Методические указания по изучению темы
Ответьте на следующие вопросы: 1. Охарактеризуйте общие психологические закономерности предварительного следствия. 2. Перечислите психологические особенности осмотра места происшествия. 3. Дайте психологическую характеристику обыска. 4. Назовите наиболее общие социально-психологические условия ведения допроса. 5. Каковы психологические особенности формирования показаний? 6. В чем суть психологических аспектов подготовки к допросу? 7. Какие психологические приемы получения достоверных и нейтрализации ложных показаний Вы можете назвать? 8. Какие факторы влияют на процесс восприятия при опознании? 9. Какие условия необходимо создать для проведения следственного эксперимента?
Напишите небольшое эссе (объемом 2-3 страницы) по одному из перечисленных ниже вопросов: 1. Психология осмотра места происшествия. 2. Психология обыска и задержания. 3. Психология опознания. 4. Психология следственного эксперимента. 5. Психология допроса свидетелей и потерпевших. 6. Психология допроса подозреваемого и обвиняемого. 7. Психология очной ставки. 8. Психологические аспекты взаимодействия с допрашиваемым на различных стадиях допроса.
Выполните тестовое задание для самопроверки: 1.Информационно-поисковые следственные действия – это группа следственных действий, которые имеют в основе: a) коммуникативную деятельность b) психологическую деятельность c) познавательную и конструктивную деятельность d) организационную деятельность e) профилактическую деятельность 2.Отношения «позиционной солидарности» между адвокатом и подзащитным должны сохраняться: a) при любом варианте поведения подзащитного;
b) за исключением случаев ложного самооговора подзащитного (подсудимого); c) за исключением случаев, когда адвокат искренне осуждает противоправные действия подзащитного d) за исключением тех случаев, когда адвокат отказывается от своего подзащитного 3.Убежденность, долг и профессиональная ответственность относятся к a) мотивам правомерного поведения b) способам правомерного поведения c) целям правомерного поведения d) результатам правомерного поведения 4.Предметом юридической психологии является: a) психология людей в отношениях с системой права b) психологические особенности юристов c) психологические аспекты юридической деятельности d) психологические особенности правонарушителей 5.Согласно теории австрийского врача-анатома Франца Галля имеет место прямая зависимость между a) преступным поведением и антропометрическими характеристиками b) психическими явлениями и физическими особенностями строения туловища c) психическими явлениями и физическими особенностями строения мозга d) преступным поведением и социальными условиями жизни 6.Какие из перечисленных видов мнемической помощи не являются процессуально дозволенными: а) предоставление возможности свободного рассказа б) восстановление в памяти допрашиваемого лица забытого им материала на основе ассоциативных механизмов: по смежности, сходству, контрасту, логическим связям явления, по структурно-функциональной объединенности в) использование закрытых вопросов внушающего характера г) ознакомление допрашиваемого с показаниями других лиц д) допрос на месте происшествия е) использование визуальных стимулирующих материалов: фотографий, схем, выезд на место происшествия 7.По степени формализации процедуры метод наблюдения, который используется в юридической психологии, можно классифицировать на a) косвенное и непосредственное
b) структуризованное и неструктуризованное c) полевое и лабораторное d) систематическое и случайное 8. Какие из перечисленных свойств индивида следует отнести к свойствам его характера: a) импульсивный, вспыльчивый b) творческий, выдающийся c) добродушный, мягкий d) живой, чувствительный 9. Темперамент представляет собой a) динамические характеристики психической деятельности индивида b) свойства нервной системы (сила-слабость, уравновешенность-неуравновешенность, подвижность-инертность) c) описание психофизиологических особенностей человека d) полностью устаревшее понятие. 10. Принцип дополнения состоит в том, что мозг стремится a) дополнить плохо очерченный контур b) сгруппировать близко расположенные друг к другу элементы c) сгруппировать сходные элементы d) все ответы верны
Практические задания:
Задание 1. Приведите, пожалуйста, примеры того, как характерологические особенности личности, а также приобретенные человеком привычки и профессиональные навыки влияют на способ сокрытия им искомого. Образец: трусливость — трусливый человек попытается укрыть уличающие предметы подальше, чтобы, тем самым, «успокоить» себя.
Задание 2. Ответьте на следующие вопросы: 1. Что такое опознание? Какие существует виды опознания? 2. В каких временных пределах находиться средняя величина порога узнавания человеческого лица при его непосредственном восприятии и по фотографии? Задание 3. В дачном поселке, в двадцати метрах от палисадника одного из домов, был обнаружен труп мужчины. Следствие интересовало, слышали ли соседи какой-либо шум и в какое время. Оказалось, что в одном из домов, около которого был обнаружен труп, накануне до 12 часов ночи горел свет; в доме в интересующее следствие время находились двое взрослых и один мальчик, ученик 3-го класса.
Взрослые на допросе ничего не могли сообщить об обстоятельствах, относящихся к событию преступления, и только мальчик показал, что слышал на улице какой-то шум и крик, но в какое время не помнит. Какой тактический прием можно применить при допросе несовершеннолетнего? Задание 4. Проанализируйте представленные ситуации осмотра места происшествия: 1. При осмотре места происшествия пистолет был обнаружен лишь в динамической стадии осмотра — под туловищем трупа после того, как последний был перевернут. 2. При осмотре места происшествия пистолет был обнаружен крепко зажатым в руке трупа, охваченного окоченением. Дайте психологический анализ приведенных ситуаций в плане возможности оценки каждой из них как инсценировки на месте происшествия. Задание 5. В городе Н. был обнаружен труп женщины, висевший в петле. Следователь, проводивший осмотр места происшествия, усомнился в том, что погибшая покончила жизнь самоубийством. В связи с этим после осмотра места происшествия следователь приступил к тщательному обыску помещения и надворных построек. На куске веревки, лежавшей в сарае, он заметил несколько женских волос, а среди тряпок, сложенных в корзине, нашел скомканный влажный кусок ткани, по-видимому, оторванный от женской рубашки. Предположите, как перечисленные результаты обыска дома потерпевшей помогли следователю убедиться в том, что данное самоубийство инсценировано? Задача 6. По одному делу было установлено, что обвиняемый имел в пригороде участок, на котором проводил все свободное время. Там, под корнями одного из плодовых деревьев, был найден тайник, где оказалось 110 тысяч долларов США, заклеенных в кусок резиновой шины. Охарактеризуйте, пожалуйста, значение профессиональных и иных навыков (формирующихся, например, в результате любительских занятий, увлечений) в создании тайных хранилищ, выборе места сокрытия и способов маскировки сокрытого. Также, поясните, что такое навык; назовите виды навыков и условия его формирования; дайте физиологическое обоснование формирования навыка.
Задание 7. Напишите, пожалуйста, основные правила использования приемов психического воздействия в деятельности сотрудника ОВД. Приведите пример неправомерного использования сотрудником ОВД приема психического воздействия. Поясните, в чем заключается нарушение правил оказания психического воздействия.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|