Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методические указания по изучению темы




 

Ответьте на следующие вопросы:

1. Охарактеризуйте общие психологические закономерности предварительного следствия.

2. Перечислите психологические особенности осмотра места происшествия.

3. Дайте психологическую характеристику обыска.

4. Назовите наиболее общие социально-психологические условия ведения допроса.

5. Каковы психологические особенности формирования показаний?

6. В чем суть психологических аспектов подготовки к допросу?

7. Какие психологические приемы получения достоверных и нейтрализации ложных показаний Вы можете назвать?

8. Какие факторы влияют на процесс восприятия при опознании?

9. Какие условия необходимо создать для проведения следственного эксперимента?

 

Напишите небольшое эссе (объемом 2-3 страницы) по одному из перечисленных ниже вопросов:

1. Психология осмотра места происшествия.

2. Психология обыска и задержания.

3. Психология опознания.

4. Психология следственного эксперимента.

5. Психология допроса свидетелей и потерпевших.

6. Психология допроса подозреваемого и обвиняемого.

7. Психология очной ставки.

8. Психологические аспекты взаимодействия с допрашиваемым на различных стадиях допроса.

 

Выполните тестовое задание для самопроверки:

1.Информационно-поисковые следственные действия – это группа следственных действий, которые имеют в основе:

a) коммуникативную деятельность

b) психологическую деятельность

c) познавательную и конструктивную деятельность

d) организационную деятельность

e) профилактическую деятельность

2.Отношения «позиционной солидарности» между адвокатом и подзащитным должны сохраняться:

a) при любом варианте поведения подзащитного;

b) за исключением случаев ложного самооговора подзащитного (подсудимого);

c) за исключением случаев, когда адвокат искренне осуждает противоправные действия подзащитного

d) за исключением тех случаев, когда адвокат отказывается от своего подзащитного

3.Убежденность, долг и профессиональная ответственность относятся к

a) мотивам правомерного поведения

b) способам правомерного поведения

c) целям правомерного поведения

d) результатам правомерного поведения

4.Предметом юридической психологии является:

a) психология людей в отношениях с системой права

b) психологические особенности юристов

c) психологические аспекты юридической деятельности

d) психологические особенности правонарушителей

5.Согласно теории австрийского врача-анатома Франца Галля имеет место прямая зависимость между

a) преступным поведением и антропометрическими характеристиками

b) психическими явлениями и физическими особенностями строения туловища

c) психическими явлениями и физическими особенностями строения мозга

d) преступным поведением и социальными условиями жизни

6.Какие из перечисленных видов мнемической помощи не являются процессуально дозволенными:

а) предоставление возможности свободного рассказа

б) восстановление в памяти допрашиваемого лица забытого им материала на основе ассоциативных механизмов: по смежности, сходству, контрасту, логическим связям явления, по структурно-функциональной объединенности

в) использование закрытых вопросов внушающего характера

г) ознакомление допрашиваемого с показаниями других лиц

д) допрос на месте происшествия

е) использование визуальных стимулирующих материалов: фотографий, схем, выезд на место происшествия

7.По степени формализации процедуры метод наблюдения, который используется в юридической психологии, можно классифицировать на

a) косвенное и непосредственное

b) структуризованное и неструктуризованное

c) полевое и лабораторное

d) систематическое и случайное

8. Какие из перечисленных свойств индивида следует отнести к свойствам его характера:

a) импульсивный, вспыльчивый

b) творческий, выдающийся

c) добродушный, мягкий

d) живой, чувствительный

9. Темперамент представляет собой

a) динамические характеристики психической деятельности индивида

b) свойства нервной системы (сила-слабость, уравновешенность-неуравновешенность, подвижность-инертность)

c) описание психофизиологических особенностей человека

d) полностью устаревшее понятие.

10. Принцип дополнения состоит в том, что мозг стремится

a) дополнить плохо очерченный контур

b) сгруппировать близко расположенные друг к другу элементы

c) сгруппировать сходные элементы

d) все ответы верны

 

Практические задания:

 

Задание 1. Приведите, пожалуйста, примеры того, как характерологические особенности личности, а также приобретенные человеком привычки и профессиональные навыки влияют на способ сокрытия им искомого.

Образец: трусливость — трусливый человек попытается укрыть уличающие предметы подальше, чтобы, тем самым, «успокоить» себя.

 

Личностные характеристики преступника Примеры сокрытия преступления
Жадность  
 
 
Трусливость  
 
 
Эгоизм  
 
 
Аккуратность  
 
 
Рассеянный  
 
 
Семейное положение  
 
 
Хобби (коллекционирование, моделирование и т. п.)  
 
 
Профессиональная принадлежность  
 
 

Задание 2. Ответьте на следующие вопросы:

1. Что такое опознание? Какие существует виды опознания?

2. В каких временных пределах находиться средняя величина порога узнавания человеческого лица при его непосредственном восприятии и по фотографии?

Задание 3. В дачном поселке, в двадцати метрах от палисадника одного из домов, был обнаружен труп мужчины. Следствие интересовало, слышали ли соседи какой-либо шум и в какое время. Оказалось, что в одном из домов, около которого был обнаружен труп, накануне до 12 часов ночи горел свет; в доме в интересующее следствие время находились двое взрослых и один мальчик, ученик 3-го класса.

Взрослые на допросе ничего не могли сообщить об обстоятельствах, относящихся к событию преступления, и только мальчик показал, что слышал на улице какой-то шум и крик, но в какое время не помнит.

Какой тактический прием можно применить при допросе несовершеннолетнего?

Задание 4. Проанализируйте представленные ситуации осмотра места происшествия:

1. При осмотре места происшествия пистолет был обнаружен лишь в динамической стадии осмотра — под туловищем трупа после того, как последний был перевернут.

2. При осмотре места происшествия пистолет был обнаружен крепко зажатым в руке трупа, охваченного окоченением.

Дайте психологический анализ приведенных ситуаций в плане возможности оценки каждой из них как инсценировки на месте происшествия.

Задание 5. В городе Н. был обнаружен труп женщины, висевший в петле. Следователь, проводивший осмотр места происшествия, усомнился в том, что погибшая покончила жизнь самоубийством. В связи с этим после осмотра места происшествия следователь приступил к тщательному обыску помещения и надворных построек. На куске веревки, лежавшей в сарае, он заметил несколько женских волос, а среди тряпок, сложенных в корзине, нашел скомканный влажный кусок ткани, по-видимому, оторванный от женской рубашки.

Предположите, как перечисленные результаты обыска дома потерпевшей помогли следователю убедиться в том, что данное самоубийство инсценировано?

Задача 6. По одному делу было установлено, что обвиняемый имел в пригороде участок, на котором проводил все свободное время. Там, под корнями одного из плодовых деревьев, был найден тайник, где оказалось 110 тысяч долларов США, заклеенных в кусок резиновой шины.

Охарактеризуйте, пожалуйста, значение профессиональных и иных навыков (формирующихся, например, в результате любительских занятий, увлечений) в создании тайных хранилищ, выборе места сокрытия и способов маскировки сокрытого. Также, поясните, что такое навык; назовите виды навыков и условия его формирования; дайте физиологическое обоснование формирования навыка.

Задание 7. Напишите, пожалуйста, основные правила использования приемов психического воздействия в деятельности сотрудника ОВД.

Приведите пример неправомерного использования сотрудником ОВД приема психического воздействия. Поясните, в чем заключается нарушение правил оказания психического воздействия.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...