Основные требования к знаниям и умениям
Стр 1 из 3Следующая ⇒ Пояснительная записка Программа факультатива «Мой родной край» составлена для работы с младшими школьниками и направлена на социокультурную адаптацию младшего школьника, на подготовку его к гражданской и нравственной деятельности. Данная программа может быть применена в школах и учреждениях дополнительного образования. Материалы программы могут быть использованы на уроках окружающего мира в начальной школе, на уроках истории при изучении тем с использованием краеведческого материала, на внеклассных занятиях. Изучение родного края способствует воспитанию патриотического курса, дает возможность привлечь к поисково- исследовательской работе. Обучение путем открытий – актуальна проблема нашего времени. Она имеет две черты: исследовательскую активность учащихся и самостоятельное приобретение знаний. Программа обучения рассчитана на школьников 2-4 классов. В ее основе развитие личности ребенка посредством знакомства с историей родного края. Целью программы является формирование основ этнического самосознания школьника и расширение собственного культурного опыта, интерес к истории Волгоградской области. Задачи программы: образовательные: структура программы позволяет познакомить ребят с многонациональным составом населения Волгоградской области, культурными учреждениями района, историей возникновения и развития Малой Родины; развивающие: развивать в детях наблюдательность, самостоятельность и инициативу; развивать у детей способности проявлять свои теоретические, практические умения и навыки; воспитательные: воспитывать такие личностные качества как доброта, честность, взаимопомощь; воспитывать у детей культуру труда и этику общения; воспитывать бережное отношение к природе, родному краю.
Основные принципы, положенные в основу программы: - принцип доступности,учитывающий индивидуальные особенности каждого ребенка, создание благоприятных условий для их развития; - принцип демократичности, предполагающий сотрудничество учителя и ученика; - научности, предполагающий отбор материала из научных источников, проверенных практикой; - систематичности и последовательности – знание в программе даются в определенной системе, накапливая запас знаний, дети могут применять их на практике. Основными критериями отбора материала при составлении программы является ее культурная значимость в жизни района, актуальность, воспитательная ценность. Методы работы: - словесные методы: рассказ, беседа, сообщения - эти методы способствуют обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой информации. - наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, макетов, схем, коллекций, иллюстраций. Наглядные методы дают возможность более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления детей; - практические методы: изготовление рисунков, плакатов, схем, практические работы. Практические методы позволяют воплотить теоретические знаниянапрактике, способствуют развитию навыков и умение детей. Учитывая возрастные и психологические особенности детей, специфику курса «Мой родной край» необходимо использовать такие формы проведения занятий как экскурсии, занятия-встречи с информантами, практические работы. Такие формы работы позволяют детям почувствовать их причастность к культурному наследию народа, его ценностям. Особенностью организации учебного процесса по краеведению является динамичность ее форм. Принципиальное изменение форм организации урока заключается в том, что занятие из класса, по возможности, переносится в ту среду, которая изучается (парк, лес, водоем, пришкольный участок, музей, улица, дом, учреждения, предприятия и т. д.). Как можно больше экскурсий, целевых прогулок, походов, тематических актов, игр и праздников на воздухе, то есть необходимо расширение образовательного пространства. Наряду с традиционными, в программе используются современные технологии и методики: технология развивающего воспитания и обучения, здоровье сберегающие технологии, игровые технологии, компьютерные технологии, краеведо– туристические технологии, проектные технологии.
Программа «Краеведение» предусматривает следующие формы контроля знаний, умений и навыков: разноуровневые тестовые контрольные работы, отчеты по экскурсиям, практическим работам, защиту проектов. Занятия кружка проходят 1 раз в неделю в течение 1 академического часа, 34 часа. Программа факультатива
Тема 1: Введение (1ч) Что изучает краеведение. Источники краеведческих знаний: карта как источник информации и другие источники. История изучения края. Вклад выдающихся ученых в исследования края. Тема 2: “Мой край на карте Родины”.(2 ч) 1.Территория и географическое положение области. Знакомство с картой района, границы, история образования. Изучение местной топонимики, составление кратких сообщений, сбор материалов. 2. Творческая работа «Загадочный мир названий» Происхождение и объяснение наиболее значимых топонимов. Легенды и предания. Тема 3: “Я и моя семья ”.(3 ч) - Профессии моих родителей. Дать выяснить учащимся кем работают их родители. Творческий конкурс - «Старая фотография рассказала…» -Моя родословная - нарисовать родословное древо. Тема 4: “Дом, в котором я живу или хотел бы жить”.(2 ч) 1.Рисунок дома, выполненного в реалистическом или сказочном представлении учеников. 2. Проект-изготовление дома моей мечты (творческая работа) с помощью конструирования из бумаги, пластилина и подручного материала. Тема 5: “Моя улица”.(1 ч) Урок-экскурсия по улицам города Волгограда. Учащиеся знакомятся с названием улицы, расположением домов. Исторические объекты, мемориальные доски. Форма контроля: эссе «Прогулка по улицам моего района».
