верху от центра окружности проводим горизонтальную прямую длиной 360 мм.

2.5.5 Через точку А проводим прямую длиной 216 мм перпендикулярно ранее построенной. Получим механизм в крайнем правом положении.

2.5.6 Окружность радиуса ОА разбиваем на восемь равных частей от крайнего правого положения.

2.5.7 Проводим из точки О прямую до пересечения с окружностью. Обозначим точку пересечения А2. Получим механизм во втором положении.

Аналогично определяются другие положения звеньев механизма.

 

 

Рисунок 2.1 – План положений механизма

 

3 Кинематический анализ механизмов методом планов скоростей

 

3.1 Исходная схема механизма.

 

3.2 Т.к. звено 1 совершает вращательное движение, то линейную скорость точки А определим из соотношения

 

                                .                         (3.1)

     VA ^ OA

 

 

 Рисунок 3.1 – Исходная схема механизма

 

3.3 Т.к. звено 2 совершает плоскопараллельное движение, то для определения скорости точки В, принадлежащей второму звену, запишем теорему сложения скоростей

 

                                                                           (3.2)

                                   //хх ^ОА //уу

 

Из уравнения (3.2) можно определить два неизвестных параметра V А B и VA 3А2 путём построения плана скоростей. Построение плана скоростей будем вести по уравнению (3.2) в следующем порядке.

3.3.1 В любом месте поля чертежа выбираем полюс плана скоростей pV.

3.3.2 Из полюса pV откладываем отрезок pVa, изображающий скорость точки А перпендикулярно звену ОА. Длину отрезка pVa назначаем сами в пределах 50-100 мм. Примем pVa = 50 мм.

3.3.3 Через точку а на плане скоростей проводим линию действия вектора скорости  // уу.

3.3.4 Через полюс pV проводим линию действия  // хх. Точку пересечения проведенных выше линии обозначим через a 3.

3.3.5 Для определения численных значении скоростей определим масштаб полученного плана скоростей.

 

                                             ,                                     (3.3)

      

где VA = 4,5 м/с – скорость точки А, м/с;

pV a = 50 мм – отрезок, изображающий скорость точки А на плане скоростей, мм.

С учётом этого

 

Численные значения найденных скоростей будут равны

;

Аналогично строятся планы скоростей для оставшихся семи положений механизма. Результаты расчётов сведём в таблицу 3.1.

 

Таблица 3.1 – Скорости точек звеньев механизма

  1 2 3 4 5 6 7 8
VA 1 4,5 4,5 4,5 4,5 4,5 4,5 4,5 4,5
V А3 0 3,15 4,5 3,15 0 3,15 4,15 3,15
V А3А2 0 3,15 4,5 3,15 0 3,15 4,15 3,15

 

4. Кинематический анализ механизмов методом планов ускорений

 

4.1 Исходная кинематическая схема механизма

Рисунок 4.1 - Исходная кинематическая схема механизма

 

4.2 Определим линейное ускорение точки А, принадлежащей звену 1. Т.к. звено совершает вращательное движение, то ускорение точки А будет складываться из следующих составляющих

 

, т. к e1 = 0, то .

  

С учётом этого

;

                                                                       

                                        ;                                (4.1)

 

                                                           

 

4.3 Для определения ускорения точки А3 запишем теорему сложения ускорении

                              

                                                                                      (4.2)

                                                        // ОА // ВА // уу

 

 

4.4 Для построения плана ускорении по уравнению (4.2) назначим масштаб будущего плана ускорении

                                                         

                                   ,                                                        (4.3)

 

где , нормальное ускорение точки А2;

- отрезок, изображающий ускорение точки А2 на чертеже. Его длину выбираем произвольно (50-100 мм). Примем =50 мм.

С учётом этого

 

.

 

4.5 Построение плана ускорении будем вести по уравнению (4.2)

 

 

 

     Рисунок 4.2 - План ускорений механизма в 6-ом положении.

 

4.5.1 В любом месте поля чертежа выбираем полюс плана ускорении p.

4.5.2 Из полюса p откладываем отрезок p = 50 мм параллельно звену ОА.

4.5.3 Из конца вектора ускорения точки А2 (точка а1) проводим линию действия ускорения А3А2 параллельно уу.

4.5.4 Из полюса p проводим линию действия ускорения А3 параллельно уу.

4.5.5 Точку пересечения проведённых выше линии обозначим а3.

4.6.8 Определим численное значение найденных ускорений.

