Вопрос 10. Психология следственного эксперимента
Следственный эксперимент является сильным средством психологического воздействия на его участников, поскольку его результаты нередко свидетельствуют о возможности или невозможности определенного явления, события, а опровергнуть их подозреваемому (обвиняемому) бывает довольно трудно. По своему содержанию большинство видов следственного эксперимента представляет собой исследование и оценку тех или иных возможностей человека: восприятие какого-либо события, факта при определенных условиях; совершение тех или иных действий. Проверяются также умения, навыки (изготовить клише, поддельную печать, открыть замок определенным образом и т. д.). При определении условий следственного эксперимента и оценке полученных результатов надо исходить из знания психофизиологических возможностей человека. Немаловажен вопрос о возможности существования следственного эксперимента. Он станет возможным, если следователь сумеет обеспечить: воссоздание материальной обстановки, максимально сходной с той, в которой происходили проверяемые действия или события; воспроизведение субъективных психофизиологических факторов; моделирование самих опытных действий. Если в обычной жизни человек действует, как правило, непроизвольно, то в условиях следственного эксперимента у него появляется состояние психологической готовности, которое также мобилизует его психические процессы, увеличивает сосредоточенность; он предпринимает волевые усилия, чтобы лучше услышать, увидеть, запомнить. В обыденной ситуации, человек, погруженный в свои мысли, переживания может не услышать какой-либо звук. разговор, не обратить внимания на происходящие события, не заметить каких-либо изменений в обстановке. С другой стороны, в необычной ситуации преступления, испытывая сильное душевное волнение, потрясение, страх, человек в состоянии действовать так, как он не сможет в обстановке следственного эксперимента. Нужно очень осторожно подходить к оценке результатов следственного эксперимента. Главным в следственном эксперименте является проведение опытов и правильная оценка полученных результатов. Задача следователя — организовать производство опытов, осуществлять контроль за ними, фиксировать ход эксперимента, оценивать полученные результаты. Следователь определяет количество опытов, их содержание, при необходимости повторяет опыты. Опыты, как правило, проводятся многократно. Неоднократное проведение одних и тех же опытов в процессе одного следственного эксперимента позволяет более тщательно изучить исследуемое явление, убедиться в том, что полученные результаты не являются случайными и что они достоверны. Дублирующие опытные действия должны быть повторены столько раз, сколько необходимо, чтобы исключить возможность случайных результатов и доказать их закономерность. Многократность — первый принцип следственного эксперимента. Второй принцип — вариативность, т. е. осуществление каждого последующего опыта в несколько измененных условиях. Так, при проверке возможности свидетеля услышать и понять содержание разговора, происходившего в соседней комнате, обвиняемому предлагают говорить обычным голосом, громко, тихо, при плотно закрытой двери, посередине комнаты, в ее противоположной части и т. п. Вариативность может быть связана и с изменением психологического состояния испытуемых. Различные варианты опытов могут следствием изменения темпа, скорости выполнения опытных действий или их отдельных элементов.
Следственный эксперимент проводится для диагностики истинности показаний и изобличения лжи. Психологическая сила его заключается в практической демонстрации всем участникам эксперимента расхождения показаний с результатами, полученными в ходе опытных действий. Недопустимы опытные действия, унижающие честь и достоинство или содержащие угрозу для жизни и здоровья людей.
Литература по теме Основная: 1.Аминов И.И. Юридическая психология. - М., 2011. 2. Васильев В.Л. Юридическая психология. Учеб. - СПб.: Питер, 2010. 3. Еникеев М.И. Юридическая психология. Учеб. – СПб.: Питер, 2010. 4. Лебедев И.Б., Родин В.Ф., Мариновская И.Д., Цветков В.Л. Юридическая психология. Учеб. / Под общ. ред. В.Я. Кикотя. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. 5. Образцов В.А., Богомолова Н.Н. Криминалистическая психология.- М.: Закон и право, 2002. Дополнительная: 6. Волков В.Н. Юридическая психология. – М., 2007. 7. Ситковская О. Д. Психология уголовной ответственности. - М., 1998. 8.Столяренко А.М. Прикладная юридическая психология. - М., 2001. 9.Столяренко А. М. Психологические приемы в работе юриста: практ. пособие. - М., 2000. 10.Чуфаровский Ю. В. Юридическая психология. - М., 2010.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|