Тема 6: “Наша школа”. (2 ч) - Моя школа: знакомство с традициями, историей своей школы (экскурсия по школе). -Знаменитые выпускники – дети заранее получают творческие задания в группах, поисково–исследовательская работа. Тема 7: “Моя малая Родина”.(2 ч) 1. Экскурсия по городу, по микрорайону. 2. Знакомство с историческим Царицыным, архитектурные объекты старого Царицына, памятники.
Форма контроля: Конкурс творческих литературных работ. Тема 8: “Природа нашего края”.(6 ч) 1. Занятие проводится в форме виртуального путешествия в растительный и животный мир Волгоградской области. Видовой состав растительного покрова и животного мира природного комплекса нашей природной зоны; территории района с коренной и вторичной растительностью; численность животного мира нашего края (много, мало); животный мир рек, водоемов; сроки сбора лекарственных растений и правила их заготовки; сроки и количество промысловых животных, которых можно добывать в нашем крае в охотничий сезон; растения и животные района, занесенные в Красную книгу. 2. Памятники природы района. 3.Объекты природы своей области. 4. Климат (2 ч) Климатическая область расположения района; средние многолетние температуры самого холодного и самого теплого месяца, среднее годовое количество осадков, средняя высота снежного покрова, сроки замерзания и вскрытия водоёмов. Ветер, причины его образования. Господствующие ветры на территории, их виды, направления, скорость, влияние на погоду Практические работы. Определение средней температуры за год, месяц, сутки для своего города; анализ по данным календаря погоды; составление «розы ветров» за месяц и за сезон; выводы о различиях в климате на территории города, района (наиболее благоприятные территории в климатическом отношении) Практические занятия: - разведение комнатных растений, цветов в школе и дома, уход за ними; а)– в зимний период делать кормушки и подкармливать птиц; б)– в весенний период организовывать рейды по защите берез от любителей березового сока. (Вести разъяснительную работу о том, какой вред это наносит деревьям);
в) – операция “Чистый двор”. Тема 9:“Что дает наш край стране”.(2 ч) 1. Знакомство с промышленностью, сельским хозяйством города (села), его предприятиями, их история. 2. Экскурсии на предприятия. 3. Встречи с передовиками производства, ветеранами труда. Форма контроля: сочинение-рассуждение «Что дает наш край стране». Тема 10: “Наш край богат талантами”.(2 ч) Литературное, художественное, музыкальное творчество, СМИ, физкультура и спорт; земляки, прославившие родной край. Практическая работа: сбор и оформление краеведческого материала о творческих людях; выявление особенностей культуры своего населенного пункта. Экскурсии - в местный краеведческий музей; посещение творческих выставок земляков Тема 11:“Наш край в годы Великой Отечественной войны”. (4 ч) Форма урока: видеоурок, беседа. 1. События истории, жизни и деятельности героев войны, живших на территории края. 2. Творческая работа «Расскажи о своем герое». Можно предложить детям узнать, кто из героев или членов их семей проживает рядом. 3. Встречи с ветеранами, героями Великой Отечественной войны, тружениками трудового фронта. 4. Экскурсия силами детей в места боевой славы. Составление экспозиции “Дедушкины ордена и медали”. 5. Концерты для ветеранов войны. Тема 12: “Герб района”.(2 ч) 1. Лекция по геральдике. 2. Творческая работа по созданию символа (герба) своего района. Тема 13: “Красная книга родного края”.(2 ч) Совместно с учителями географии, биологии обобщение материалов экскурсий, походов по родному краю. Творческая работа-создание Красной книги микрорайона. Учебный план
Основные требования к знаниям и умениям При изучении программы факультатива «Мой родной край» учащиеся должны знать: - Историю своей семьи;
- Общее представление о предмете и многообразии знаний о родном крае. Выполнение инструкции «поведение на экскурсии». Интерес к предмету (эмоциональный уровень); - Общее представление о «следах времени», об изменениях облика города. Выполнение инструкции «движение по городу». Развитие воображения; - Знакомство со «знакомым» радость собственного нового узнавания. Навык поведения на маршруте, соблюдения экологических норм. Развитие наблюдательности; - Практические навыки исследовательской работы. Развитие наблюдательности, способности к анализу. Эмоциональное восприятие события («экспедиция» для детей – приключение и азарт). Учащиеся должны уметь: - участвовать с беседами с информантами; - посещать музеи и другие культурные учреждения; - участвовать в игровой забаве, в праздниках.
Приложение 1
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|