;

;

;

 

Силовой расчёт механизма

5.1 Исходная схема механизма

Рисунок 5.1 - Исходная схема механизма

 

5.2 Определяем массу звеньев механизма, используя исходные данные

 

                                            ,                                     (5.1)

 

где g = удельная масса звена, кг/м;

li длина соответствующего звена, м.

С учётом этого

 

 

 

5.3 Определяем вес звеньев механизма

 

                           (5.2)

 

где  - масса i – звена, кг;

   g – ускорение свободного падения, м/с2

 

 

 

5.4 Определим инерциальные нагрузки, действующие на все звенья механизма

                          (5.3)

 

где  - ускорение центра масс i – звена, м/с2.

                                         

 

 

             

 

5.5 Силовой расчёт механизма начинаем с наиболее удалённой от ведущего звена группы Ассура. В нашем случае группой Ассура является группа, состоящая из звеньев 2 и 3. Отсоединим её от основного механизма. Вычерчиваем отдельно в таком же положении, в таком же масштабе как было на механизме.

Рисунок 5.2 – Силовой расчет группы Ассура

 

5.6 На выделенную группу Ассура наносим все действующие силы: внешние (Gi, F и i) и внутренние (N 1, N 2).

5.7 Неизвестные реакции определим графическим путем по следующему векторному уравнению

 

                                 (5.4)

Для построения плана сил по записанному уравнению выберем масштаб построения

                                             ;                                     (5.5)

 

где Fma x – максимальная по величине сила в уравнении, Н;

  оа – отрезок, изображающий максимальную силу на чертеже, его длину назначаем сами не менее 100 мм.

С учётом этого

 

.

 

Определим отрезки, изображающие известные силы в выбранном масштабе

 

;

 

5.8 Построение плана сил по написанному выше уравнению ведём в следующем порядке

 

 

     Рисунок 5.3 – План сил группы Ассура

 

5.8.1 В любом месте поля чертежа откладываем отрезок, изображающий силу .

5.8.2 Из конца этого вектора откладываем отрезок, изображающий силу .

5.8.3 Из конца вектора  проводим линию действия силы .

5.8.4 Из конца вектора  проводим линию действия силы .

5.8.5 Из начала вектора  проводим линию действия силы.

5.9 Определяем численное значение найденных реакции, используя план сил

 

;

 

.

 

5.10 Расчёт ведущего звена механизма.

 

5.10.1 Вычерчиваем ведущее звено отдельно от механизма в заданном положении и в заданном масштабе (рис. 5)

 

 

Рисунок 5.4 – силовой расчет ведущего звена

 

На ведущее звено наносим все действующие силы: , , , .

5.10.2 Определяем уравновешивающую силу из условия равновесия звена ОА аналитически

 

                        (5.6)

 

 

5.13 Для определения реакции в точке О построим план сил для ведущего звена по следующему векторному уравнению

 

               (5.7)

 

Назначаем масштаб построения

 

 

Рисунок 5.5 – план сил ведущего звена

 

Определяем отрезки, изображающие силы в выбранном масштабе

 

;

 

;

 

;

 

 

.

 

Рычаг Жуковского

 

6.1 Для исходного положения механизма поворачиваем план скоростей на 90° в любую сторону.

 

6.2 К повёрнутому плану скоростей в соответствующих точках прикладываем все внешние силы и моменты (, и т.д.)

 

6.3 К точке a 1 плана скоростей прикладываем уравновешивающую силу F ур ^ pva 1

 

Рисунок 6.1 – Рычаг Жуковского Н.Е.

 

 

6.4 Из условия равновесия повёрнутого плана скоростей определяется F ур по величине и направлению

 

                        (6.1)

 

С учётом этого

 

 

Расхождение F ур, найдённой при расчёте ведущего звена и с помощью рычага Жуковского должно составлять не более 10 %.

 

 

Следовательно, силовой анализ механизма выполнен правильно.

 

7 Синтез планетарных передач

 

7.1 Исходные данные: n1 = 655 об/мин, nдв = 2940 об/мин, m = 3 мм

 

7.2 Определим передаточное отношение привода

 

               (7.1)

7.3 Записываем условие постоянства передаточных отношений для исходной схемы редуктора

 

                            =>                    (7.2)

 

 

Полученное значение округлили до целого, при этом Z1 = 87

 

7.4 Определим число зубьев сателлита из условия соосности:

 

                      (7.3)

 

7.5 Проверим условие соседства сателлитов, при условии к=3

 

                                    >                             (7.4)

 

 > 31+2

 

7.6 Примем условия сборки планетарного редуктора

 

                  (7.5)

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...